Урок по окружающему миру на тему тела, вещества, частицы. (3 класс)
Оценка 4.8

Урок по окружающему миру на тему тела, вещества, частицы. (3 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе +3
docx
окружающий мир
3 кл
11.11.2018
Урок по окружающему миру на тему тела, вещества, частицы. (3 класс)
Документ Microsoft Word.docx

Урок 8. Тема: Тела, вещества, частицы.

 

Цель: познакомить с телами и их составом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Графический диктант

Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «—».

•   Природа — это все, что нас окружает. («—».

Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

•   Природа бывает живая и неживая. («+».)

•   Снег относится к живой природе. («—».)

•   Бактерии относятся к живой природе. («+».)

•   Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («—».)

•   Ветер облака соответствуют связи живое — неживое. («—».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)

—  Кто выполнил задание правильно?

—  Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

—  Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

—  Что вы уже научились делать?

—  Что еще делать не можете?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и ча­стицы.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

—  Вспомните, на какие группы можно разделить все предме­ты, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)

—  Назовите объекты природы. (Учитель записывает на доске.) Солнце, ель, воробей, гриб, камень.

—  Назовите рукотворные объекты. (Учитель записывает на доске.) Машина, школа, тетрадь, мяч.

—  Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)

—  Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)

—  Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.

(Учитель записывает на доске.) Тела: естественные и искусственные.

—  Назовите естественные тела.

—  Назовите искусственные тела.

—  Прочитайте текст в учебнике на с. 36.

—  Какие тела называют небесными или космическими? (Солн­це, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)

 (Учитель записывает на доске.)

Тела: естественные, искусственные, небесные.

Вещества.

—  Назовите предметы, стоящие на столе.

(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную пазу.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из стекла.) (Учитель показывает на керамическую вазу.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из глины.) (Учитель показывает на ложку.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из алюминия.) (Учитель показывает на мяч.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из резины.) (Учитель показывает на гвоздь.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

—  Из чего оно сделано? (Из железа.) (Учитель показывает на молоко.)

—  Что можно сказать об этом предмете? (Дети затрудняются с ответом.)

—  Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

—  Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)

—  Что такое молоко? (Вещество.)

Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. И них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.

—  Какие бывают вещества? (Твердые, жидкие, газообразные.) (Учитель записывает на доске.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные.

2. Опыт

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

—  Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Да­вайте проведем опыт.

(Учитель берет для опыта тело, образованное одним вещест­вом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и переме­шивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)

—  Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

—  Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (рас­творился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

—  Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по раз­меру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые уста­новили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

(Учитель записывает на доске слово «частицы».)

V. Физкультминутка


Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

Словно буква

О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

 И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.


VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).

—  Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?

—  Выполните задание.

—  В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.)

№2 (с. 14).

—  Прочитайте задание. Какие тела называются естествен­ными?

Какие тела называются искусственными?

Выполните задание.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№3(с.14).

Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№5(с. 15).

Прочитайте задание. Вещество соль — твердое, жидкое или газообразное? (Твердое.)

А природный газ? (Газообразное.)

Продолжите выполнять задание самостоятельно. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

Прочитайте первое задание в учебнике на с. 39. Выполните его.

Прочитайте второе задание. Выполните его. Проверьте себя.

Кто правильно выполнил второе задание?

2. Моделирование

(Учитель раздает детям пластилиновые шарики.)

Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.

Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

VIII. Подведение итогов урока

Что такое тело, вещество, частица?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 36-39, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 39.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6 (с. 15).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о М.В. Ломоносове, о поваренной соли. (См. дополнитель­ный материал к уроку 10.)

 


 

Урок 8. Тема: Тела, вещества, частицы

Урок 8. Тема: Тела, вещества, частицы

Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас

Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас

Учитель берет для опыта тело, образованное одним вещест­вом, — кусочек сахара

Учитель берет для опыта тело, образованное одним вещест­вом, — кусочек сахара

VI . Закрепление изученного материала

VI . Закрепление изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018