Урок по литературному чтению А.Гайдар "Совесть"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.П. Гайдар. Совесть. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса начальной школы в рамках ФГОС. На уроке ведущей является технология продуктивного чтения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая служит средством формирования всех УУД личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных. Технология включает в себя три этапа: 1 этап: работа с текстом до чтения : Здесь мною были использованы приемы: - антиципация - постановка цели урока с учетом мотивационной и психологической готовности учащихся к работе - рассказ о писателе. Работа с заглавием. 2 этап: Работа с текстом во время чтения: 1. Первичное чтение текста учителем . -выявление первичного восприятия с помощью беседы 2. Перечитывание текста. Повторное чтение с последующим анализом произведения, используя прием: выборочное чтение. 3. Беседа по содержанию в целом. - постановка вопросов - наблюдение над поведением героев - обращение к отдельным фрагментам текста. 3 этап: Работа с текстом после чтения. 1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Формирование основной идеи текста. 3. Соотнесение читательских интерпретаций (оценок) произведения с авторской позицией. 4. Работа с дополнительными источниками (материалы пословиц). На этапе актуализации знаний была создана проблемная ситуация. На этапе решения учебной задачи был использован принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие на эмоционально – чувственную сферу маленького читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, провела физическую гимнастику.Главная цель любого урока литературного чтения и моего в данном случае – формирование читательской компетенции младшего школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений; - овладевать речевой и коммуникативной культурой; - воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности; - создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;
Иконка файла материала литература 2 класс.doc
Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения  во 2 классе Автор ОУ Нертымова Наталья Вильямовна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Урай Предмет литературное чтение Тема  Класс А.П.Гайдар «Совесть» 2 класс  учебник «Литературное чтение», 2 класс (часть 2), автор: Э.Э. Кац, УМК «Планета знаний»   презентация к уроку (для учащихся);  карточки для детей 3 четверть _99  урок по тематическому планированию Учебно­ методическое  обеспечение Время  реализации  занятия Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе  с художественным текстом. Задачи урока:  воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность  показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;  учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;  формировать коммуникативные навыки;   развивать интерес к чтениюТип урока Форма урока работа с художественным текстом анализ литературного произведения. Оборудование Для учителя – демонстрационный материал, текст рассказа, мультимедийный проектор; Для учащихся – текст рассказа,  письменные принадлежности, карточки Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы:  чтение с остановками;  обращение к личному опыту учащихся;  прогнозирование по названию;  кластер;   верные­неверные утверждения синквейн;  использование «толстых» и «тонких» вопросов. Формируем УУД: Познавательные УУД 1. 2. умение извлекать информацию из текста умение на основе анализа объектов делать выводы3. 4. умение обобщать и классифицировать по признакам умение делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД 1. умение слушать и понимать других 2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами 3. умение оформлять свои мысли в устной форме  Регулятивные УУД 1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей 2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 3. умение определять цель деятельности на уроке 4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Личностные УУД 1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией План проведения урока 1. Организационный момент 2. Психологический настрой 3. Подготовительный. Стадия вызова Этапы урока Временная реализация 30 сек 30 сек  7 мин4. Восприятие нового. Стадия осмысления 5. Физминутка под музыку 6. Присвоение информации. Стадия рефлексии 7.Домашнее задание 8.Итог урока  Ход урока 14 мин 1 мин 5 мин 1 мин 1 мин Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Действия учителя УУД на этапах урока 1.Организационный  момент Цель: осознанное  вхождение учащегося  в пространство  учебной деятельности; мотивирование  ученика к учебной  деятельности. 2. Психологический  настрой Учитель: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться. На вас надеюсь я, друзья! Вы хороший дружный класс. Всё получится у нас! – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Цель:  – Что вы почувствовали? Слайд №1 Происходит  формирование  Личностных УУД  к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности Говорю   слова настроя   на урок­ актуализировать  требования к ученику  со стороны учебной  деятельности; ­ создание условий  для возникновения у  учеников внутренней  потребности  включения в учебную  деятельность 3.Подготовительный этап. Цель:  ­ выяснить то, что  знают дети по теме;  ­ активизация  имеющихся знаний. – Какое у вас настроение? Девиз урока (записан на доске): «Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои  поступки» I.Стадия вызова Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.  СИНКВЕЙН 1.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(совесть)             2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. Слайд №2 Предлагаю   синквейн без  первой  П  умение   на основе   анализа объектов   делать выводы К    умение  строить речевые  высказывания в5.Переживание. Вопрос: – Перед вами – синквейн ­  5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте,  посовещайтесь в парах и назовите это слово. ( Дети говорят свои  предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»). – Как вы можете объяснить это понятие?  ­Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему­  кластер  (нарисован  на доске)  строчки соответствии с  поставленными  задачами К     умение  оформлять свои  мысли в устной  форме (дети дают ответы) КЛАСТЕР  Вписываю в  кластер  объяснения  этого слова,  данные детьми (3 слова)4. Восприятие  нового. Стадия  осмысления. Цель:   Развивать  читательские умения  формулировать  основную мысль  текста ­Как вы думаете, как должен вести себя совестливый человек?  (Человек, который ведёт себя достойно по отношению к другим в  любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не предаёт,  не указывает на недостатки других людей в обидной форме) Слайд №3                                                               Знаем, что она ­ бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в  мыслях (даже тайных) может  заставлять. II. Стадия осмысления Слайд №4 Слайд №5  умение   на П   основе   анализа объектов   делать выводы К            умение строить   речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачами К               умение  оформлять свои  мысли в устной  форме Р           умение­ О человеке судят по его поступкам, а о писателе ­ по его  произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ Аркадия  Петровича Гайдара. Этот  человек прожил достойную жизнь,  написал много книг не только для взрослых, но и для детей.  Слайд№6 осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и  его команда», «Голубая  чашка» А.П.Гайдар «Совесть» ­Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня  познакомимся Прогнозирование ­Можно ли определить по названию, каким будет этот рассказ:  шуточным, серьёзным или поучительным? Напишите ваши предположения на листочках от дерева  предсказаний (зелёные листочки)     К   слушать понимать других    умение и Л         формируем  умение оценивать  поступки в  соответствии с  определенной  ситуациейСлайд №7 Словарная разминка - В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова,  давайте их прочитаем по слогам (хором): ВЫ­ШМЫГ­НУ­ЛА  ДОБ­РО­ДУШ­НЫЙ УК­РАД­КОЙ СМЕК­НУ­ЛА ДО­ВЕР­ЧИ­ВЫ­Е БОЛ­ТА­ЕТ­СЯ НАТ­КНУ­ЛАСЬ БЕС­ПО­ЩАД­НАЯ ­Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят) «Чтение с пометками   INSERT      »  У каждого из вас на столе жёлтые карточки с этими словами.  Возьмите карандаш, и прочитав ещё раз слова, листочки не  переворачиваем, сделайте около каждого из них пометки: V – то, что вам знакомо и можете объяснить; + – новое для вас слово; ? – не  понятное для вас слово v Знаю + ? Новое для меня Есть вопрос Слайд №8Словарная работа (толкование слов по словарю) ­ Разверните жёлтые карточки ­  Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре  Серг я Ив новича  Óжегова: ее ае Вышмыгнуть ­ быстро, бесшумно и незаметно  выскочить, уйти откуда­нибудь Добродушный ­  добрый и мягкий по характеру,  незлобивый. Украдкой­ скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть ­  догадываться, понимать,  рассчитывать... Доверчивый ­  склонный к доверию, не подозревающий  обмана, лжи. Болтаться­ бездельничать, бродить, двигаться,  шататься. Наткнуться­наскочить, напороться на что­либо  острое. Беспощадный­  не дающий пощады; жестокий,  безжалостный. ­Совпали ли ваши предположения с толкованием в  словаре? Слайд №9 Включаю  физминутку умение П:  извлекать информацию   из текста П:  умение   на основе   анализа объектов   делать выводы   П:  умение делать выводы в результате совместной работы умение К:    слушать и   понимать друг К: умение строить речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачами ПроисходитФизминутка «Кошки и мышки» 5.Физминутка под  музыку. Цель:Повышение  умственной  работоспособности  детей,  предупреждение  преждевременного  наступления  утомления и снятия  мышечного  напряжения Восприятие нового.  Стадия осмысления. Чтение  с остановками. ­ Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что  хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту) Предлагаю  перевернуть  листочки с  текстом,  лежащие на  столе формирование  Личностных УУД К:  умение  оформлять свои  мысли в устной  форме Р:                      умение  осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексиюЧтение 1 фрагмента (1 и  2 абзацов). Нина Карнаухова не приготовила урока … и решила не  идти в школу.  Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во  время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина  украдкой прошла в рощу.  1 остановка Вопросы по осмыслению текста ­ Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки) ­Как она туда прошла? (Украдкой) ­Что такое «украдкой»? (Тайно) ­Почему «украдкой»? (стыдно) Чтение 2 фрагмента Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она  побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на  малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми  глазами.           умение и Р:  принимать сохранять учебную   цель   и задачу Слайд №10 «Встреча  Нины с  малышом» П:(общеучебные­ смысловое чтение, умение  структуировать  знания) умение П:  извлекать информацию   из текста К  : слушать понимать других  умение и   К:   умение строить   речевые высказывания   в соответствии   с поставленными задачамиА так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него  тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над  ним подшутить.  — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И  это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и  школу?  — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на  урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и  я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был  такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.  2 остановка Вопросы по осмыслению текста: умение П:  извлекать информацию   из текста П:  умение   на основе   анализа объектов   делатьвыводы   П:  умение   делать выводы в результате совместной работы ­Какое настроение было у Нины? (хорошее) ­Кого она встретила? (Малыша) ­Каким был мальчик, которого встретила Нина? ­Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»?  (судила по себе) – Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком) ­ Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки) ­ Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная  причина) ­Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу? Чтение 3  фрагмента А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать  под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.  Вышмыгнула из­за ветвей собака, книг не тронула, а  завтрак съела.  Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было  украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ееголовой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.  3 остановка – Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно) ­Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в  роще действительно была  собака) ­Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная) ­Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет) ­Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое  грызла беспощадная  совесть. ) ­ Как вы понимаете выражение  «грызла беспощадная совесть»?  (было больно, обидно, стыдно) Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его: Кластер ­Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого  рассказа?Словарь Ожегова: совесть­ чувство нравственной  ответственности за своё поведение перед окружающими  людьми, обществом. Осознанное чтение.(Дети самостоятельно читают текст, на  экране словарь к тексту) III. Рефлексия ­ О ком этот рассказ?(о Нине Карнауховой) ­ Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого  случая?(да) ­ Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет) ­ О чем рассказ? (о совести) ­ Может ли совесть сделать человека лучше?  (совесть помогает стать человеку лучше) 6.Присвоение  информации. Стадия рефлексии Цель: ­ организовать  рефлексию и  самооценку учениками собственной учебной  деятельности Р:    умение  осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию К : (умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои­   Давайте   вернёмся   к   листочкам   с   «дерева   предсказаний»,   так какой   же   это   рассказ:   шуточный,   серьёзный   или   поучительный? (учит, поучительный) ­У кого совпали предположения, поднимите руку. Слайд №11 Об авторе:  ­ Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой  человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым,  трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же  больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную  библиотеку. Слайд№ 12 Верные­неверные утверждения ­Ребята, а  правда ли, что: 1. Надо любить только себя и не уважать других? ­ Весь урок на доске мы видели слова: 2.Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки. ­ Верно ли это? ­ Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки. Закончи предложение. (при наличии времени) Сегодня я узнал…           Было интересно…                Было трудно… Я выполнял задания…              Я понял, что…                   Я почувствовал,  что…       Я приобрел…        Я научился…            У меня получилось …           Я смог…       Я попробую…        Меня удивило…   Урок дал мне для жизни…    Мне  мысли), Л :(оценивание  усваиваемого  содержания,  исходя из  социальных и  личностных  ценностей) К: умение  слушать и  понимать других К: умение строить речевые  высказывания в  соответствии с  поставленными  задачами К:  умение  оформлять свои  мысли в устной  формезахотелось… 7.Домашнее задание Творческое задание. Слайд №13 8. Итог урока –  Дома прочтите этот рассказ.  Подготовьтесь к выразительному  чтению по ролям. ­  Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей  совести?  Подготовьтесь и расскажите об этом. Аутотренинг. ­ Вы сегодня очень хорошо потрудились, большое спасибо вам за  это. Каждому из вас я хотела бы подарить по маленькому  сердечку, как частичку моей любви к вам. А теперь, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под  другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего  тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь  потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во  Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше и чище от тепла  ваших сердец. Урок окончен.  Слайд№ 14 Слайд №15 Список использованной литературы1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.­метод. пособие. М.: Мирос, 2002. –  176 с. 2. Громова О. критическое мышление – как это по­русски?// Библиотека в школе ­2001 ­№12. 3. Муштавинская И.В. Технология  критического мышления: научно­методическое осмысление// Методист – 2002 ­№2. 4. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002. – 330с.