Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)
Оценка 5

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
05.06.2017
Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)
Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" разработан в рамках программы "Начальная школа XXI века" для 2 класса. Это урок – исследование. Целью его является обогащать словарный запас учащихся за счёт устаревших слов, учить объяснять лексическое значение слов с использованием толкового словаря.
Устаревшие слова. doc.doc
1 Урок – исследование Урок – исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается  рассмотрению (изучению) в устной форме. Тема. Устаревшие слова.  Цели: обогащать словарный запас учащихся за счёт устаревших слов; учить объяснять  лексическое значение слов с использованием толкового словаря; совершенствовать навык  чтения; развивать умение работать сообща в группе.  Задачи: наблюдать за словами, вышедшими из употребления; установить причины, по которым  слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений); ввести понятие «устаревшие  слова»; учить работе с толковым словарём. Оборудование. Учебник «Русский язык,2­й класс» (авт. С.В.Иванов); Толковый словарь  русского языка В.И.Даля; карточки со словами; слайды. Ход урока: I.Организационный момент. Слайд 2 Эпиграф к уроку: Язык ­ и стар, и вечно нов! И это так прекрасно­ В огромном море­ море слов­ Купаться ежечасно. А.Шибаева  ­В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача – подобрать  однокоренные слова к слову стар, выделить корень. Проверяем. Какие слова вы  подобрали? Какой выделили корень? (Стар, старинный, старина, старьё, старый. Корень­ ­стар­.) II. Введение в тему. ­Представьте, что мы попали в старые времена. Слайд 3 ­ Делу время, потехе час.   Послушайте наш рассказ. Инсценировка детьми прибаутки «Куда, миленький, снаряжаешься?»                                        ­К какому литературному жанру относятся прибаутки? (фольклор) ­«Куда, миленький, снаряжаешься?»  — «Не скажу». — «Скажи, мой суженый, куда снаряжаешься?» 2 — «В город на ярмарку».  ­«Миленький, возьми меня с собой!»  — «Не возьму».  — «Возьми, мой дорогой, меня с собой».  — «Садись на самый краешек».  — «Что у тебя, миленький, в возу?»  — «Не скажу».  — «Что, мой дорогой, в возу?»  — «Яблоки».  — «Дай мне, миленький, яблочко».        —«Не дам».       — «Дай, дорогой, яблочко».        ­«Возьми одно».       — «Где мы, миленький, ночуем с тобой?»        — «Не скажу».       — «Скажи, мой  дорогой, где ночуем с тобой?»        — «В большой  деревне, у попа в пелевне». Снаряжаешься­собираешься. Суженый­тот, кто предопределён судьбой, жених. В возу­ в телеге. В пелевне­ в сарае для соломы. ­Ребята всё ли вам было понятно в этом диалоге? Слайд 4 ­ Выпишите слова, значение которых мы сейчас разобрали в тетрадь. Прочитайте, что у вас  получилось. (Снаряжаешься, суженый, в возу, в пелевне) ­ Как вы думаете, как называются такие слова? (Устаревшие) ­ Обратите внимание на группу слов, над которыми мы работали в начале урока. Подпишите к ней  слово устаревшие, выделите в нём корень. III Сообщение темы и задач урока. 3 Слайд 5  ­ Мы с вами выделили тему нашего урока – «Устаревшие слова». Наша задача – понаблюдать за  словами, вышедшими из употребления, установить причины, по которым слова выходят из  употребления. IV Работа над новым материалом. 1). ­ Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об  истории нашей страны. ­ Откройте учебники на с. 85, найдите рубрику «Давай подумаем». Послушайте отрывок из  сказки П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». … Провели коней в конюшни Десять конюхов седых, Все в нашивках золотых, Все с цветными кушаками И с сафьянными бичами. ­ Выпишите из текста устаревшие слова, которые автор использовал для описания одежды  конюхов. ­ Что означают слова сафьян, кушак? Употребляем ли мы эти слова в своей речи? ­ Прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое». (с. 85) ­ А что означает слово бич? Где можно найти его значение? Найдите в Толковом словаре  В.И.Даля значение этого слова. ­Исчезли ли совсем эти слова из языка? ­ Как же называются слова, которые перестали употребляться в современном языке? (Устаревшие) ­ Как вы думаете, почему эти слова устарели? Учебник, рубрика «Тайны языка» с. 86 Упражнение 1. Слайд 6 2). – Рассмотрите репродукцию декоративного панно великого художника М.А.Врубеля. Как бы вы  назвали эту картину? («Богатырь») _ Ребята, кто такой богатырь? Прочитайте значение этого слова в толковых словарях. (Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый,  храбрый и счастливый воин, витязь.) ­ Как ещё на Руси называли воинов? Слайд 7 ­ Петушок кричит опять, Кличет царь другую рать. ­ Кто узнал, из какого произведения эти строки? ­ Как вы понимаете значение слова рать? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Войско) ­ Как назывался человек, который служил в этом войск? (Ратник) ­ Послушайте отрывок из ещё одного произведения Пушкина. Найдите в нём синоним к слову ратник. Слайд 8 4 И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. (Витязь) ­ На Руси воинов называли богатырями, витязями, ратниками. Запишите эти слова.  Слайд 9 ­Употребляем ли мы эти слова в речи?  Как они называются? (Устаревшие) ­ Как вы думаете, почему эти слова устарели? (Заменили синонимами) V. Физкультминутка Проводится  под песню группы «Цветы» «Богатырская сила». VI. Работа над новым материалом. Слайд 10 ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину и назовите былинных героев. ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) ­ Какими их изобразил художник? Что их объединяет? (Богатыри зорко стоят на страже Русской земли. У них одна цель, одно желание ­ защищать свою родную землю от врага) ­ Рассмотрите одежду и вооружение богатырей. Следующее задание вы будете выполнять по группам. Класс делится на три группы, каждая получает карточку с напечатанными словами: лапти,  шлем, кольчуга, меч, кушак, щит, сарафан, копье, колчан, лук, стрелы, палица. ­ Ваша задача ­ описать одежду и вооружение богатырей.  Первая группа описывает одежду и вооружение Добрыни Никитича;  вторая ­ Ильи Муромца;  третья ­ Алеши Поповича.  Из  предложенных  слов   выберите  те,  которые  можно использовать   для  описания  вашего героя. Пока группы готовят описания, три пары учащихся ищут в Толковом словаре В.И. Даля, значения слов палица, кольчуга, шлем. ­ Прикрепите карточки со словами рядом со своим героем. Представители групп выходят к доске и прикрепляют карточки рядом с рисунком их героя. На доске. Добрыня Никитич шлем, кольчуга, меч, щит Илья Муромец шлем, кольчуга, палица,  копье, колчан Алеша Попович шлем, кольчуга, стрелы, лук, колчан 5 ­ Вам понятно значение всех этих слов? Что же такое   шлем? Выслушиваются ответы детей. ­ Ребята, вы работали с Толковыми словарями. Давайте узнаем, как это слово толкует  словарь В.И. Даля. (Шелом ­ военный доспех, кроющий голову, ныне – каска). ­Что такое кольчуга? Давайте послушаем объяснение этого слова из Толкового словаря. (Кольчуга ­ броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец.) ­Что такое палица? Какое толкование этого слова записало в словаре В.И. Даля? ( Палица ­ дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным набалдашником.) ­Что такое щит? Прочитайте словарную статью. ( Щит ­ воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля.) ­Кто из вас знает, где хранились стрелы у воина? (В колчане.) ­ Что такое колчан? Найдите значение этого слова у себя в Толковых словарях. (Колчан ­ сумка, футляр для стрел.) Каждая группа, используя слова­опоры, устно описывает одежду и вооружение своего героя. ­Каждая группа запишет в тетради слова, характерные для описания одежды и вооружения своего героя. Дети выполняют задание. IX. Итог урока 1) ­ Сегодня на уроке мы познакомились с устаревшими словами. Что это за слова? ( Это слова, которые перестали употребляться в современном языке.) ­ Как вы думаете, почему эти слова устарели? ­Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода. Слова исчезают, как пестери, Как пряслицы и веретена. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства, И я ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, не растерять И есть ли такие средства? Как вы думаете, почему же так важно не растерять нам это наследство, это богатство  нашего языка? Как этому способствовать? Выслушиваются ответы детей. ­ Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? Как вы  сейчас себя чувствуете? 6 ­Ребята, тема эта очень трудная, но вы все очень старались хорошо работать. Молодцы! На следующем  уроке русского языка мы продолжим знакомство с устаревшими словами. 2) Домашнее задание 1 группа – с.87 упражнение 3 2 группа  ­ найти в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» устаревшие слова.  Записать толкование любых двух слов.

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)

Урок по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017