Урок по музыкальной литературе на тему "Опера А.С.Даргомыжского "Русалка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок нетрадиционной формы (урок - конверт). Этот урок содержит в себе повторение понятий "опера", "жанры оперы", "увертюра" и другие, а так же повторение биографии композитора. Новый материал содержит историю создания оперы "Русалка" (первый урок из большого раздела "Творчество А.С.Даргомыжского). В нем используются приемы, методы и элементы инновационных технологий.
Иконка файла материала открытый урок.docx
Открытый урок по предмету «Мировая музыкальная литература» (третий год обучения) Тема: Опера А.С.Даргомыжского «Русалка» Цель: познакомить с оперным творчеством С.А.Даргомыжского  на примере  оперы  «Русалка», повторить биографию композитора, закрепить понятия  «опера», «либретто», «увертюра», развивать навыки слушания музыки,  интерес к классической музыке и к творчеству русских композиторов,  воспитать чувство прекрасного. Ход урока 1. Организационный момент (на столах лежат конверты) ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы обратили  внимание, что на столах у вас лежат конверты, они лежат неспроста. На  протяжении всего урока мы будем их открывать и выполнять задания  указанные в конвертах, поэтому наш урок называется «Урок – конверт».  Итак, приступим. 2. Тема: ­ Чтобы узнать, какова тема нашего урока нужно открыть первый конверт. В  нем находится ребус, отгадав его вы, узнаете название темы нашего урока. (Опера «Русалка») ­ Откройте тетради и запишите дату и тему урока: Опера «Русалка»  С.А.Даргомыжского. Цель нашего урока – познакомиться   с оперным творчеством  С.А.Даргомыжского  на примере оперы  «Русалка». 3. Повторение. ­ Прежде чем говорить о творчестве композитора Даргомыжского я  предлагаю вам повторить некоторые значимые моменты из биографии  композитора. Для этого вам нужно открыть конверт № 2. Задание называется  «Вопрос – ответ». Я буду вам задавать вопрос, а вы из множества слов,  названий и фамилий должны найти ответ и выложить их на столе в столбик.Работаете каждый самостоятельно. А потом мы проверим правильность  ваших ответов. Вопросы:  Почему Александр Сергеевич носит фамилию Даргомыжский? (по           названию деревни) ­ Сколь детей было в семье Даргомыжских? (шесть) ­ Что было не так у композитора до пятилетнего возраста?  (не  разговаривал) ­ Кем бы мог стать Даргомыжский, если бы не увлекся музыкой?  (государственным чиновником) ­ Кто из известных русских композиторов повлиял на творчество А.С.  Даргомыжского?  (М.И.Глинка) ­ Какие произведения писал композитор в ранний период творчества?  (песни, романсы) ­ Как называлась первая опера, которую написал Даргомыжский?  (Эсмиральда) ­ Руководителем, какого общества избрали С.А.Даргомыжского?   (Русского музыкального общества) ­ Какое произведение не смог закончить композитор? (опера «Каменный гость») ­ Какая из его опер имела грандиозный успех при жизни композитора?   (опера «Русалка») ­ А теперь проверим ваши ответы и отметим правильные. Если у вас  правильный ответ вы оставляете его на столе, если нет, то вы его убираете.   По окончании проверки вы посчитаете, на сколько вопросов вы ответили  правильно.  4.  А теперь, прежде чем перейти к изучению оперы «Русалка», я  предлагаю вспомнить, что такое опера? (это музыкальный спектакль, где все  поют) ­ Я предлагаю вам составить кластер по жанру опера.  Откройте конверт № 3.  В нем находятся разные слова. По моему заданию вам нужно по одному  подойти к доске и приклеить на доску нужное слово.  ­ Кто участвует в создании оперы?  ­ Как называется литературный текст оперы? ­ Как называются музыкальные номера в опере?­ Как называются составные части оперы? Кластер                                                 Либретто Композитор                                                                   ария Драматург                                                                      речитатив Режиссер                                                                        ансамбль Художник                                                                      хор Дирижер                                 ОПЕРА                          дуэт Оркестр                                                                          трио  Гример                                                                           ариозо Костюмер                                                                      каватина Хореограф              Певцы­артисты                       действия Артисты балета                       картины 5. Новая тема. Слайд 1  История создания      Замысел "Русалки" на сюжет поэмы Пушкина возник у Даргомыжского в  конце 1840­х годов. Либретто Даргомыжский сам адаптировал пушкинские  стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не  окончено).  Слайд 2 К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855  года опера была закончена. Через год, 4 (16) мая 1856 года, в Петербурге на  сцене Мариинского театра состоялась премьера. Поставлена "Русалка" была  небрежно, с большими купюрами, в, чем сказалось враждебное отношение  театральной дирекции к новому, демократическому направлению в оперном  творчестве. Игнорировал оперу Даргомыжского и "высший свет".       Тем не менее "Русалка" выдержала немало представлений, получив  признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А.Н.  Серова и Ц.А. Кюи приветствовала ее появление. Но подлинное признание  пришло в 1865 году. При возобновлении на петербургской сцене опера  встретила восторженный прием у нового зрителя ­ демократическинастроенной интеллигенции.  Опера состоит из 4 действий и 6 картин.  6. Чтобы определить жанр оперы, вам нужно открыть конверт № 4.  Задание ­ найти пару. Работаем парами.  «Свадьба Фигаро» ­ комический «Риголетто» ­ трагический «Алпамыс» ­ эпический «Евгений Онегин» ­ лирический «Золотой петушок» ­ сказочный «Орфей» ­ мифологический «Иван Грозный» ­ исторический  «Русалка» ­ психологический бытовой Слайд 3 ­ Правильно вы определили жанр – психологическая бытовая  музыкальная драма. 7. Действующие лица: (записать в тетрадь)     Князь ­ тенор     Княгиня ­ меццо­сопрано     Мельник ­ бас     Наташа, его дочь, потом Русалка ­ сопрано     Ольга, сирота, преданная княгине ­ сопрано     Сват ­ баритон     Русалочка, 12 лет ­ без пения     Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки ­ Но перед тем, как определить каким голосом поет каждый герой, вспомним,  как называются голоса  в оперном спектакле. Откройте конверт № 5. Решить  кроссворд. Работа самостоятельная. Слайд 4 ­ А теперь определим вокальные партии каждого героя. Молодцы! 7. Перед началом оперы всегда звучит вступление – увертюра.  ­ Кто ее исполняет? (оркестр)Я предлагаю вам изобразить игру  музыкантов оркестра.  Звучит увертюра из  оперы «Русалка» вы изображаете игру на музыкальном инструменте.  ­ Какая мелодия по характеру, настроению? Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного  (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность  героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств. В ней  мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут  разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и  главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем  вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из  подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в  большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за  этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены  оперы. 8. Сюжет оперы. Откройте конверт № 6. ( Линия драматургии) Вы  знаете, что сюжет любого спектакля основан на развитии драматургической  линии – завязка, развитие, кульминация, развязка и итог. Запишите в  тетрадь. Я буду читать вам сюжет, а вы попробуйте определить в каких  действиях будет проходить эта линия драматургии. Слайд 5    1. действие. На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С  некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел  вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь  появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и  Мельник. По­своему желая, дочери добра, он с простодушно­грубоватой  прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский  топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за  долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить  девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут развлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься  с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. "Князья не  вольны жен себе по сердцу брать", ­ говорит Князь. Ни отчаяние несчастной  девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его.  Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и  бросается в Днепр.Слайд 6 2. действие     Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости  величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья­то жалобная  песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи.  Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает "Горек  мед!". Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине  раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.        Слайд 7  3. Действие  1.картина. Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает,  что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная  Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.           Слайд 8 2. Картина Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны  весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где  бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб.  Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу.  Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем,  но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя  вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного  старика. Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала  грозной властительницей днепровских вод. Она по­прежнему любит Князя, но  вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери­русалочке об отце­своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.           Слайд 9 4. Действие. Картина 1. Подводный терем русалок. Одни из них прядут, другие танцуют.  Входит царица русалок. Она обращается к остальным русалкам и посылает их  плыть вверх, но никому не причинять вреда. Русалки расходятся (вернее  сказать, расплываются). Тут вбегает русалочка. Ей двенадцать лет, и ни у кого нет сомнений в том, кто она. Она рассказывает русалке (своей матери —  когда­то Наташе), что она выходила к деду, что он просил собрать ему со дна  реки деньги, но она не знает, что это такое, и вынесла ему пригоршню  раковинок самоцветных, и что он был им очень рад. (У русалочки нет  вокальной партии, и все это она рассказывает своим прелестным детским  голоском). Русалка сокрушается об отце, слушая рассказ русалочки. И теперь  она наказывает ей, чтобы она плыла к берегу и вышла навстречу томумужчине, который придет сегодня на берег. «Он нам близок, он твой отец», — говорит она дочери.  Слайд 10 Русалка просит дочь завлечь отца в воды реки. Она по­прежнему  любит князя, желает возвратить его себе, но при этом полна решимости  отомстить — отомстить коварной разлучнице (княгине). 2. картина Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях  былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она  ­его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на  берегу Княгиня и Ольга, пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи,  призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под  воду.  Слайд 11 В эпилоге изображено подводное царство. Русалки кладут мертвое  тело Князя к ногам своей царицы. Так отомстила Русалка за обманутую  девушку Наташу. В оркестре гордо и властно звучит тема ее призыва,  построенная на интонациях народной колыбельной. Итак, как вы обозначили развитие драматургической линии?  Завазка – 1 действие Развитие – 2 действие Кульминация – 3 действие Развязка – 4 действие Итог ­ эпилог 9. Теперь я вам предлагаю открыть следующий конверт № 7. Рыбья  кость. Я вам предлагаю всем вместе подумать и определить положительные и  отрицательные качества, которые присутствуют в опере. (ребята записывают  такие слова как: месть, любовь, предательство, нежность и т.д.) 10. Итог урока.  Что вы узнали нового? Оценки за урок. Домашнее  задание нарисовать иллюстрацию к опере «Русалка». 11. Рефлексия. Откройте последний конверт № 8.  В нем вы видите  разноцветных рыбок. Я предлагаю вам разместить их в нашем аквариуме, но с  условием:Красная – я узнал много нового. Желтая – было очень интересно и познавательно на уроке Зеленая – ничего нового я не узнал Синяя – мне было скучно на уроке. Глядя на наш аквариум, хочется сказать, что наш урок прошел не зря.  Всем спасибо. До новых встреч! Приложение Конверт № 1 Ребус О    А Г=Р                      П=СКонверт № 2 (слова ответы) По названию деревни По фамилии деда По фамилии матери М.П.Мусоргский Шесть Три Пять Не разговаривал Не слышал Государственным чиновником Военным Врачом Химиком М.И.Глинка                  П.И.Чайковский Песни,                                симфонии,  романсы                              балеты Опера «Эвридика» Опера «Эсмиральда»                  Русское музыкальное  общество       Могучая кучка                          Опера  «Каменный гость»                   Опера  «Русалка»Конверт № 3 (слова для кластера) КОМПОЗИТОР, ДРАМАТУРГ, РЕЖИССЕР, ХУДОЖНИК, ДИРИЖЕР,  ОРКЕСТР, ГРИМЕР, КОСТЮМЕР, ХОРЕОГРАФ, ПЕВЦЫ­АРТИСТЫ АРТИСТЫ­БАЛЕТА, ЛИБРЕТТО, АРИЯ, ХОР, АНСАМБЛЬ, ДУЭТ           ТРИО, АРИОЗО, КАВАТИНА, ДЕЙСТВИЯ, КАРТИНЫ Конверт № 4 (найди пару) «Свадьба Фигаро»                                сказочный «Орфей»                                                  исторический  «Евгений Онегин»                                трагический «Риголетто»                                            мифологический «Золотой петушок»                                комический                  «Алпамыс»                                              психологический бытовой «Иван Грозный»                                    лирический «Русалка»                                                эпический Конверт № 5 1 3 Г О Л О 4С А 2 5 1. Высокий мужской голос 2. Низкий женский голос 3. Средний мужской голос 4. Высокий женский голос 5. Низкий мужской голосКонверт № 6 Линия развития драматургии Завязка  Развитие  Кульминация  Развязка  Итог  Конверт № 7 Конверт № 8