Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия
Оценка 5

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
9 кл
05.02.2017
Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний. Цели урока: Образовательные: 1. дать понятие преобразования подобия фигур; 2. свойства преобразования подобия; Развивающие: 1 .Развивать практические навыки применения подобия фигур при решении задач. 2. Создавать условия для реальной оценки у обучающихся своих знаний и возможностей. Воспитательные: 1 .Воспитание навыков контроля и взаимоконтроля. 2.Воспитание аккуратности при выполнении чертежей и записей
Преобразование подобия.doc
С Образовательные: Развивающие: В 1. дать понятие преобразования подобия  фигур; А 2. свойства преобразования подобия;                                                           .   О Тема урока:  Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний. Цели урока: 1 .Развивать практические навыки применения подобия фигур  при решении задач. 2. Создавать условия для реальной оценки у обучающихся своих знаний и возможностей. Воспитательные: 1 .Воспитание навыков контроля и взаимоконтроля. 2.Воспитание аккуратности при выполнении чертежей и записей Ход урока. 1.   Организация   на   урок.  подготовка   учащихся     к   восприятию     новых знаний, сообщение темы и целей урока. 2. Постановка цели:        :    определение и свойства преобразования подобия, гомотетия                знать   уметь : строить подобные и гомотетичные фигуры с данным коэффициентом  подобия 3. Актуализация прежних знаний  Повторение пройденного материала, тесно связанного с изучением нового (фронтально устно, МД) Работа у доски Карточка № 1 Карточка № 2. Построить фигуру, в которую переходит    АВС, при параллельном переносе     на  вектор  а Построить фигуру, в которую переходит отрезок АВ при повороте около точки О на угол 90о  Карточка № 3 Карточка № 4 Построить фигуру,  в которую переходит     АВС,   при   симметрии   относительно точки О Построить фигуру, в которую переходит фигура   F   при   симметрии   относительно прямой у F у 3)    Проверка   выполнения   заданий   у   доски.  Еще   раз   подчеркнуть,   что   любое движение  сохраняет  расстояние  между  точками, а поэтому  фигуры  при  движении переходят в равные фигуры. Определите вид преобразований:       1. 2. 3. Что общего между этими преобразованиями? Свойства движения: При движении прямая переходит в прямую, луч – в луч, отрезок – в  отрезок. Сохраняются расстояния между точками. Сохраняются углы между лучами. Следствие:    При движении фигура переходит в равную ей фигуру!!! 4. Объяснение нового материала (лекция с опорным конспектом, СР с  учебником ­конспектирование) ­ Сначала выполните следующее задание: начертите у себя в тетрадях,  а мы на            доске, схематично план класса.          ­ Почему стол на плане изображен прямоугольником(а не кругом или  квадратом)?           ­ Чем отличаются и что имеют общего стол на планах на доске и в тетрадях? (отличаются размерами, но  имеют одну и ту  же форму).          ­ В жизни часто встречаются предметы, имеющие одинаковую форму, но различные размеры. Таковы,   например, фотографии одного и того же лица, изготовленные с одного негатива в различных размерах, планы здания или целого города, местности, вычерченные в различных масштабах.                 Такие фигуры принято называть подобными, а преобразование, переводящее   одну   фигуру   F   в   подобную   фигуру   F,   называют преобразованием подобия. Демонстрируются   плакаты   с   изображением   фигур,   имеющих одинаковую форму, но различные размеры. Учащимся предлагается привести примеры  таких  предметов из жизни.                     ­     Для   того,   чтобы   дать   строгое   математическое   определение преобразования подобия надо выделить свойства этого преобразования.                           Перед каждым учащимся лежит  карточка (рис. 1)      Рис. 1    ­ Даны подобные фигуры F и F. Измерьте и сравните расстояния АВ и АВ, ВС и В1С1  и т.д. Какую можно заметить зависимость между расстояниями у подобных фигур? (Все расстояния  изменяются в одно и то  же  число раз, на чертеже в 2 раза).  Преобразование   при   котором   фигура   сохраняет   вид,   но изменяет размеры называется преобразованием подобия т.е.             ХУ'  = к∙ХУ; АВ= к ∙АВ. Число к называется коэффициентом подобия.        ­  Преобразование подобия имеет широкое  практическое  применение, в частности,   при   выполнении   деталей     машин,   составлении   карт   и   планов местности. При этом коэффициент подобия называется масштабом. Частным   случаем   преобразования   подобия   является  преобразование гомотетии.         Пусть F данная фигура, О – фиксированная точка, к – положительное число. Через произвольную точку Х фигуры  F проведем луч ОХ и отложим на нем отрезок ОХ'  равный к ∙ОХ.   Любой   точке   Х     на   плоскости   будет   соответствовать     точка   Х' удовлетворяющая равенству  ОХ'= к ОХ ,преобразование  называется гомотетией ,  относительно центра О с коэффициентом к. Число к называется коэффициентом гомотетии, а фигуры F и F называются гомотетичными. ­  Для фигур F и F'   укажите гомотетичные точки. Как располагается любая пара точек и центр О? (На одном луче). ­   Какая   особенность   в   расположении   гомотетичных   отрезков?  (Они параллельны). ­  Всегда ли подобные фигуры гомотетичны? (Обратиться к карточке рис.2) ­ А всегда ли гомотетичные фигуры подобны? Ответ   на   последний   вопрос   дает   теорема   :  Гомотетия   есть преобразование подобия. Составьте постер: Преобразование подобия (свойства) 1. расстояние между любыми двумя точками увеличиваются или уменьшаются в одно тоже число раз 2. соответствующие стороны подобных фигур параллельны 3. При гомотетии сохраняются только углы!!! 4. центр и гомотетичные точки расположены на одной прямой 5,Проверка понимания  нового материала:  1. Построить   точку   (отрезок,   фигуру)   гомотетичную   данной,   если коэффициент гомотетии равен к. а) к = 2                               б) к = 3                                   в) к = 2  Х  О Х   О У   О Практическая работа на карточках в 2  вариантах: Вариант 1. Дан прямоугольник и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному  прямоугольнику относительно центра О с коэффициентом k = ­2. Вариант 2. Дан квадрат и точка О. Построить фигуру, гомотетичную данному квадрату  относительно центра О с коэффициентом k = 0,5. В зависимости от подготовленности класса, можно организовать обмен  карточками между соседями. 6    . Итог урока:  (систематизация и обобщение знаний;) Отметить   учащихся,   активно   работавших   на   уроке.   Сообщить   и прокомментировать выставленные оценки 7. Домашнее задание   §           №

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия

Преобразование подобия. Подобные фигуры.Гомотетия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017