Конспект открытого урока русского языка 2 класс « Антонимы» Целью данного урока является: создание условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, создание условий для ознакомления обучающихся с понятием "Антонимы", их отличительными особенностями, выделять их в контексте.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Аблаево муниципального района
Чекмагушевский район Республики Башкортостан
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
на тему: «Антонимы»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гареева Чулпан Шамиловна20172018 учебный год
Дата: 2.10.2017г.
Тема: «Антонимы».
Цель: создать условия для формирования системы знаний о словах антонимах.
Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык, 2
класс», мультимедийное оборудование, презентация по теме урока,
индивидуальные карточки, картинки.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словеснонаглядный, проблемнопоисковый,
самостоятельная работа.
Методические приемы:
• рассказ учителя;
• проблемные вопросы;
• работа над новыми понятиями;
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• технология проблемного обучения;
• игровая технология;
• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Учитель: Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает
нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: Молодцы! Садитесь на свои места.II.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста,
что надо было сделать в домашнем задании?
( В домашнем задании из упр.68, стр. 53 надо было из 2 групп слов составить
пары словсинонимов и записать их в тетрадь).
Учитель: Хорошо, молодцы. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и
проверьте задание. Сверьте работы с доской экраном:
(читаю пары слов, дети сверяют записи)
1 слайд:
Ребята дети, бежать – мчаться, красный алый, азбука – алфавит, чудесный
– волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.
Учитель: Ребята, поднимите руки, у кого в домашнем задании нет ошибок!
Молодцы!
Учитель: О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? ( О словах
синонимах0
Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.
(Слова, близкие по значению, например: папаотец)
Учитель: Правильно.
Учитель: Ребята, что значит определить лексическое значение слова?
(Сказать, что обозначает это слово)
Учитель: Молодцы. Ребята, в домашнем задании вам встретились несколько
пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах? (Есть словари
синонимов)
Учитель: Хорошо.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.
2 слайд:
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем?
Учитель: Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: Почему вы не можете выполнить моё задание?
Учитель: Правильно.
Учитель: Как называются эти слова? Мы изучали такие слова?
Учитель: Эти слова называются антонимами. Какая тема урока сегодня?
Учитель: Молодцы.
Учитель: Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?
Учитель: Хорошо. Ответим на первый вопрос: какие это слова?
Учитель: Хорошо, ещё?
Учитель: Хорошо, молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос:
Похожи они по смыслу или нет?
Учитель: Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный белый?
Учитель: А вот эти слова: жара стужа?
Учитель: Молодцы! Значит, какие это слова?
Учитель: Молодцы.
3 слайд
Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.IV. Работа над каллиграфией.
Учитель: Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:
(Самомассаж рук).
1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала
одной рукой, потом другой.
2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем с
тыльной.
3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)
Учитель: Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с
наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 6 октября, классная
работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до
конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.
(Дети прописывают буквы).
Учитель: Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые
у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем
работу.
V. Словарная работа.
Учитель: Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я буду называть вам
лексическое значение словарного слова, а вы пишете это слово в тетрадях.
Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.
Дерево с белой корой.
Столица нашей родины.
Страна, в которой мы живём.
Место, где мы родились и живём.
Это плод яблони.
Инструмент для копания земли.
Это садовое дерево, плод у него яблоко.
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы
своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова. Сверьте работы
с доской – экраном.
4 слайдПенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.
VI. Закрепление нового материала.
Учитель: Повторите тему сегодняшнего урока.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова
антонимы к картинкам:
5 слайд:
Чистый – грязный.
6 слайд:
Плачет – смеётся.
7 слайд:
Толстый – тонкий.
8 слайд:
Маленький большой.
9 слайд:
Грустный – весёлый.
Учитель: Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова,
которые вы называли. Сравните их.
10 слайд:
чистый – грязный,
плачет – смеётся,
толстый – тонкий,
маленький большой,
грустный – весёлый.
Учитель: Какие это слова?
Дети: Это антонимы.Учитель: Какие слова называются антонимами?
Дети: Слова, противоположные по значению.
Учитель: Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском
языке обозначает «против».
VI.
Работа с учебником.
Учитель: Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что
такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?
Учитель: Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника на
странице 142. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего
задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из
вас на уроке был самым внимательным.
( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1
11 слайд :
Я антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня……(прохлада)
Молодцы!
12 слайд:
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …..(зима)
Молодцы!
13 слайд:
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь ……..(тишина)
Учитель: Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание
посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.14 слайд:
Ученье – свет,
А неученье ……(тьма)
(Хором – тьма)
Учитель: Дети как вы понимаете значение этой пословицы?
Учитель: Хорошо.
15 слайд:
Знай больше,
А говори ……..(меньше)
( Хором – меньше)
Учитель: Как понимаете значение этой пословицы?
Учитель: Хорошо. Вы все молодцы. Работали быстро, дружно, были
внимательны!
VII. Самостоятельная работа.
Учитель: А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно.
Будем самостоятельно выполнять из учебника упр. 72. Что нужно сделать в
упражнении?
Учитель: Где будете искать антонимы?
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга.
У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.
20 слайд:
здравствуйте – до свидания
чистый – грязный
храбрый – трусливый
вчера – сегодня
весна – осень
хвалить – ругать
радость грустьVIII. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами).
Учитель: Какие это слова?
(Слова, противоположные по значению).
Учитель: Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
(Отгадывали загадки).
Учитель: Хорошо! Ещё?
(Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам).
Учитель: Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей
речи.
IX. Домашнее задание.
21 слайд:
Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74 подобрать и записать
антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.