Урок по русскому языку на тему "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи" (3 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок по русскому языку на тему "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи" (3 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
07.01.2017
Урок по русскому языку на тему "Обобщение знаний о признаках  имени существительного как части речи" (3 класс, русский язык)
Урок проводится в форме путешествия по городу Существительных. Встречаясь с именами существительными, учащиеся повторяют всё, что знают о признаках этой части речи. А языковым материалом на уроке будут служить тексты из произведений К. И. Чуковского, чьи сказки дети читали на уроках литературы. Целью урока являются - выяснение значения имени существительного как части речи, упражнение в различении собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, закрепление знаний о роде и числе, повторение и определение падежей существительных, привитие любви к русскому языку и желания читать книги.разработка урока русского языка в 3 классе
урок русского языка в 3 классе.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  казённое ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХИПОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

РОССОШАНСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО   РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ   ОБЛАСТИ

 

 

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

 

 

  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

 

                              3  КЛАСС

 

 

                                                                ВЫПОЛНИЛА:

                                                                ЛИВЕРКО  ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА

 

 

 

 

                                                   2015   ГОД

 

 

 

Тема: «ОБОБЩЕНИЕ  ЗНАНИЙ  О  ПРИЗНАКАХ    ИМЕНИ

              СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО  КАК  ЧАСТИ  РЕЧИ»

 

 

 

Цель: - выяснение  значения  имени  существительного  как  части  речи,

                 - упражнение  в  различении  собственных  и   нарицательных,

                    одушевлённых  и  неодушевлённых  имён  существительных,

                 - закрепление  знаний  о  роде  и  числе,

                 - повторение  и  определение   падежей   существительных,

                 - привитие  любви  к  русскому  языку  и  желания  читать  книги 

 

 

 

Оборудование: - картинка  «кремль»,

                                         - текстовые  задания - листы,

                                         - названия  улиц,

                                         - парусник

 

Ход   урока:                                 

 

1. НАЧАЛО  УРОКА

                                             

2. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА

 

   Сегодня  на  уроке  мы  отправимся  в  путешествие  по  городу  Существительных. Встречаясь  с  именами  существительными,  мы  повторим  всё,  что  знаем  о  признаках  этой  части  речи. А   языковым   материалом  на  уроке  будут  служить  тексты  из  произведений  К. И. Чуковского,  чьи  сказки  мы  читали  на  уроках  чтения.

 

3. РАБОТА  ПО  ТЕМЕ  УРОКА

 

ЦЕНТР  ГОРОДА,  КРЕМЛЬ

РАБОТА  НАД  ЗНАЧЕНИЕМ  ИМЕНИ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

КАК  ЧАСТИ  РЕЧИ

   Итак,  начинаем  наше  путешествие  с  центра  города,  его  кремля. Кремль  на  нашей  карте  символизирует  основное  значение  имени  существительного,  его  смысл. Что  же   обозначают  имена  существительные?  (Имена  существительные  обозначают  предмет).

    Давайте  это  докажем  на  примере  сказки «Путаница»  К. И. Чуковского,   которая  лежит  у  вас  на  столе.

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

 (Дети  находят  в стихотворении  существительные  при  помощи  вопросов  кто?  что?).

Улицы  собственные  и  нарицательные

УПРАЖНЕНИЯ  В  РАЗЛИЧЕНИИ  СОБСТВЕННЫХ  И  НАРИЦАТЕЛЬНЫХ  ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

   От кремля отходят группы улиц. Побываем на первых двух  улицах, которые  называются. . . Кто догадается, почему они так называются? Какие имена  существительные   являются   собственными, а  какие —  нарицательными? (собственные  пишутся  с  большой  буквы,  а  нарицательные – с  маленькой).

   Закрепим  полученные  знания. Вы  должны  по  гласным  буквам  догадаться,  какие  имена  собственные  из  сказок  Чуковского здесь  «спрятались». Запишите  получившиеся  слова  в  тетрадь. 

(на  доске):

доктор      . йб . лит

акула    К . р . кула

муха  –  Ц . к . туха

бабушка   Ф . д . ра

 

УЛИЦЫ  ОДУШЕВЛЁННАЯ  И  НЕОДУШЕВЛЁННАЯ

УПРАЖНЕНИЕ  В  РАЗЛИЧЕНИИ  ОДУШЕВЛЁННЫХ  И              НЕОДУШЕВЛЁННЫХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

   Побываем  ещё  на  двух  улицах  города  Существительных. Прочитаем  их  названия. Почему  эти  улицы  так  называются? Какие  имена  существительные  мы  относим  к  одушевлённым,  а  какие – к  неодушевлённым   именам? (одушевлённые – это  живые  существа, а  неодушевлённые – неживые  существа). Подтвердите  свой  ответ  отрывком  из  произведения  Корнея  Ивановича.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

                    Тушат, тушат — не потушат,

Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать —

И потухло.

   (Дети  ищут  одушевлённые,  а  затем  неодушевлённые  имена  существительные.  В  тетрадь  записывают  только  одушевлённые  существительные)

                                           

3. Физминутка

 

           УЛИЦЫ  МУЖСКОГО,  ЖЕНСКОГО  И  СРЕДНЕГО  РОДА

УПРАЖНЕНИЕ  В  РАЗЛИЧЕНИИ  ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 ПО   РОДУ

   Ребята,  посмотрите,  от  центра города  идут  ещё  три  улицы,  прочитайте  их  названия. Какие  существительные  мы  можем  встретить  на  улицах  Женского,  Мужского  и  Среднего  рода?  Как  различить  эти  существительные?

Прочитайте  на  доске  следующую  запись:

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

 Под кровать!

   Следующее  задание:  вы  должны  «расселить»  существительные  на  улицы  Мужского,  Женского  и  Среднего  рода. Запишите  слова  в  три  столбика.

                             ж. р.                         м. р.                      ср. р.

 

Улицы   падежей

УПРАЖНЕНИЕ  В   РАЗЛИЧЕНИИ  ПАДЕЖЕЙ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

   Теперь  мы  отправляемся  на  улицы   падежей. Почему  эти  улицы  так  расположены? Сколько  падежей  вы  знаете?  А  в  древнерусском  языке  выделялся  так  называемый  звательный  падеж,  имеющий  значение  обращения  («Чего  тебе  надобно,  старче?»),  в  современном      же     русском      языке     этот     падеж    не  выделяется,  а  обращение  употребляется  в  форме   именительного  падежа.

(Затем  дети  самостоятельно  выполняют  задание  в  тетради). Спишите  текст  под  №3  по  вариантам,  над  существительными  обозначьте  падеж.

  Солнце  по  небу  гуляло

И  за  тучку  забежало.

Глянул  заинька  в  окно,

Стало  заиньке  темно.

   Проверяем,  что  у  вас  получилось.  (Дети  читают  на  оценку  по  одному  из  каждого  варианта).

 

ПАРК  МНОЖЕСТВЕННОГО  И  ЕДИНСТВЕННОГО  ЧИСЛА

УПРАЖНЕНИЕ  В  РАЗЛИЧЕНИИ  ЧИСЛА  ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

   Как  различить  имена  существительные  этих  парков? Найдите  такие  имена  существительные  в  пушкинских  строках  (задание  №4).

Ехали медведи                                     А  за  ними  раки

На велосипеде.                                    На  хромой  собаке

А за ними кот                                      Волки  на  кобыле.

Задом наперёд.                                    Львы  в  автомобиле.

А за ним комарики                            Зайчики

На воздушном шарике.                      В  трамвайчике.

                                                      Жаба  на  метле…

 

ПОДЗЕМНЫЙ  ГОРОД.   ЛИНИИ  МЕТРОПОЛИТЕНА

УПРАЖНЕНИЕ  В  ОПРЕДЕЛЕНИИ  РОЛИ  ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В  ПРЕДЛОЖЕНИИ

   Смотрите,  мы  спускаемся  в  подземный  город.  Кругом  линии  метрополитена,  но  почему – то  линии  все  кругом  прямые. Какую  же  роль  может  выполнять  имя  существительное?  (В  предложении  оно  является  подлежащим).

 

4. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГА

 

Что  вы  знаете  об  имени  существительном?

На  какие  вопросы  оно  отвечает?

Что  обозначает?

Чем  является  в  предложении?

Какие  падежи  есть  в  русском  языке?

 

5. Домашнее  задание

 

на   столе  у  вас  лежат  карточки  с  заданиями  на  «5»,  «4»  и  «3». Выполните  по  желанию.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ казённое ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ казённое ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Тема: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Ход урока: 1

Ход урока: 1

Увы, я разбито, разбито!» (Дети находят в стихотворении существительные при помощи вопросов кто? что?)

Увы, я разбито, разбито!» (Дети находят в стихотворении существительные при помощи вопросов кто? что?)

Приплывали два ерша, Поливали из ковша

Приплывали два ерша, Поливали из ковша

Я за свечку, Свечка — в печку!

Я за свечку, Свечка — в печку!

Как различить имена существительные этих парков?

Как различить имена существительные этих парков?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017