Дать понятие значения слова «вежливость»
2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи.
3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.Нужно быть вежливым и порядочным. помогать людям в трудную минуту урок вежливости нас учит к добру
Цели и задачи:
1. Дать понятие значения слова «вежливость»
2. Обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить
применять их в разговорной речи.
3. На примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому
отношению к людям.
1. – Ребята, входя в класс, вы всем нашим гостям сказали «здравствуйте», хотя с ними совсем
незнакомы.
Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
1. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
2. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
3. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Попробуйте ответить мне на эти вопросы. Каждая команда, подумайте над своим ответом.
(команды обсуждают и выслушиваются ответы)
2. – Я не случайно в начале урока задала вам эти вопросы. Прочтите тему.
Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на этом уроке, чему должны
научиться и что должны понять?
(открываются задачи на доске) 1. Выяснить значение слова «вежливость».
2. Узнать много вежливых слов.
3. Учиться уважительному, доброму отношению друг к
другу.
3.
Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы употребляем в речи тёплые и
доброжелательные слова.
А как ещё мы называем такие слова? (волшебные, вежливые)
А вы много знаете таких слов? Давайте проверим!
За одну минуту, чья команда напишет больше вежливых слов? Проверка
Давайте познакомимся ещё с несколькими словами. Они же являются и качествами характера
человека, если этот человек вежливый и воспитанный.
Предлагаю каждой команде по одному слову, подумайте над его значением.
(выслушиваются мнения детей, затем карточки переворачиваются и каждая команда зачитывает
верное значение слова)
Тактичность терпимость доброжелательность
Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать
неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Терпимость – состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях,
избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться
понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Доброжелательность – необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении
разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов. Я думаю, что сегодня на уроке, работая в командах вам всем следует соблюдать и тактичность, и
терпимость, и доброжелательность, чтобы урок прошёл продуктивно и никто не был в обиде!
Ребята, в русском языке много слов, начинающихся со слова «добро». Мы их очень часто
употребляем на уроках чтения и риторики. Давайте вспомним их! Я вам помогу. Я буду зачитывать
значение слова, а вы мне его называть. Каждая команда должна угадать по 2 слова.
1. желать всем счастья, относиться ко всем людям со всей любовью и добротой.
Добролюбие.
2. человек с добрым сердцем Добросердечность.
3. доброе отношение ко всем без обмана Добропорядочность
1. мир между соседями Добрососедство
2.человек с доброй совестью Добросовестность.
3. человек с доброй душой. Добродушие
( по ходу называния учитель вывешивает карточки на доску)
4.– А сейчас я хочу каждой команде предложить игру со словами.
1к. – вам нужно собрать 2 семицветика. Один семицв., характеризующий вежливого человека, а
другой – невежливого. (раздаются лепестки с надписями: учтивый, корректный, уважительный,
предупредительный, любезный, галантный и эти же, но с частицей НЕ)
2к. – попробуйте сопоставить слова с их значениями. (выдаются карточки с теми же названиями
и ещё значения)
Учтивый почтительновежливый в обращении с людьми.
Корректный тактичный, вежливый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный – скромный, обязательный, готовый оказать услугу, внимательный.
Любезный – обходительный.
Галантный – изысканновежливый.
3к. – Составьте словосочетания, а может быть даже предложения с этими словами.
Проверка выполненных заданий.
5. – Среди сказочных героев есть Фея Доброты и Вежливости, а также ест Колдунья Зла и
Грубости. Сегодня на урок каждая из них принесла нам свои дары. Чьи дары нам просто
необходимы?
Попробуйте отыскать их среди всех даров.
(каждой команде даётся куча карточек со словами: красота, злость, уродство, доброта,
приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение,
огорчение) при проверке дети по цепочке из каждой команды называют слова.
Вывод: Посмотрите, сколько много новых слов мы узнали. И все они характеризуют вежливых,
добрых, воспитанных людей, какими и должны быть мы с вами. Теперь мы можем с вами выяснить,
что же такое «вежливость»? как вы думаете?
А теперь давайте прочитаем и запомним это определение.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной
нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
7. – И действительно, в нашей жизни одних только слов бывает мало. Нужны не только
вежливые и добрые слова, но и добрые дела. Их так нам не хватает. Сейчас Ж.Афанасьев познакомит нас с героем стихотворения С.Михалкова «Лапуся». Вы
внимательно послушайте и попробуйте дать совет этому Лапусе.
(после чтения стиха идёт обсуждение в командах и даются советы)
Я не знаю, как мне быть
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: Дверь открой!
Притвори её, герой!
Я ему в ответ сердито отвечаю:
Сам закрой!
За обедом скажет мама:
Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Всё равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю
Я не знаю, как мне быть
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
Голубчик, ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
Внучок, ляг, лапуся на бочок!
Я такое обращенье ненавижу, нетерплю,
Я киплю от возмущенья и поэтому грублю.
Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Вывод: Надо быть тактичным, терпимым, относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к
тебе.
Я думаю, вы все это примите к сведению и не будете похожими на этого Лапусю. А ещё я бы этому
мальчику, да и всем ребятам дала такой совет:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши!
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Давайте делать так, чтобы наши слова и поступки рождали только тепло души.
8. Но нередко, люди могут обидеть друг друга. А ведь злость и грубость не остаётся безнаказанной.
Послушайте узбекскую сказку «Аист и соловей» и попробуйте сделать выводы.
9инсценировка сказки)
Что бы вы посоветовали аисту?
9. – Ребята, а всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет
вежливые слова? Вот послушайте одну историю, которая называется «Очень вежливый индюк» и
скажите, действительно ли индюка можно назвать вежливым?
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже
Он кричал: Эй, вы невежи!
Заходите, что ли в гости
Поучиться вежливости1
Я и сам,кричал Индюк,
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – примерЗамечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся, ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья,
Ждёт тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шёл
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
Не идут нахалы в гости!
Зря пропали все труды!
Все они – балдыбалды!
И добавил с высоты своего величия:
Не усвоили, скоты правила приличия!
Обсуждения.
10. А вы себя считаете вежливыми? Сейчас мы это проверим. (каждой команде предлагается
ситуация для обсуждения)
1к.
2к.
3к. Прибежал Митя в сад. Он выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой
по саду на палочке. Таня заплакала. Выбежал из дома старший брат Мити Серёжа. Сереже
показалось весело возить куклу по саду и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал
жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел. Что сказал Мите отец?
11. – В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте посмотрим, справились ли мы с ними?
12. – Дома я хочу вам предложить выполнить тест, где сначала на вопросы ответите вы, а потом
ваши родители. Таким образом вы оцените свою вежливость.
А ещё я вам приготовила памятку добрых дел и добрых слов. Вы можете её дополнить сами и
принести на следующий урок.
А закончу я урок словами из памятки
Обогрейте прекрасными словами свою душу и матушкуЗемлю, создайте вокруг себя пространство
любви, и вы увидите чудеса, сотворённые своими руками.Анализ урока.
Моя главная цель на этом уроке была – обогатить словарный запас детей. Нередко мы
сталкиваемся с проблемой, что дети не могут чётко выражать свои мысли. Им не
хватает словарного запаса. Иногда они мыслят правильно, а высказать не могут. Это
можно наблюдать на уроках литературного чтения, на окружающем мире. Урок
риторики – большое подспорье для развития речи учся. На данном уроке я решила
познакомить детей с такими словами, которые они могут использовать в своей речи
для характеристики героев. Но моей задачей было не только познакомить их с
данными словами, но и научить правильно их использовать, дать понять, что вежливые
слова надо не просто знать, но и уместно употреблять их в нужном тоне. Работу
постаралась организовать дифференцированно, чтобы каждый ученик работал с
интересом, проявлял свои творческие и коммуникативные способности. Для этого
дети были разбиты на группы, и каждая группа получала своё задание. Для воспитания
в детях доброты, отзывчивости, для привития им хороших манер были предложены
проблемные ситуации, стихи и инсценировка. Мне важно было услышать рассуждения
учеников по каждой ситуации, я хотела, чтобы они сами делали правильные выводы.
Считаю, что поставленных целей я на уроке добилась.