Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Оценка 4.6

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
31.01.2018
Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном Форма урока: обобщение на основе сказочного сюжета Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, на доске нарисовано солнышко, разрезанные карточки с понятиями для оформления кластера, текст сказки «Дюймовочка». Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных. Задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам. Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.
урок Вагапова.doc
Институт повышения квалификации педагогических работников  по Актюбинской области средняя специализированная школа № 2 Урок русского языка в  3 «В» классе «Обобщение знаний об имени прилагательном» Провела: учитель начальных классов  Вагапова В.С. г. Актобе 2017г. Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном Форма урока: обобщение на основе сказочного сюжета Оборудование:  мультимедийное   оборудование,   презентация,   на   доске   нарисовано   солнышко, разрезанные карточки с понятиями для оформления кластера, текст сказки «Дюймовочка».  Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных.  Задачи:  усовершенствование   знаний   об   имени   прилагательном   как   части   речи:   обобщенном лексическом   значении   прилагательных,   их   изменении   по   числам.   Создать   условия   для   развития познавательного     интереса     к     языку,     формирования     орфографической     зоркости,     речевой культуры,   мыслительных   процессов.  Способствовать воспитанию   нравственных   качеств   личности и   эстетических   чувств.   Ход урока I. Организационный момент. Организация начала урока, эмоциональный настрой.  ­ Добрый день! ­ тебе сказали. ­ Добрый день! ­ ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты. Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, запишите число, классная  работа Сообщение темы, цели урока. ­ На протяжении многих уроков мы с вами работали над изучением имени прилагательного. Эта работа  будет продолжена в 3 классе, а сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по имени  прилагательному. II. Постановка целей и задач урока. Минутка чистописания.   Для   этого   прочитайте   спрятанное   слово,   установив ­   Угадайте   ведущее   произведение.   последовательность.  (На прямоугольниках разной высоты написаны буквы. Самый маленький прямоугольник выделен. На нем написана первая буква в слове.) (слайд 2) Какое   слово   вы   прочитали,   и   каким   образом   вы   это   осуществили?   Мы   прочитали   слово ДЮЙМОВОЧКА. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники выше и соединяли буквы, написанные на них. ­ Можно сказать, что это народная сказка?  ­ Нет. ­ Докажите.   ­ Автор этого произведения Г.Х.Андерсен. Значит эта сказка авторская ­ На уроке мы исследуем текст сказки и определим роль прилагательных. ­ Языковым материалом на сегодняшнем уроке будут имена прилагательные из этой сказки. А сейчас  пропишем букву Д (слайд 3) Записать имя Дюймовочка III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая­маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали…(слайд 4) Дюймовочка.  ­Дома вы должны были перечитать сказку «Дюймовочка» и выписать прилагательные, описывающие  Дюймовочку на протяжении сказки ­ А что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? ­ Какие прилагательные вы выписали дома? ­ Маленькая, славная, прелестная, хорошенькая, нежная, бедная, тонкая, некрасивая, милая.  (слайд 5) IV. Речевая разминка. ­ Кто так в сказке называл Дюймовочку? (слайд 6) Милая (крошка) – ласточка. Маленькая (девочка) – мама. Славная (жена) – жаба. Прелестная, хорошенькая (девочка) – рыбки и птички. Тонкая, некрасивая – майские жуки. Бедная – полевая мышь. V. Творческий диктант.  жаба, сынок, мотылек, жук, мышь, крот, птичка, ласточка.   ­ Какому герою соответствуют эти прилагательные? Дети по памяти подбирают соответствующие прилагательные, составляют словосочетания: Старая большущая мокрая и безобразная жаба. Гадкий противный сынок. Красивый белый мотылек. Майский жук. Полевая мышь Важный, ученый и богатый крот Мертвая бедная птичка Милая ласточка Составленные словосочетания записывают в тетрадь.  (слайд 7). ­ Словосочетания: «Старая большущая мокрая и безобразная жаба. Гадкий противный сынок. Красивый белый мотылек. Милая ласточка» распределите в две группы. (слайд 8) ­ Каким принципом руководствовались? (Устно, положительные и отрицательные герои) ­ Какие слова позволили вам сделать такой выбор? После постановки вопросов делают вывод, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.  Оформляют в кластере.  ФИЗМИНУТКА ПРО МЯЧ (ВКЛЮЧИТЬ УСАТЫЙ НЯНЬ) VСловарная работа Внимательно послушайте слова и попробуйте их запомнить: девочка, синий, желтый, ласточка,  фиолетовый, лягушка.  ­ Сколько слов было названо? ­ На какие группы можно разделить эти слова? ­ Напишите по памяти существительные.  ­ Подчеркните орфограммы, поставьте ударение. ­ Какое слово было произнесено первым? ­ Составьте предложение с ним, используя имена прилагательные. (слайд 9) VI. Лексическая разминка В тексте сказки встретилось слово «Господин».  Что оно означает? В словаре ВЛАДИМИРА  ИВАНОВИЧА Даля дается такое определение  Господин – владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик,  хозяин; кому покорны чада с домочадцами и слуги.  (слайд 10). Какое прилагательное подобрал автор для описания значимости и состоятельности господина крота? ­ Важный господин ­ Почему для описания жабы и ее сына автор выбрал прилагательное безобразные? ­ Неприятная внешность Вот такое описание дает Даль (слайд 11) Безобразный – неблаговидный, некрасивый, неказистый, уродливый, нескладный; неприличный, непристойный ­ Что можете сказать обо всех этих прилагательных? (Они синонимы) Докажите. Близкие по  значению ­ Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных, сказочных  персонажей? Докажите  Если дети затрудняются: ­ Ласточка отблагодарила Дюймовочку за заботу. Она какая? (благодарная) ­ Дюймовочка помогла ласточке. Она какая? (добрая) ­ Мышь откликнулась на беду девочки. Она какая? (отзывчивая) ­ С какой целью Г.Х.Андерсен в своей сказке использует много прилагательных?   (­ Для того, что бы точнее, ярче, выразительнее описать героев, окружающую среду, события). ­ Сделайте и оформите вывод, для чего в речи нужны имена прилагательные?  VII.Установление связи прилагательных с существительными  Голубые, желтые, фиолетовые, синие и оранжевые распустились на поляне (слайд 12)  ­ Что вы можете сказать об этом предложении? Все ли вам понятно? Как вы думаете, какого слова в  предложении не достает?  ( ­ Цветы) ­ Какой вывод напрашивается?  Имена прилагательные тесно связаны в речи с именем существительным УСТНО ­ Работа по учебнику стр. 178 упр. 474 (ХОЛОДНЫЙ, СЕРОЕ, ЧЕРНУЮ, СИЛЬНЫЙ) ­ К какому эпизоду из сказки подходит этот текст?  ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА  (13 СЛАЙД) VIII.Упражнение в определении числа имен прилагательных ­ В данных предложениях назовите все изученные орфограммы. (По мере того, как дети называют  орфограмму, на экране меняется цвет шрифта ­ слайд 12) Эльф был крошечный, а ласточка такая большая. Самым лучшим подарком были прозрачные крылышки. Она пела эльфам веселые песни всю теплую зиму. ­ ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ЛЮБОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ВАМ БОЛЬШЕ ПОНРАВИЛОСЬ ­ Определите число прилагательных. ­ Как вы определили число прилагательных?  Дети рассказывают правило:  Число имени прилагательного определяется по имени существительному.  Множественному числу соответствует вопрос – какие? Например: прозрачные крылышки, веселые  песни.  ­ Какой грамматический признак можно внести в кластер? ­ Имена прилагательные изменяются по числам IVХ. Работа над пройденным на прошлых уроках материалом Развитие речи*: ­ Почему мы можем с уверенностью сказать, что «Дюймовочка» ­ это сказка? Есть несуществующие  персонажи, события ­ В сказке есть подробное описание внешности и одежды эльфа. Как вы думаете, какими качествами  личности обладал эльф, если этот удивительный народ выбрал его своим королем. Звуко­буквенный разбор слова «эльф»*.ДОПОЛНИТЕЛЬНО Имена собственные*: ­ От чьего имени ведется повествование сказки? От лица автора ­ Прочитав сказку, мы можем узнать, в какой стране жил Г.Х.Андерсен?  (слайд 14) ­ Дания ­Послушайте стихотворение Х.К.Андерсена В ЦВЕТУЩЕЙ ДАНИИ ГДЕ СВЕТ УВИДЕЛ Я, БЕРЕТ МОЙ МИР СВОЕ НАЧАЛО; НА ДАТСКОМ ЯЗЫКЕ МАТЬ ПЕСНИ МНЕ ПЕВАЛА ШЕПТАЛА СКАЗКИ МНЕ РОДИМАЯ МОЯ… ЛЮБЛЮ ТЕБЯ РОДНЫХ МОРЕЙ ВОЛНА,  ЛЮБЛЮ Я ВАС СТАРИННЫЕ КУРГАНЫ, ЦВЕТЫ САДОВ, РОДНЫХ ЛЕСОВ ПОЛЯНЫ, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ОТЦОВ МОИХ СТРАНА! ­ Что можете сказать о существительном Дания?  ­ Какое еще имя собственное встретилось в сказке? Дюймовочка ­ Какие бывают имена собственные? Как писать эту орфограмму. Письмо под диктовку*: Ласточка попрощалась с Дюймовочкой и опять полетела из теплых краев в Данию. Письмо под диктовку Рефлексия.  Итог урока ­ А мы с вами не прощаемся с героями этой замечательной сказки, а лишь говорим им «до свидания». Вы всегда  можете взять книгу в руки и попасть в волшебный мир сказки­ На уроке мы не только вспомнили замечательную  сказку, но и вспомнили все, что знаем об имени прилагательном. Подведем итоги. (работа по солнцу) Домашнее задание: найти в тексте описание крота 3­4 предложения. Указать прилагательные.  Оценка работы учащихся. Выставление отметок ­ Я благодарю всех присутствующих. Урок  окончен. До свидания.

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018