Урок 8 в системе уроков по теме «Глагол». Первый урок по теме «Неопределённая форма глагола». На эту тему отводится 2 урока.
Его цель – сформировать понятие «неопределённая форма глагола», развивать умение отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, -чь.
К обучающим задачам урока я отнесла: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола, сформировать понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, –чь, анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов.
К воспитательным – воспитывать желание учиться и делать открытия, интерес к родной природе, воспитывать умение слушать других.
Урок 112 (101).
Тема: Понятие о неопределённой форме глагола
Цель: формировать понятие «неопределённая форма глагола», развивать
умение отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по
вопросам и суффиксам ть, ти, на чь.
Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить на базовом уровне: знание
грамматических признаков глагола, признаков
неопределённой формы глагола, сформировать понятия
«неопределённая форма глагола», развитие умений отличать
неопределённую форму глагола от других форм глагола по
вопросам и суффиксам -ть, -ти, на –чь, анализировать текст с
преимущественным употреблением глаголов,
Развивающие: развивать речь, логическое мышление,
внимание, память, воображение.
Воспитывающие: воспитывать желание учиться и делать
открытия , интерес к родной природе, воспитывать умение
слушать других
УУД:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу
его выполнения, самостоятельно оценивать;
Определять умения, которые будут
Познавательные:
сформированы на основе изучения данного раздела;
планировать свою работу; Анализировать, сравнивать,
группировать различные объекты, явления, факты по теме
«Глагол»;
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки; Выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений; Участвовать в работе группы,
распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, листки
зелёные и жёлтые, презентация, раздаточный материал.Слайд
1.Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Отгадайте загадку
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (весна)
Представим, как ярко светит солнышко, тает снежок, поют
птички, нам приятно и тепло. Подставим лицо солнышку, сделаем
вдох, выдох. Распрямили спины, расправили плечи.
Настроение хорошее?
Открываем тетради. Прописываем показ. Записываем число.
Классная работа.
Чтобы выйти с хорошим настроением после урока, что вы должны
сделать? (Получить хорошую оценку)
Поставьте на полях ту оценку, которую хотели бы получить
сегодня за работу на уроке.
А что нужно делать, чтобы получить хорошую оценку?
2. Актуализация знаний. (10 мин)
1. Игра «Лингвистический футбол». Слайд
А чем наши мальчики любят заниматься на перемене в тёплые
весенние деньки? (Играть в футбол) Оценили
2. Самостоятельная работа. Слайд
Прочитайте текст. Выпишите глаголы, разделив их на группы,
используя знания о изменении глагола. (групповая работа)
Снег растаял. Прилетели быстрые ласточки, поправляют свои
старые гнёзда. Чирикают воробьи, воркуют голуби. Скоро
зазеленеет берёзовая роща. Над цветами
закружатся золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и
лёгкие крылья. Как же приятно на них смотреть!Пр. вр Наст. вр Буд. вр.
растаял поправляют зазеленеет
прилетели воркуют закружатся
Коллективная проверка. По одному представителю от группы.
Оценили.
Какие глаголы вызвали у вас затруднения?
Давайте попробуем определить время, число? (Число и время
нельзя определить)
Куда поместим эти глаголы? (В отдельный столбик)
Запишите эти слова отдельным столбиком в тетрадь.
3.Формулирование проблемы. (3 мин)
Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну
группу?
Мы столкнулись с новой формой глагола.
А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и
число?
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется
неопределенной формой глагола.
Какова же тема нашего урока?
4. Сообщение темы урока.
Неопределённая форма глагола.
5. Поиск решения.
(10 мин)
1. Наблюдение по учебнику.
Упр. 369.
Прочитай.
– Можно ли определить кто действующее лицо, когда происходит
действие?
– На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Выпишем их. (один к доске)
– Что ещё у них общего? (Оканчиваются на ть.)
– Можно ли определить число у этих глаголов? (вешаю на доску: нет
времени, нет числа, отвечают на вопрос что делать?, оканчиваются
на –ть)
Сформулируйте правило: начните со слов «Глаголы в
неопределённой форме.
2. Работа с текстом определения в рамке (с. 122).
Что нового узнали из правила?– Почему эта форма глаголов называется неопределённой?
– Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы ти, ть или
оканчивается на чь.)
6. Первичное закрепление. (10 мин)
Сейчас девочки и мальчики откроют нам свои секреты.
Запишите на карточках что любят делать мальчики, что любят
делать девочки. Вы должны записать глаголы в неопределённой
форме. Оценили
Самостоятельная запись. Проверка коллективная.
– Что общего у всех записанных вами глаголов? (Отвечают на один
и тот же вопрос что делать?, оканчиваются на –ть, чь.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
Образуй глаголы неопределённой формы.
Сказала –
Читает –
Видели –
Встречаемся –
Слышишь
Проверьте по слайду. Оцените.
8. Обобщение во внешней речи. (5 мин)
Что нового узнали?
9. Рефлексия учебной деятельности. (5 мин)
Ключ
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку, которую хотел?
С каким настроением уходите с урока? Прикрепите листочек.
10.Домашнее задание.
С. 128, упр.1, правило с.122
Придумать текст, в котором только глаголы в неопределённой
форме.