Урок по русскому языку "Род имён существительных" (3 класс)
Оценка 5

Урок по русскому языку "Род имён существительных" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
11.11.2018
Урок по русскому языку "Род имён существительных" (3 класс)
Урок рефлексии. По функциональной направленности развивающий, методически грамотно построен. Развивающую функцию несет на себе содержание материала, а также умелое руководство процессом его восприятия. Учитель использует продуманную систему вопросов, подводящую детей к закономерным выводам. Помогая восприятию материала учащимися, учитель постоянно опирается на собственный опыт детей, отталкивая от их личностных смыслов, дает им возможность раскрыть ощущения, представления, знания, реализуя личностно - ориентированный подход.Конспект урока русского языка
урок по русскому языку.docx

Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Цель: закрепление и проверка знаний по теме “Род имен существительных”.

Задачи:

1.     Систематизировать имеющиеся знания по теме “Имя существительное”.

2.     Тренировать умение распознавать род имен существительны путем

подстановки личного и притяжательного местоимения.

3.     Развитие умения группировать слова по определенным признакам.

4.     Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность.

5.     Формировать коммуникативные качества личности.

Тип урока: Закрепление знаний.

Ход урока.

1.     Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, самооценка готовности к уроку

«Рифмованное начало урока»

Приветствует учащихся

Определяет готовность к уроку

Создаёт психологический настрой.

У. – Поговорим?

 Д. – Поговорим!

У. - А знаете о чём?

 Д. – О чём?

 У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Д. – Поговорим! Нам будет интересно!

У. – Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

 У. – В классе светло?

 Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

 Д. – ДА!

 У. – Уже закончился урок?

 Д. – Нет!

 У. - Только начался урок?

 Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

 Д. – Да!

 У. – Значит можно всем садиться!

-Чтобы быть успешным, отгадай формулу успеха. Вставь нужные слова в формулу.

(старание, разговоры, внимание, лень, сообразительность)

-Воспользуйтесь этой формулой.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/01/08/v_5a539fde3fefc/99705554_1.png

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: -проявление учебно-познавательного интереса; целеполагание.

Регулятивные: организация своего рабочего места, определение эмоционального состояния на уроке; оценивание готовности к уроку; настрой на продуктивную работу.

2.     Каллиграфическая минутка.

Цель: формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Развитие речи, интуиции, сообразительности.

Игра «Доскажи словечко»

1.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

2.Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно … (карандаш).

- Какой звук вы услышали в начале этих загадок?

- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность

ка К кб К кв

- Найдите слово с безударным гласным в корне слова. Назовите.

- Подберите проверочные слова. Почему?

Книга, карандаш.

- Спишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне слова.

- Вспомните пословицы про книги.

- Запишите эту пословицу в тетрадь.

Книга - друг человека.

- Определите, какой частью речи являются слова в предложении? 

Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.     Этап актуализация знаний.

 Цель: актуализация знаний об известной части речи

- Что общего словах? (обозначают предметы)

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

- Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи. 
-
Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и составим алгоритм ответа. Поработаем в парах.

Два ученика составляют алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а остальные у себя на листе должны продолжить запись (на столе карточка)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/502220/img1.jpg

Имя существительное
это ____________________
обозначает _______________
отвечает__________________
изменяется______________
бывает________________,  ______________, __________________ 
в предложении____________________________________________

Личностные: ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Познавательные: умение осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках, умение обобщать учебный материал.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог, доказывать свою точку зрения; аргументация мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность на уроке; контроль, коррекция, оценка своих действий.

4. Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, почему я данный блок выделила красным цветом (блок –« бывает» м.р., ж.р., ср.р. выделяется красным цветом )?

- Сформулируйте тему урока. (Род имён существительных.)

- Чему будем учится? (Мы сегодня на уроке будем учиться определять род имен существительных).

- Давайте повторим правило определения рода имён существительных?

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Познавательные : проговаривать причины затруднений; формировать проблему, цель и тему для изучения; умение предлагать свои действия; разрабатывать план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).

Коммуникативные: участвовать в обсуждении предложенной ситуации, высказывать свои мнения, суждения; сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Регулятивные: проговаривать последовательность своих действий.

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, тему, цель урока.

5.     Открытие нового знания

Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации). Формирование умения определять род имен существительных

1)    - Распределите имена существительные в три столбика по родам. (Запись в тетрадях)

Мозоль, вуаль, туфля, тюль, лебедь, шампунь, какао, повидло, кофе.

(Если неправильно, на слайде высвечивается слово красным.)

- Предлагаю проверить правильность выполнения нашего задания, обратившись к орфографическому словарю. 

(Работа со словарём)

Исправляют ошибки.

Женский род

Мужской род

Средний род

мозоль

вуаль

туфля

тюль

лебедь

шампунь

какао

повидло

кофе

- Всегда ли легко определить род? Сформулируйте вывод.

Определить род имён существительных сложно.

- Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка. Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

     Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное         какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

2) Опережающее задание: Определите род данных имён существительных?

Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира.

- Неясно? Что же делать? (Предложения детей)

Вывод по заданию:

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик обжора!

Какая девочка обжора!

(Запись предложений в тетрадь)

Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Познавательные: удерживать учебную задачу; анализировать проблемную ситуацию, организовывать поиск её решения, выдвигать гипотезы; извлекать информацию, делать выводы в результате совместной работы; умение работать с учебником.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации;

выражать свои мысли; аргументировать свои мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль в ходе выполнения работы.

Оценка постановки учебной задачи, умения планировать действия по её решению.

6.     Физминутка.

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью. Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Физкультурная минутка – 
Это вам совсем не шутка. 
Выдох-вдох! Внимание! 
Начинаем приседания. 
А теперь согнёмся
И носка рукой коснёмся. 
2 хлопка, 3 прыжка, 
Поворот, 2 шажка. 
Вдох-выдох! Потянись! 
И тихонечко садись. 
Личностные: умение определять ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7.     Применение знаний и способов действия.

Цель: организация деятельности по применению новых знаний; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

-Предлагаю работу в группах. (Дети распределяются на 6 групп).

Задание 1 группы.

Цель: - развитие умения определять род существительных в тексте.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай загадку. 2. Найдите имена существительные, выпишите их. 3. Определите род. 4. Найди отгадку. 5. Сформулируй цель задания.

С неба падали пушинки

На замёрзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(И.Семёнова)

Задание 2  группы.

Цель: развитие умения определять род существительных. Повторить, что за слова синонимы.

Методический комментарий для учащихся:1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их. 2. Определите, что это за слова? 3. Сформулируй цель задания.

Гнев, ярость, бешенство; дорога, путь, направление; штиль, тишь, затишье;
вид, картина, зрелище; облик, обличье, внешность; заглавие, заголовок, название.

Это слова – синонимы.

Задание 3 группы.

Цель: - учить правильно составлять словосочетания; развитие умения определять род существительных.

Методический комментарий для учащихся: 1. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. 2. Напиши словосочетания. 3.Определи род имен существительных.   4. Какие из данных имен прилагательных можно употребить в переносном значении? 5.Сформулируй цель задания.

 

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Задание 4 группы.

Цель: развитие умения определять род существительных, развитие внимания.

Методический комментарий для учащихся: 1. Распределите слова в три столбика по родам.     2. По первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. 3.Определить, по какому еще признаку распределены слова в столбиках.             4. Сформулируй цель задания.

Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея.

 (ж.р.- лиса, м.р.- белка, ср.р - волк).

 (ж.р. -словарные слова, м.р.-слова с парной согласной в корне, ср.р.- слова с безударной гласной в корне)

Задание 5 группы.

Цель: развитие умения определять род существительных, развитие умения подбирать к существительным мужского рода существительные женского рода.

Методический комментарий для учащихся:  1. Подобрать к существительным мужского рода существительные женского рода. 2. Сформулируй цель задания.

Отец, дедушка, сосед, брат, внук, сын, папа, мальчик.

Кот, кролик, баран, осёл, ворон, медведь, волк, заяц.

Задание 6 группы.

Цель: развитие умения определять род существительных во множественном числе.

Методический комментарий для учащихся: 1. Спишите слова. 2. Поставьте устно слова в единственное число и определите род имён существительных. 3. Сформулируй цель задания.

Закладки, подушки, ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла. паруса, санки, крылья, брюки, шахматы, перья, овощи, каникулы, прятки, минуты.

(После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род определить нельзя.)

Проверка работы групп.

8.     Развитие речи.

-Какое время года за окном? Составьте текст из рассыпанных предложений.

з…ма, х…лодная, ст..яла.

во, дв…ре, к…рмушки, р…бята, птич…и, развесили.

подл…тели, сн…гири, к…рмушкам, к.

 (1 предложение) Найти грамматическую основу предложения.

 (во 2 предложении) Находят имена существительные, определяют род, число.

 (в 3 предложении) Находят имена существительные и разбирают по составу.

 (Во дворе – разбор имени существительного как часть речи.)

9.     Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.

-Услышим скоро мы звонок, 
Пора нам подводить итог. 

- По какой теме мы сегодня работали?

- Предлагаю составить алгоритм определения рода имени существительного.

На слайде - по пунктам:

1.     Найти имя существительное.

2.     Ставлю имя существительное в такую форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что?

3.     Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

4.     Делаю вывод.

5.     Если надо, обратись к словарю трудностей.

-Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.

1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?

3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?

4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?

5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?

- У кого 4 +? Молодцы.

-У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.

  1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …

Личностныеосознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: обобщать полученные знания, делать выводы; проводить рефлексию способов действия; анализ и осмысливание, своих достижений; умение определять своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли; формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.

Регулятивные: осуществлять самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносить цель и результат; осуществлять контроль, коррекцию, самооценку. Оценка и самооценка деятельности каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Имя существительное это ____________________ обозначает _______________ отвечает__________________ изменяется______________ бывает________________, ______________, __________________ в предложении____________________________________________

Имя существительное это ____________________ обозначает _______________ отвечает__________________ изменяется______________ бывает________________, ______________, __________________ в предложении____________________________________________

Распределите имена существительные в три столбика по родам

Распределите имена существительные в три столбика по родам

Вдох-выдох! Потянись! И тихонечко садись

Вдох-выдох! Потянись! И тихонечко садись

Задание 5 группы. Цель: - развитие умения определять род существительных, развитие умения подбирать к существительным мужского рода существительные женского рода

Задание 5 группы. Цель: - развитие умения определять род существительных, развитие умения подбирать к существительным мужского рода существительные женского рода

Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? 5

Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? 5

Урок по русскому языку "Род имён существительных" (3 класс)

Урок по русскому языку "Род имён существительных" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.