Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Оценка 4.8

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.05.2018
Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Указательные и определительные местоимения Цели: - познакомить с разрядом указательных местоимений, с их значением, ролью в предложении; формировать умение определять разряды местоимений, правильно согласовывать местоимения этот, тот с предлогами об, о; - способствовать развитию монологической речи учащихся; - воспитывать любовь к книге, к чтению. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Словарный диктант. НЕ с разными частями речи. Неплохая погода, несомненный успех, не спокойный, а тревожный взгляд; не был в экспедиции, нечестный поступок, ему нездоровилось, неглубокий, но рыбный пруд, неуклюжий медвежонок, отнюдь не сложное решение, не правда, а ложь; недорогая, но красивая вещь, непродолжительный дождь. 2. Записать местоимения, назвать их начальную форму и разряд. У вас, над тобой, с кем-нибудь, с чьих-то слов, за нами, собой, не у кого, о вас, с вашим, за своим. III. Формирование новых понятий и способов действия 1. На доске записывается предложение. Я люблю этот праздник, полный добрых желаний, искрометных приветов. - О каком празднике идет речь? - Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник? - О каких местоимениях пойдет речь сегодня на уроке? (об указательных) 2. Подберите однокоренные слова к слову указательный, сделайте их морфемный разбор. Указ, указка, указать, указатель, указательный 3. Чтение теоретического материала §62 4. Чтения стихотворения Падежи Воскликнул Именительный: - Мой именинник Тот, Который изумительно Науку познаёт! - Того, - сказал Родительный,- Не одобряю, кто Не может без родителей Надеть своё пальто. Не может прочитать. - С тем, - заявил Творительный, - Я только лишь в ладу, Который уважительно Относится к труду. - Тому, - ответил Дательный, - Плохое имя дам, Кто не любил старательно Уроки делать сам. - Того,- сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку выразительно - О том, - сказал Предложный, - Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас. (А.Тетивкин) - Какое указательное местоимение склонялось в этом стихотворении? IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1.Подчеркни указательные местоимения, определи падеж и число. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. 2. Запись и анализ предложения. Тот цвет особенно хорош осенью1, когда на черную воду слетают желтые и красные листья осин и берез. - Составить схему предложения, подчеркнуть грамматические основы. 4. Запись и анализ текста. Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. - Найти местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите их разряд. - Объясните постановку тире в первом предложении. - Составить схему третьего предложения. 5. Культура речи. Произносите правильно! Об этом – о том Об этой - о той Об этих – о тех Составьте словосочетания или предложения с этими местоимениями. 6. Это интересно! В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не употребляются местоимения и, я, е; иже, яже, еже; сия, сие, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетания сегодня (сего + дня), сейчас (сей + час), сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё, ни с того ни с сего. Любопытно, что сохранившиеся указательные местоимения тот, этот были образованы от двух местоимений. Слово тот появилось от повтора местоимения тъ (тътъ – тотъ-тот), а местоимение этот образовано примерно в XVII веке путем присоединения местоименной частицы э к указательному местоимению тот (то, та). Словарный диктант Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не причинять никому зла, никаких вопросов, никого не касался, прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить кому-нибудь, что-то почувствовал, чей-то шепот, кое-что услышал. Вставь вместо точек определительные местоимения. Ребята! ___________ из вас после окончания школы может выбрать _____________ профессию. Нужно только помнить, что ____________ работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать ________________ трудности. Спишите, вставляя вместо точек определительные местоимения каждый, всякий, любой. 1. Аптека работает … день, кроме воскресенья. 2. В аптеке продают … лекарства. 3. Если вы заболели, то можете приобрести в…. аптеке… лекарства. 5. Подчеркните местоимения, входящие в состав сложных слов. Всевозможный, всемирный, иносказательный, повсеместный, повседневный, самодельный, самоуверенный, самолюбивый, своевременный, своеобразный, своенравный. V. Этап информации о домашнем задании § 63, упр. 823, 835 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексииУрок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
УО мест Word Document.docx
Указательные и определительные местоимения Цели: ­ познакомить с разрядом указательных местоимений, с их значением, ролью в предложении; формировать умение определять разряды местоимений, правильно согласовывать местоимения этот, тот с предлогами об, о; ­ способствовать развитию монологической речи учащихся; ­ воспитывать любовь к книге, к чтению. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. I. Организационный этап II. Актуализация Ход урока 1. Словарный диктант. НЕ с разными частями речи. Неплохая погода, несомненный успех, не спокойный, а тревожный взгляд; не был в экспедиции, нечестный поступок, ему нездоровилось, неглубокий, но рыбный пруд, неуклюжий медвежонок, отнюдь не сложное  решение, не правда, а ложь; недорогая, но красивая вещь, непродолжительный дождь. 2. Записать местоимения, назвать их начальную форму и разряд. У вас, над тобой, с кем­нибудь, с чьих­то слов, за нами, собой, не у кого, о вас, с вашим, за своим. III. Формирование новых понятий и способов действия 1. На доске записывается предложение. Я люблю этот праздник, полный добрых желаний, искрометных приветов. ­ О каком празднике идет речь? ­ Можно ли об этом догадаться, если мы не укажем, что это за праздник? ­ О каких местоимениях пойдет речь сегодня на уроке? (об указательных) 2. Подберите однокоренные слова  к слову указательный, сделайте их морфемный разбор.  Указ, указка,  указать,  указатель, указательный 3. Чтение теоретического материала §62 4. Чтения стихотворения  Падежи Воскликнул Именительный: ­ Мой именинник Тот, Который изумительно Науку познаёт! ­ Того, ­ сказал Родительный,­ Не одобряю, кто Не может без родителей Надеть своё пальто. Не может прочитать. ­ С тем, ­ заявил Творительный, ­ Я только лишь в ладу, Который уважительно Относится к труду. ­ Тому, ­ ответил Дательный, ­ Плохое имя дам,  Кто не любил старательно  Уроки делать сам. ­ Того,­ сказал Винительный, ­ Я буду обвинять, Кто книжку выразительно ­ О том, ­ сказал Предложный, ­ Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас. (А.Тетивкин) ­ Какое указательное местоимение склонялось в этом стихотворении? IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1.Подчеркни указательные местоимения, определи падеж и число. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть!  Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти  созданы в древности. В те времена мастерам­искусникам приходилось текст каждой страницы полностью  вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют  нас тонкостью рисунка и богатством колорита. 2. Запись и анализ предложения. Тот цвет особенно хорош осенью1, когда на черную воду слетают желтые и красные листья осин и берез. ­ Составить схему предложения, подчеркнуть грамматические основы. 4. Запись и анализ текста. Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус. ­ Найти местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите их разряд. ­ Объясните постановку тире в первом предложении. ­ Составить схему третьего предложения. 5. Культура речи. Произносите правильно! Об этом – о том Об этой ­ о той Об этих – о тех Составьте словосочетания или предложения с этими местоимениями. 6. Это интересно! В древнерусском языке указательных местоимений было больше, чем в современном русском языке. Сейчас уже не употребляются местоимения и, я, е; иже, яже, еже; сия, сие, но они оставили свой след в некоторых словах и сочетания сегодня (сего + дня), сейчас (сей + час), сию минуту, не от мира сего, ни то ни сё, ни с того ни с сего. Любопытно,  что  сохранившиеся  указательные  местоимения  тот, этот  были  образованы  от двух местоимений. Слово  тот  появилось от повтора местоимения  тъ  (тътъ – тотъ­тот), а местоимение  этот образовано   примерно   в  XVII  веке   путем   присоединения   местоименной   частицы  э  к   указательному местоимению тот (то, та).  Словарный диктант Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не причинять никому зла, никаких вопросов, никого не касался, прикоснуться к чему­нибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить кому­нибудь, что­то почувствовал, чей­то шепот, кое­что услышал. Вставь вместо точек определительные местоимения.  Ребята! ___________ из вас после окончания школы может выбрать _____________ профессию. Нужно только  помнить,  что ____________  работа  требует  упорства,  и  надо  учиться  уже  в  школе  преодолевать ________________ трудности. Спишите, вставляя вместо точек определительные местоимения каждый, всякий, любой. 1. Аптека работает … день, кроме воскресенья. 2. В аптеке продают … лекарства. 3. Если вы заболели, то можете приобрести в….  аптеке… лекарства. 5. Подчеркните местоимения, входящие в состав сложных слов. Всевозможный,   всемирный,   иносказательный,   повсеместный,   повседневный, самодельный, самоуверенный, самолюбивый, своевременный, своеобразный, своенравный. V. Этап информации о домашнем задании § 63, упр. 823, 835 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)

Урок по русскому языку "Указательные и определительные местоимения" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018