Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" с презентацией ( 4 класс)
Оценка 5

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" с презентацией ( 4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
24.03.2017
Урок по окружающему миру "Жизнь  древних славян" с презентацией ( 4 класс)
Конспект урока Жизнь Древних славян.doc

МБОУ СОШ №8 города Белово Кемеровской области,

Яцко Снежана Александровна

 

Тема: Жизнь древних славян

 

Цель:    Формирование у обучающихся представлений о том, какой была жизнь

               на земле раньше и что происходит сейчас;

Задачи: Воспитывать интерес к истории родины и родного края, прививать интерес

              к предмету;                                                                                    

              Развивать устную речь,  внимание,  память;

              Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

             Карточки дл работы в парах и  индивидуальной работы; презентация Power Point,  музыка из м/ф «Летучий корабль».

                                        

Ход урока

I.      Организационный момент

                       Дан звонок, и все мы смело

                       Примемся      уже    за дело

                       Путь нелёгкий предстоит

                       Вдаль дорога уж бежит

                       Мы промчимся чрез века

                       Через многие года

                       Пронесёмся над лесами

                       И окажемся мы с вами…

                       Далеко за тысячу лет…

--А поможет нам в этом Машина времени. Слайд 1

 / Учащиеся берутся за поручни «машины времени», командир нажимает кнопку, на которой написан нужный век  «5», а затем кнопку «старт». Слайд 2

В это время  несколько секунд звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль»/

II.  Работа над новой темой.

1. Вопросы к теме урока

-- Вот мы с вами и совершили прыжок во времени. Мы уже в прошлом. Наш путь лежит по страницам истории отечества.

Русский историк Николай Карамзин говорил:

        «История предков всегда любопытна…»

 И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью…

А кого, узнаете сами, разгадав ребус

Слайд 3  (древних славян).

Слайд 4

---А что вы бы хотели узнать о жизни древних славян?

(как жили, как добывали себе пищу,…)

--слайд 5

---Хорошо, но мы сегодня более подробно рассмотрим тему о древних славянах и перед вами  вопросы, над которыми мы сегодня будем работать.

Ø Кто такие славяне?

Ø Расселение древних славян от Днепра до Волги.

Ø Быт древних славян.

Ø Боги, духи и фантастические существа.

Ø Праздники древних славян

2.Славяне и их происхождение – 1 вопрос  слайд 6

  -- слайд 7

---Перед вами фотография скульптуры       древней   девушки славянки, всмотритесь в её лицо. 

--- Она похожа на нас с вами или нет ? (да)

---Так вот, ребята, мы с вами тоже  славяне.  СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим на наш.

 ---По особенностям языка славян разделили на группы: западные , восточные, южные.

слайд 8

 ---Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы.

 

-- Ученые-историки  до сих пор спорят о происхождении славян.

слайд 9

---Одна группа утверждает, что первые славяне появились в 13 веке до нашей эры, а вторая группа говорит о том, что  славяне появились только в 6 веке нашей эры. Поэтому, чтобы прекратить споры решили, временем появления славян считать промежуток времени, от 13 века до нашей эры, до 6 века нашей эры. 1900 лет понадобилось для возникновения славян.

---Скажите мне, а какими объединениями, по вашему мнению, жили восточные славяне? (Роды, племена)

---Сейчас мы живём родами и племенами?(нет)

---Что у нас, современных людей,  осталось от родо - племенных людей? (семьи,родственные отношения между родными семьями, которые помогают друг другу).

3. Племена и их расселение – 2 вопрос  слайд 10

---  Прошло несколько столетий, с тех пор как по берегам рек, на больших лесных равнинах поселились славяне.

Слайд 11

--- Они селились племенами. Каждое племя состояло из нескольких родов.  Слайд 12  

---Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен   составляли племенные объединения. Сегодня мы на уроке говорим о племенном объединении восточных славян.

   Слайд 13

---Рассмотрите каково было расселение славян.

(восточные славяне расселились в Восточной Европе )

4.     Быт древних славян – 3 вопрос слайд 14

Слайд 15.

--- Внимательно рассмотрите картинку.

--- Какое место славяне выбирали для

поселения?   (у реки, на пригорке)

---Почему выбирали именно  такие места? (безопасно, есть пища)

---Для чего они огораживали свой  посёлок частоколом?

( племена воевали между собой)

--- Правильно, ребята.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.

Слайд 16       

--- Рассмотрите жилища славян. Что особого заметили?

(дома на половину уходили в землю)

--- Из чего построены стены, крыша?

(Строились они из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой )

---Хотелось бы вам жить в таком доме?(нет)

---Почему?( Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро)

---Обратите внимание на окна. Что заметили?(нет стёкол)

---А как ночью?(Окошки на ночь закрывали досками или соломой).

--- А теперь обратите внимание на убранство домов. Что скажите?  

 (В доме находился стол и лавки.  В углу находилась, печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду).

---А что-то я не вижу трубы. Как же топилась печь?

( Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил, через окна, двери и отверстия под крышей).

--- На чём, по вашему, спали люди? (Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами).

Слайд 17 -пустой

5. Работа с учебником стр. 37(3 абзац), стр.38 (1 абзац)

--Прочитайте отрывок о домах славян.  Рассмотрите картинку учебника.

Самост.чтение

---Что ещё нового узнали о жилищах людей?(Что рядом с домом держали  домашний скот)

---Что служило посудой?  (глиняные горшки, сковороды)

---Из чего была одежда славян? (из льна и шерсти)

6.Занятия древних славян 

Слайд 18  

---Посмотрите внимательно на иллюстрацию славянского посёлка. Иллюстратор старается показать все занятия славян.

 ---Что вы видите на рисунке? (занятия славян: земледелие, рыболовство, охота)

 ---  Что вы можете сказать об этой работе? 

(тяжёлая   физическая работа)

--- Рассмотрите рисунок  на стр.34 , какие занятия славян вы увидели?

---Рассмотрите их  орудия труда.

---В наше время они изменились, или остались на том же уровне?

(Изменились. Их стали делать уже из другого материала. Жизнь стала современной, появилось много автоматизированной техники в помощь людям).

---Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей? (нет)

---Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян?

слайд 19 пустой

Вывод: -- Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.

---Славяне очень много …..(трудились), чтобы обеспечить себя …. (пищей и одеждой).

---Мы уже видели на картине, чем занимались наши предки, а теперь более подробно об этом узнаем в учебнике на стр. 36-37(1 абзац)

---Сейчас я проверю, как внимательно вы читали. Выполним самостоятельную работу.  

Самост. работа в парах: На партах у вас лежат карточки. ЗАДАНИЕ: стрелками соединить занятия женщин и мужчин.

 Проверка Слайд 20

---К занятиям мужчин относятся: охота, рыболовство, земледелие, бортничество

v Кто такой бортник?(собиратель мёда диких пчёл) Борть - это дупло диких пчел.

---Женщины больше занимались домом. К занятиям женщин относятся: ткачество, прядение, шитье, врачевание, земледелие.

Слайд 21 - пустой

7. Боги древних славян  - вопрос 4 слайд 22

- -- А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.

 Слайд 23

·        Перун. Грозное славянское божество. Рука его управляла громом и молниями  Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.

Слайд 24

     Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором                            приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна - капище.

·        Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.                                                                                  

·        Стрибог - Он может вызвать и укротить бурю.

-- О жизни древних славян, можно узнать в краеведческом музее. В музее мы можем увидеть  женские украшения, того времени, орудия труда, посуду. Всё это было найдено при раскопках. И вот об одном из таких музеев под открытым небом вы сейчас узнаете от вашего одноклассника.

Презентация ученика о славянской культуре «Томская писаница»  

Слайд 25 - 36

--- Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие - злыми.

С этими фантастическими существами вас познакомят ваши одноклассники.

          Рассказывают дети

     Слайд 37

§  Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о нём, а не полюбит так хозяина сам же и разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.

Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином,  доможилом, но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.

Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его - досмотр за хозяйством. Домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив.

Слайд 38

§  Водяной. Злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.  Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Есть у водяных  свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках.

Слайд 39

§  Русалка.   Полудухи женского рода.  Представляются в виде красивых

          девушек с длинными волосами, реже — в виде косматых безобразных

 женщин. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

           По весне русалки слетаются в зелёный лес, где любят сидеть на ветвях и петь

          песни.   

            Слайд 40                                                         

§  Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он

         лесом,    то  равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда

         является в образе человеческом. Обувь перепутана: правый лапоть надет на    

         левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу. В лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.

Слайд 41

§  Кикимора. Дух сна и ночных приведений. Появляются только ночью.

Днем она сидит за печкой, а проказничает по ночам с веретеном, прялкой и вьюшкой. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо.

По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовала кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане, то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость; ее излюбленное место – угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух. Домашнюю кикимору считали подружкой домового, лесную – лешего.

Слайд 42 – пустой

8.Индивидуальная  работа на карточках.

--- У вас на партах лежат карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Внимательно прочитайте и выполните задания

Чтобы обеспечить себя пищей, славяне ходили на                            , ловили

                 ,выращивали                       . Славянские посёлки были обнесены

                          .  Жилища славян были на половину в                         .Для обогрева в каждом жилище была                         . Посудой служили

да                      . Носили одежду из                       и                         . Явлениями природы повелевают                         . Верили в                                 существа: водяных,                       , кикимор,                         ,                          .

 

      9. Праздники древних славян  - 5 вопрос слайд 43

--С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по другому. 

.

---Мы  сейчас посмотрим про эти праздники, а  расскажите вы мне о них на следующем уроке. Слайды 44 – 48

III.           Итог урока  Слайд 49

---Вот и подошёл к концу наш урок Давайте кратко обобщим, что вы узнали и запомнили из наших уроков по теме «Древние славяне»?

Разгадаем Кроссворд по теме , а в это время будет идти  Работа по карточкам – тестам (8 человек)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По горизонтали:

1.     Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься…(земледелием)

2.     Наши предки (славяне)

3.     Бог грома и молнии у Древних славян (Перун)

По вертикали:

1.     Материал для изготовления посуды у Древних славян (глина)

2.      Русские, белорусы, украинцы произошли от каких славян? (восточных)

3.     Этими объединениями жили Древние славяне (племенами)

Домашнее задание: Прочитать материал в учебнике стр.34-38; выполнить задания в рабочей тетради стр.14; по желанию подготовить сообщения об одном из славянских праздниках.

Выставление отметок.

За работу на уроке…      За работу на карточках –  на след. уроке.

 

 

 

 


МБОУ СОШ №8 города Белово Кемеровской области,

МБОУ СОШ №8 города Белово Кемеровской области,

Боги, духи и фантастические существа

Боги, духи и фантастические существа

Правильно, ребята. Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой

Правильно, ребята. Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой

Славяне очень много …..(трудились), чтобы обеспечить се бя …

Славяне очень много …..(трудились), чтобы обеспечить се бя …

Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства

Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017