Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
9 кл
08.02.2017
Предоставлена разработка урока для учеников 9 класса на тему: "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии". Тип урока: урок формирования новых знаний. На данном уроке дается две формулы нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии, зная первый член и разность арифметической прогрессии и вторая формула через первый и n-й член арифметической прогрессии. Урок рассчитан на 2 часа.
Алгебра 9 кл.doc
Тема. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. (2 часа)
Тип урока. Урок формирования новых знаний.
Цели урока.
1) Воспитательная цель. Воспитание эмоциональноценностного отношения к
изучаемому материалу.
2) Развивающая цель. Учить анализировать и выделять главное.
3) Обучающая цель. Научить выводить формулу суммы n первых членов
арифметической прогрессии и применять ее.
Ход урока.
nb ) известны b 1 =1,2 и d =3. Найдите
1) Организационный момент.
2) Всесторонняя проверка знаний.
6 человек по карточкам.
1) Зная первые два члена арифметической прогрессии: 5; 11;…, найдите следующие пять
ее членов.
2) В арифметической прогрессии (
3) Мастерская выполнила в январе 44 заказа, а в каждый следующий месяц увеличивала
производительность труда на11 заказов. Сколько заказов выполнила мастерская в
декабре?
4) Зная формулу n члена арифметической прогрессии (
an
5) Является ли число 44 членом арифметической прогрессии (
Если да, то укажите номер этого члена.
6) Начиная с какого номера n все члены арифметической прогрессии (
заданного числа А?
1a =12; d =34; А=141.
na ): 7; 1,9; 3,2;…
na ) будут больше
na ), найдите
8b ; 17b .
1a и d .
3 n
2
3 человека у доски (по карточкам).
Задача 1. (Способ 1) Определите, является ли заданная последовательность
арифметической прогрессией: 10; 7; 4;1; 2;…
Дано: (
(
Доказать: (
Доказательство.
2a
na )последовательность.
na ):10; 7; 4;1; 2;…
na )арифметическая прогрессия.
=…=3 (
1a =
a
a
a
a
a
3
4
a
2
4
3
5
na ) арифметическая прогрессия.
Задача 2. (Способ 2) Определите, является ли последовательность: 3; 0; 3; 6; 8; …
арифметической прогрессией.
Дано: (
(
na )арифметическая прогрессия?
(
Решение.
na )последовательность.
na ):3; 0; 3; 6; 8; …
a
3
a
4
a
5
2
6=
3
)8(
2 6 5,5 (
na ) не является арифметической прогрессией.
Задача 3. Найдите значения x , при которых числа x 1; 4 x 3 и
арифметическую прогрессию.
2x +1 образуют конечную
nb )конечная арифметическая прогрессия.
nb ): x 1; 4 x 3;
2x +1
Дано: (
(
Найти: x
Решение.
b
b
n
b
n
1
2
n
1
)1
2
(
x
x
)1
(
2
4 x 3=
8 x 6= x 1+ 2x +1
2x 7 x +6=0
x =1; 6
Ответ: x =1; 6
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Со всем классом (устно).
1) Последовательность (
nC ) задана формулой
nC =5n1.
Найдите:
ccc
;
;
3
1
12
2) Какая числовая последовательность называется арифметической прогрессией?
3) Из данных формул выделите формулу nго члена арифметической прогрессии.
a
1
a
1
a
1
)1
)1
)1
na =
an
an
(2
nd
(
nd
( 2
nd
а)
б)
в)
А каким еще способом можно задать nй член арифметической прогрессии?
a
(
1
a
d
)
n
n
4) Как найти разность арифметической прогрессии?
5) Работаем с арифметической прогрессией.
Выразите через
aa
a
a
;
;
;
18
12
3
.
349
1a и d
6) Выразить данные члены арифметической прогрессии через предыдущий и через
последующий ее члены.
aaa
;
aa
a
;
;
;
;
n
1
98
n
4
7
.
n
2
Давайте подведем итог повторения. Какие вопросы мы повторили? (Подводят итог
дети).
Как найти любой член последовательности по заданной формуле.
Определение арифметической прогрессии.
Формулу nго члена арифметической прогрессии и рекуррентную формулу
арифметической прогрессии.
Как найти любой член последовательности, зная первый и разность арифметической
прогрессии.
Как найти d . 4) Усвоение новых знаний.
Запишите тему нашего урока.
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
А сейчас стоит перед нами задача.
Предлагаю найти сумму первых 100 натуральных чисел:
1; 2; 3; …; 99; 100.
Немецкий математик 19 века Карл Фридрих Гаусс додумался до приведенного решения в
возрасте 5 лет.
Рассмотрим последовательность (
Через S обозначим сумму ее членов и расположим их вначале в порядке возрастания, а
потом убывания.
na ):1; 2; 3; …;98; 99; 100.
S=1+2+3+…+98+99+100
+
S=100+99+98+
2 S=101+101+101+…+101+101+101
2 S=101*100
100
…+3+2+1
101
*
2
5050
S=
Задача. Найти сумму n первых членов арифметической прогрессии.
Применим эту идею для произвольной арифметической прогрессии.
nS
Дано:
na )арифметическая прогрессия.
(
Найти:
Решение.
na ):
(
nS =
+
;
aaa
3
a
a
1
;...;
a
...
;
1
nS =
a
n
a
n
a
...
a
a
a
a
a
a
;
;
1
2
2
1
2
3
2
n
n
n
n
n
2
3
2
1
;...
n
1
aa
;
n
a
n
a
1
nS =(
2
Рассмотрим, чему равна сумма каждой пары членов арифметической прогрессии.
a
1
a
1
...
a
a
a
a
a
a
a
a
a
a
)
(
)
(
)
(
)
(
)
2
1
3
2
2
3
1
2
n
n
n
n
n
n
1
d
a
n
a
a
a
1
a
d
d
a
2
n
a
2
Сколько пар таких слагаемых? (n)
И каждая пара n слагаемых равна
a
a
1
d
n
a
a
1
2
2
3
n
n
a
n
1
a
1
a
n
a 1
na
. Поэтому:
(1)
S
n
( 1
a
*)
n
n
a
2
формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Когда работает эта формула? (Когда известно
Проблемная задача.
;1
naa
n ;
). 1a и разность арифметической
А если известно первый член арифметической прогрессии
прогрессии d , сможем ли мы найти сумму n первых членов арифметической прогрессии?
an
nd
)1
a
1
(
(
a
1
a
1
S n
nd
(
))1
*
n
2
(2)
nS =
a
2 1
прогрессии.
)1
nd
(
2
*
n
формула суммы n первых членов арифметической
2
1 a
5) Проверка понимания учащимися нового материала.
Задача 1. Найти сумму 20 первых членов арифметической прогрессии (
Дано: (
Найти:
Решение.
na ) арифметическая прогрессия.
1 a
20S
20 a
20 a
48
48
;
;
2
.
.
na ), если
20S =
(
a
1
2(
20S =
20*)
a
20
2
20*)48
2
500
20S =500
Ответ:
Задача 2. Найдите сумму 12 членов арифметической прогрессии (
Дано: (
(
Найти:
na ) арифметическая прогрессия.
na ): 4; 6; 8;…
12S
Решение.
na ): 4; 6; 8;…
4
1 a
S
12
S
12
d =
2 a
6
;
11
2 1
a
d
2
4*2(
12*)22
2
12*
a
2
a
1
=2
180
Ответ:
12S =180
6) Закрепление нового материала.
№ 370 а)
Дано: (
(
Найти:
Решение.
na ) арифметическая прогрессия.
na ): 23; 20; …
8S 8S =
a
1
2 1
a
2
;
23
7
d
*
n
a
2
20
d =
a
2
a
1
=20+23=3
S
8
(*2
3*7)23
2
8*
100
8S =100
Ответ:
№ 372 (а; б)
а) Дано:
(
Найти:
Решение.
X
n
x
n
*
n
1
x
2
nX )арифметическая прогрессия.
nX = 4n+2
50S
50x =4*50+2=202;
50*)
(
x
1
S
50
1x = 4+2=6
S
50
;
x
50
2
6(
50*)202
2
=5200
nX )арифметическая прогрессия.
Х n
3
50S =5200
2 n
100S
Ответ:
б) Дано:
(
Найти:
Решение.
x
100
2
531*2
100
x
1
S
100
5(
x
1
S
(
2
*)
100
;
*)203
x
100
100
*2
100
3
203
208
50*
10400
100S
=10400
Ответ:
№ 376
Дано:
na )арифметическая прогрессия.
(
1 a
10
; d =3
15S
Найти:
30
Решение.
2
2
S
30
30
15S
Ответ:
S
=1192
S
14
S
30
1605
;
30*
14*
;
13
d
2 1
a
413
2 1
a
29
S
S
d
S
15
30
14
30
14
10*2(
10*2(
14*)3*13
2
30*)3*29
2
413
=1605
1192
7) Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Подведение
итога урока.
Подведение итога урока. Домашнее задание: № 371; 373; 377.
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Урок по математике на тему "Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.