Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.05.2018
Указательные и определительные местоимения
Цели:
- познакомить с разрядом указательных местоимений, с их значением, ролью в предложении; формировать умение определять разряды местоимений, правильно согласовывать местоимения этот, тот с предлогами об, о;
- способствовать развитию монологической речи учащихся;
- воспитывать любовь к книге, к чтению.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант. НЕ с разными частями речи.
Неплохая погода, несомненный успех, не спокойный, а тревожный взгляд; не был в экспедиции, нечестный поступок, ему нездоровилось, неглубокий, но рыбный пруд, неуклюжий медвежонок, отнюдь не сложное решение, не правда, а ложь; недорогая, но красивая вещь, непродолжительный дождь.
2. Записать местоимения, назвать их начальную форму и разряд.
У вас, над тобой, с кем-нибудь, с чьих-то слов, за нами, собой, не у кого, о вас, с вашим, за своим.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. На доске записывается предложение.
Я люблю этот праздник, полный добрых желаний, искрометных приветов.
- О каком празднике идет речь?
- Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник?
- О каких местоимениях пойдет речь сегодня на уроке? (об указательных)
2. Подберите однокоренные слова к слову указательный, сделайте их морфемный разбор.
Указ, указка, указать, указатель, указательный
3. Чтение теоретического материала §62
4. Чтения стихотворения
Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник Тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
- Того, - сказал
Родительный,-
Не одобряю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
Не может прочитать.
- С тем, - заявил
Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Который уважительно
Относится к труду.
- Тому, - ответил
Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того,- сказал
Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
- О том, - сказал
Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
- Какое указательное местоимение склонялось в этом стихотворении?
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1.Подчеркни указательные местоимения, определи падеж и число.
Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
2. Запись и анализ предложения.
Тот цвет особенно хорош осенью1, когда на черную воду слетают желтые и красные листья осин и берез.
- Составить схему предложения, подчеркнуть грамматические основы.
4. Запись и анализ текста.
Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
- Найти местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите их разряд.
- Объясните постановку тире в первом предложении.
- Составить схему третьего предложения.
5. Культура речи. Произносите правильно!
Об этом – о том
Об этой - о той
Об этих – о тех
Составьте словосочетания или предложения с этими местоимениями.
6. Это интересно!
В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не употребляются местоимения и, я, е; иже, яже, еже; сия, сие, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетания сегодня (сего + дня), сейчас (сей + час), сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё, ни с того ни с сего.
Любопытно, что сохранившиеся указательные местоимения тот, этот были образованы от двух местоимений. Слово тот появилось от повтора местоимения тъ (тътъ – тотъ-тот), а местоимение этот образовано примерно в XVII веке путем присоединения местоименной частицы э к указательному местоимению тот (то, та).
Словарный диктант
Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не причинять никому зла, никаких вопросов, никого не касался, прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить кому-нибудь, что-то почувствовал, чей-то шепот, кое-что услышал.
Вставь вместо точек определительные местоимения.
Ребята! ___________ из вас после окончания школы может выбрать _____________ профессию. Нужно только помнить, что ____________ работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать ________________ трудности.
Спишите, вставляя вместо точек определительные местоимения каждый, всякий, любой.
1. Аптека работает … день, кроме воскресенья.
2. В аптеке продают … лекарства.
3. Если вы заболели, то можете приобрести в…. аптеке… лекарства.
5. Подчеркните местоимения, входящие в состав сложных слов.
Всевозможный, всемирный, иносказательный, повсеместный, повседневный, самодельный, самоуверенный, самолюбивый, своевременный, своеобразный, своенравный.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 63, упр. 823, 835
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексииУрок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
УО мест Word Document.docx
Указательные и определительные местоимения
Цели:
познакомить с разрядом указательных местоимений, с их значением, ролью в предложении; формировать
умение определять разряды местоимений, правильно согласовывать местоимения этот, тот с предлогами
об, о;
способствовать развитию монологической речи учащихся;
воспитывать любовь к книге, к чтению.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
I. Организационный этап
II. Актуализация
Ход урока
1. Словарный диктант. НЕ с разными частями речи.
Неплохая погода, несомненный успех, не спокойный, а тревожный взгляд; не был в экспедиции, нечестный
поступок, ему нездоровилось, неглубокий, но рыбный пруд, неуклюжий медвежонок, отнюдь не сложное
решение, не правда, а ложь; недорогая, но красивая вещь, непродолжительный дождь.
2. Записать местоимения, назвать их начальную форму и разряд.
У вас, над тобой, с кемнибудь, с чьихто слов, за нами, собой, не у кого, о вас, с вашим, за своим.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. На доске записывается предложение.
Я люблю этот праздник, полный добрых желаний, искрометных приветов.
О каком празднике идет речь?
Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник?
О каких местоимениях пойдет речь сегодня на уроке? (об указательных)
2. Подберите однокоренные слова к слову указательный, сделайте их морфемный разбор.
Указ, указка, указать, указатель, указательный
3. Чтение теоретического материала §62
4. Чтения стихотворения
Падежи
Воскликнул Именительный:
Мой именинник Тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
Того, сказал
Родительный,
Не одобряю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
Не может прочитать.
С тем, заявил
Творительный,
Я только лишь в ладу,
Который уважительно
Относится к труду.
Тому, ответил
Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
Того, сказал
Винительный,
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
О том, сказал
Предложный,
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Какое указательное местоимение склонялось в этом стихотворении?
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1.Подчеркни указательные местоимения, определи падеж и число. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть!
Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти
созданы в древности. В те времена мастерамискусникам приходилось текст каждой страницы полностью
вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют
нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
2. Запись и анализ предложения.
Тот цвет особенно хорош осенью1, когда на черную воду слетают желтые и красные листья осин и берез.
Составить схему предложения, подчеркнуть грамматические основы.
4. Запись и анализ текста.
Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Выбирайте
для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
Найти местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите их разряд.
Объясните постановку тире в первом предложении.
Составить схему третьего предложения.
5. Культура речи. Произносите правильно!
Об этом – о том
Об этой о той
Об этих – о тех
Составьте словосочетания или предложения с этими местоимениями.
6. Это интересно!
В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке.
Сейчас уже не употребляются местоимения и, я, е; иже, яже, еже; сия, сие, но они оставили свой след в
некоторых словах и сочетания сегодня (сего + дня), сейчас (сей + час), сию минуту, не от мира сего, ни то
ни сё, ни с того ни с сего.
Любопытно, что сохранившиеся указательные местоимения тот, этот были образованы от двух
местоимений. Слово тот появилось от повтора местоимения тъ (тътъ – тотътот), а местоимение этот
образовано примерно в XVII веке путем присоединения местоименной частицы э к указательному
местоимению тот (то, та).
Словарный диктант
Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не причинять никому зла, никаких вопросов, никого не
касался, прикоснуться к чемунибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить комунибудь, чтото
почувствовал, чейто шепот, коечто услышал.
Вставь вместо точек определительные местоимения.
Ребята! ___________ из вас после окончания школы может выбрать _____________ профессию. Нужно
только помнить, что ____________ работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать
________________ трудности.
Спишите, вставляя вместо точек определительные местоимения каждый, всякий, любой.
1. Аптека работает … день, кроме воскресенья.
2. В аптеке продают … лекарства.
3. Если вы заболели, то можете приобрести в…. аптеке… лекарства.
5. Подчеркните местоимения, входящие в состав сложных слов.
Всевозможный,
всемирный,
иносказательный,
повсеместный,
повседневный,
самодельный, самоуверенный, самолюбивый, своевременный, своеобразный, своенравный.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 63, упр. 823, 835 VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап рефлексии
Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.