Урок по русскому языку на тему "Антонимы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект открытого урока русского языка 2 класс « Антонимы» Целью данного урока является: создание условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, создание условий для ознакомления обучающихся с понятием "Антонимы", их отличительными особенностями, выделять их в контексте.
Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку во 2 классе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Аблаево муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Антонимы» Подготовила: Учитель начальных классов  Гареева Чулпан Шамиловна2017­2018 учебный год Дата: 2.10.2017г. Тема: «Антонимы». Цель: создать условия для формирования системы знаний о словах антонимах. Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык, 2  класс», мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,  индивидуальные карточки,  картинки. Тип урока: комбинированный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесно­наглядный, проблемно­поисковый,  самостоятельная работа. Методические приемы: •    рассказ учителя; •    проблемные вопросы; •    работа над новыми понятиями; •    практические упражнения. Педагогические технологии: •    технология проблемного обучения; •   игровая технология; •    здоровьесберегающая технология, ИКТ технология. Ход урока I. Организационный момент. Учитель: ­ Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает  нам в учёбе: Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Учитель: ­ Молодцы! Садитесь на свои места.II. Проверка домашнего задания.  Учитель: ­ Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста,  что надо было сделать в домашнем задании? ( В домашнем задании  из упр.68, стр. 53 надо было из 2 групп слов составить  пары слов­синонимов и записать их в тетрадь). Учитель: ­  Хорошо, молодцы. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и  проверьте задание. Сверьте работы с доской ­ экраном: (читаю пары слов, дети сверяют записи) 1 слайд: Ребята ­  дети, бежать – мчаться, красный ­  алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель. Учитель: ­  Ребята, поднимите руки,  у кого в домашнем задании нет ошибок!   Молодцы!  Учитель: ­ О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? ( О словах­ синонимах0 Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению, например: папа­отец) Учитель: ­ Правильно. Учитель: ­ Ребята, что значит определить лексическое значение слова?  (Сказать, что обозначает это слово) Учитель: ­ Молодцы. Ребята, в домашнем задании вам встретились несколько  пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах? (Есть словари  синонимов) Учитель: ­ Хорошо. III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы. Учитель:  ­ Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение. 2 слайд: Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз,Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Учитель: ­ Вам понравилось стихотворение? Чем?  Учитель: ­ Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения? Учитель: ­ Почему вы не можете выполнить моё задание? Учитель: ­ Правильно. Учитель: ­ Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?  Учитель: ­ Эти слова называются антонимами. Какая тема урока сегодня? Учитель: ­ Молодцы. Учитель: ­ Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Учитель: ­ Хорошо. Ответим на первый вопрос: какие это слова? Учитель: ­ Хорошо, ещё?  Учитель: ­ Хорошо, молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос:  Похожи они по смыслу или нет?  Учитель: ­ Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный ­ белый?  Учитель: А вот эти слова: жара ­ стужа?  Учитель: ­ Молодцы!  Значит, какие это слова? Учитель: ­ Молодцы. 3 слайд Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.IV. Работа над каллиграфией. Учитель: ­ Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики: (Самомассаж рук). 1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала  одной рукой, потом другой. 2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем ­ с  тыльной. 3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. 4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.) Учитель: ­ Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с  наклоном,  запишите в своих тетрадях число, сегодня 6 октября, классная  работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до  конца строки.  Посмотрите, как правильно надо их писать.  (Дети прописывают  буквы). Учитель: ­ Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые  у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу. V. Словарная работа.  Учитель: ­ Ребята, а  мы сейчас «Поиграем в словарик». Я буду называть вам   лексическое значение словарного слова, а вы пишете это слово в тетрадях. Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.  Дерево с белой корой.   Столица нашей родины. Страна, в которой мы живём.   Место, где мы родились и живём. Это плод яблони.  Инструмент для копания земли.  Это садовое дерево, плод у него яблоко. Учитель: ­ Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы  своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова. Сверьте работы с доской – экраном. 4 слайдПенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше. VI. Закрепление нового материала. Учитель: ­ Повторите тему сегодняшнего урока. Учитель: ­ Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова­  антонимы  к картинкам: 5 слайд:  ­ Чистый – грязный. 6 слайд:  ­ Плачет – смеётся. 7 слайд:  ­ Толстый – тонкий. 8 слайд:  ­ Маленький  ­ большой. 9 слайд:   ­ Грустный – весёлый. Учитель: ­ Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова,  которые вы называли. Сравните их. 10 слайд: чистый – грязный, плачет – смеётся, толстый – тонкий, маленький ­ большой, грустный – весёлый. Учитель:  ­ Какие это слова?  Дети: ­ Это антонимы.Учитель: ­ Какие слова называются антонимами? Дети:­ Слова, противоположные по значению. Учитель: ­ Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском  языке  обозначает «против». VI. Работа с учебником. Учитель: ­ Ребята, откройте страницу в учебнике  54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы? Учитель: ­ Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника на  странице 142. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего  задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из  вас на уроке был самым внимательным. (  Устная работа.  Дети хором отвечают отгадки).1 11 слайд : Я­ антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня……(прохлада) ­ Молодцы! 12 слайд: Я ­антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я …..(зима) ­ Молодцы! 13 слайд: Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь ……..(тишина) Учитель: ­ Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание  посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте  в них антонимы.14 слайд: Ученье – свет, А неученье ­……(тьма) (Хором – тьма) Учитель: ­ Дети как вы понимаете значение этой пословицы? Учитель: ­ Хорошо. 15 слайд: Знай больше, А говори ……..(меньше) ( Хором – меньше) Учитель: ­ Как понимаете значение этой пословицы? Учитель: ­ Хорошо. Вы все молодцы. Работали быстро, дружно, были  внимательны! VII. Самостоятельная работа.  Учитель:  ­ А сейчас небольшая самостоятельная работа.  Сядьте правильно.  Будем самостоятельно выполнять из учебника упр. 72. Что нужно сделать в  упражнении? Учитель: Где будете искать антонимы? Учитель: ­ Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга.  У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом. 20 слайд: здравствуйте – до свидания чистый – грязный храбрый – трусливый вчера – сегодня весна – осень хвалить – ругать  радость ­ грустьVIII. Рефлексия. Учитель: ­ Скажите, пожалуйста, что нового  вы  сегодня узнали на уроке?  ( Какие  слова называются  антонимами). Учитель: ­ Какие это слова? (Слова, противоположные по значению). Учитель: ­ Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались? (Отгадывали загадки). Учитель: ­ Хорошо! Ещё? (Учились подбирать антонимы  к картинкам и к пословицам). Учитель: ­ Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей  речи. IX. Домашнее задание. 21 слайд: ­ Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74 ­  подобрать и записать  антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

Посмотрите также