Урок по русскому языку "Удвоенные согласные на стыке приставки и корня" 3 класс
Оценка 4.9

Урок по русскому языку "Удвоенные согласные на стыке приставки и корня" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
12.02.2017
Урок по русскому  языку "Удвоенные  согласные  на  стыке  приставки  и  корня"   3 класс
tema_uroka_1.docx

Тема:    Удвоенные  согласные  на  стыке  приставки  и  корня.

Цели

1.    Создать условия для исследовательской деятельности учащихся при  объяснении нового материала.

2.    Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке  приставки и корня.

3.    Развивать устную  речь детей, внимание, интеллектуальные умения:  анализировать, обобщать, систематизировать материал;

4.    практические умения: составлять  модель орфографического правила и работать по ней.

5.    Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в паре.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Сегодня отправляемся в путешествие в  страну «Грамотеев». Мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь откройте тетради, запишем число и классная работа.

Минутка чистописания.

пп  бб  сс (запись на доске)

- Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные)

- Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв)

2. Актуализация знаний.

1 остановка «Отгадай и думай»

-Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы напишем в тетрадях.


Что за странная машина?

Есть салон, рога и шины.

Не автобус, не трамвай…

Эй, прохожий, не зевай,

Разгадай скорее ребус

Это новенький … (троллейбус)

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик:

Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»

Веселая игра …( хоккей)

В самолете он летает.

Ездит в поезде, в трамвае

Чтобы быть им много лет

Нужен не один билет! (пассажир)

Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам

Если он уже вошел-

Значит, новый день пришел. (рассвет)


-Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.  Самопроверка.Оцените свою работу . (Молодцы)

3. Постановка учебной задачи.

Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите  лишнее слово? Почему так решили?

-А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень.

-Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов)

- Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов называется корнем. 
Свет, светает. Скажите,чем является рас-?- В данном слове какая приставка?

 –Что такое приставка? (Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

- Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?

-Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?

 (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?

Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего- нибудь?

Вам поможет словарное слово стык.

 Работа со словарём.

- Что значит стык  Нам поможет  толковый словарь русского языка.

 -Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?

Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Узнаем -почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Будем учиться  правильно писать эти слова.

4.Решение учебной задачи.

2 остановка «Исследуй-ка». Поиск решения. 

1)Образовать новые слова с помощью приставки.

 - Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?

Рас + ссориться=? (нет)

- Значит это слово исключение из правила!

А теперь в группах укажите правильный  порядок разбора таких слов.  Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)

1.     Прочитай слово.

2.     Выдели корень (подбери однокоренные слова).

3.     Выдели приставку.

4.     Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5.     Сделай вывод.

6.     Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.      Самооценка.

2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.

1 ряд-поделка -подделка

2 ряд-расписание –распахать- рассыпать 

3 ряд-бесстрашный -бестолковый

– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим предложения с этими словами.

- Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)

6.Физминутка-игра.

Если в корне долгий звук, 
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом). 
Коль в приставочке и в корне, 
Приседайте на здоровье.

Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить, 
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.

5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй-ка». Работа с учебниками.

а) - Выполняем упражнение 158. В парах устно.
- Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте, почему в этих словах пишется удвоенная согласная  буква. 

б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем написание каждого слова, графически разбираем.

6. Итог к уроку.

4 остановка «Проверяй-ка». 

1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из 
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной буквой в корне слова, а девочки - на стыке приставки и корня. Слова записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради .
- Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?

Мальчики Девочки 
массаж рассмешил 
кроссворд оттолкнул 
аттестат оттаял 

                 Ввинтил

                   Оттуда

- теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1-2 ошибки-«4», больше 3 ошибок-«3».

2) Самостоятельная работа по тестам.

1. В какой части слова содержится главный смысл слова?

А) приставка

М) корень

2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?

О)корень

В)приставка

3.    Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?

Л) подобрать родственное слово

Б)подобрать синоним

4. Какие слова являются однокоренными?

О)больной, больница, боль, болит

Р)светит, светлячок, свет, свистит

5. Отметь слово с приставкой:

А) посуда                          Д) поспешил

6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в слове:

А) за(сс)ох               Е) ра(сс)мешил

7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение             Ц)стык

Какое слово получилось? Молодцы, ребята.

7. Рефлексия.

Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.

- Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих целей?

- Какое задание было самым интересным?- Какое задание было трудным?

-Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?

- Оцените свою работу на уроке смайликами.

Д.з. Упр. 161,-написать 5  новых слов на изученную тему.

 

Дополнит.задание –резерв.

Работа в группах с карточками.

1. Подберите  синонимы к словам с удвоенными согласными.

Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.

2. «Соберите слова».  В, тепель, бес, везти, от, держать,  под, совестный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               


 

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Ездит в поезде, в трамвае Чтобы быть им много лет

Ездит в поезде, в трамвае Чтобы быть им много лет

Узнаем -почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Узнаем -почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Выполняем упражнение 158. В парах устно

Выполняем упражнение 158. В парах устно

Рефлексия. Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее

Рефлексия. Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017