Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
01.06.2017
Цели: закрепить понятия «части речи», «существительное»; учить определять части речи по вопросу; совершенствовать умение отличать одушевлённые существительные от неодушевлённых; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес; воспитывать самостоятельность, умение работать в парах без всяких ссор и обид, воспитывать интерес к истории России, русского народа.
урок 1.doc
Работу выполнили: Жаданова Тамара Егоровна
Жарая Марина Владимировна
Урок русского языка с использованием работы в парах. 2 КЛАСС. «Школа России»
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цели:
1.
закрепить понятия «части речи», «существительное»; учить определять части речи
по вопросу; совершенствовать умение отличать одушевлённые существительные от
неодушевлённых;
2. развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес;
3. воспитывать самостоятельность, умение работать в парах без всяких ссор и обид,
воспитывать интерес к истории России, русского народа.
Оборудование: карточки со словами «книга», «знаний», «источник»; на доске нарисована
книжная полка (большие и маленькие книги); карточки на столах для работы в парах;
опорная схема (на правой стороне доски); деформированное предложение; словарные
слова, для работы в парах на доске; стихотворение (на доске), для письма по памяти;
книжка – раскладушка, со сказочными персонажами и заданиями, соответствующими
этапам работы на уроке.
Оргмомент. Тема урока. Цели урока.
Чтобы прочитать название темы надо по другому расставить книги на полке:
сначала поставить большие, а потом маленькие.
с
у
е
т
щ
е
л
ь
с
н
т
в
о
е
и
Что такое существительное?
Сегодня на уроке мы будем учиться отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?»
от слов, отвечающих на вопрос «что?»
Запишите число, классная работа.
Игра: «Слово потерялось»
источник знаний
?
Запишите красиво, чтобы записанные слова было приятно читать любому и
подумайте, почему так говорят?
(Из книг мы узнаём много нового, интересного, учимся мы тоже по книгам учебникам)
Укажите части речи в предложении.
Докажите, что все слова – существительные.
Демонстрация учебника «Источник знаний»
К нашему уроку я подготовила книгу, которая тоже называется «Источник знаний».
Она будет помогать нам сегодня учиться.
Что такое источник? (В словаре Ожегова сказано, что источник – струя жидкости, вытекающая из земли; то, что
даёт начало чему – нибудь (памятник, документ, на основе которого строится
исследование)
Назовите синоним слову «источник» (родник)
Составление предложений со словом «родник» (самостоятельная запись, определение
частей речи)
Хотите открыть и посмотреть книгу?
Итак, 1 страница
Работа по книжке – раскладушке
(Повторение. Работа со схемой)
Кого вы видите на 1 странице? (Напоминайка)
Напомните, пожалуйста, что такое существительное?
Что обозначает эта схема?
Слова
Слова названия
Слова помощники
предметов
действий
признаков
Что может обозначать имя существительное? (названия предметов, явлений
природы, события, состояние чего – нибудь и др.)
Письмо по памяти
Задание от Напоминайки! Выучите стихотворение и запишите его по памяти.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый.
Прочитайте самостоятельно. Научитесь читать выразительно. Кто хочет прочитать
вслух?
Назовите в словах «ошибкоопасные» места (читаем по предложению)
Какие знаки препинания есть в четверостишии?
Выучите наизусть (работа в парах)
Укажите существительные! Как вы определили, что эти слова являются
Запишите самостоятельно (взаимопроверка)
существительными?
Что обозначает цифра «1»?
Звуко – буквенный анализ слова (коллективная работа; один человек у доски)
Снег – 1 слог, 4 звука, 4 буквы.
С [c`] – согл., мягк., глух. (парн.)
Н [н`] – согл., мягк., зв. (непарн.)
Е [э] – гл., уд.
Г [к] – согл, тв., глух.
Открываю 2 страницу (чистописание) Кого вы увидели на второй странице? («Весёлого карандаша»)
Какие предметы есть у Карандаша?
Какой частью речи являются эти слова? (сачок, поплавок, шляпа, альбом,
карандаш, узелок)
На какой вопрос отвечают эти слова? Как называются такие существительные?
(неодушевлённые)
Прочитайте слова, которые написал Карандаш!
Что общего во всех словах, которые он написал?
П . лить, п . тёрка, пл . щадка, п . тух
(Все слова начинаются на «б», «п». Во всех словах пропущена безударная гласная.)
Какую безударную гласную напишите вместо точки?
Какое слово лишнее?
1. «петух», здесь безударную гласную надо запомнить, а в остальных словах
можно проверить);
2. лишнее слово «пилить», оно обозначает действие предмета, а все остальные –
название предмета;
3. определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до
конца.
(заглавная и строчная буква чередуются с орфограммами в словах)
Ппи Ппя Ппо Ппе
открываю 3 страницу (Работа в парах)
1. I вариант. Мальч . к, уч . ник, учит . ль, р . бота, дев . чка.
2. II вариант. Гор . д, м . шина, меб . ль, з . вод, л . пата.
Продиктуйте словарные слова соседу!
На какой вопрос отвечают существительные I варианта? II варианта?
ФИЗМИНУТКА
Работа по карточкам.
I вариант – записывают только одушевлённые существительные
II вариант записывают только неодушевленные существительные
(взаимопроверка; коллективная проверка)
Открываю следующую станицу 4
Знакомство с «древними» словами
Как называют предметы, которые вы видите?
Кому могли принадлежать эти предметы?
(серп, цеп, соха, кольчуга, щит, ветрило)
Почему эти слова не сохранились?
(Потому, что ушли из жизни эти предметы. Историзмы.)
Современный воин вооружён по другому.
А место некоторых слов заняли другие слова с тем же
значением (архаизмы)
(Например, «ветрило» парус)
(Например, сбруя, стремя – сохранились без изменения, другие получили новое
значение (копьё у спортсмена, шлем у танкиста или космонавтов, древко знамени,
плащ дождевик)
Кому принадлежали серп, соха, цеп? (крестьянину)
Назовите предметы в одежде крестьянина, которые давно
уже не носят? (лапти, онучи)
Кому принадлежало копьё, шлем, кольчуга? (показ) Запишите слова в строчку (устно ставьте вопрос к слову): онуча, лапти, сбруя,
стремя, цеп, соха
Какой вопрос зададите к этим словам?
Что нужно сделать, чтобы определить часть речи?
Открываю 5 страницу
А вот такими картинками русские крестьяне любили украшать
свои избы. Лубочными картинками называются потому, что
вырезались сначала на лубке – липовой коре, а с лубка
печатались уже на бумаге. Потому картинки иногда называют и
просто лубком. На этих картинках очень часто изображались
персонажи из сказок и былин, сцены из жизни.
Составьте предложение
Русские, украшали, крестьяне, лубочными, избы, картинками.
(Русские крестьяне украшали избы лубочными картинками.)
Запишем, комментировано (один ученик комментирует, называя орфограммы)
Укажите существительные! Подчеркните основу предложения!
РЕФЛЕКСИЯ: Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось? Всё ли
получилось?
На какие две группы можно разделить предметы?
6 страница. ИТОГ.
(одушевлённые, неодушевлённые)
Что может обозначать существительное?
На какие две группы можно разделить существительные?
Как определить, какой частью речи является слово?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сделать свою книжку – раскладушку с
заданиями для товарища по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Оценки… Урок окончен.
Дополнительный материал:
Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка.
Лапти – плетёная обувь из лыка, обхватывающая только ступню ноги.
Сбруя – принадлежности для запряжки лошади.
Стремя – железная дужка с ушком, подвешиваемая на ремне к седлу для упора всадника.
Цеп – ручное орудие для молотьбы.
Соха – примитивное сельско – хозяйственное орудие для вспахивания земли.
Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Урок русского языка с использованием работы в парах. Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.