Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"
Оценка 4.8

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
чтение
2 кл
20.05.2018
Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"
Тема: А.П. Гайдар. Совесть. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса начальной школы в рамках ФГОС. На уроке ведущей является технология продуктивного чтения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая служит средством формирования всех УУД личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных. Технология включает в себя три этапа: 1 этап: работа с текстом до чтения : Здесь мною были использованы приемы: - антиципация - постановка цели урока с учетом мотивационной и психологической готовности учащихся к работе - рассказ о писателе. Работа с заглавием. 2 этап: Работа с текстом во время чтения: 1. Первичное чтение текста учителем . -выявление первичного восприятия с помощью беседы 2. Перечитывание текста. Повторное чтение с последующим анализом произведения, используя прием: выборочное чтение. 3. Беседа по содержанию в целом. - постановка вопросов - наблюдение над поведением героев - обращение к отдельным фрагментам текста. 3 этап: Работа с текстом после чтения. 1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Формирование основной идеи текста. 3. Соотнесение читательских интерпретаций (оценок) произведения с авторской позицией. 4. Работа с дополнительными источниками (материалы пословиц). На этапе актуализации знаний была создана проблемная ситуация. На этапе решения учебной задачи был использован принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие на эмоционально – чувственную сферу маленького читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, провела физическую гимнастику.Главная цель любого урока литературного чтения и моего в данном случае – формирование читательской компетенции младшего школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений; - овладевать речевой и коммуникативной культурой; - воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности; - создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;
литература 2 класс.doc
Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения  во 2 классе Автор ОУ Нертымова Наталья Вильямовна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Урай Предмет литературное чтение Тема  Класс А.П.Гайдар «Совесть» 2 класс  учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: Э.Э. Кац, УМК «Планета знаний»   презентация к уроку (для учащихся);  карточки для детей 3 четверть _99  урок по тематическому планированию Учебно­ методическое  обеспечение Время  реализации  занятия Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе  с художественным текстом. Задачи урока:  воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность  показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;  учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;  формировать коммуникативные навыки;   развивать интерес к чтению Тип урока Форма урока работа с художественным текстом анализ литературного произведения. Оборудование Для учителя – демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор; Для учащихся – текст рассказа,  письменные принадлежности, карточки Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы:  чтение с остановками;  обращение к личному опыту учащихся;  прогнозирование по названию;  кластер;   верные­неверные утверждения синквейн;  использование «толстых» и «тонких» вопросов. Формируем УУД: Познавательные УУД 1. 2. умение извлекать информацию из текста умение на основе анализа объектов делать выводы 3. 4. умение обобщать и классифицировать по признакам умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД 1. умение слушать и понимать других 2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами 3. умение оформлять свои мысли в устной форме  Регулятивные УУД 1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 3. умение определять цель деятельности на уроке 4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Личностные УУД 1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией План проведения урока 1. Организационный момент 2. Психологический настрой 3. Подготовительный. Стадия вызова Этапы урока Временная реализация 30 сек 30 сек  7 мин 4. Восприятие нового. Стадия осмысления 5. Физминутка под музыку 6. Присвоение информации. Стадия рефлексии 7.Домашнее задание 8.Итог урока  Ход урока 14 мин 1 мин 5 мин 1 мин 1 мин Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Действия учителя УУД на этапах урока 1.Организационный  момент Цель: осознанное  вхождение учащегося  в пространство  учебной деятельности; мотивирование  ученика к учебной  деятельности. 2. Психологический  настрой Учитель: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться. На вас надеюсь я, друзья! Вы хороший дружный класс. Всё получится у нас! – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Цель:  – Что вы почувствовали? Слайд №1 Происходит  формирование  Личностных УУД  к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности Говорю   слова настроя   на урок ­ актуализировать  требования к ученику  со стороны учебной  деятельности; ­ создание условий  для возникновения у  учеников внутренней  потребности  включения в учебную  деятельность 3.Подготовительный этап. Цель:  ­ выяснить то, что  знают дети по теме;  ­ активизация  имеющихся знаний. – Какое у вас настроение? Девиз урока (записан на доске): «Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои  поступки» I.Стадия вызова Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.  СИНКВЕЙН 1.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(совесть)             2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. Слайд №2 Предлагаю   синквейн без  первой  П  умение   на основе   анализа объектов   делать выводы К    умение  строить речевые  высказывания в 5.Переживание. Вопрос: – Перед вами – синквейн ­  5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте,  посовещайтесь в парах и назовите это слово. ( Дети говорят свои  предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»). – Как вы можете объяснить это понятие?  ­Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему­  кластер  (нарисован  на доске)  строчки соответствии с  поставленными  задачами К     умение  оформлять свои  мысли в устной  форме (дети дают ответы) КЛАСТЕР  Вписываю в  кластер  объяснения  этого слова,  данные детьми (3 слова) 4. Восприятие  нового. Стадия  осмысления. Цель:   Развивать  читательские умения  формулировать  основную мысль  текста ­Как вы думаете, как должен вести себя совестливый человек?  (Человек, который ведёт себя достойно по отношению к другим в  любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не предаёт,  не указывает на недостатки других людей в обидной форме) Слайд №3                                                               Знаем, что она ­ бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в  мыслях (даже тайных) может  заставлять. II. Стадия осмысления Слайд №4 Слайд №5  умение   на П   основе   анализа объектов   делать выводы К            умение строить   речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачами К               умение  оформлять свои  мысли в устной  форме Р           умение ­ О человеке судят по его поступкам, а о писателе ­ по его  произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ Аркадия  Петровича Гайдара. Этот  человек прожил достойную жизнь,  написал много книг не только для взрослых, но и для детей.  Слайд№6 осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и  его команда», «Голубая  чашка» А.П.Гайдар «Совесть» ­Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня  познакомимся Прогнозирование ­Можно ли определить по названию, каким будет этот рассказ:  шуточным, серьёзным или поучительным? Напишите ваши предположения на листочках от дерева  предсказаний (зелёные листочки)     К   слушать понимать других    умение и Л         формируем  умение оценивать  поступки в  соответствии с  определенной  ситуацией Слайд №7 Словарная разминка - В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова,  давайте их прочитаем по слогам (хором): ВЫ­ШМЫГ­НУ­ЛА  ДОБ­РО­ДУШ­НЫЙ УК­РАД­КОЙ СМЕК­НУ­ЛА ДО­ВЕР­ЧИ­ВЫ­Е БОЛ­ТА­ЕТ­СЯ НАТ­КНУ­ЛАСЬ БЕС­ПО­ЩАД­НАЯ ­Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят) «Чтение с пометками   INSERT      »  У каждого из вас на столе жёлтые карточки с этими словами.  Возьмите карандаш, и прочитав ещё раз слова, листочки не  переворачиваем, сделайте около каждого из них пометки: V – то, что вам знакомо и можете объяснить; + – новое для вас слово; ? – не  понятное для вас слово v Знаю + ? Новое для меня Есть вопрос Слайд №8 Словарная работа (толкование слов по словарю) ­ Разверните жёлтые карточки ­  Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре  Серг я Ив новича  Óжегова: ее ае Вышмыгнуть ­ быстро, бесшумно и незаметно  выскочить, уйти откуда­нибудь Добродушный ­  добрый и мягкий по характеру,  незлобивый. Украдкой­ скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть ­  догадываться, понимать,  рассчитывать... Доверчивый ­  склонный к доверию, не подозревающий  обмана, лжи. Болтаться­ бездельничать, бродить, двигаться,  шататься. Наткнуться­наскочить, напороться на что­либо  острое. Беспощадный­  не дающий пощады; жестокий,  безжалостный. ­Совпали ли ваши предположения с толкованием в  словаре? Слайд №9 Включаю  физминутку умение П:  извлекать информацию   из текста П:  умение   на основе   анализа объектов   делать выводы   П:  умение делать выводы в результате совместной работы умение К:    слушать и   понимать друг К: умение строить речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачами Происходит Физминутка «Кошки и мышки» 5.Физминутка под  музыку. Цель:Повышение  умственной  работоспособности  детей,  предупреждение  преждевременного  наступления  утомления и снятия  мышечного  напряжения Восприятие нового.  Стадия осмысления. Чтение  с остановками. ­ Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что  хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту) Предлагаю  перевернуть  листочки с  текстом,  лежащие на  столе формирование  Личностных УУД К:  умение  оформлять свои  мысли в устной  форме Р:                      умение  осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию Чтение 1 фрагмента (1 и  2 абзацов). Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не  идти в школу.  Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во  время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина  украдкой прошла в рощу.  1 остановка Вопросы по осмыслению текста ­ Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки) ­Как она туда прошла? (Украдкой) ­Что такое «украдкой»? (Тайно) ­Почему «украдкой»? (стыдно) Чтение 2 фрагмента Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она  побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на  малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми  глазами.           умение и Р:  принимать сохранять учебную   цель   и задачу Слайд №10 «Встреча  Нины с  малышом» П:(общеучебные­ смысловое чтение, умение  структуировать  знания) умение П:  извлекать информацию   из текста К  : слушать понимать других  умение и   К:   умение строить   речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачами А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него  тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над  ним подшутить.  — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И  это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и  школу?  — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на  урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и  я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был  такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.  2 остановка Вопросы по осмыслению текста: умение П:  извлекать информацию   из текста П:  умение   на основе   анализа объектов   делать выводы   П:  умение   делать выводы в результате совместной работы ­Какое настроение было у Нины? (хорошее) ­Кого она встретила? (Малыша) ­Каким был мальчик, которого встретила Нина? ­Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»?  (судила по себе) – Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком) ­ Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки) ­ Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная  причина) ­Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу? Чтение 3  фрагмента А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать  под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.  Вышмыгнула из­за ветвей собака, книг не тронула, а  завтрак съела.  Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было  украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.  3 остановка – Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно) ­Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в  роще действительно была  собака) ­Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная) ­Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет) ­Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое  грызла беспощадная  совесть. ) ­ Как вы понимаете выражение  «грызла беспощадная совесть»?  (было больно, обидно, стыдно) Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его: Кластер ­Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого  рассказа? Словарь Ожегова: совесть­ чувство нравственной  ответственности за своё поведение перед окружающими  людьми, обществом. Осознанное чтение.(Дети самостоятельно читают текст, на  экране словарь к тексту) III. Рефлексия ­ О ком этот рассказ?(о Нине Карнауховой) ­ Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого  случая?(да) ­ Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет) ­ О чем рассказ? (о совести) ­ Может ли совесть сделать человека лучше?  (совесть помогает стать человеку лучше) 6.Присвоение  информации. Стадия рефлексии Цель: ­ организовать  рефлексию и  самооценку учениками собственной учебной  деятельности Р:    умение  осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию К : (умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои ­   Давайте   вернёмся   к   листочкам   с   «дерева   предсказаний»,   так какой   же   это   рассказ:   шуточный,   серьёзный   или   поучительный? (учит, поучительный) ­У кого совпали предположения, поднимите руку. Слайд №11 Об авторе:  ­ Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой  человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым,  трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же  больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную  библиотеку. Слайд№ 12 Верные­неверные утверждения ­Ребята, а  правда ли, что: 1. Надо любить только себя и не уважать других? ­ Весь урок на доске мы видели слова: 2.Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки. ­ Верно ли это? ­ Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки. Закончи предложение. (при наличии времени) Сегодня я узнал…           Было интересно…                Было трудно… Я выполнял задания…              Я понял, что…                   Я почувствовал,  что…       Я приобрел…        Я научился…            У меня получилось …           Я смог…       Я попробую…        Меня удивило…   Урок дал мне для жизни…    Мне  мысли), Л :(оценивание  усваиваемого  содержания,  исходя из  социальных и  личностных  ценностей) К: умение  слушать и  понимать других К: умение строить речевые  высказывания в  соответствии с  поставленными  задачами К:  умение  оформлять свои  мысли в устной  форме захотелось… 7.Домашнее задание Творческое задание. Слайд №13 8. Итог урока –  Дома прочтите этот рассказ.  Подготовьтесь к выразительному  чтению по ролям. ­  Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей  совести?  Подготовьтесь и расскажите об этом. Аутотренинг. ­ Вы сегодня очень хорошо потрудились, большое спасибо вам за  это. Каждому из вас я хотела бы подарить по маленькому  сердечку, как частичку моей любви к вам. А теперь, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под  другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего  тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь  потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во  Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше и чище от тепла  ваших сердец. Урок окончен.  Слайд№ 14 Слайд №15 Список использованной литературы 1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.­метод. пособие. М.: Мирос, 2002. –  176 с. 2. Громова О. критическое мышление – как это по­русски?// Библиотека в школе ­2001 ­№12. 3. Муштавинская И.В. Технология  критического мышления: научно­методическое осмысление// Методист – 2002 ­№2. 4. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2018