Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Оценка 5

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
28.02.2018
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели урока: Познакомить с произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Задачи урока: Расширить знания детей о творчестве К.Г.Паустовского; Помочь детям понять смысл произведения; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир. Развивать память, мышление, воображение. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, анализировать прочитанное. Воспитывать любовь к музыке, к прекрасному. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, портрет К.Паустовского, портрет Э.Грига, магнитофон, аудиозапись произведения Э.Грига «Утро».
1 (6).doc
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Урок. Цели урока: Познакомить с произведением К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Задачи урока: Расширить знания детей о творчестве К.Г.Паустовского; Помочь детям понять смысл произведения; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир.  Развивать память, мышление, воображение. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, анализировать прочитанное. Воспитывать любовь к музыке, к прекрасному. Оборудование:  компьютер,   мультимедийная   презентация,   мультимедийный   проектор,   портрет К.Паустовского, портрет Э.Грига, магнитофон, аудиозапись произведения Э.Грига «Утро».                                    Ход урока 1. Организация начала урока 2. Работа над произведением ­ Произведение какого автора вы читали к сегодняшнему уроку? (К.Паустовского) 1) ­ Расскажите, что вы помните из жизни Константина Паустовского. ( Паустовский родился в Москве в 1892 году в семье железнодорожного служащего.Уже в школьные годы ему пришлось зарабатывать самому на хлеб. Ему приходилось заниматься различной работой.  С 1921 года он работает литературным сотрудником в различных газетах и журналах. Начал писать рано.   Очень   много   путешествовал   по   своей   стране   и   заграницей,     и   это   нашло   отражение   в   его творчестве. Умер К.Паустовский в Москве 14 июля 1968г.) ­ Какие его книги читали? О чём он пишет? (рассказы «Приточная трава», «Барсучий нос», «Заячьи лапы»,  «Какие бывают дожди»…, пишет о природе. Учит видеть прекрасное). 2)Работа по 1 части рассказа. ­ Какой эпизод описал автор в 1 части? (Встречу Дагни с композитором Э.Григом)  ­ Что пообещал Григ маленькой девочке? (подарить подарок, через 10 лет)  3) Анализ 1 части ­ Прочитайте описание леса.  ­ Представьте себе грибной воздух…Может ли воздух быть грибным? Что это за художественный приём?   (эпитет­   художественное   определение,   отражающее   существенную   черту   в   изображаемом явлении) ­ Леса были действительно около моря, слышен шум прибоя… С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох… ­ Что значит буйно разрастался мох? (очень быстро рос, т.к. было много влаги)  На что  похож мох?(он свешивается с веток зелёными прядями до  самой земли) Это тоже эпитеты. ­   Попытайтесь   услышать   шелест   осенних   листьев.   Могут   ли   они   шептаться?   Что   это   за   приём? (олицетворение – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия).  ­ Леса были горные и в них было весёлое эхо…  С кем сравнивает Паустовский эхо? Почему? Что это за приём? (сравнение ­ выделение существенных признаков в изображаемом, при помощи сопоставления его с чем­то знакомым и похожим). «…в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.» Это олицетворение. ­ Прочитайте описание осени. Какими красками автор описывает осень?  (Уч­ся перечитывают в книге)»… Если бы можно было собрать всё золото и медь… К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими. Особенно с листьями осины…» ­ Что в этом описании главное и почему? (Здесь говорится, что в сравнении с настоящим, живым всё сделанное, подделка под настоящее, всё равно будет грубым… Настоящая красота только в живой природе!) Кого   встретил   композитор   4)Перескажите описание осеннего леса по опорным словам:  Осенний лес Воздух Шелест листьев Шум прибоя Пряди мха Эхо Золото и медь листьев 5)Беседа ­ встреча?   (   В   лесу   Эдвард   Григ   встретил   девочку   Дагни,   она   собирала   в   корзину   еловые   шишки…) ­   ( «маленькая девочка с двумя косичками – дочь лесника»,   «говорила вполголоса не от испуга, а от смущения, потому что глаза у Грига смеялись»… ) ­ (Ответы   детей.) ­ В портрете девочки, есть ли её связь с лесом, осенью? Что именно на это указывает? («… зрачки у неё зеленоватые, и в них поблёскивает огоньками листва»…  6)    В новелле  «Корзина с еловыми  шишками»  Паустовский  изобразил  картины из  жизни  норвежского композитора Эдварда Грига.   Как   вы   понимаете   выражение   «   глаза   смеялись»?    Знакомство с композитором Э.Григом.   Паустовский   девочку?   Как   описывает   Как   произошла   Зачитайте в   лесу? эти   слова.   эта                    Эдвард Григ (1843­1907) великий норвежский композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель. Родился в Бергене в купеческой семье. Игре на фортепиано учился с 6 лет под руководством матери. В   1888   году   произошло   знакомство   Э.Грига   с   Петром   Ильичом   Чайковским.   Велико   творческое наследие Э.Грига – лирические пьесы, песни и романсы, сюиты, сонаты. Имя Э.Грига известно всему миру. Музыка,   постоянно   звучавшая   в   Тролльхаугене,   радушие   и   гостеприимство   хозяев,   потрясающая красота   окружающей   природы   привлекали   внимание   многих.   И   Григу,   чтоб   иметь   возможность сочинять, пришлось уединяться в маленьком домике внизу, где вечный ветер доносивший ароматы горных пастбищ, шум волн и крики птиц, принимали участие в сотворчестве. В «Долине троллей», всего в нескольких метрах от воды, расположилась рабочая хижина композитора. Никто   не   осмеливался   нарушать   уединение   композитора!   Разве   что   дети,   к   которым   он   всегда относился с благоговением, ведь они с женой потеряли маленькую дочку, но печать этой трагедии не коснулась сердца. 7) Работа по 2 части произведения ­ Найдите и прочитайте описание дома и рабочего кабинета композитора.(с.50) ­ Прочитайте описание рояля композитора.(с.51) ­   Что   написано   про   клавиши?   (клавиши,   убегая,   тосковали,   смеялись,   гремели,   смолкали).   Как называется художественное средство, использованное автором для описания рояля? (олицетворение)  ­ Найдите олицетворения. (рояль мог петь) чужого одного ни ­ Найдите в описании эпитеты. (маленькая струна, обиженная сестра, нежный ветер). Писатель использовал все эти художественные средства, чтобы передать чувства людей, чтобы рассказ звучал интереснее. ­Какое время года описывает автор во 2 части? (стр.51) 8) ­ Попробуйте описать зимний город, используя опорные слова: Зимний город Берген Порт Туман Пароходы Снег ­ Есть ли здесь олицетворения? (туман закутал, пароходы приходили, дремали, посапывая). ­ Как вы думаете, зачем К.Паустовский включил в свой рассказ красивое описание осени и зимнего города?   (Композитору   важно   черпать   вдохновение   не   только   в   природе,   но   и   окружающей   его обстановке, ведь он отражает в произведениях свои чувства: красоту, добро, чувства прекрасного) ­ В Бергене всё было по­старому… Григ писал музыку для Дагни Педерсен… ­ Почему у Грига появляется желание именно этой девочке подарить музыку?  (Дети находят в тексте ответ:  «Этих  слушателей   ценил   Григ  больше,  чем нарядных  вежливых   посетителей   концертов…») стр.52. ­ 3. Физминутка «Лови снежинку»   а   бедные   люди   ближе   к   природе) (Он   писал   о   природе,   Почему?                  Работа над 3 частью. 4. Продолжение работы над произведением 10)     ­Что изменилось в жизни Дагни?   ­ С какой целью отправили Дагни к тете Магде?   11) Работа над 4 частью. ­ Куда Дагни пришла впервые и поверила в волшебную силу искусства?  А) Лексическая работа. ­ Вы дома должны были выписать объяснение слов: конферансье, посвящение, симфонический. Что обозначают эти слова? Б) Какую музыку слушала Дагни?  СИМФОНИЧЕСКАЯ струнные  духовые ударные В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, в белые ночи) Белые ночи.  На севере в начале лета можно наблюдать такую картину­ ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах: «     …И, не пуская тьму ночную  На золотые небеса,  Одна заря сменить другую  Спешит, дав ночи пол часа.»   12) Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига «Утро». Это произведение слушают уже 150 лет.               13) Беседа ­ Прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (­ Как автор передает ощущение движения в музыке? Какие сравнения для этого использует?)   ­О чем была музыка? (О Родине Дагни). ­Обратите внимание на слова: «Внутри у неё шумела буря». Как вы их понимаете?  ­ Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)    ­ Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.) ­ Смогла ли Дагни оценить подарок композитора? Почему? (Дети находят в тексте подтверждение.: «Так, значит это был он! Тот седой человек, что помог донести до дому корзину с еловыми шишками... вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить   человек»…)   (стр.56­последний   абзац,   стр.57­последний   абзац,   стр.58   ­до   конца) ­ Правильно ли угадал Григ, что можно подарить на восемнадцатилетние маленькой Дагни, простой крестьянской девочке?  ­Паустовский был романтиком   (оптимист, стремится показать в ярких образах высокое назначение человека). Он не заботился о достоверности. Сам К.Паустовский считал, что его особенность в том, что наряду с действительностью появляется у него «лёгкий вымысел». ­Как  вы   думаете,   какая  главная   мысль  в  этом   рассказе?   О  чем  хотел  нам  сказать  Паустовский? (Человек   становится   по­настоящему   счастлив,   лишь   открывая   вокруг   себя   красоту   окружающего мира!)        ­ Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем всё  разрастаясь, гремели аплодисменты?   5.Итог урока.   ­Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения? (Встреча с природой, с чудесной девочкой.)  6. Домашнее задание Стр.47­58. Найти и выписать художественные средства   из 4 части. Составить план и подготовить пересказ новеллы.

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018