Урок по русскому языку "Подлежащее" (8 класс)
Оценка 4.6

Урок по русскому языку "Подлежащее" (8 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
24.03.2017
Урок по русскому языку "Подлежащее" (8 класс)
Данный урок поможет расширить знания учащихся о подлежащем как о главном члене предложения. При повторении способов выражения подлежащего, изученных в начальном и среднем звене, учащиеся познакомятся с новыми способами, смогут применить полученные знания при подготовке к промежуточному и итоговому тестированию.Разработка урока русского языка в 8 классе
8 класс Подлежащее.docx

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Цели:

образовательные:

- расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

- повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

- совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения.

развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие внимания, памяти, критического мышления;

- развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, использовать как средство приобретения новых знаний);

- развитие речи учащихся.

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать  в группе.

Оборудование урока: карточки для деления на группы, карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация

Ход урока:

 

I ВЫЗОВ.  Настрой на работу. Круг радости …… Психологическая минутка «Я желаю тебе добра» или другое

– Откройте тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…» (утверждения распечатаны)

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный. – это двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. Проверка по слайду.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2, 6, 7  утверждения неправильные.

2. Формулирование темы. Постановка цели вместе с учащимися.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Какую цель вы можете поставить перед собой?

(знает  способы выражения подлежащего; использует при анализе предложений)

– Запишем тему в тетрадь.

3. Оценочный лист            Ф.И.________________________________________________

 

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

1

Отличать предложение от словосочетания

 

 

 

 

2

Находить грамматическую основу предложения

 

 

 

 

3

Отличать главные члены от второстепенных

 

 

 

 

4

Отличать подлежащее от  сказуемого

 

 

 

 

5

Определять способы выражения подлежащего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Таблица З – Х – У (Таблицы распечатаны)

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем и  заполнить 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Деление на группы. В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек). У каждой группы на столе постеры, фломастеры, стикеры, а также открытка.

Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент слова, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми листами того же цвета, что и его фрагмент,  расположенными на столах.

Собираем слово. Распечатаны и разрезаны по слогам три слова:

«Пред-ло-же-ни-е», «Под-ле-жа-ще-е», «Ска-зу-е-мо-е» (каждое слово разного цвета. На столах листы бумаги такого же цвета)

Распределение  ролей в группе.

Основные роли:

Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,

Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!

Четвертая роль – это человек, который следит за временем – тайммеккер, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.

Пятая роль – человек, который будет оформлять мысли на постере.

После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд. Отдельно создается экспертная группа, которая будет оценивать работу коллег.

 6. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

II ОСМЫСЛЕНИЕ

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? – Об  Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

 

 

V

 

 

 

 

V

 

 

 

 

V

 

 

 

?

+

 

 

+

?

– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений). Задания дифференцированные

 Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение ______ из учебника.

1. Упражнение _______, проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

2. Заполнить таблицу, можно использовать материал учебника.

Способы выражения подлежащего

Способ выражения

Пример

Имя существительное в Им. п.

Местоимение в Им. п.

Имя числительное в Им. п.

Инфинитив

Наречие

Прилагательное

Причастие

Неделимое словосочетание

Междометие

 

1.      В саду горит костёр рябины красной.

        Выделите орфограммы

        К какой группе относится корень –гор-

        Какое художественное средство используется

        Дайте характеристику предложению

        Выделите грамматическую основу

2.      Всё вокруг покрыто пеленой тумана.

        Выделите орфограммы

        Какое художественное средство используется

        Дайте характеристику предложению

        Выделите грамматическую основу

3.      Шестьдесят – это уже не двадцать.

        Выделите орфограммы

        Дайте характеристику предложению

        Выделите грамматическую основу

4.      Жизнь прожить не поле перейти.

        Выделите орфограммы

        Дайте характеристику предложению

        Выделите грамматическую основу

5.      Завтра может больше не прийти.

        Выделите орфограммы

        Дайте характеристику предложению

        Выделите грамматическую основу

6.      Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни.

7.      Будущее уже ему не принадлежит.

8.      Мы с тобой осколки старой жизни.

 

 

3. Постеры:      Способы выражения полежащего и     Подлежащее – это   …

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Горячий стул» ???или Синквейн

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

 

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

 

Оценка работы групп, рефлексия

 

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

 

IV Домашнее задание:  дифференцированное  по  упр.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Отличать главные члены от второстепенных 4Отличать подлежащее от сказуемого 5Определять способы выражения подлежащего 4

Отличать главные члены от второстепенных 4Отличать подлежащее от сказуемого 5Определять способы выражения подлежащего 4

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда…

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда…

Прилагательное Причастие

Прилагательное Причастие

Оценка работы групп, рефлексия –

Оценка работы групп, рефлексия –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017