УРОК ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ "УРОК ВЕЖЛИВОСТИ" (3 КЛАСС)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать понятие значения слова «вежливость» 2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи. 3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.Нужно быть вежливым и порядочным. помогать людям в трудную минуту урок вежливости нас учит к добру
Иконка файла материала УРОК ВЕЖЛИВОСТИ.doc
Цели и задачи:   1. Дать понятие значения слова «вежливость»  2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и                 учить  применять их в разговорной речи.   3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому  отношению к людям. 1. – Ребята, входя в класс, вы всем нашим гостям сказали «здравствуйте», хотя с ними совсем  незнакомы. ­Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. 1. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 2. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 3. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? ­ Попробуйте ответить мне на эти вопросы. Каждая команда, подумайте над своим ответом.                  (команды обсуждают и выслушиваются ответы) 2. – Я не случайно в начале урока задала вам эти вопросы. Прочтите тему. ­ Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на этом уроке, чему должны  научиться и что должны понять? (открываются задачи на доске)       1. Выяснить значение слова «вежливость».                                                             2. Узнать много вежливых слов. 3. Учиться уважительному, доброму отношению друг к  другу. 3. ­ Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы употребляем в речи тёплые и  доброжелательные слова. ­ А как ещё мы называем такие слова?  (волшебные, вежливые) ­А вы много знаете таких слов? Давайте проверим! За одну минуту, чья команда напишет больше вежливых слов?    Проверка ­Давайте познакомимся ещё с несколькими словами. Они же являются и качествами характера  человека, если этот человек вежливый и воспитанный. ­ Предлагаю каждой команде по одному слову, подумайте над его значением. (выслушиваются мнения детей, затем карточки переворачиваются и каждая команда зачитывает  верное значение слова) Тактичность         терпимость              доброжелательность Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать  неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Терпимость – состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях,  избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться  понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Доброжелательность – необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении  разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.­ Я думаю, что сегодня на уроке, работая в командах вам всем следует соблюдать и тактичность, и  терпимость, и доброжелательность, чтобы урок прошёл продуктивно и никто не был в обиде! ­ Ребята, в русском языке много слов, начинающихся со слова «добро». Мы их очень часто  употребляем на уроках чтения и риторики. Давайте вспомним их! Я вам помогу. Я буду зачитывать  значение слова, а вы мне его называть. Каждая команда должна угадать по 2 слова. 1. желать всем счастья, относиться ко всем людям со всей любовью и добротой.                             Добролюбие. 2. человек с добрым сердцем                  Добросердечность. 3. доброе отношение ко всем без обмана         Добропорядочность 1. мир между соседями                         Добрососедство 2.человек с доброй совестью                     Добросовестность. 3. человек с доброй душой.                Добродушие ( по ходу называния учитель вывешивает карточки на доску) 4.– А сейчас я хочу каждой команде предложить игру со словами. 1к. – вам нужно собрать 2 семицветика. Один семицв., характеризующий вежливого человека, а  другой – невежливого.  (раздаются лепестки с надписями: учтивый, корректный, уважительный,  предупредительный, любезный, галантный и эти же, но с частицей НЕ)       2к. – попробуйте сопоставить слова с их значениями. (выдаются карточки с теми же названиями  и ещё значения) Учтивый­ почтительно­вежливый в обращении с людьми. Корректный ­ тактичный, вежливый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, готовый оказать услугу, внимательный. Любезный – обходительный. Галантный – изысканно­вежливый. 3к. – Составьте словосочетания, а может быть даже предложения с этими словами.                                      Проверка выполненных заданий. 5. – Среди сказочных героев есть Фея Доброты и Вежливости, а также ест Колдунья Зла и  Грубости. Сегодня на урок каждая из них принесла нам свои дары. Чьи дары нам просто  необходимы? ­ Попробуйте отыскать их среди всех даров.  (каждой команде даётся куча карточек со словами: красота, злость, уродство, доброта,  приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение,  огорчение) при проверке дети по цепочке из каждой команды называют слова. Вывод:  ­ Посмотрите, сколько много новых слов мы узнали. И все они характеризуют вежливых,  добрых, воспитанных людей, какими и должны быть мы с вами. Теперь мы можем с вами выяснить,  что же такое «вежливость»? как вы думаете? ­ А теперь давайте прочитаем и запомним это определение. Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной  нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. 7. – И действительно, в нашей жизни одних только слов бывает мало. Нужны не только  вежливые и добрые слова, но и добрые дела. Их так нам не хватает.­ Сейчас Ж.Афанасьев познакомит нас с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся». Вы  внимательно послушайте и попробуйте дать совет этому Лапусе.      (после чтения стиха идёт обсуждение в командах и даются советы) Я не знаю, как мне быть­ Начал старшим я грубить. Скажет папа: Дверь открой! Притвори её, герой! Я ему в ответ сердито отвечаю: ­Сам закрой! За обедом скажет мама: ­Хлеб, лапуся, передай! Я в ответ шепчу упрямо: ­Не могу, сама подай! Очень бабушку люблю, Всё равно я ей грублю. Очень деда обожаю, Но и деду возражаю Я не знаю, как мне быть­ Начал старшим я грубить, А они ко мне: ­Голубчик, ешь скорее, стынет супчик! А они ко мне: ­Внучок,­ ляг, лапуся на бочок! Я такое обращенье ненавижу, нетерплю, Я киплю от возмущенья и поэтому грублю. ­ Что бы вы посоветовали этому мальчику? Вывод: Надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к  тебе. ­ Я думаю, вы все это примите к сведению и не будете похожими на этого Лапусю. А ещё я бы этому  мальчику, да и всем ребятам дала такой совет: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши! Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. ­ Давайте делать так, чтобы наши слова и поступки рождали только тепло души. 8. ­ Но нередко, люди могут обидеть друг друга. А ведь злость и грубость не остаётся безнаказанной. Послушайте узбекскую сказку «Аист и соловей» и попробуйте сделать выводы. 9инсценировка сказки) ­Что бы вы посоветовали аисту? 9. – Ребята, а всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет  вежливые слова? Вот послушайте одну историю, которая называется «Очень вежливый индюк» и  скажите, действительно ли индюка можно назвать вежливым? Объявился в доме вдруг Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже Он кричал: ­Эй, вы невежи! Заходите, что ли в гости­ Поучиться веж­ли­вос­ти1 Я и сам,­кричал Индюк,­ Доктор Вежливых Наук, И жена моя – примерЗамечательных манер: Даже, когда спит она, Видно, что воспитана! Не стесняйся, ты, Осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!» Ты не будь свиньёй, Свинья,­ Ждёт тебя моя семья! Только раньше бы умыла Ты своё свиное рыло! Как ни бился он, однако К индюку никто не шёл­ Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл! Посинел Индюк от злости: ­Не идут нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они – балды­балды! И добавил с высоты своего величия: ­Не усвоили, скоты правила приличия! Обсуждения. 10. ­ А вы себя считаете вежливыми? Сейчас мы это проверим.  (каждой команде предлагается  ситуация для обсуждения) 1к.  2к. 3к.  Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой  по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже  показалось весело возить куклу по саду и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал  жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец? 11. – В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте посмотрим, справились ли мы с ними? 12. – Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом  ваши родители. Таким образом вы оцените свою вежливость. ­ А ещё я вам приготовила памятку добрых дел и добрых слов. Вы можете её дополнить сами и  принести на следующий урок. ­ А закончу я урок словами из памятки Обогрейте прекрасными словами свою душу и матушку­Землю, создайте вокруг себя пространство  любви, и вы увидите чудеса, сотворённые своими руками.Анализ урока. Моя главная цель на этом уроке была – обогатить словарный запас детей. Нередко мы  сталкиваемся с проблемой, что дети не могут чётко выражать свои мысли. Им не  хватает словарного запаса. Иногда они мыслят правильно, а высказать не могут. Это  можно наблюдать на уроках литературного чтения, на окружающем мире. Урок  риторики – большое подспорье для развития речи уч­ся. На данном уроке я решила  познакомить детей с такими словами, которые они могут использовать в своей речи  для характеристики героев. Но моей задачей было не только познакомить их с  данными словами, но и научить правильно их использовать, дать понять, что вежливые слова надо не просто знать, но и уместно употреблять их в нужном тоне. Работу  постаралась организовать дифференцированно, чтобы каждый ученик работал с  интересом, проявлял свои творческие и коммуникативные способности. Для этого  дети были разбиты на группы, и каждая группа получала своё задание. Для воспитания в детях доброты, отзывчивости, для привития им хороших манер были предложены  проблемные ситуации, стихи и инсценировка. Мне важно было услышать рассуждения  учеников по каждой ситуации, я хотела, чтобы они сами делали правильные выводы.       Считаю, что поставленных целей я на уроке добилась.