Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».
Оценка 5

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
13.02.2017
Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».
Данный урок развивает умения различать тропы, стилистические фигуры, определять их роль в тексте, развивает мыслительно-речевую деятельность учащихся, способствует умению анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков, воспитывает ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи.Урок – исследование
Урок по русскому языку в 10 классе.doc
МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  Урок по русскому языку в 10 классе  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон». Учитель русского языка и литературы: Гордиенко Галина Александровна. ЦЕЛИ УРОКА:   Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры, определять их роль в тексте.  Развивающий   аспект:   развивать   мыслительно­речевую   деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков.  Воспитательный   аспект:   воспитание   бережного   отношения   автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи. ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: Урок – исследование, совершенствования знаний, умений, навыков. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   МЕТОДЫ   И   ТЕХНОЛОГИИ:   Технологии   личностно­ ориентированного образования, исследовательский метод, интерактивный метод. ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийная установка, презентация, карточки­задания.  ХОД УРОКА: ЭТАПЫ УРОКА:  I  .Ориентировочно – мотивационный:  приветствие обучающихся, запись темы урока, обсуждение и формулировка целей и задач урока учащимися по вопросам учителя:  ­ Какие средства выразительности языка вы знаете?   ­ Что такое стилистические фигуры речи? С какими стилистическими фигурами вы знакомы? Учитель объявляет и записывает тему урока, учащиеся сами определяют задачи и цель урока, предлагают варианты работы на уроке. II   .Актуализация имеющихся у учащихся знаний о выразительных средствах языка и их роли в тексте. Учитель   предлагает   ученикам   обратиться   к   стихотворению   А.   Ахматовой «Памяти друга», которое выведено на экран.   ПАМЯТИ ДРУГА И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна. Она с колен подняться не спешит, Дохнет на почку, и траву погладит, И бабочку с плеча на землю ссадит, И первый одуванчик распушит. 1945 Выполняются следующие задания: 1.Выразительно прочитайте стихотворение. 2.Определите тему. 3.Какие   средства   художественной   выразительности   и   стилистические   фигуры использует автор:  а) эпитет;  б) метафора;  в) антитеза; г) сравнение; д) оксюморон. (ответы: а, б, г. – в, д.) 4.В чём особая выразительность сравнения «заря, как зарево, красна»? (ответ: слово   «зарево»   вызывает   ряд   ассоциаций,   связанных   с   темой   стихотворения: зарево пожарищ, зарево над полем боя).   .Этап выявления и формирование проблемы: III  Активизация мыслительной деятельности учащихся будет проходить в процессе восстановления ранее полученных знаний.  Слова   учителя:   Сейчас   наша   задача   будет   состоять   в   том,   чтобы   ещё   раз вспомнить такое понятие, как оксюморон, повторить его признаки и научиться находить его в тексте. Работаем с лингвистическим текстом. Внимание на экран. На ваших столах находятся карточки с заданием к лингвистическому тексту.   Внимательно прочитайте текст на доске. Выполните задание к тексту и  задания СВ1 и СВ2 После выполнения работы проводится фронтальная проверка, в ходе которой  учащиеся приводят доказательства, что найденная ими стилистическая фигура  является оксюмороном.  .Этап планирования и разработки учебных действий.  IV  Выполните задание:  а)   составьте   предложения   с   оксюморонами:   горькая   радость,   красноречивое молчание, сладкая скорбь. б) напишите, как вы понимаете смысл пословицы: «Худой мир лучше доброй ссоры». в) проанализируйте строение оксюморона, что вы можете сказать о его строении? (обычно это словосочетания со связью согласование). Выполнение заданий выполняется фронтально. V   .Сопоставление данных и умозаключений, подготовка сообщений.  Работа ведётся в группах с тремя текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова «И скучно   и   грустно»,   «Журналист,   читатель   и   писатель»   и     Из   альбома   С.Н. Карамзиной («Любил  и  я  в былые годы…»). Задания для исследования.  Нужно   узнать   автора,   название,   найти   и   расшифровать   оксюморон,   то   есть определить его роль в тексте, выйти через него на стиль автора. Первый текст – стихотворение «Журналист, читатель и писатель»: от слов «Я очень рад, что вы больны…» до «И страшно надоели все». Как вы понимаете оксюморон, созданный  М.Ю.Лермонтовым? (нарядную печаль). Второй текст – стихотворение «И скучно  и грустно». (сладкий недуг) Третий текст – Из альбома С.Н. Карамзиной («Любил  и  я  в былые годы…»). (безобразной красоты).  .Построение выводов, выступления с сообщениями, заключение. VI  Первая группа приходит к выводу:   оксюморон   «печаль   нарядная»   можно   расшифровать,   как   «печаль неискренняя»,   печаль   напоказ,   придуманная.   Эти   слова   относятся   к писателю, который пишет «без смысла», а его чернила – «просто грязная вода». Тем самым М.Ю. Лермонтов обвиняет писателей в том, что они утратили высокие идеалы. С тревогой и болью М.Ю. Лермонтов говорит о том,   что   у   его   современников   нет   ни   сильных   чувств,   ни   твёрдых убеждений.   Нравственно   опустошённые,   они   не   способны   на   высокие поступки, на высокий полёт мыслей. Вторая группа считает, что:  «сладкий   недуг»,   это   нравственная   опустошённость,   болезнь   души, бездушность страстей, болезненность чувства. М.Ю. Лермонтов грустит о том, что в жизни «всё ничтожно». Жизнь сама по себе прекрасна, но форма её   где   на   первое   место   выходит   ничтожество,   превращается   в   недуг,   в «пустую   и   глупую   шутку».   Оксюморон   помогает   М.Ю.   Лермонтову показать   отрицательное   отношение   к   моральному   оскудению   людей,   к ничтожности их поступков, мыслей, желаний и чувств.  Третья группа предположила, что:  «безобразная   красота»   ­   это   бездушная,   холодная,   расчётливая, лицемерная,   не   согретая   чувством.   В   стихах   М.Ю.   Лермонтова   личные переживания   занимают   важное   место.   В   интимной   лирике   у   него   мало светлых, радостных «чудных мгновений». Использованный им оксюморон оттеняет душевное состояние поэта, напряжённость поэтической речи и помогает   передать   горечь   поэта   от   того,   что   под   внешней   красотой скрывается   тонкая  ложь,  завуалированная  светским   приличием,  лукавое притворство. Заключение: По словам Льва Толстого, поэты и писатели способны находить то единственное   размещение   различных   слов,   которое   способно   выразить   мысль автора, передать характер, помочь читателю войти в мир, созданный авторским воображением. Проведя небольшие исследования стихов М.Ю. Лермонтова, мы увидели, как поэт словом показывает порочность того мира в котором живёт. Стилистическая   фигура   оксюморон   помогает   поэту   раскрыть   его   страстное оценочное   отношение   к   действительности,   создать   стих,   «облитый   горечью   и злостью».   можно охарактеризовать как личность, трагически прекрасную.   Да   и   лирического   героя,   применив   оксюморон,  .Рефлексивно­оценочный этап. VII   Обсуждение взаимооценок учащимися и выставление их учителем.  .Домашнее задание.  VIII   Оксюмороны   часто   употребляются   в   качестве   броского   заголовка.   Учащимся предлагается   написать   самостоятельную   творческую   работу   на   тему:   «Как название   поэмы   «Мёртвые   души»   (или   романа   Ю.Бондарева   «Горячий   снег», пьесы   Льва   Николаевича   Толстого   «Живой   труп»,   романа   Робин   Ля   Фиверс «Жестокое   милосердие»   ­   на   выбор   учащихся)   раскрывает   содержание произведения?». Использованная литература. 1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом. 9­11 класс. – М.: ВАКО, 2015. 3. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012. – Ростов­на­ Дону, 2011. 4. Сенина   Н.А.   Русский   язык.   Подготовка   к   ГИА   –   2013.   Тренировочная тетрадь. – Ростов­на­Дону: ООО Легион, 2013.

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области по теме: «Средства выразительности языка. Стилистическая фигура – Оксюморон».

Урок по русскому языку в 10 классе  МКОУ Полойская СОШ Краснозёрского района Новосибирской области  по теме: «Средства выразительности языка.  Стилистическая фигура –  Оксюморон».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017