Урок по русскому языку "Неопределённая форма глагола" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 8 в системе уроков по теме «Глагол». Первый урок по теме «Неопределённая форма глагола». На эту тему отводится 2 урока. Его цель – сформировать понятие «неопределённая форма глагола», развивать умение отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, -чь. К обучающим задачам урока я отнесла: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола, сформировать понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, –чь, анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. К воспитательным – воспитывать желание учиться и делать открытия, интерес к родной природе, воспитывать умение слушать других.
Иконка файла материала Неопределённая форма глагола.docx
Урок 112 (101). Тема: Понятие о неопределённой форме глагола Цель:  формировать   понятие   «неопределённая   форма   глагола»,   развивать умение отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам ­ть, ­ти, на ­чь. Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания). Задачи урока: Образовательные: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола, сформировать понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на –чь, анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов, Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитывающие: воспитывать желание учиться и делать открытия , интерес к родной природе, воспитывать умение слушать других УУД: Личностные: Освоение личностного смысла учения; Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Определять умения, которые будут Познавательные: сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, листки зелёные и жёлтые, презентация, раздаточный материал.Слайд 1.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) ­Отгадайте загадку Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт. (весна) ­Представим,  как ярко светит солнышко, тает снежок,  поют  птички, нам приятно и тепло. Подставим лицо солнышку, сделаем  вдох, выдох. Распрямили спины, расправили плечи.   ­ Настроение хорошее? Открываем тетради. Прописываем показ. Записываем число.  Классная работа. ­ Чтобы выйти с хорошим настроением после урока, что вы должны  сделать? (Получить хорошую оценку) ­ Поставьте на полях ту оценку, которую хотели бы получить  сегодня за работу на уроке. ­ А что нужно делать, чтобы получить хорошую оценку? 2. Актуализация знаний. (10 мин) 1.  Игра «Лингвистический футбол». Слайд ­ А чем наши мальчики любят заниматься на перемене в тёплые весенние деньки? (Играть в футбол)  Оценили 2. Самостоятельная работа. Слайд Прочитайте текст. Выпишите глаголы, разделив их на группы,  используя знания о изменении глагола.  (групповая работа)   Снег растаял.  Прилетели быстрые ласточки, поправляют свои старые гнёзда.  Чирикают воробьи, воркуют голуби. Скоро  зазеленеет берёзовая роща. Над цветами  закружатся золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и  лёгкие крылья. Как же приятно на них смотреть!Пр. вр                     Наст. вр             Буд. вр.                                растаял             поправляют       зазеленеет прилетели        воркуют             закружатся    Коллективная проверка. По одному представителю от группы.  Оценили. ­ Какие глаголы вызвали у вас затруднения? ­ Давайте  попробуем определить время, число? (Число и время  нельзя  определить) ­ Куда поместим эти глаголы? (В отдельный столбик)  ­ Запишите эти слова отдельным столбиком  в тетрадь. 3.Формулирование проблемы.  (3 мин) ­ Почему эти глаголы  оказались  лишними, не попали ни  в одну  группу? Мы столкнулись с новой формой глагола. ­ А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и  число?  ­ Форма глагола, которая не указывает на время и число называется  неопределенной формой глагола. ­  Какова же тема нашего урока? 4. Сообщение темы урока. Неопределённая форма глагола. 5. Поиск решения. (10 мин) 1. Наблюдение по учебнику. Упр. 369. ­ Прочитай. – Можно ли определить кто действующее лицо, когда происходит действие? – На какие вопросы отвечают эти глаголы? Выпишем их. (один к доске) – Что ещё у них общего? (Оканчиваются на ­ть.) – Можно ли определить число у этих глаголов? (вешаю на доску: нет времени, нет числа, отвечают на вопрос что делать?, оканчиваются на –ть­) Сформулируйте   правило:   начните   со   слов   «Глаголы   в неопределённой форме. 2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122). ­ Что нового узнали из правила?– Почему эта форма глаголов называется неопределённой? –   Какие   суффиксы   она   имеет?   (Суффиксы   ­ти,   ­ть  или оканчивается на  ­чь.) 6. Первичное закрепление. (10 мин) ­ Сейчас девочки и мальчики откроют нам свои секреты. ­Запишите   на   карточках   что   любят   делать   мальчики,   что   любят делать   девочки.   Вы   должны   записать   глаголы   в   неопределённой форме. Оценили Самостоятельная запись.  Проверка коллективная. – Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на –ть, ­чь.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин) Образуй глаголы неопределённой формы. Сказала – Читает – Видели – Встречаемся – Слышишь­ Проверьте по слайду.  Оцените. 8. Обобщение во внешней речи.  (5 мин) ­ Что нового узнали? 9. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин) Ключ ­  Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку, которую хотел?  ­ С каким настроением уходите с урока? Прикрепите листочек. 10.Домашнее задание.  С. 128, упр.1, правило с.122  Придумать текст, в котором только глаголы в неопределённой форме.