Урок по русскому языку на тему "Времена глагола" (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
19.03.2019
На данном уроке учитель знакомит учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования. Параллельно идет повторение пройденных тем, связанных с изучением вида, наклонения глаголов. Ученики знакомятся с новой формой времени, самостоятельно приходят к выводу о видо-временной связи глаголов.
Тема.docx
Тема: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её
особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний,
используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников
представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
развивать речевые навыки при построении устных и письменных
высказываний.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских
писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять
времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования
Оборудование: Карточки для индивидуальной работы , проектор, компьютер,
учебник, тетрадь.
Ход урока
1) Приветствие учителя.
Здравствуйте, ребята! За окном весна, а значит и настроение у нас с вами
весеннее, радостное. Желаю вам всем удачи на сегодняшнем уроке.
2) .Актуализация знаний и самоконтроль с фиксацией затруднения в
индивидуальной деятельности
Сегодня вы не просто ученики, вы – лучшие сыщики детективного агентства,
которым предстоит расследовать очень интересное дело. Откройте тетради,
запишите число, классная работа.
Господа детективы, начнем работу с лингвистической разминки. Внимательно
смотрим на слайды, записываем номер правильного ответа. Теперь проведем
самопроверку и оценим свои знания ( слайд с правильными ответами и
шкалой оценок) Молодцы, теперь вы готовы к более сложным задачам.
3) Определение темы и постановка цели урока
Чтобы догадаться, какая будет тема сегодняшнего урока, дорогие сыщики,
посмотрите внимательно вокруг. Что вы увидели нового? (На стенах
изображение часов, название времен года, времени дня) Каким одним словом
можно объединить эти слова и рисунки? Конечно, это время. Теперь вспомните, какую часть речи мы с вами изучаем и попробуйте
сформулировать тему урока. (Времена глагола) Записываем тему урока в
тетрадь.
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
4) Изучение нового материала. Локализация затруднений и их коррекция
Предлагаю вспомнить все глагольные признаки, которые мы уже знаем.
Посмотрите на слайд и выпишите все, что касается глагола. На слайде список
грамматических признаков различных частей речи, из которых нужно
выписать только глагольные). В этом списке появился новый признак –
время.
Что такое время? Это категория глагола, которая выражает действие по
отношению к моменту речи. Какое бывает время? Настоящее, прошедшее и
будущее. Как мы об этом узнаем? По вопросу.
5) Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
Задание. Будем работать по рядам. Возьмите глаголы работать (несов.вид) и
отработать (сов.вид), поставьте их в форму наст.вр. первый ряд, прош.вр. –
второй ряд и буд. вр. – третий ряд.
Что получилось? Работаю, работал, но нет формы будущего времени, так как
это глагол несовершенного вида. Отработал, отработаю, нет формы
настоящего времени. (Читаем правило на стр.226.)
Итак, у глаголов несовершенного вида есть только сложная форма будущего
времени (глагол состоит из инфинитива и слова буду), а у глаголов
совершенного вида нет формы настоящего времени.
Теперь поробуйте определить лицо,род и число у этих глаголов и сделайте
вывод.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, числам и лицам, а
настоящего и будущего только по лицам и числам.
6) Физкультминутка.
Давайте покажем, как двигается стрелка на циферблате – повороты головой
сначала в правую сторону по кругу, затем в левую.
7) Повторение и решение заданий творческого уровня
(На партах карточки с глаголами) Дорогие детективы, в наше агентство
поступило дело о пропаже. Пропал глагол и никто не может его обнаружить К
сожалению, мы не знаем, на какие точно вопросы он отзывается, но знаем ,у
него есть время. Если есть время, то какое наклонение он имеет?
Изъявительное, записываем в тетрадь. Это глагол имеет первое лицо,
единственное число, но не имеет рода (значит он не прошедшего времени) Это
глагол сов.вида ( значит они и не настоящего времени). Соберем вместе
признаки: сов.вид, изъявит.наклонение, 1 лицо, ед. число, будущее время.
Поробуем найти этот глагол в наших карточках. ( глагол научусь) Молодцы,
вы справились с задачей, нашли пропавший глагол. Давайте составим с этим
глаголом предложение. Закрепление. Упр.641 ( по цепочке у доски, корректируем задание: образуем
от данных инфинитивов все возможные временные формы)
8) Рефлексия контрольно — коррекционной деятельности
Продолжите предложения.
У глагола следующие формы времени:
Изменяются по временам глаголы … наклонении
Глаголы несовершенного вида имеют время…
Глаголы совершенного вида имеют время…
Глаголы в прошедшем времени изменяются по…
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются ..
Господа детективы, справились вы сегодня с поставленной задачей?
Покажите ладошки!
Записываем домашнее задание. Стр.226227 правило, упр.642.
Урок по русскому языку на тему "Времена глагола" (5 класс)
Урок по русскому языку на тему "Времена глагола" (5 класс)
Урок по русскому языку на тему "Времена глагола" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.