Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс
Оценка 5

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
12.02.2017
Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс
Урок направлен на изучение нового материала и закрепление первичных знаний, а также на создание условий для формирования умения различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. Данный урок построен в рамках технологии развитие критического мышления.
8 класс.doc
познакомить   учащихся   с   видами   односоставных   предложений   и   алгоритмом   их КЛАСС: 8  ТЕМА УРОКА: Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний. ЦЕЛЬ:  создание   условий   для   формирования   умения   различать   односоставные   и двусоставные   предложения,   типы   односоставных   предложений   по   смысловым   и грамматическим признакам. ЗАДАЧИ:  1) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:   определения  2) РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ:     ставить перед собой учебную задачу и  решать её; оценивать свои знания;  3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:   деятельность. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично­поисковый, исследовательский ФОРМЫ   ОРГАНИЗАЦИИ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  сочетание индивидуальной и фронтальной деятельности, групповая работа ТЕХНОЛОГИЯ: урок проводится в режиме технологии развития критического мышления развитие критического мышления учащихся; развитие информационной компетентности учащихся; развитие   навыка самостоятельной работы по овладению новым материалом; умения совершенствование умения выполнять тестовую работу. воспитывать   потребность   правильно   оценивать   и   проектировать   собственную ХОД УРОКА I.  Организационный момент Учитель:  Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   видеть   Вас.   Надеюсь   на   плодотворное сотрудничество. Нам известна крылатая фраза: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». ­Как вы понимаете данное высказывание? (ответы уч­ся) Учитель: Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, ­ деятельность». II.  Стадия вызова (актуализация знаний) Учитель: Перед вами на доске набор предложений. Они хаотично расположены.  Задача: привести предложения в порядок.  Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал. Гроза утихла. Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной! Ты хочешь знать, что делал я на воле? Ты перенесть меня вели в наш сад! Потом его в степи без чувств нашли. Кто видеть мог? Лунный блеск. Благодарю Вас! Учитель: При этом возможны разные варианты классификации: по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по структуре. Затем учитель предлагает свой порядок предложений – по количеству главных членов. Вопрос к классу: По какому принципу предложения разделены на две группы? (ответы уч­ ся) Запись темы урока.  Формулирование цели урока Задание   классу:  Попробуйте   сформулировать  цель   урока  (Научиться   отличать односоставные предложения от двусоставных предложений). Учитель  (дополняет):  Наша   задача   сегодня   –   посмотреть,   какие   виды   односоставных предложений бывают, научиться их определять, понаблюдать за этими предложениями в текстах, попробовать самим составить односоставные предложения. Вопрос к классу:  Для чего  нам это необходимо? (ответы уч­ся). И самое главное – без изучения этой темы нельзя будет понять следующую. Учитель:  Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотели бы ещё узнать или чему хотите научиться. Знаю Хочу знать Узнал III. Стадия осмысления Задание классу: Найдите главные члены предложений, расположенных на доске. Сделайте вывод   (односоставные   предложения   –   это   предложения   с   одним   главным   членом: подлежащим или сказуемым) Задание классу:  на карточке в первом задании даны предложения, отметьте номера только тех, которые являются односоставными. Что для этого нужно сделать? 1. Шесть лет войны запомнил шар земной. 2. Каких только звуков не услышишь в песне скворца! 3. Героя в бой водила песня. 4. Танк, почерневший в объятьях пожара. 5. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом. 6. Пахнет вербой и смолою. Результаты проверяем по ключу: 2,4,5,6 Задание классу:  Давайте снова обратимся к теме урока. О чём мы ещё не знаем? (виды односоставных предложений)  Работа в группах Учащиеся   разделены   на   5   групп.   Каждая   группа   получает   алгоритм,   следуя   которому готовит сообщение о виде односоставного предложения. Свои наблюдения каждая группа заносит в таблицу. Назывные  предложения Безличные  предложения Обобщённо­ личные  предложения Определённо­ личные  предложения Неопределённо­ личные  предложения Задания для групп. 1 группа. Назывные предложения. (Зима. Вот и снег. Пять часов. Сильный мороз!) 1) Чем выражено подлежащее в предложениях? 2) Определите лексическое значение слова «назывные». 3) Какова роль назывных предложений? 2    группа. Определённо­личные предложения. (­Ну, как живёшь? ­ поинтересовался Вася. ­Учусь, ­ ответил Петя. ­Утром встаём в 7 часов. Делаем зарядку. ­Читайте больше!) 1) Деятель   в   предложении   не   назван.   Определите,   каким   лицом   он   мыслится: определённым или неопределённым? 2) Определите, в каких формах стоят глаголы­сказуемые в предложениях (лицо, число, наклонение) 3) Какие местоимения можно использовать в качестве подлежащего? 3 группа. Неопределённо­личные предложения. (В посёлке строят (построили, будут строить) новую школу. Дорожки в посёлке посыпали галькой. Её привезли с моря. 1) Деятель   в   предложении   не   назван.   Определите,   каким   лицом   он   мыслится: определённым или неопределённым? 2) Определите, в каких формах стоят глаголы­сказуемые в предложениях: время, лицо, число. 4 группа. Обобщённо­личные предложения. (Слезами горю не поможешь. Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают). 1)  В  записанных  предложениях,   тексте  найдите   предложения,  которые   имеют  значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом. Действие в них можно соотнести со всеми лицами. 2) Определите форму глагола­сказуемого. 5 группа. Безличные предложения. (Светает. Приятно пахнет черёмухой. Мне не спится. Быть грозе! На улице тихо. Ветра нет. Мне грустно.) 1) Мыслится ли активный деятель в безличных предложениях? 2) Что обозначает глагол­сказуемое в безличном предложении? 3) Чем может выражаться глагол­сказуемое?  Выступления групп.  (Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив   тему,   члены     группы   обсуждают   и   планируют   эффективные   способы   передачи информации   другим     группам.   Представитель   от   каждой   группы   выходит   к   доске, рассказывает   об   одном   из   видов   односоставного   предложения,   заполняет   таблицу. Остальные обучающиеся составляют таблицу в тетрадях. В конце работы создаётся общая таблица – схема).  Первичное закрепление  Задание классу: на карточке в задании № 2 даны односоставные предложения. Определите их вид. Что для этого нужно сделать?  Создание алгоритма. 1.  Находим грамматическую основу предложения. 2.  Смотрим, чем выражен главный член предложения. 3.  Определяем форму глагола. 1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)  2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев)  3) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин) 4) К кому­то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов) 5) Шёпот, робкое дыханье,       Трели соловья. (А. Фет) 6) Нехотя вспомнишь и время былое,       Вспомнишь и лица, давно позабытые Задание классу: теперь нам предстоит ответить на вопрос: в каких стилях речи чаще всего используются односоставные предложения.  Работа с текстом (у каждого на парте) Текст №1.  Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид. Постройте треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и высоте, проведенной к этой  стороне. В решение запишем: 1. Построим угол ХАY, равный данному углу hk. 2. Затем отложим на луче АХ отрезок АВ, равный данному отрезку P1Q1 3. Для   построения   вершины  C  искомого   треугольника   заметим,   что   расстояние   от точки С до прямой АВ должно равняться P2Q2. Текст №2. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид. Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сиротину несчастную, а то меня тут колотят. А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков.                                                                ( А. П. Чехов «Ванька») Текст   №   3.Задание:   определите   стиль   текста.   Найдите   односоставные   предложения, определите их вид. Картина рассказывает о людях Ленинграда в суровые дни блокады. Глядишь на картину и мысленно   представляешь   голодный   и   холодный   Ленинград   1942   года,   его   гордых защитников.   Они   собрались   в   зале   филармонии   послушать   музыку.   Переносишься воображением сюда, в зал. Концерт в  осаждённом Ленинграде. Измождённые лица людей. Всматриваешься в них и поражаешься способности измученных голодом и холодом людей зачарованно слушать музыку. Она покорила этих суровых людей. Смотришь на картину и чувствуешь могучее дыхание оркестра, покорившее зал.  Вывод:  односоставные   предложения   используются   во   всех   стилях   речи,   придают   речи краткость, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.  IV. Стадия рефлексии Итак, мы должны систематизировать полученные знания об односоставных предложениях. Мы много сделали. Вернемся к целям нашего урока. Выполнили мы их? 1. Что повторили сегодня? (Односоставные предложения) 2.   Чему   научились?   (определять   виды   односоставных   предложений,   определять,   чем выражен   главный   член   односоставного   предложения,   определять   роль   односоставных предложений в речи). 3. Какой этап урока показался самым интересным? 4. Что было трудным? 5. Что следует повторить? 6. На что обратить внимание?  ­ первая строка – название темы (одно существительное); ­ вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; ­ третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; Составление синквейна об односоставных членах предложения ­ четвёртая  строка – это фраза из  четырёх  слов, показывает  отношение  к теме (целое предложение); ­ последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Синквейн ученика: Предложения Односоставные, двусоставные Отсутствует, усиливает, позволяет избежать Определенно ­ личные предложения динамичны, лаконичны Интересно! V.  Индивидуальное дифференцированное домашнее задание  1. Упражнение в учебнике 2. Выписать из художественного произведения примеры односоставных предложений,  определить вид VI.  Итоги урока

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс

Урок по русскому языку "Односоставные предложения", 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017