МБОУ СОШ №8 города Белово Кемеровской области,
Яцко Снежана Александровна
Тема: Жизнь древних славян
Цель: Формирование у обучающихся представлений о том, какой была жизнь
на земле раньше и что происходит сейчас;
Задачи: Воспитывать интерес к истории родины и родного края, прививать интерес
к предмету;
Развивать устную речь, внимание, память;
Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование:
Карточки дл работы в парах и индивидуальной работы; презентация Power Point, музыка из м/ф «Летучий корабль».
Ход урока
I. Организационный момент
Дан звонок, и все мы смело
Примемся уже за дело
Путь нелёгкий предстоит
Вдаль дорога уж бежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесёмся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за тысячу лет…
--А поможет нам в этом Машина времени. Слайд 1
/ Учащиеся берутся за поручни «машины времени», командир нажимает кнопку, на которой написан нужный век «5», а затем кнопку «старт». Слайд 2
В это время несколько секунд звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль»/
II. Работа над новой темой.
1. Вопросы к теме урока
-- Вот мы с вами и совершили прыжок во времени. Мы уже в прошлом. Наш путь лежит по страницам истории отечества.
Русский историк Николай Карамзин говорил:
«История предков всегда любопытна…»
И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью…
А кого, узнаете сами, разгадав ребус
Слайд 3 (древних славян).
Слайд 4
---А что вы бы хотели узнать о жизни древних славян?
(как жили, как добывали себе пищу,…)
--слайд 5
---Хорошо, но мы сегодня более подробно рассмотрим тему о древних славянах и перед вами вопросы, над которыми мы сегодня будем работать.
Ø Кто такие славяне?
Ø Расселение древних славян от Днепра до Волги.
Ø Быт древних славян.
Ø Боги, духи и фантастические существа.
Ø Праздники древних славян
2.Славяне и их происхождение – 1 вопрос слайд 6
-- слайд 7
---Перед вами фотография скульптуры древней девушки славянки, всмотритесь в её лицо.
--- Она похожа на нас с вами или нет ? (да)
---Так вот, ребята, мы с вами тоже славяне. СЛАВЯНЕ – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим на наш.
---По особенностям языка славян разделили на группы: западные , восточные, южные.
слайд 8
---Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы.
-- Ученые-историки до сих пор спорят о происхождении славян.
слайд 9
---Одна группа утверждает, что первые славяне появились в 13 веке до нашей эры, а вторая группа говорит о том, что славяне появились только в 6 веке нашей эры. Поэтому, чтобы прекратить споры решили, временем появления славян считать промежуток времени, от 13 века до нашей эры, до 6 века нашей эры. 1900 лет понадобилось для возникновения славян.
---Скажите мне, а какими объединениями, по вашему мнению, жили восточные славяне? (Роды, племена)
---Сейчас мы живём родами и племенами?(нет)
---Что у нас, современных людей, осталось от родо - племенных людей? (семьи,родственные отношения между родными семьями, которые помогают друг другу).
3. Племена и их расселение – 2 вопрос слайд 10
--- Прошло несколько столетий, с тех пор как по берегам рек, на больших лесных равнинах поселились славяне.
Слайд 11
--- Они селились племенами. Каждое племя состояло из нескольких родов. Слайд 12
---Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня мы на уроке говорим о племенном объединении восточных славян.
Слайд 13
---Рассмотрите каково было расселение славян.
(восточные славяне расселились в Восточной Европе )
4. Быт древних славян – 3 вопрос слайд 14
Слайд 15.
--- Внимательно рассмотрите картинку.
--- Какое место славяне выбирали для
поселения? (у реки, на пригорке)
---Почему выбирали именно такие места? (безопасно, есть пища)
---Для чего они огораживали свой посёлок частоколом?
( племена воевали между собой)
--- Правильно, ребята.
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
Слайд 16
--- Рассмотрите жилища славян. Что особого заметили?
(дома на половину уходили в землю)
--- Из чего построены стены, крыша?
(Строились они из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой )
---Хотелось бы вам жить в таком доме?(нет)
---Почему?( Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро)
---Обратите внимание на окна. Что заметили?(нет стёкол)
---А как ночью?(Окошки на ночь закрывали досками или соломой).
--- А теперь обратите внимание на убранство домов. Что скажите?
(В доме находился стол и лавки. В углу находилась, печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду).
---А что-то я не вижу трубы. Как же топилась печь?
( Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил, через окна, двери и отверстия под крышей).
--- На чём, по вашему, спали люди? (Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами).
Слайд 17 -пустой
5. Работа с учебником стр. 37(3 абзац), стр.38 (1 абзац)
--Прочитайте отрывок о домах славян. Рассмотрите картинку учебника.
Самост.чтение
---Что ещё нового узнали о жилищах людей?(Что рядом с домом держали домашний скот)
---Что служило посудой? (глиняные горшки, сковороды)
---Из чего была одежда славян? (из льна и шерсти)
6.Занятия древних славян
Слайд 18
---Посмотрите внимательно на иллюстрацию славянского посёлка. Иллюстратор старается показать все занятия славян.
---Что вы видите на рисунке? (занятия славян: земледелие, рыболовство, охота)
--- Что вы можете сказать об этой работе?
(тяжёлая физическая работа)
--- Рассмотрите рисунок на стр.34 , какие занятия славян вы увидели?
---Рассмотрите их орудия труда.
---В наше время они изменились, или остались на том же уровне?
(Изменились. Их стали делать уже из другого материала. Жизнь стала современной, появилось много автоматизированной техники в помощь людям).
---Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей? (нет)
---Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян?
слайд 19 пустой
Вывод: -- Я начинаю фразу, а вы заканчиваете.
---Славяне очень много …..(трудились), чтобы обеспечить себя …. (пищей и одеждой).
---Мы уже видели на картине, чем занимались наши предки, а теперь более подробно об этом узнаем в учебнике на стр. 36-37(1 абзац)
---Сейчас я проверю, как внимательно вы читали. Выполним самостоятельную работу.
Самост. работа в парах: На партах у вас лежат карточки. ЗАДАНИЕ: стрелками соединить занятия женщин и мужчин.
Проверка Слайд 20
---К занятиям мужчин относятся: охота, рыболовство, земледелие, бортничество
v Кто такой бортник?(собиратель мёда диких пчёл) Борть - это дупло диких пчел.
---Женщины больше занимались домом. К занятиям женщин относятся: ткачество, прядение, шитье, врачевание, земледелие.
Слайд 21 - пустой
7. Боги древних славян - вопрос 4 слайд 22
- -- А знаете ли вы, что прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.
Слайд 23
· Перун. Грозное славянское божество. Рука его управляла громом и молниями Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.
Слайд 24
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна - капище.
· Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
· Стрибог - Он может вызвать и укротить бурю.
-- О жизни древних славян, можно узнать в краеведческом музее. В музее мы можем увидеть женские украшения, того времени, орудия труда, посуду. Всё это было найдено при раскопках. И вот об одном из таких музеев под открытым небом вы сейчас узнаете от вашего одноклассника.
Презентация ученика о славянской культуре «Томская писаница»
Слайд 25 - 36
--- Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие - злыми.
С этими фантастическими существами вас познакомят ваши одноклассники.
Рассказывают дети
Слайд 37
§ Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о нём, а не полюбит так хозяина сам же и разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, доможилом, но это все он - хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.
Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его - досмотр за хозяйством. Домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив.
Слайд 38
§ Водяной. Злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
Есть у водяных свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках.
Слайд 39
§ Русалка. Полудухи женского рода. Представляются в виде красивых
девушек с длинными волосами, реже — в виде косматых безобразных
женщин. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.
По весне русалки слетаются в зелёный лес, где любят сидеть на ветвях и петь
песни.
Слайд 40
§ Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он
лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда
является в образе человеческом. Обувь перепутана: правый лапоть надет на
левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу. В лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
Слайд 41
§ Кикимора. Дух сна и ночных приведений. Появляются только ночью.
Днем она сидит за печкой, а проказничает по ночам с веретеном, прялкой и вьюшкой. Сведений о ней не очень конкретны. Считалось, что это одновременно полезное и вредное существо.
По поверьям, кикиморы водились в домах, в конюшне хлеву, в лесах и чащобах. Народная фантазия рисовала кикимору в облике женщины небольшого роста в сарафане, то с головным убором-шишигой, то простоволосой, рас трепанной, с маленькими рожками. Глаза у кикиморы навыкате, блестят. Кикимора живет в доме за печкой, обожает плесень, сырость; ее излюбленное место – угол избы куда сметают мусор. Она невидимка, дух. Домашнюю кикимору считали подружкой домового, лесную – лешего.
Слайд 42 – пустой
8.Индивидуальная работа на карточках.
--- У вас на партах лежат карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Внимательно прочитайте и выполните задания
Чтобы обеспечить себя пищей, славяне ходили на , ловили
,выращивали . Славянские посёлки были обнесены
. Жилища славян были на половину в .Для обогрева в каждом жилище была . Посудой служили
да . Носили одежду из и . Явлениями природы повелевают . Верили в существа: водяных, , кикимор, , .
9. Праздники древних славян - 5 вопрос слайд 43
--С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по другому.
.
---Мы сейчас посмотрим про эти праздники, а расскажите вы мне о них на следующем уроке. Слайды 44 – 48
III. Итог урока Слайд 49
---Вот и подошёл к концу наш урок Давайте кратко обобщим, что вы узнали и запомнили из наших уроков по теме «Древние славяне»?
Разгадаем Кроссворд по теме , а в это время будет идти Работа по карточкам – тестам (8 человек)
По горизонтали:
1. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься…(земледелием)
2. Наши предки (славяне)
3. Бог грома и молнии у Древних славян (Перун)
По вертикали:
1. Материал для изготовления посуды у Древних славян (глина)
2. Русские, белорусы, украинцы произошли от каких славян? (восточных)
3. Этими объединениями жили Древние славяне (племенами)
Домашнее задание: Прочитать материал в учебнике стр.34-38; выполнить задания в рабочей тетради стр.14; по желанию подготовить сообщения об одном из славянских праздниках.
Выставление отметок.
За работу на уроке… За работу на карточках – на след. уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.