Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».
Оценка 4.7

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
28.02.2018
Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”. Задачи: • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен; • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню; • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
1 (5).doc
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 г. Йошкар­Олы» Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська». Автор разработки:                      Токарева Фаина Петровна,               учитель начальных классов, высшей категории  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №24 г. Йошкар­Олы» Октябрь 2017 г. Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”. Задачи:    Образовательные:   систематизировать   знания   учащихся   о   творчестве И.А.Крылова,   выделить   особенности   басенного   жанра,   расширить   круг читаемых басен; Развивающие:   развивать   аналитические   и   творческие   способности, умение   рассуждать,   выразительно   читать,   пересказывать,   инсценировать басню; Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств. Оборудование:  Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация  Демонстрационный материал: конверты с заданиями.  Индивидуальные наглядные пособия:  карточки для самостоятельной работы. Планируемые результаты Личностными результатами являются умения и качества:  чувство красоты художественного слова, стремление к  совершенствованию собственной речи;  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и  окружающих людей;  умение осознавать и определять эмоции героев произведения,  сочувствовать и сопереживать ;  чувство любви к животным и природе. Метапредметными результатами являются: Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД  самостоятельно  формулировать тему  оформлять  свои мысли в   извлекать  информацию;  устной речи; высказывать и  обосновывать  свою точку  зрения;  перерабатывать и  преобразовывать  информацию из  одной формы в  другую.  работать  в  группе.  урока, цель своей  деятельности; в диалоге с учителем  вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности своей  работы и работы  других в  соответствии с этими  критериями. 1. Организационный момент. Мотивация. Уч:  Урок   литературного  чтения, но  прежде,  чем  его  начнём, хотелось   бы узнать   какое   у   вас   настроение. Покажите   смайлик,   который   соответствует вашему настроению.  Д: Показывают свои смайлики Уч:  знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?  Д: Надо улыбнуться.  Уч:  Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит   настроение   другим   ребятам.  Улыбнитесь   друг   другу   и   нашим гостям. 2. Актуализация знаний.  Уч:  Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название. Уч:  Электроник взял бумагу и карандаш  и мгновенно нарисовал чертёж Д:   «Приключения Электроника» Евгений Велтистов. Уч:    В монастырской келье узкой,  В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Д:   Наталья Кончаловская « Наша Древняя столица» Уч:   Вот то­то мне и духу придает, Что я совсем без драки,                          Могу попасть в большие забияки. Д:   И . А. Крылов «Слон и Моська» Уч:   Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые? Какая тема сегодняшнего  урока? Д:  Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська»  3. Постановка цели и задач урока. Постановка проблемного вопроса.  Уч:  А сейчас мы познакомимся с Иваном Андреевичем Крыловым и его                биографией.  1­йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье   армейского   офицера   .   Семья   была   бедной,   и   Ваня   Крылов   не   мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2­й   ученик: Упорное   самообразование   и   самовоспитание   принесли   свои плоды.   Впоследствии   Крылов   стал   одним   из   самых   образованных   людей своего   времени:   владел   французским   языком,   прекрасно   знал   русскую   и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3­й   ученик: В   своих   произведениях   он   изображал   жизнь   и   нравы   своих современников,   их   недостатки.   Открыто   об   этом   говорить   было   нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных. 4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство). Уч: – Посмотрите внимательно на экран.          – Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)  ­   Сегодня   мы   с   вами   продолжим   знакомство   с   удивительным   человеком, который   жил   в   19   веке.   Художник   К.Брюллов   изобразил   его   сидящим   в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. ­ Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать. Слова:  биография,   басня,  мораль,   «Слон   и   Моська»,     актуальность (вывешиваются на доску) ­ будут опорными словами на уроке. Уч:  ­   Итак,   ребята,   вы   уже   поняли,   что   мы   встретились   с   великим баснописцем   19   века   И.А.Крыловым.     Что   утверждает   Игорь?   С   чем   не согласен   И.А.   Крылов?   Как   бы   вы   сформулировали   проблемный   вопрос урока? (Ответы учащихся) ­ А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения. Проблемный вопрос:   Актуальны ли басни  И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем?  Совпали наши мнения?   5. Реализация построенного проекта. Уч:    Что   вы   можете   добавить   из   биографии   о   писателе?   Вам   знакомы произведения И.А. Крылова? Давайте вместе с вами вспомним их.  (хоровое чтение)   Д:   «Попрыгунья стрекоза                                         Лето красное пропела,            Оглянуться не успела,             Как зима катит в глаза…» Уч: ­ Кто сможет продолжить? Д: «Вороне где­то бог послал кусочек сыру…   На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем Уж собралась…» Уч:  ­Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова?  (чтение 1­2 отрывков) 6. Первичное закрепление с проговариванием. Уч:  ­   Как   вы   считаете,   к   какому   литературному   жанру   относятся   эти произведения? – Что такое басня?  – Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ?  Д: В учебнике. 7. Работа с учебником и тетрадью. ­  с. 89 последний абзац, со слов…  я видел, как короткий занимательный сюжет..   и   до   конца   страницы.   Параллельно,   работаем   в   тетради,   с.   37,   1 задание. ­ Читаем монолог Крылова  (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) Я   вам   постараюсь   помочь.   Работа   с   текстом   и   в   тетради,   чтение вывода.) ­ Читаем, что же такое басня? (Басня   –   это   занимательный   короткий   рассказ,   в   форме   диалога,   где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера). Уч:  А теперь сравним, как определение басни дается в словаре Ожегова.  Уч:  Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни. (обращается внимание на ключевое слово)  Уч: Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль?   Д:  Ты все пела, это дело, так поди же, попляши… 7. Физкультминутка электронная (для глаз, двигат. активности) Знакомство с басней “Слон и Моська” (следующее ключевое слово) Уч: Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”. Прогнозирование содержания – Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня? Самостоятельное чтение . Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. – Оправдались ли ваши предположения о содержании басни? 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Карточки. Словарная работа. – Встретились слова?   – Объясните значение данных слов, соединив стрелочками.       ( Работа в парах, самопроверка по образцу и самооценка)) незнакомые вам   ли Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.     Инструкция к выполнению работы. ­ Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно. Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции. 1 группа.   Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы. 1.  Где происходит действие? 2.  Кто изображён на иллюстрации? 3. Назовите действующих лиц басни.   (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка) 4. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.) 5. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську) Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач­ дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.  Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно. 2 группа.   Прочитайте «по цепочке» басню. Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы. 1. Какой вы представляете Моську? А слона? 2. Какой вы представляете Шавку? 3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? 4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….) 5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..­ 6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже,  Слона.  Она понимает, что не  представляет  для Слона   Инструкция к выполнению работы. никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.) Уч:   ­  Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.  3 группа.  Подготовьтесь прочитать басню по ролям. – Сколько нужно человек для чтения? (3) – Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. – Какова мораль этой басни (Ай, Моська….) ­ Работу 3 группы мы проверим чуть позже. Чтение по ролям­ 3 группа. ­ Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию. Выступление 3 группы. Уч:  Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?” Д:   Эти   слова   можно   употребить   тогда,   когда   человек   берется   за   дело, которое   ему   не   по   силам.   Когда   человек   хочет   приписать   себе   качества которых у него нет. 9. Включение в систему знаний и повторение. Уч: ­ Вернемся к проблемному вопросу.  Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?  Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность). Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте   слова. (Ложь,  правдивость,  глупость,  доброта, жадность, хитрость,   трудолюбие, хвастовство.)   храбрость,   трусость,   лесть,   лень, Разбейте их на две группы.  1­я: 2­я: черты характера, которые одобряет баснописец.   черты   характера,   которые   высмеивает   баснописец. Одобряет                  доброта                 правдивость                 храбрость                 трудолюбие Подводящий диалог. Уч:   Посмотрев,  вашу работу,  со  многими я  согласна.  Проверим ,  как  вы разделили слова на 2 группы.  Высмеивает ложь глупость жадность хитрость лесть    ­ Оцените свою работу. (Самопроверка) – Чему учат басни? Назовите положительные качества…….. – Так почему же басни Крылова актуальны в наше время? (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.) Вывод:  У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные. 10. Развитие речи. Соотношение морали басен с русскими пословицами.  Уч:  Прежде чем сравнить ваши выводы я предлагаю подобрать пословицы которые   подойдут   к   басням   И.А.Крылова.   Объясните,   почему   вы   так считаете. 1. Не пори, когда шить не умеешь. (Квартет) 2. Не рой другому яму, сам в нее попадешь (Чиж и Голубь) 3. Молодец среди овец, а на молодца – и сам овца (Слон и Моська) 4. Где родился, там и сгодился (Щука и Кот) 5. Глаз видит, да зуб неймет (Лисица и виноград) Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь (Муравей и Стрекоза) Уч: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Подведение итогов.  Из   ваших книг и сообщений о И.А.Крылове я сделала выставку.   Она   получилась   красивой,   т.к.   каждый   из   вас   стремился передать то настроение, которое навеяло на вас чтение басен. Также здесь стоят книги из нашей библиотеки. Басни И.А.Крылова печатают до сих пор.  11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Учитель: Действительно,   и   в   нашей   жизни   мы   постоянно   сталкиваемся   с хорошо   знакомыми   крыловскими   персонажами.   По­прежнему   среди   нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие­то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. Самооценка учащихся и оценка учителя. Домашнее задание:. а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. б) Подготовить 2­3 задания для литературной игры.  в)   Прочитать   басню   выразительно,   нарисовать   свою   иллюстрацию   к   басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию) Рефлексия. o Как вы оцените свою работу на уроке.  o Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то покажи улыбающийся смайлик. o Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то покажи такой смайлик «СПОКОЙНЫЙ». o Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то грустный смайлик. Оценка деятельности детей o Активно работали… o Красиво и правильно выражали свою мысль… o Внимательно слушали своих одноклассников… o Показали какими замечательными актерами могут быть… Спасибо вам за урок. Информационные ресурсы  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.4 класс. Ч.1.­ М., БАЛАСС, 2013 г.   2. Е.В.   Бунеева,   О.В.   Чиндилова.   Методические   рекомендации:   Уроки чтения  4­м классе по книге «В океане света»: 4 класс ­ М.,БАЛАСС, 2010 г.   3.   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературному чтению, 4 класс ­ М.,БАЛАСС, 2012 г.                                             Использованные Интернет­ресурсы 1. http://gostei.ru/basni/krylov­ia/614­slon­i­moska.html 2. http://nov.volsk­sennoi2.edusite.ru/

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

Урок по литературному чтению, УМК «Школа 2100» Урок открытия новых знаний Р.Н. Бунеев Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018