Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)
Оценка 5

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)
Тема: Сложные предложения Цель урока для учителя: Научить распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы. Цель урока для учащихся: Уметь распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы. Задачи урока для учителя: 1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Сложные предложения» 2. Повторить пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания. 3. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся. Задачи урока для учащихся: 1. Учиться выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия) 2. Пополнить практический опыт в синтаксическом разборе. 3. Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности. Тип урока. Урок открытия новых знаний.Тема: Сложные предложения Цель урока для учителя: Научить распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы.
Жилина М.В. Сложные предложения. 5 класс.doc
Класс: 5 Тема: Сложные предложения Цель  урока для учителя:    Научить   распознавать   простые  и  сложные  предложения,  определять   основные  признаки  сложного  предложения,   строить   сложное  предложение, определять его границы. Цель   урока   для   учащихся:  Уметь   распознавать   простые   и   сложные   предложения,   определять   основные   признаки   сложного   предложения,   строить   сложное   предложение, определять его границы. Задачи урока для учителя:  1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Сложные предложения» 2. Повторить пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания. 3. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся. Задачи урока для учащихся: 1. Учиться выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия) 2. Пополнить практический опыт в синтаксическом разборе. 3. Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности. Тип урока. Урок открытия новых знаний. Планируемые результаты:  Предметные Обучающиеся   умеют   различать   простые   и   сложные предложения, знаки   препинания   в предложении.  Личностные Умения  пользоваться механизмами речи (читательской деятельности): антиципации, эквивалентных замен.  Метапредметные Умения  овладевать   различными   видами   речевой деятельности,   отличать   простые   предложения   от сложных,   задавать   вопросы   к   второстепенным   членам, подбирать проверочные слова.   расставлять   Технологическая карта урока Основны е   этапы   и время организации учебной деятельност и Создани е   учебно познаватель ных мотивов Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Актуализиров ать   личностный опыт   учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). Деятельность учителя Учебная   ситуация,   учебная   задача, которая   приведёт   к   достижению запланированных результатов – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу  помогать! В морозном воздухе кружились  снежинки.  ­       Ребята, мы продолжаем изучать тему  «Предложение». Ответим на вопросы: Какие   бывают   предложения   по   цели высказывания?     (Повествовательные, вопросительные, побудительные). По   интонации?   (Восклицательные, невосклицательные). По   наличию   второстепенных   членов Ценностная нагрузка урока   этапа На   формирование или   развитие   каких УУД направлено учебное действие   Развитие словарного запаса. Коммуникатив­ ные УУД: строить   монологическое высказывание соответствии поставленными задачами. речевое     в с Деятельность учащихся (продукт) Результат   каждого   этапа   учебной деятельности учащихся Приветствуют учителя,  проверяют свою  готовность к уроку. Отвечают на вопросы,  формулируют развёрнутый ответ.       по Оценочное   задание   и лист самооценки знаний   и   способов деятельности по данной теме. Самооценка алгоритму. Прогностическое оценивание. –  Какие   трудности встретились? –  Что   помешало   при выполнении задания? –  Что нужно сделать, избежать чтобы ошибок   в дальнейшем? (Распространенные, предложения? нераспространенные) Что   такое   грамматическая   основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое) На доске записаны предложения. Солнце   св..тило     ярко,   и   снег     быстро растаял.   2.   Вода   поднялась   и   зат..пила бобровую   хатку.   3.   Бобры   перет…щили бобрят   на   сухие   листья,   но   вода подобралась   еще   выше.   4.   Бобрята   ок… зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт… щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке. Учитель.   Прочитайте   предложения. Спишите   их   в   тетрадь,   вставьте пропущенные   буквы,   устно   подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.   Прочитайте   2,     4   и   5,6     предложения. Найдите   в   них   общее.     (это   простые предложения,   осложненные   однородными сказуемыми) Составьте схемы этих предложений. ­Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в общее. (В   первом,   третьем   и   седьмом предложениях   по   две   грамматические основы). ­Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.  (Случай   с   бобрятами.   Текст   о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи ­ повествование) Учитель.  Чему   учит   нас   этот   текст? (Любить и охранять природу).  Формулирование темы и цели урока. ­Какие   предложения   вы   назвали   бы простыми,   а   какие   —   сложными? (Предложения   с   одной   грамматической основой   можно   назвать   простыми,   а них     Действи е целеполаган ия Обеспечить   в включение учащихся совместную деятельность   по определению целей   учебного занятия. Развитие словарного запаса. Регулятивные УУД 1.Самостоятельно формулировать проблему урока. 2.Самостоятельно формулировать   цели   и задачи урока  Духовно­нравственное  воспитание Воспитание  нравственного чувства,  этического отношения  к языку и его  носителям.   устное   и (лист   Провожу   письменное самооценки) оценивание. Рефлексивное оценивание. Сравнение   своего ответа   с   ответом учебника. Осознание у учащихся затруднений. Формулируют проблему урока. Обучающиеся предлагают  свои варианты ответов. Формулируют  тему  урока и цель. Целеполагание  Узнать, чем отличаются   простые предложения от сложных.       Научиться   находить  Чем Проблема: отличаются   простые предложения от сложных?    Цель   учащиеся во   проговаривают внешней речи.   лист См.   самооценки грамматическую основу в предложении Тренироваться употреблять   сложные предложения  в устной и письменной речи. 1) Познакомиться с ... и ...; 2)  учиться   различать   ... и ...; 3) учиться ставить ... Цель:  познакомиться   с Планиро вание и организация деятельност и Организовать направить   и деятельность обучающихся   на получение новых знаний.   с     предложения). предложения несколькими грамматическими основами — сложными). ­  Сформулируйте   тему   сегодняшнего урока,   исходя   из   наших   рассуждений. (Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные   Сформулируйте   цель   урока,   опираясь   на его   тему.   Используйте   также   опорные слова, написанные на доске. 1)  Познакомиться   с   2)  учиться   различать   3) учиться ставить ... Цель:  познакомиться   с   простыми   и сложными   предложениями;   учиться различать простые и сложные предложения; учиться   ставить   знаки   препинания   в сложных предложениях. Планирование деятельности. Проблемные вопросы ­Для чего нужны сложные предложения? На какие вопросы мы с вами должны найти ответы? ...; ...; ... ...   и     и   Ответьте на вопросы о сложном  предложении по плану:  ­ Почему сложное?  ­ Как определите?  ­ Какие бывают сложные предложения?  ­ Чем отличаются ССП и СПП?  ­ Приведите пример. простыми   и   сложными предложениями;   учиться различать   простые   и сложные   предложения; учиться   ставить   знаки препинания   в   сложных предложениях. Рефлексивное оценивание. См. лист самооценки Формулируют тему урока,  записывают в тетрадь составляют план своей  деятельности на уроке,  направленный на  получение недостающих  знаний и умений. Умение определять основные своей деятельности.   шаги П: анализ, синтез,  моделирование, выбор  оснований и критериев  для сравнения,  классификации,  построение логической  цепи рассуждений,  формулирование  задания, выбор  наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости от  конкретных условий ;  Р: контроль, коррекция; К: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками, умение  устанавливать и  поддерживать контакт  с собеседником,  инициативно вести  диалог, быстро  реагировать на реплики собеседника. Записи в тетр. Отвечают на вопросы. Списывают предложения,  подчеркивая члены  предложения. Составляют схемы  предложений. Ценность знания. Внимательность по   отношению   к другим. П: формулирование  проблемы; Р:  целеполагание; К:  умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с  задачами и условиями  коммуникации,  осознание  приоритетности многих общих проблем над  частными, умение  сравнивать разные  точки зрения прежде,  чем принимать решения и делать выбор. Рефлексивное оценивание. Проводится самооценка. Проговаривание   во внешней речи. –  В   чём   добились успеха? –  Какие   трудности встретились? –  Что   помешало   при выполнении задания? –  Что нужно сделать, избежать чтобы ошибок   в дальнейшем?   Осуществле ние деятельност и по достижению поставленно й цели   Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности,   с помощью которых   были получены знания       сложные       имеющие   мы   с   вами   выяснили,   а   предложения,   грамматических   что Итак, одну предложения,   называются грамматическую   основу,   имеющие простыми, несколько основ, называются   сложными.   А   теперь   еще   раз прочитайте   предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В   каждом   сложном   по   два   простых предложения). ­ Прочитайте первые простые предложения, входящие   в   состав   сложных.   Скажите, имеют   ли   они   интонацию   конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми   простыми   предложениями? (Первые   предложения,   входящие   в   состав сложного,   не   имеют   интонации   конца предложения   и   связаны   со   вторыми простыми предложениями по смыслу). ­  Обобщите   наши   рассуждения.   Скажите, как   связаны   между   собой   простые предложения, входящие в состав сложного? (Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно). ­  Посмотрите   на   первое   сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и   интонации,   могут   соединяться   между собой   простые   предложения,   входящие   в состав   сложного   (учитель   обводит кружочком  и). союз (Кроме   смысла   и   интонации,   простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза). ­  Сложные   предложения   могут   быть союзными   –   простые   предложения соединяются   с   помощью   союзов,   а   могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации. Сравните:   Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.                    Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом. ­  С   помощью   какого   знака   препинания разделяются   простые   предложения, входящие   в   состав   сложного   (учитель выделяет запятые). (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми). ­ Обобщите наши рассуждения по плану:   Какие   предложения   называются 1.   а   какие   —   сложными? простыми, 2. Из чего состоит сложное предложение? 3.   Как   связаны   между   собой   простые предложения, входящие в состав сложного? 4.  Какие сложные предложения называются союзными,   а   какие   ­   бессоюзными? 5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? ­ Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?     ( Сложные   союзные предложения   бывают   сложносочиненные ( ССП) и сложноподчиненные (СПП). Закрепление изученного материала  ­ эксперимент. Какие   это   предложения?   Составьте   их схемы.   А   сейчас   проведем   небольшой 1. Пришла осень. 2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях. 3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.     (устно) Измените   последнее предложение   так,   чтобы   получилось СПП и БСП Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП   (задание   выполняется   по вариантам): 1 вар.   Ночью   поднялся   сильный ветер. Море разбушевалось.          2         вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету. Физкультминутка.  Раз ­ подняться, потянуться, Два ­ нагнуть, разогнуться, Три ­ в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре ­ руки шире, Пять ­ руками помахать, Шесть ­ на место тихо сесть. Игра   «Определи   предложение   по структуре». (Учащиеся   показывают руками.   Если   предложение   простое, поднимают   1   руку,   а   если   сложное,   то   2 руки. Объясняют свой выбор).  Пришла долгожданная весна.  Пригрело   солнышко,   и   на   деревьях    набухли почки.  Появились первые клейкие листочки.  Лесные   певцы   вернулись   из   теплых стран,   и   лес   наполнился   веселыми голосами. Выбирается из берлоги медведь. Скоро   весь   лес   покроется   молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.   Продолжим   наш   разговор   о   сложном предложении     Прочитайте   упражнение, сформулируйте к нему свое задание.  (Нужно   продолжить   предложения   так, чтобы они стали сложными).  ­Составляем и записываем. 1. Каждый вечер шел дождь, и… 2. Каждый вечер шел дождь, но… 3. Каждый вечер шел дождь, а… 4. Каждый вечер шел дождь, потому что… однако… 5. Каждый   вечер   шел   дождь, ­  Ребята,   сегодня   мы   очень   хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились.   Вам   предложены   задания, выполните их. Проверочная работа.   1.  Выпишите   цифру,   обозначающую запятую частями сложносочиненного предложения. Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев,   и   (2)рассыпались   листья   по между     Рефлексивн о оценочные действия Организовать осмысление способов достижения цели,   организует анализ деятельности   по получению учебного продукта Составляют предложения. Выполняют   проверочную работу. Отвечают на вопросы. Проводят оценивание. Ценность знания. Созидание. Самопроверка. Ретроспективное оценивание.  – Что удалось на  уроке, было самым  интересным? – Какие трудности  встретились? – Что помешало при  выполнении задания? – Что нужно сделать,  чтобы избежать  ошибок в  дальнейшем? П: рефлексия способов  и условий действия,  контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности; Л:  самооценка на основе  критерия успешности,  адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в учебной  деятельности; К:  выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью,  формулирование и  аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации,  использование  критериев для  обоснования своего  суждения. Р: оценка  (выделение и осознание обозначающую частями дорожкам сада. 2.  Выпишите   цифру, запятую между сложноподчиненного предложения. Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья. 3.Укажите   предложения . Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев. верную   характеристику учащимися того, что  уже усвоено и что ещё  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения). 1) простое   предложение 2) 3) 4) однородными членами сложносочиненное сложноподчиненное сложное различными видами связи предложение       с с 4. Укажите правильное объяснение постановки   запятой   или   ее отсутствие в предложении. Утром   вода   спала(   ?)   и   я   посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке. 1) простое предложение     однородными   членами, союзом И нужна запятая сложносочиненное   предложение, перед союзом И нужна запятая с   перед 3) простое   предложение   с   перед однородными   членами, союзом И запятая не нужна сложносочиненное   предложение, перед союзом И запятая не нужна 2) 4)   Выбрать   определение   сложного 5. предложения. 1.Сложные   предложения   –   это предложения,   количество   слов   в которых больше, чем в простых. 2.Все сложные предложения можно разделить   на   самостоятельные простые предложения. 3.Сложные   предложения   –   это предложения,   состоящие   из   двух или нескольких простых. 6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное. 1.С помощью обобщающих слов. 2.С помощью союзов. 3.С помощью порядка слов. 7.Выбрать схему сложного предложения. 1.[–  =], [–  =].  2.[–  =].  3.[–  =,  =,]. 8. Найти сложные предложения. 1.Дождь   стучал   по   крышам   и трепал деревья в саду. 2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.  3.Над   лугами   шел   холодный дождь,   и   ветер   налетал   косыми ударами. 9.  Найти простые  предложения с одно­ родными членами.   Осень 1. Приближалась осень, и в лесу на земле   лежали   первые   желтые листья. 2. незаметно, внезапно. 3.Тучка   была   небольшая, разразилась большим дождем. подкрадывается   а   зима   приходит   а   ­ Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1­2, 2­2, 3­2, 4­2, 5­3, 6­2, 7­1, 8­ 2,3, 9­3. . Поставьте оценки: «5»­нет ошибок, «4»­ 1 или 2 ошибки, «3»­ 3 ошибки. Подведение итогов. Рефлексия. ­    Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок ­Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог! ­Чему мы научились сегодня на уроке?  ­Что   больше   всего   понравилось   на уроке?  ­Какое сложным? называют простым? ­Какие   знаки   препинания   ставятся   в сложном предложении? называют   предложение   предложение   Какое ­Какую   роль   может   играть   союз   в предложении? ­Для   чего   нужно   обязательно определить,   что   соединяет   союз   «и», прежде  чем ставить запятую? Домашнее задание:  Выписать из любого художественного   произведения   7­8 сложных предложений разных типов. баллы Лист оценивания       Ф. И._________________________________________________ № 1 2 3 4 5 6 Прогностическое оценивание. Творческий диктант.  Я без ошибок выполнил синтаксический разбор предложения (3 балла) Допустил 1 ошибку в разборе (2 балл) Допустил  2 ошибки в разборе (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание  Тема, которую я сформулировал, совпала с темой урока (1 балл) Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл) Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов) Рефлексивное   оценивание  Я   определил   шаги   действий     выхода   из затруднения (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) Рефлексивное оценивание Исследуем, делаем выводы. Мы провели исследование… выводы совпали с информацией учебника (3 балла) выводы совпали  с информацией учебника с 1­2 неточностями  (2 балла) выводы совпали с информацией учебника с 3 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Рефлексивное оценивание.  Я без ошибок составил схемы предложений (3 балла) Допустил 1 ошибку в составлении схем (2 балл) Допустил  2 ошибки в составлении схем (1 балл) 7 8 Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание Я без ошибок узнал вид предложения (3 балла) Допустил 1 ошибку (2 балл) Допустил  2 ошибки (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Ретроспективное оценивание  Тестовое задание. Я  выполнил  тест верно (3 балла) Я выполнил  тест с 1 ошибкой  (2 балла) Я выполнил  тест с 2  ошибками  (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Итого 18­17 баллов  ­  уровень С16 ­ 14 баллов – уровень В       13 – 9  баллов ­ уровень А

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)

Урок по русскому языку "Сложные предложения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017