Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
16.12.2017
урок разработан по требованиям ФГОС с использованием работы в группе.
Задачи:
- Образовательная: познакомить детей с непроизносимыми согласными в корне слова и правилом их проверки на письме;
- Развивающая: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать речь, мышление, воображение;
- Воспитывающая: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре, группах, мотивацию к учению.
непроиз согл.2 кл..docx
Русский язык 2 класс
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»
Задачи:
- Образовательная: познакомить детей с непроизносимыми согласными в корне слова и
правилом их проверки на письме;
- Развивающая: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать речь,
мышление, воображение;
- Воспитывающая: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в
паре, группах, мотивацию к учению.
Этапы урока
1.Мотивация
(самоопределение
к учебной
деятельности)
2. Актуализация
и пробное учебное
действие.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Деятельность учащихся
Настрой учся на работу.
На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С...
Внимательно посмотрите на данный ряд букв.
Подсказка: « С этого начинается математика».
Определите, какую букву мы сегодня будем писать
первой на минутке чистописания?
Посмотрите на данную запись: Вдлт Влтд ...
Что вы можете сказать о сочетании этих букв?
Дайте им характеристику. Кто из вас может
В этом ряду написаны первые буквы
названий цифр: один — О, два — Д, три —
Т, четыре — Ч, пять — Я, шесть — Ш,
семь — С. Следующей будет цифра 8. В
этом слове первая буква В. Её мы и
будем писать на минутке чистописания.
Заглавная буква остаётся на своём месте,
а строчные меняют по очереди свой
порядок: последняя становится первой.
Выполняют задание, тренирующее 3. Выявление
места и причины
затруднения.
объяснить закономерность?
Продолжите эту последовательность до конца
строки, соблюдая правильность написания букв и
соединений.
отдельные способности к учебной
деятельности, мыслительные операции и
учебные навыки.
Обозначают согласные звуки.
Назовите общие признаки этих букв.
На какие группы можно разделить эти согласные
звуки?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Посмотрите на запись:
«со.нце», «радос.ный», «счас.ливый».
Запишите на доске:
Сонце , радосный, счасливый.
Солнце, радостный, счастливый.
Получились разные варианты написания данных
слов.
Как же определить, какой из вариантов
правильный?
Какое затруднение возникло при написании этих
слов?
Если согласный не произносится, а буквой
обозначается, то каким его можно назвать?
Такие согласные звуки в русском языке
называются непроизносимыми.
солнце
Подбирают слова, обозначающие
признаки, среди них: радостный,
счастливый.
Два ученика одновременно записывают
слова солнце, радостный, счастливый.
Не понятно, писать на месте пропусков в
словах согласные или нет.
В этих словах неясно написание
согласных звуков, которые не
произносятся. 4. Целеполагание
и
построение
проекта выхода
из затруднения.
Кто догадался, какая же у нас тема урока?
Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.
Молодцы! Вы были внимательны.
Какие задачи мы перед собой поставим?
5. Реализация
построенного
проекта.
Сейчас вы объединитесь в группы по рядам и
поработаете с карточкамипомощниками, но
сначала вспомните, как вы будете работать в
группах.
1карточка
Капустный капуста
Звёз…ный – звезда
Мес..ный
2 карточка
Сердце – сердечко
Хрус…нул – хрустит
Вес…ник
3 карточка
Грустный грусть
Трос…ник – трость
Чес…ный
проверить непроизносимые согласные;
научиться писать слова с
непроизносимыми согласными.
Групповая работа по алгоритму.
Правила работы в группе:
уважать мнение товарища, находить
правильное решение сообща, быть
активным, ведь от каждого зависит общая
работа.
Публичное выступление представителя
каждой группы. 6. Первичное
закрепление с
комментирование
м во внешней
речи.
Работаете по алгоритму, данному в карточке.
Что вы заметили?
Почему непроизносимый согласный стал
слышаться ясно?
Сформулируйте в группах правило правописания
непроизносимого согласного в корне слова.
А теперь переверните карточку и прочитайте
памятку.
На памятке – правило.
Сравните: совпал ли ваш вывод с правилом?
Давайте попробуем теперь объяснить
правописание слов на доске.
«со…це», «радо…ный», сча..ливый,
Что надо сделать со словом « солнце?»
Нужно подобрать однокоренное слово так,
чтобы непроизносимый звук стал ясно
слышен. Для этого после него должен стоять
гласный или мягкий знак.
Найдите такое слово.
Солнышко
Кто подобрал другое слово?
Солнечный
Запишите в тетрадь:
Солнышко – солнце, радость – радостный, счастье
– счастливый
Формулируют правило, применяя его на
практике.
Согласовывают свои действия согласно
выработанному алгоритму.
Решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма
решения вслух.
Счастливый – безударная гласная,
проверяемая ударением, ча – гласная
после шипящего. 7. Включение в
систему знаний и
повторение.
А кто найдёт слово, в корне которого находится
ещё одна орфограмма
Прочитайте слова в учебнике.
Что вы заметили? (Непроизносимые согласные)
Есть хорошая поговорка: Доверяй, но проверяй.
Какое задание вы предложите сделать?
(Проверить непроизносимые согласные. (Работа
выполняется в парах, один из учеников работает у
доски, остальные – в тетради).
ненастные – (ненастье);
грустно – (грусть, грустить);
поздние – (запоздалый, опоздать);
праздник ?
Ученики не могут подобрать проверочное слово к
слову «праздник», так как имеющихся знаний им
недостаточно.
Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть
в этимологический словарь и узнать историю этого
слова, то мы поймем, почему здесь находится буква
«д».
Слово «праздник» в древнерусском языке
звучало так: «праздь» (свободный от работы
день).
Запишем в тетрадь и запомним.
Осуществляют проверку и самопроверку,
пользуясь правилом.
Парная работа.
Индивидуальное задание. Работа с
этимологическим словарём.
Запись словарных слов в тетрадь с
дальнейшим запоминанием.
Высказывают предположения. В русском языке есть еще такие слова
И одно из них вы узнаете, отгадав загадку:
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне (Лестница)
Есть ли у вас какието предположения по поводу
происхождения этого слова?
Слово «лестница» произошло от древнерусского
слова «лества» то, с помощью чего лезут вверх
или вниз.
Запишем: «лестница лества»
в тетрадь.
Отгадайте загадку:
Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой,
Лестницачудесница
Бежит сама собой. (Эскалатор.)
2. Работа в тетради.
Запишите через дефис название лестницы. (Ле
стницачудесница.)
Есть ли в слове «чудесница» непроизносимая
согласная? Докажите. 8.Самостоятельна
я работа с
самопроверкой по
эталону.
Записать на доске и в тетради:
чудесница (от слова чудеса).
Проверка в парах.
А теперь пришло время проверить, насколько
твёрдо мы овладели правилом проверки и
правописанием непроизносимых согласных.
Выберите задание, соответствующее вашему
уровню.
1. Разноуровневые задания.
1 уровень. Вставь, где нужно буквы, подчеркни
орфограмму, запиши проверочное слово.
Здра…ствуйте, свис…нул, капус.ный, звёз.ный.
1.
уровень.
Выбор и самостоятельное выполнение
задания соответствующего запросам
ученика уровня.
Выпиши слова с непроизносимыми согласными
звуками, подчеркни орфограмму, рядом
записывай проверочные слова. Устно объясни
свой выбор.
Ястреб, честный, столбик, сердце, взгляд,
известный, ложка, местный, звездный.
3. уровень
Замените слова, стоящие в скобках,
однокоренными с орфограммой «непроизносимая
согласная в корне слова». Выделите орфограмму.
Будьте как (солнышко) красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Слушают результаты работы групп.
Представляют результаты своей работы в
группе.
Оценивают свою работу.
Будьте как солнце красивыми! 9.
Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке (итог
урока).
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!
2. Самопроверка
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!
Проверьте выполнение своей работы по образцу на
экране.
Проверяют свою работу по презентации на
экране.
Что же мы открыли для себя на сегодняшнем
уроке?
Как проверить непроизносимую согласную?
Непроизносимые согласные звуки.
Формулируют правило.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне показалось трудным…
Я выполнял задания…
Мне захотелось…
Урок для меня показался…
Главным результатом на уроке считаю…
Проводят рефлексию своей деятельности,
опираясь на ключевые слова.
Подводят общую оценку своей работы на
уроке, согласно предложенным критериям,
10.
Домашнее
задание (по
выбору)
1) стр. 51, упр. 1 – вставить, где требуется,
пропущенные согласные, подобрать проверочные
слова;
или 2) узнать, пользуясь справочной литературой, как
появилась в слове «чувство» непроизносимая
согласная «в» и записать объяснение в тетрадь.
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "непроизносимый согласный" ( 2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.