Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)
Оценка 4.8

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.04.2017
Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 Белебеевский район р. п.Приютово Урок русского языка «Сложные слова» в 3 классе Урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность Складчикова Галина Николаевна, учитель начальных классов I категории СОШ №7 р.п. Приютово Белебеевского района р. Башкортостан Цель урока: познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов. Задачи урока: 1) обогащать словарный запас учащихся; 2) развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке 3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда. Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность. Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный. Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная, групповая. Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, ИКТ. Цели урока обуславливают выбор методов ( проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая, дифференцированная). Применение проблемно-далогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.  научиться учиться («умею учить себя);  развивать познавательную активность («люблю учиться все интересно»);  поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);  совершенствовать элементарные лексические качества («умею принять оценку учителя, и сам оцениваю свою деятельность»). Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Достигаю этого следующими путями:  создаю проблемные ситуации, коллизии;  использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся; использую компьютерную презентацию, разноуровневые и дифференцированные задания в учебной деятельности, позволяющие расширению возможностей подачи учебного материала, стремлению к саморазвитию;  стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;  оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;  поощряю стремление ученика находить свой способ решения , анализировать ответы свои и другие. Особенности моего урока: Преобразующий характер деятельности учащихся: они наблюдают, сравнивают, делают выводы, выбирают задания по сложности. Тема данного урока входит в раздел «Сложные слова и их правописание». Это 1-ый урок из семи уроков по разделу. На данном этапе изучения дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На данном уроке должны познакомиться с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применять их в речи. Ожидаемый результат на уроке – активное употребление сложных слов в устной и письменной речи.Урок русского языка «Сложные слова» Урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность Русский язык, 3 класс Раздел: Сложные слова и их правописание. Тема: Сложные слова Ресурсы сети интернет, компьютерная программа с презентацией, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Образовательная программа «Школа 2100» Познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова». Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке. Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.  Рисунки солнышка, дерева, домика.  Схемы с буквами, схема сложного слова.  Рисунок дерева с морфемами, рисунки птиц.  Сигнальные карточки, карточки с разноуровневыми и дифференцированными заданиями.  Стихотворение А.С. Пушкина, музыка П.Чайковского «Времена года». Компьютерная презентация «Сложные слова». 1. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диологического обучения// Образовательная система «Школа 2100». 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3-го кл.- М: Баласс, 2006. 3. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.- М: ОЛМА - Пресс; 1999. 4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100»// Начальнач школа плюс До и После. – 2002. - №12. 5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык 3 кл. Методические рекомендации // Образовательная программа «Школа 2100» - М: - Баласс, 2004. 6. Ресурсы сети интернет.
сложные слова.docx
Тема: Понятие о сложных словах. Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний  через  исследовательскую деятельность. Цели урока:  1) познакомить учащихся с понятием «сложные слова», образованием  сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; 2) обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения,  творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке; 3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру  интеллектуального  труда. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, рисунки солнышка, домика,  дерева,  рисунки птиц, схемы, карточки с заданиями, сигнальные карточки, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова, Русский язык,   4 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, компьютерная  программа с презентацией. Литература:  1. Мельникова Е.Л. Технология проблемно­ диалогического обучения//  Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. – М., 2004г. 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык: Учебник для 3­го кл. – М: Баласс,  2006. 3. Волина В.В. Веселая грамматика: Уч. пос.­ М.: ОЛМА ­ Пресс, 1999.             4. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические  особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по  системе «Школа­ 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2002. ­ №12. 5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Русский язык: 3 класс. Методические  рекомендации // Образовательная система «Школа 2100»­ М: Баласс, 2004. Ход урока Ι. Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).   О, сколько нам открытий чудных    Готовит просвещенья дух,    И опыт сын ошибок трудных,    И гений – парадоксов друг. ( Слайд №1.)                        А. С. Пушкин   ­ Как вы понимаете эти строчки А. С. Пушкина   ­ Какие слова непонятны?   ­ Готовясь к уроку, мы с ребятами поработали с толковым словарем. Сейчас  они     зачитают значения этих слов (просвещенье, душа, гений, парадокс).   ­ А теперь еще раз попробуйте объяснить значения этих строчек.   ­ Как понимаете эти строчки? (Будем открывать новое).     ­ А чтобы открыть новое, я  предлагаю вам на этом уроке стать  исследователями.  Работа над моторикой (цель: подготовить пальцы к письму).    Подготовим наши пальцы к письму, разогреем, разбудим мудрые мысли.   ­ Пальцы поочередно соединяем и разъединяем.   ­ Разматываем и разматываем клубок нитки.   ­ Покроем рыбку чешуей.   ­ Фотоглаз. Рисунки: солнышко, дерево, домик. В воздухе рисуем эти  предметы     пальцами.   Эти элементы нам обязательно встретятся в написании букв слов.   ­ Число, классная работа. ΙΙ . Актуализация знаний понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию,  демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний).    Прежде чем начнем совершать открытия вспомним то, что знаем.   Как­то много лет тому назад   Посадили странный сад: (цель: актуализировать представления о Не был сад фруктовым –    Был он только словом.   Это слово­ слово­ корень­   Разрастаться стало вскоре   И плоды нам принесло…                   чистенький               вычистить ый                        еньк                                                                     чистый                      чистенько (Слайд №3 ­ 4)                                         на                       начисто                     ¬          ۸                    вы           о                                                                                                  чист    (Слайд №2) ­ Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам  образовать новые слова.  ­ Что можно сказать обо всех этих словах? (Эти слова однокоренные). Проверка. Самооценка. ΙΙΙ буквы и соединения с другими буквами). Тему нашего урока вы определите сами, поработав на минутке чистописания.  Определите, какую букву будем писать?  (М) . Минутка чистописания (цель: закрепить умения писать данной      а)   а                  в      ж              и     л               н                                                                                (Слайд № 5)                 б                           з                     ? Письмо буквы и соединений. ­На что следует обратить внимание при письме? б) Прочитайте предложение, сформулируйте себе задание:        Мухолофка – маленкая птичька, жывущяя в нашей месности.            ­ найди ошибки, исправь;   ­ спиши без ошибок;   ­ обозначь без ошибок (работает ученик у доски); (Слайд № 6). ­Запишите предложение, обозначьте орфограммы. Выделите морфемы в слове «мухоловка». в) Коллективная проверка, оценивание. Ι V Постановка проблемного вопроса (цель: выявить и зафиксировать в  речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель  урока). Я видела в ваших тетрадях следующее:    мухоловка              мухоловка    ­ Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом в слове?)  Решение проблемного вопроса.  ­ Почему эту птицу так назвали? (ловит мух) мухоловка – ловит мух  ­ Какой корень в слове муха? В слове ловит?  ­ Подбери однокоренные слова.  ­ Есть ли корни – мух­ и –лов­ в слове мухоловка?  ­ Сколько же корней в слове мухоловка? Какая буква соединяет эти два  корня? Как    бы вы назвали эту гласную? (Соединительная).  Сообщение темы и целей.  ­ Как бы вы назвали слова с двумя корнями?   ­ Прочти названия этих слов. с.89  Сегодня мы познакомимся со сложными  словами и узнаем как они образуются. (Слайд № 7)                                    Тема урока                                Сложные слова.   ­ Запиши тему урока. Покажите с помощью схемы.                         Сложные слова.  (Слайд № 8)                    +                   Физминутка (звучит музыка)   Мы немножко отдохнем,   Встанем, глубоко вздохнем,   Руки в стороны, вперед,   Нас работа еще ждет.   Руки вниз, на пояс, вверх   И тихонечко садись.   Успокоился наш класс   Он послушает рассказ   Рассказ учащегося о мухоловке. Много интересного расскажет нам …о  птице      Мухоловка. Оценивание. (Слайд – мухоловка № 9)  V. Проектирование и фиксация нового знания (цель: формировать  умение образовывать новые слова). 1. Начнем свое наблюдение над сложными словами по учебнику.      Упр. 124. Прочитайте слова. Объясни, что обозначают эти слова. Как ты  определил?  Садовод, звездопад, пароход, волнорез, носорог, седобородый. Спиши. Выдели корни. Подбери однокоренные слова. (5­6 слова­  самостоятельно) ­Как образованы данные слова?   ­ Какие слова называются сложными?  2.Чтение определения по учебнику с. 89. Ι V . Упражнения в образовании сложных слов (цель: развивать умения  образовывать и записывать сложные слова). 1.Работа в группах.    ­ Предлагаю вам поработать в группах и потренироваться образовывать и  записывать сложные слова. 1 группа (минимальный уровень). Выделите корни в словах. Самовар,  рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассник.  Обмениваются тетрадями, проверяют. (Слайд № 11) 2 группа (средний уровень). Соберите сложные слова из рассыпавшихся  корней. Самопроверка. и самооценка.   сам        пад  снег       лет  сам        кол  лед        руб  (Слайд №12)  лес        кат 3 группа (средний уровень). Образуйте и запишите сложные слова. Дети  зачитывают, получившие слова. листья, падать  пар, возить лед, ходить сад, водить голый, лед   (Слайд № 13)  4 группа. Подберите и запишите сложные слова, которых есть корень –вод­. Дети называют сложные слова с корнем –вод­. (Слайд №14) ­ Как же вы образовывали сложные слова? 2. Путешествие на «птичий базар». ­ Приглашаю вас на «птичий базар».  (Слайд № 15) ­ Когда так говорят «птичий базар»? У вас на партах   рисунки и названия птиц. Работа в группах. (Слайды №16­  27)              1 группа                                                                  2 группа                          вертишейка (вертеть, шея)                    короткохвостый  поморник   (кроткий,  хвост)   белобрюхий стриж  белый, брюхо)      длиннохвост (длинный, хвост) зимородок (зима, род)                            молотоглав  (молот, голова)             3 группа                                                                  4 группа орлан ­ белохвост (белый, хвост)              широконоска (широкий нос) соловей – красношейка (красный, шея)    желтоклювый токо (желтый клюв) шилоклювка (шило, клюв)                         горихвостка (гореть, хвост) ­Прочитайте слова. Что интересного заметили в названиях птиц?  Посоветуйтесь и объясните, почему они так названы?  ­ Из каких корней сложены эти слова? Запишите эти слова и выделите корни. ­Почему птичка горихвостка получила такое название, прочитаем по  учебнику, что об этом пишет И. Голуб. Упр. 122.  ­А как объясняет поэт Е. Ильин, почему птичка горихвостка получила такое  название? Упр. 123. ­Что общего у этого текста и предыдущего? А чем они отличаются?                   ­ Скоро зима. Что мы можем сделать для птиц, которые будут зимовать с  нами? ΙΙ V . Итог урока (цель: подвести итог урока).    Итак, что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос. 1. Все непонятные слова называются сложными. 2. Все длинные слова называются сложными. 3. Слова, в которых два корня, называются сложными. (Слайд №28) VII . Рефлексия учебной деятельности (цель: оценить собственную  деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). Критерии, по которым оцениваю себя. (Слайд № 29) СТ – старание                  П  ­ понимание Т ­ трудность Ι                                    ст.  п.   т.       (Слайд 30) ­ Все ли вы узнали о сложных словах? Прочитайте слова.  Пылесос, самолет, носорог, камнепад. (Слайд 31) ­Что интересного заметили? Какой вопрос возник? (Почему в одном слове  соединительная гласная – о пишется, а в другом – е?)  ­ На следующем с правописанием сложных слов. Ιχ сказку.     .Домашнее задание с. 97, упр.3; творческое задание (по желанию)сочинить

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)

Урок по русскому языку на тему "Понятие о сложных словах" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017