«Причастие. Повторение изученного»
Форма проведения дидактическая мотивирующая игра «Грамматический
марафон».
Цели:
Обучающие:
Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»,
используя мотивирующую дидактическую игру «Грамматический марафон»;
Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания
при причастном обороте;
Развивающие:
Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению
сведений о причастии;
Воспитывающие:
Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к
Ход урока
русскому языку.
I. Орг. момент
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда.
(Запись числа) СЛАЙД № 1.
II. Сообщение темы урока. СЛАЙД №2
Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в
стихотворении П. Чеснокова
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Создание мотивации: СЛАЙД №3
Обсуждение эпиграфов:
Проблемный вопрос.
О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов?
Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль
Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Что мы с вами помним об этой части речи? (ответы учащихся).
Так если мы столько знаем, то, как вы думаете, какова же будет тема
сегодняшнего урока? (Ответы учащихсяпосторение изученного) Совершенно верно. Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе
изучения темы «Причастие»(СЛАЙД № 4), а пройдет наш урок в форме игры «
Грамматический марафон». (СЛАЙД № 4).
Кстати, а что такое марафон? (СЛАЙД № 5) (ответы учащихся). Давайте
посмотрим определение этого понятия в толковом словаре. (Читаем определение
в словаре) (СЛАЙД № 5)
Обратите внимание, что марафон это соревнование не только для одного
спортсмена, но и для целой команды, как, например, в велоспорте. Там команда из
девяти человек приводит к победе только одного своего участника. И на разных
этапах велосипедисты работают все вместе, в парах и по одному. Вот и мы сегодня
представим себя спортсменами и поработаем на 6 –ти этапах «Грамматического
марафона»:
закрепим навыки правописания причастий и постановки знаков препинания
при причастном обороте;
активизируем вашу самостоятельную деятельность по обобщению сведений о
причастии; проведем тестирование с самооценкой знаний по теме с использованием
«Маршрутных листов»
продолжим работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к
русскому языку.
Победит тот, кто наберет максимально возможное количество баллов(max49), на
разных этапах нашей грамматической дистанции, заполняя « Маршрутный лист»
III.Обобщение и систематизация знаний
Этап марафонской дистанции экспрессопрос «Кто быстрее?»
(За каждый правильный ответ 1 балл max 12баллов) (СЛАЙД № 6)
Проведем в форме эстафеты, работаем в парах. Поменяйтесь маршрутными
листами, отвечаем по цепочке, обеспечивая сменность в праве ответа в паре. В
случае неправильного ответа, право ответа переходит соседу по парте.
Обозначает признак предмета по действию
Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
Ответьте на вопросы:
1. Каково грамматическое значение причастия?
o
2. Каковы постоянные признаки причастия?
o
3. Какие времена есть у причастия?
o
4. Какого времени нет?
o
5. Каковы непостоянные признаки причастия?
o
6. Какие признаки глагола есть у причастия?
o
Настоящее и прошедшее
Род, падеж, число
Будущего
Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов,
можно заменить сочетанием с глаголом
7. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
o
Взаимооценивание работы товарища.
Род, число, падеж, обозначает временный признак. (СЛАЙД № 7)
Назовите виды причастий? (Действительные, страдательные)
С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени? (С
помощью суффиксов
ащ, ящ, (от глаголов 2спр.);
ущ, ющ(от глаголов 1 спр.)
С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?
(С помощью суффиксов ш, вш).
С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? (С
помощью суффиксов – ом, ем (от глаголов 1 спр.); им (от глаголов 2 спр.).
С помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (С
помощью суффиксов – н, нн, вш).
Этап марафонской дистанции « Разминка» (За каждое правильно выполненное
задание 1 балл max 3баллов ).
(СЛАЙД № 8,9,10)
Для правильного выполнения нужно заменить действительные причастия,
страдательными, используя слова данного предложения.
Самопроверка.
Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 8баллов ).
(СЛАЙД № 11)
Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 страдательное
причастие:
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший
книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
Самопроверка. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2(СЛАЙД № 11)
Актуализация орфографических знаний.
Повторим правила правописания причастий.
Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н и нн в причастиях.
(СЛАЙД № 12)
Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт»
(За каждое
правильно выполненное задание 1 балл max 4балла).
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н НН ? (СЛАЙД № 13)
Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены,
купленный товар.
Самопроверка. (СЛАЙД № 14)
Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями» с помощью схемы
представленной на слайде. (СЛАЙД № 15)
Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл
(СЛАЙД № 16)
Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.
max
4балла).
1 вариант
1. вовсе (не) избалованный
(не)
ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4.
лишенный юмора
(не) помогающий никому
5.
6.
(не) зависимый кандидат
устрашимый боец
7.
8.
шутка
9.
отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся
(не)
(не)
удачная
(не)
2 вариант
1.( не) воспитанный человек
2.
меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
ничем (не) обладающий
5.
6.
(не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
средства
8.
изысканы
9.
гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый
(не)
Самопроверка. (1вариант 3,6,7,8; 2 вариант 1,2,3,10) (СЛАЙД № 16)
Оздоровительная минутка для глаз.
Актуализация знаний о причастном обороте. (СЛАЙД № 17)
Вопросы:
Что называют причастным оборотом?
Как обозначается причастный оборот на письме?
Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 13баллов).
(СЛАЙД № 18)
От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.
Расставьте знаки препинания.
Самопроверка. (СЛАЙД № 19)
Этап марафонской дистанции «Финишная прямая»
(За каждое правильно выполненное задание 1 балл max 5баллов).
Выполним морфологический разбор причастий из текста. (СЛАЙД № 20)
1 вариант – усеянном;
2 вариант – напоминавшие
Самопроверка. (СЛАЙД № 21)
IV. Итог. (СЛАЙД № 22)
«Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете
баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.
Рефлексия
44 35 баллов высоко 3520 баллов оптимально
2015 баллов – достаточно
Меньше 15 низко.
В маршрутном листе проставьте балл и оценку.
Теперь переверните маршрутные листы. На обратной стороне вы видите
лестницу с баллами. Напротив ступени с вашим количеством баллов нарисуйте
смайлик. Листы сдадите на проверку.
Инструктаж по домашнему заданию(СЛАЙД № 24)
Дифференцированное домашнее:
*Упражнение
**Упражнение
***Упражнение
Урок по русскому языку на тему "Причастие.Повторение изученного"
Урок по русскому языку на тему "Причастие.Повторение изученного"
Урок по русскому языку на тему "Причастие.Повторение изученного"
Урок по русскому языку на тему "Причастие.Повторение изученного"
Урок по русскому языку на тему "Причастие.Повторение изученного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.