Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)
Оценка 4.8

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе
DOC
русский язык
10 кл
31.03.2017
Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)
Целью данного урока является :систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. Урок состоит из 5 пунктов: 1) работа в режиме "тройного" дневника, 2) работа в группах с текстом, 3) Осложнённое списывание (Взаимопроверка работ с вынесением ошибок на поля), 4) тестирование, 5) итог.
Doc 1 urok.DOC
Урок русского языка в 10 классе Тема: «Причастие как особая форма глагола». Цели урока: Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и  определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии,  выделять запятыми причастный оборот.                                 «Причастие­это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»                                                                                                                                          В.Даль                                                                     ХОД УРОКА Актуализация знаний. Формирование мотивации. Организация класса, приветствие учителя. Слово учителя. Сегодня мы подведём итоги тому, о чем говорили на предыдущих уроках, будет готовиться к контрольной работе по изученной теме. Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем наш урок с необычной мифологической сказки, которая называется «Диковинные плоды» (Тихо звучит музыка, и учитель начинает читать сказку). Диковинные плоды.  Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как­то учёный… Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как? Учащиеся дают ответ: (причастием).     У.: Почему назвали их причастием?  Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?    Подберите   однокоренные   слова   к   слову   причастие  и   запишите   их.   (Причастность, причастный»)   Выясните   по   словарю   Ожегова   значение   слова   «причастный»   и   огласите   его. «ПРИЧАСТНЫЙ» — имеющий непосредственное отношение, касательство к чему­нибудь. Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.) Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит причастная? (ответы учеников). Давайте сформулируем тему урока.    Вы правы, ребята, будем говорить о причастии. Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Напишите число и тему урока. 1. Работаем в режиме «тройного дневника» Что мы узнали на Какой бы вопрос задали? Как бы ответили уроке Причастие­ это особая  форма глагола, которая  обозначает признак  предмета по действию 1) Почему особая форма глагола?      2  ) Почему обозначает          признак  предмета по действию?  Образуется от глагола, имеет  признаки глагола: совершенный и несовершенный вид; настоящее и прошедшее время;  Имеет признак прил­ого: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и  падежам; в предложении  является определением.      2.Бывают  действительные и  страдательные  причастия. 3.Имеют суффиксы –ущ (­ющ), ­ащ(­ящ), ­ем,  ­ом, ­им, ­вш,­ш,­вши,­ нн,­енн (­ённ), ­т. 4. Н и НН в суффиксах  страдательных  причастий 5. Слитное и раздельное  написание НЕ с  причастиями.                    1) Какие причастия называются  действительными?  Обозначает признак того предмета, который  сам совершает действие. 2) Какие причастия называются   страдательными? Испытывают действие со стороны другого  предмета.    От чего зависит выбор этих  суффиксов? 1)   Когда пишется н? 2) Когда пишется НН?   Ответы  Ответы  1) Когда пишется раздельно?  Ответы. 2) Когда пишется слитно? 2. Работа в группах с текстом.      Море смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и покрываясь мелкой рябью   ослепительно   ярко   отражавшей   солнце   улыбалось   голубому   небу   тысячами   серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна   за   другою   на   пологий   берег   песчаной   косы.   Этот   звук   и   блеск   солнца   тысячекратно отражённого рябью моря гармонично сливались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце   было   счастливо   тем,   что   светило,   море   тем,   что   отражало   его   ликующий   свет. ( М. Горький). 1 группа. Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль. Определите тип речи прочитанного текста, назовите основные признаки этого типа, присутствующие в тексте. 2 группа. Выпишите из текста причастия, назовите в них орфограммы, сделайте морфологический  разбор одного из них. 3   группа.   Выпишите   из   текста   словосочетания,   подходящие   под   схему:   причастие   + существительное,   укажите   падеж   причастия,   сделайте   синтаксический   разбор   выписанных словосочетаний. 3.  Осложнённое списывание (  Взаимопроверка работ с вынесением ошибок на поля). 1)Евгений   мой   спешит   душою   замирая   в   надежде   страхе   и   тоске   к   едва   смиривш..йся   реке (А.Пушкин).   2)Долго   жители   не   спали   и   меж   собою   толковали   о   дне   минувш..м   (А.Пушкин). 3)Зарево на дальних высотах трепещущ..м  румянцем отразилось (М.Лермонтов) . 4)Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в   небольшой овраг (И.Тургненв). 5)Лошади сколько я мог различить   при   чуть   брезжущ..м   слабо   льющ..мся   свете   звёзд   тоже   лежали   понурив   головы (И.Тургенев). Задание к тексту:  Списать,   расставляя   знаки   препинания   и   вставляя   пропущенные   буквы   в   окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения. 4. Тест. (Самопроверка, выставление оценок себе в тетрадь). 1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: ­ущ­(­ющ­) или –ащ­(­ящ­). 1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий. 2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий. 2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: ­ем­(­ом­) или –им­. 1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый. 2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый. 3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени­ действительных и страдательных­  перед формообразующими суффиксами. 1) Закач..нный­  закач..вший (газ в баллон). 2) Прове..нное ­прове..вший (на току зерно). 4. Каким словам­причастиям или прилагательным­ принадлежат краткие формы в  цепочках? 1) Девочка умна и воспита..а;  дети невежливы и необразова..ы. 2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь  реконструирова..а. 5. В каких словосочетаниях пишется – нн­? 6. В каких словосочетаниях пишется – н­? 1) Мочё..ые яблоки. 1) Кипячё..ое молоко. 2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе. 2) Кипячё..ое на медленном огне молоко. 3)Сельдь вымоче..а в молоке. 3)Вскипячё..ое молоко. 4)Некипячё..ое молоко 5. Итог урока. Составление  синквейнов по теме «Причастие». Причастие действительное, страдательное помогает, учит, заставляет. Это особая форма глагола. Учитель. 6. Рефлексия. Нарисуйте в тетради крылечко, состоящее из пяти ступенек. Поставьте точку на той  ступеньке, на которой вы видите себя в конце нашего урока. Это и  будут ваши оценки за урок.     7. Домашнее задание. 1. Подготовить устное сообщение на тему «Написание Н и НН в  причастиях  и прилагательных».  «Правописание НЕ с причастиями».  2. Составить текст с  использованием причастий. (Тема свободная)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)

Урок по русскому языку : "Причастие как особая форма глагола" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017