«Вода – основа жизни»
Цель занятия – развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.
Задачи:
● познакомить учеников с природным явлением – круговоротом воды;
● рассказать о значении воды в природе;
● расширить их представление о значении воды для человека и других
живых существ;
● познакомить с понятием «водный след»;
● предложить возможные подходы к экономии воды в быту;
● способствовать формированию у школьников ответственного
отношения к водным ресурсам.
Необходимое оборудование и материалы
Для проведения урока необходимы:
· проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для
· демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1);
· принтер (желательно цветной), ножницы, бумага формата А4 для печати и подготовки подстрочного текста учителя (см. Приложение 2);
· карточек для игровых заданий – 3 комплекта (см. Приложение 3,Приложение 4, Приложение 5);
· раздаточного материала по числу учеников – покетмодов (карманных книжечек) с полезными советами (см. Приложение 6);
· 3-6 ножниц для складывания покетмодов в 3-х группа
План урока
Ход урока
1 |
Оргмомент - Сегодня мы поговорим с вами о веществе, которое кажется нам всем очень привычным и простым, но в действительности является очень- очень важным. Сейчас я открою вам картинку, на которой вы увидите, как бы выглядел мир и отдельные существа в нем, если бы не существовало этого вещества.
|
Слайд 1
|
2 |
Сообщение темы урока: - Видите, ребята, наша Земля выглядела бы совсем непривлекательно без этого вещества. А давайте посмотрим, как выглядели бы животные и растения на ней. Учитель демонстративно нажимает кнопку на компьютере. Ничего не происходит. - Очень странно, ничего не изменилось. Мы видим только поверхность Земли. Учитель демонстративно нажимает кнопку на компьютере еще раз. Появляется надпись: «Жизни нет! Живых существ не обнаружено!» - Вещество простое, а без него жизни совсем не будет. Вы догадались, о каком веществе речь? - Конечно, это вода! |
Слайд 2
|
3. |
Актуализация знаний - Давайте теперь лучше разберемся, почему же, если бы не было воды, то не было бы и жизни. Чтобы ответить на вопрос вам предлагается поработать в группах и при помощи предметов, лежащих на ваших столах вспомнить, чем нас может удивить такое простое вещество, как вода. - Подумайте, какую информацию вы сможете нам сообщить, ещё лучше, если и продемонстрируете. Вам даётся время 2 мин
Работа в группах: 1 группа рассматривает свойства воды (на столе цв полоски бумаги, духи, стакан с ложкой, соль или сахар, мел, сосуд с водой) Опыт 1: прозрачность воды В стакан с водой опустить ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Опыт 2:вода бесцветна Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, жёлтая, красная? Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Каков же цвет воды? Опыт 3: запах воды Тонкий аромат издают духи, а чем пахнет чистая вода? Опыт 4: вода – растворитель Насыпь в стакан соль или сахар, в другой – измельчённый мел. Помешайте воду. Что заметили? Вода растворила кристаллы соли и сахара. А часть мела осела на дно. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Опыт 5: текучесть Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Она течёт. - Итак, слушаем выводы 1 группы (вода прозрачная, текучая, растворяет, без запаха, бесцветная)
2 группа На столе загадка о воде, рисунки с расположением молекул воды в трёх состояниях, рисунок с разбитой бутылкой Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.
- Слушаем 2 группу: Вода может менять свой внешний вид и быть то жидкой капелькой, то твёрдой льдинкой, то невидимой частичкой водяного пара. О чём могут рассказать картинки? (расположение молекул в 3-х состояниях) - От чего зависит различное состояние воды? (от температуры) - При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? (при температуре 0 и ниже) - О чем говорит эта картинка? Вы знаете, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превратившись в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. Но на самом деле всё происходит совсем наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются. 3 группа (на столе схемы, при помощи которых собрать аппликацию) - слушаем 3 группу: круговорот воды в природе Вода, умея меняться, может путешествовать по Земле. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют влагу. Эти пары поднимаются в воздух. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют облака. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
У 4 группы (на столе рисунок с изображением кровеносной системы человека, дерева) - Слушаем 4 группу: все живые организмы состоят из воды.
- Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, оплетают их со всех сторон. Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь земли – это вода, а кровь сосуды – реки, ручьи, озёра. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и как недавно заметили учёные, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Ни одна клетка живого организма не может существовать без воды. Поэтому и растениям, и животным необходима вода.
Выводы по работе в группах: 1. Вода – жидкость, которая имеет свойства 2. Существует 3 состояния воды 3. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого - в газообразное (круговорот воды) 4. Организм человека, животных, растений состоит по большей части из воды, поэтому вода необходима для всего живого на Земле.
|
Слайд 3
Вывесить схему
Слайд
Слайд |
4. |
Физкульминутка
|
|
5 |
- Посмотрите на слайд. Перед вами молекулы воды, и рядом с ними какие-то предметы. Какую работу могут совершать капельки воды в теле человека? 1. Оказывается, наши тела пронизаны настоящими реками-сосудами, по которым течет кровь. Но кровь не могла бы течь, если бы не состояла в основном из воды. Благодаря способности течь кровь может переносить кислород, питательные вещества и опасные продукты обмена. 2. Градусник – это символ температуры. Вода помогает нагревать наше тело. Вода в крови удерживает тепло и медленно отдает его на важные для тела процессы. А при необходимости вода может помочь нам быстро охладить тело. Когда очень жарко, мы потеем и вместе с отрывающимися от тела капельками воды забирается еще и немного тепла. 3. Вода наполняет каждую нашу клеточку. От этого наша кожа упругая и красивая. А если человек мало пьет воды, то у него рано появляются морщины и кожа стареет. 4. Да, помогает избавляться от вредных и ненужных веществ, можно сказать, делает уборку. Ведь в воде растворяются все вредные для организма вещества и потом с ней безопасно из него удаляются. Поэтому так важно каждый день пить не только напитки, но и просто воду. Проходя через организм, она очищает его. 5. Видите, человек думает. Причем тут вода? Оказывается, что она помогает работать нашему главному органу – мозгу. Мозг на 85% состоит из воды. Если воды в организме будет недостаточно, то наш мозг и вся нервная система будут работать очень плохо, ведь именно вода помогает переносить нервные импульсу по всему телу. 6. Вода смазывает наши суставы, благодаря этому они хорошо двигаются, и мы можем с вами бегать, прыгать и просто вставать и садиться. Если воды в теле недостаточно, то могут развиваться многочисленные болезни. 7. Вывод: Видите, как много важных ролей у воды внутри нашего тела. Точно также она помогает и другим животным и всем растениям. И если бы воды не было, то и жизнь на Земле не могла бы существовать. Именно поэтому на первой картинке мы видели с вами сухую безжизненную поверхность. Конечно, кроме воды для жизни еще нужен кислород и тепло. Но если они будут, а воды не будет, то все равно живые существа не смогут жить.
|
Слайд |
6. |
Соотнесение емкостей и вод - А какая вода есть на нашей планете? Но где сколько содержится воды? Сколько воды в океане, а сколько во всех реках? А сколько воды течет под землей? на слайде вы видите емкости разного размера и формы, а ниже подписи: «Подземные воды», «Вода океана», «Воды всех рек и озер», «Водяной пар», «Все ледники на Земле». Посоветуйтесь друг с другом в своих группах и решите, какая емкость лучше подходит для того или иного источника воды. Места, где больше всего воды – помещаем в самую большую емкость, а где меньше всего - в самую маленькую. А на партах у вас карточки с названиями, расположите их в порядке убывания. Время на выполнение 1 минута. Проверка: - Проверьте по слайду, у какой группы без ошибок
- что выбрали для самой большой емкости, ванной? - трехлитровая банка? - Литровая банка? - стакан? - пипетка? |
Слайд
Слайд |
7. |
- Какую воду можно пить? (пресную) - Какая вода необходима живым организмам для существования? (вода рек и озер, подземные воды) Воды Мирового океана обильны, но для поддержания жизни наземных организмов они не так важны Вода в состоянии льда недоступна живым существам, так как она заморожена. Пока вода в состоянии водяного пара, она практически не используется живыми существами. - Остается только два: вода рек и озер или, как говорят, поверхностные водоемы и подземные воды. Много это или мало от общего объема воды, который есть на Земле? Дети отвечают. - Конечно же, это очень мало.
|
Слайд |
8. |
Водный след - Для того, чтобы оценивать, какой объем воды люди используют для своих нужд и загрязняют, ученые придумали такое понятие, как водный след. У каждого человека свой водный след, ведь в зависимости от того, как мы живем (как моемся, что едим, что покупаем), используется больше или меньше воды. - ЗАДАНИЕ: В конверте №1 действия человека, в конверте №2 разные советы. Отберите из них те, которые, помогут человеку уменьшить его водный след, и положите поверх карточки с действиями, к которому они подходят. Время на выполнение задания – 3 минуты. Таблица в помощь учителю для проверки задания: 1. Открывая кран, отрегулируйте напор воды, сделав его минимальным.(Убирая дом, готовя пищу, моя посуду, необходимо следить за количеством воды, которое вы тратите. Закрывайте кран, когда чистите зубы. Простая привычка, которая позволяет сохранить большое количество воды от бессмысленного загрязнения. За 1 минуту из крана вытекает до 11-ти литров воды, хотя для чистки зубов достаточно одного стакана) 2. Принимайте ежедневно короткий душ (до 5-7минут). Быстрый душ – отличное решение для тех, кто хочет разумно тратить воду. Принимая ванну, мы тратим намного больше воды. 3. Собирайте и сдавайте на переработку стекло, металл, пластик, бумагу. (Если сдавать старые вещи на переработку, то их используют как материал для создания новых вещей, а значит, не нужно будет тратить и загрязнять воду для обработки природных ресурсов и понадобится меньше воды для обеспечения работы заводов) 4. . Устраните все протечки и регулярно проверяйте состояние водопроводных труб ( Из-за протечек в доме может теряться до 14% воды.) 5. Ешьте больше растительной пищи. (Для создания растительной пищи нужно меньше воды, чем для мясной продукции. И, кроме того, это позволяет сделать питание более сбалансированным и полезным) 6. Больше ешьте натуральную пищу. (Когда мы обрабатываем продукты перед употреблением, то тратим дополнительные ресурсы, в том числе, и воду. Кроме того, такие продукты имеют меньше полезных веществ в своем составе. Поэтому старайтесь есть больше свежей и необработанной пищи.) 7. Бережно относитесь к вещам. (Если мы бережно относимся к вещам, то они нам дольше служат, а значит, нам реже нужно их выбрасывать и покупать новые. А чем реже мы покупаем новые вещи, тем меньше работают заводы, а значит, вода не используется и остается чистой.)
|
Слайд |
9. |
Вывод: - Взгляните, ребята, как красива планета Земля из космоса. Недаром ее называют голубой планетой, ведь на ней так много воды. Но теперь мы с вами знаем, что этот ценный ресурс – вода в действительности не так уж широко распространена на нашей планете, как нам кажется, потому что человеку, так же, как и всем наземным животным, требуется не любая вода, а пресная. Поэтому, чтобы на всех хватало воды, нужно к ней очень бережно относиться и сохранять ее от загрязнения.
|
Слайд |
10. |
Сбор покетмода - Сейчас мы соберем с вами книжку-памятку, в которой собраны основные советы, соблюдение которых позволит во много раз уменьшить водный след любого человека. Теперь мы с вами знаем, как это важно – экономно использовать воду.
|
Слайд |
11. |
Заполнение дневников - основная мысль, вывод |
|
12 |
Рефлексия - оцените свою работу в группе, каждой группе я даю по 2 капли, подумайте, кто работал лучше всех, кому можно отдать каплю, за что, у меня осталось 4 капли, я тоже буду оценивать вашу работу
Домашнее задание: - Ученые предлагают свою массу тела разделить на 3 и умножить на 2. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.