Урок по русскому языку "Имя существительное" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок начала с психологического настроя, затем разминка для пальчиков, чистописание, словарная работа, актуализация знаний, постановка темы урока, где дети сами определили тему и цель урока. Выполнив задание, сформулировали правило "Что такое имя существительное". Затем работали по учебнику, закрепляя новый материал.
Иконка файла материала открыт урок русск яз 2 а класс.docx
Русский язык Тема: Имя существительное Цель: формирование общего понятия об имени существительном. Задачи:  учить различать предмет и слово как часть речи;  учить соотносить вопросы кто? и что?  развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;  развивать речь учащихся , навыки грамотного письма, умение  аргументировать свой ответ, орфографическую зоркость, внимание,  любознательность, воображение;  воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес  к учёбе, любовь к родному языку, культуру устной и письменной речи. 1.Организационный момент. Психологический настрой. Прозвенел уже звонок,  Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу  окунуться ­Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и  откроем ещё одну тайну русского языка. 2. Разминка для пальчиков.  ­На уроке русского языка мы много пишем. А чтобы красиво писать, надо  соблюдать определенные правила, какие они? +Правильная посадка, положение тетради и ручки. ­Кто же наши помощники в письме?  +Наши пальчики. ­Давайте сделаем разминку для пальчиков.(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли. 3.Чистописание.  ­Посмотрите на доску. Догадайтесь, какие это слова.  …ашина, ла…па, ли..он ­Прочитайте. Что общего в этих словах? +Пропущена буква «эм» ­Сегодня на уроке будем писать букву «эм», найдите закономерность и  запишите до конца строки. м, мм,ммм ­лучшую подчеркните. А на второй строке запишите слова. С этой буквой. ­Найдите  и выделите орфограммы в словах. Постарайтесь не делать ошибок в данных словах. 4. Словарная работа. ­А сейчас я вам предлагаю записать слова с непроверяемыми орфограммами.  Прочитаем их. Что обозначают эти слова? На какие группы можно разделитьэти слова? Какие вопросы можно   поставить к этим словам?(кто? Что?)  Запишите эти слова в два столбика.  Вставьте пропущенные буквы. (слайд) Мес…ц, ш…фёр, ц…ркуль, п…л.то, м…дведь, с…ница. ­Проверьте. (слайд)Слова левого столбика отвечают на вопрос что?, а слова  правого столбика на вопрос кто? Что?                                      Кто? Месяц                                 шофёр циркуль                              медведь пальто                                синица 5. Актуализация знаний, постановка темы урока. ­Что называют эти слова? (предметы) ­На какие вопросы отвечают? (кто?Что?) ­А какой частью речи являются? (им. существит.) ­Вы, я думаю, догадались, какова тема урока?(им. существ.) ­Какую цель и задачи урока поставим? +Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие вопросы  отвечает?  Учиться находить и различать имена существительные? А  также  образовывать имена существительные от других частей речи. 6.Открытие нового знания ­ А сейчас я вам предлагаю заменить одним словом (слайд) 1)– движение воздуха –  ветер – сильный ветер со снегом – метель – Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них? Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы 2)Лапу сосёт, да всю зиму сытым живёт – медведь. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками­ ёжик.Как, одним словом назвать эти слова? – Животные.  – На какой вопрос отвечают эти слова? –  Отвечают на вопрос КТО ? 3)­Коз, коров зовёт, скликает,  В свой витой рожок играет? (пастух) ­Мы учим детишек читать и писать,  Природу любить, стариков уважать..(учитель) ­Назови одним словом. Кто это? (люди) ­На какой вопрос отвечают слова?(кто?) 4)­Чертят им или рисуют, Грифель по листу танцует Он большой помощник наш, И зовётся …(карандаш) В начале лета созревает, И цветом красным удивляет, По вкусу нежна, приятна, И очень она ароматна! (клубника) ­На какой вопрос отвечают? (что?) ­Как назовём одним словом, это (предметы) ­Итак, мы сейчас много говорили об имени существительном,  я вас попрошу  поработать в парах.Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило об имени существительном.(Даётся опора : Имя существительное ­  это  _______________, обозначает                                         ,      отвечает на  вопросы  .) ­Прочитайте, что вы записали, какое правило.­Давайте проверим наше открытие. Откройте учебники на странице 80,  прочитайте правило вслух. ­ Совпадает наше правило с правилом в учебнике? (да)  На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё  то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они  способны подумать, как о чём­то существующем. И называется эта часть  речи имя существительное. 6. Физкультминутка.         Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге.            (Повороты влево, вправо) Потянулся он со  сна:        (Потягивание ­ руки вверх) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил.            (Вращение головой) Наклонился взад­ вперед,           (Наклоны вперед, назад) Вот он по лесу идёт, Ищет мишка корешки             (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки­ Для медведя витаминки. Наконец,  медведь наелся  И на брёвнышко уселся.                     (Дети садятся) 7. Закрепление пройденного.  1)Работа в учебнике. ­Упр 3. Прочитаем задание. Один ученик у доски.(Бежать­бег, ходить – ход, бороться – борьба) ­Остальные слова образовать самостоятельно. ­Проверьте.(слайд) ­Составьте предложение. Запишем. (Ребята нашего класса занимаются борьбой.) ­Найдите главные члены предложения, подчеркните. Какой частью речи   является подлежащее? (сущ.) ­Да, чаще всего подлежащее является именем существительным. 2)Работа в группах. Класс делится на команды (2 парты) и работают в группе. ­ Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты. ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р,  но ­ Какие слова составили? К какой части речи относятся слова? Один представитель из группы читает составленные слов. 8. Итог урока. ­Какую часть речи изучали? ­ Что вы знаете об имени существительном? 9. Оценивание. 10. Рефлексия. ­ Мне было интересно… ­ Мне было трудно… ­ Я могу  себя похвалить за…. 11. Домашнее задание: