Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"
Оценка 4.7

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
23.03.2017
Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"
Данный урок был разработан для учащихся 6 класса, но можно провести его и в 5 классе. Это Урок письма. В разработке представлены стихи о матери. Предполагается предварительная подготовка к уроку. Занятие было проведено в канун праздника День Матери и очень понравилось самим детям.
Урок в 6 классе по русскому яыку Милая мама.doc
Разработка урока по русскому языку в 6 классе  (Урок письма) «Мама, я тебя люблю!» Автор:  Кунилова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с.Швариха Нолинского района Кировской области 1 Урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Мама, я тебя люблю!» (урок письма) Технологическая карта урока Класс – 6 класс Учитель: Кунилова Светлана Леонидовна Предмет: русский язык Тема урока: «Мама, я тебя люблю!» (урок письма) Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: углубление знаний о правилах написания писем, воспитание любви и уважения к матери. Планируемые результаты:       Предметные: Анализировать текст письма по алгоритму: особенности языковых средств, начало и конец письма как элементы композиции, признаки тематического и смыслового единства текста; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, адресата, ситуации общения; составлять письмо с использованием ключевых слов и словосочетаний.        Метапредметные:   У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия: Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования письма.  Адекватно понимать и перерабатывать информацию. Регулятивные:   Самостоятельно   определять   цели   своего   обучения.   Ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учебной   и   познавательной   деятельности. Осуществлять  самооценку.  Коммуникативные:  Свободно,   правильно   излагать   свои   мысли   в   письменной   форме, соблюдая нормы построения текста; основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.     Интерес   к   созданию   собственного   текста;   стремление   к   речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств; формулирование собственного мнения; осознание ответственности за написанное.               Оборудование:  Эпиграф   к   уроку:   «Мать   –   это   имя   Бога   на   устах   и   в   сердцах   маленьких   детей»  Личностные:    (У.Теккерей);  Фонограммы с записями;  Фотографии мам и детей. 2 Конспект урока 1. Вступительное слово учителя.  Учитель: Посмотрите, ребята, на доску. На ней вы видите слова, которые с полным правом можно назвать святыми. Давайте прочитаем их вместе:                Родина, мир, вера, честь, долг, семья, мать.             ( Дети хором читают).               Учитель: Семья – это семь «Я»: бабушки, дедушки, мама, папа, братья, сёстры и я. Я вижу: и я, и родные мои ­  Единые дети огромной семьи, И небо над нашей семьёй – неохватно! И солнце над нашей Землёй – незакатно! Всех нас объединяет любовь друг к другу, к отчему дому. Звучит песня «Родительский дом». Учитель:  С   родительского   дома   начинается   жизнь   человека.   А   эту   жизнь   даёт   самый прекрасный на земле человек, имя которому – Мама! Какая она, наша мама? (Дети подыскивают ласковые слова о маме.) Учитель: Добрая, умная, красивая, нежная, ласковая, заботливая, любящая. Скоро мы будем отмечать День Матери – в конце ноября, поэтому сегодня поговорим о маме. Учитель: Кто на детей своих снова и снова Смотрит с надеждой, ждёт хоть бы слова? Ты, моя мать! Кто ты, что молча стоишь среди тьмы, Плачешь, обиженная детьми? Ты, моя мать! Кто их растила, поила, кормила? Кто, позабытая, их не забыла? Ты, моя мать! 2. Введение в тему урока. Учитель:  Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность.   Но   наступают   такие   моменты,   когда   этого   любимого   человека   рядом   не оказывается, а тебе больно или страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладёшь перед собой чистый лист бумаги, берёшь ручку и пишешь... Пишешь письмо ей, единственной и дорогой. Письмо своей маме. Так было в страшные годы Великой Отечественной войны. Ученик (заранее подготовленный): «Ещё один день Даст жизнь или смерть, 3 Ещё один час Потерь и побед. Своею рукой Пишу я домой: Как ты там, мать? И я вот живой. Себя береги и сердце своё,  А я не погибну ­  Я нужен ещё. Ещё за друзей, Ещё за отца, За землю свою Не жалко свинца. Тебе я клянусь: Сквозь сотни потерь К тебе, мать, вернусь, Ты жди меня, верь». Учитель: Писали нежные, заботливые письма своим мамам  сыновья и с Чеченской войны. Ученица (заранее подготовленная):  «Милая, милая моя мамка, здравствуй! Пишу тебе письмо рано утром. Здесь, в горах, так красиво, воздух чистый, тишина. Обо мне не волнуйся, у нас спокойно, служба нетрудная, командиры хорошие. Ты спрашивала, с кем я служу? Ребята все мировые, живём дружно, друг друга выручаем... А по ночам мне снятся красивые сны, и в них обязательно ты, мамочка. Гладишь меня по голове, ласково обнимаешь. И мне так спокойно становится, так хорошо. Не переживай за меня, мамка. Знаешь, ведь никто на свете Не любил тебя, как я. Для меня нет на планете Никого главней тебя. Целую крепко. Твой сын – солдат Виктор Прохоров». 3. Практическая часть. Учитель:  Эти письма станут предисловием к нашей книге, которую мы составим из ваших писем, написанных мамам. Книга будет называться: «Пусть у всех и всегда будет мама». На предыдущем уроке вы выбрали редакционную группу. Их задача – написать послесловие для книги. Это будет письмо ко всем мамам планеты Земля. Есть художники­оформители. Они нарисуют рисунки для нашей книги. Одна группа ребят подготовит материал к I главе под названием: «Тебе бы гимны посвящать И честь при встрече отдавать. Ты на земле главнее главных, мама!» Вторая группа – ко II главе с заголовком: «Ведь так не должно быть на свете, Чтоб были без мам чьи­то дети». Вы уже знакомы с жанром письма, который ещё называют эпистолярным жанром. Мы с вами учились   писать  письмо   другу, поэтому  давайте   вспомним,  по каким   правилам   мы  пишем 4 письма. (учащиеся вспоминают изученный материал). Учитель:  А с каких слов можно начать письмо маме? Какими словами  лучше закончить? (ученики отвечают) А сейчас посовещайтесь в группах, какой текст письма вы бы составили для мамы. (составление текста письма в группах) Ученица (заранее подготовленная): Нет на свете лучше, мамочка, тебя, Ты, конечно, знаешь, я люблю тебя. Самая родная, милая моя, Дороже всех на свете, славная моя. Просыпаюсь утром – радостно, тепло, Ты меня согреешь, солнышко моё! Есть такая мудрость, как она верна: Чтобы жить прекрасно, мама нам дана. Повторять готова я каждый день одно: «При солнышке светло, при матушке добро». Я тебе желаю, мамочка моя, Будь всегда здорова, будь всегда мила, Чтобы грусть­печали обошли тебя, Будь счастливой, мама, я люблю тебя! Учитель:  Давайте сейчас послушаем письма, которые написали мамам наши ребята. (Чтение писем детьми). Ребята, давайте выберем наиболее удачные, красивые, нежные письма (дети оценивают письма друг друга). Учитель:  Человеческая жизнь, к сожалению, недолговечна. У многих наших учителей и ваших родителей уже нет мам и пап, ваших дедушек и бабушек. Наши мамы стареют и уходят от нас, но мы их помним и любим всегда, пока живы сами. А наша жизнь продолжается в наших детях и внуках. Послушайте, пожалуйста, стихотворение­память о добрых руках матери, которая уже ушла из жизни своего ребёнка. Ученик (заранее подготовленный):   Н. Рыленков. Я помню руки матери моей, Хоть нет её, давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, Чем жёсткие, мозолистые эти. Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда­то. В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, Суровой ласки редкие мгновенья. Я становился лучше и сильней  От каждого её прикосновенья. Я помню руки матери моей, 5 Широкие шершавые ладони. Они что ковш. Приникни к ним и пей. И не сыскать источника бездонней. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете». Учитель:   Конечно, это великое счастье, если рядом мама. Но, к сожалению, не все дети получают тепло и ласку от своих мам. В детских домах живут ребятишки, которые только мечтают об этом.  Ребята 2 группы искали стихи о таких детях. Во II главе нашей книги мы поместим письма детей, которых оставили мамы, и ваши письма к этим мамам. Ученица (заранее подготовленная):  Всё детство, мама, я тебя ждала, Я в каждой женщине тебя искала. Всегда я мысленно тебя к себе звала, Просила, умоляла, заклинала. Не знала ты, как трудно я росла, Как и когда болела, чем я увлекалась. Забыла обо мне, как только родила, И над моей судьбой ты мало убивалась. Но для меня ты всё же счастием была, Я всё равно тебя любила, обожала. В мечтах моих ты так нежна, Что их я ревностно от всех скрывала. Ну как же ты забыть меня могла, Ведь я на прошлое ничуть не обижаюсь, Я так хотела, чтобы ты ко мне пришла, И чтобы счастье нам обеим улыбалось. Учитель:  Вот такое трогательное письмо откроет II главу книги о маме. А что бы вы, ребята, написали мамам, которые оставили своих детей в детских домах? Попробуйте обратиться к ним,   написав   несколько   предложений   в   группе   (работают   по   группам,   затем   зачитывают написанное, обсуждают, что можно взять для книги). Учитель:   А теперь послушаем нашу редакционную группу. Они заранее дома написали для книги послесловие. Это открытое письмо ко всем мамам Земли. Ученик­редактор:    «Дорогие   мамы   всех   живущих   на   прекрасной   планете   Земля!   К   вам обращаются   ученики   6   класса   из   небольшой   школы   села   Швариха   Нолинского   района Кировской области! Самое большое счастье – это мир на земле, это жизнь без войны. Войны развязывают   люди   с   жестокими   сердцами,   лишёнными   милосердия.   Матери   Мира! Пожалуйста!   Постарайтесь   воспитывать   своих   детей   в   любви   к   ближнему,   ко   всему прекрасному, что нас окружает. От Вас зависит, чтобы дети научились уважать старость, беречь природу, помогать нуждающимся, не обижать слабых. Научите своих детей не быть равнодушными к боли и беде других.                      Чтобы ваши дети были живы, доставляли вам радость, делились с вами своими успехами и достижениями, научите их любить свою страну, свой народ, уважать традиции и 6 культуру. Помогите детям сделать выбор: вместо слёз – смех, вместо ненависти – любовь, вместо презрения – уважение, вместо горя – радость, вместо войны – мир!» Исполнение песни «Солнечный круг». 4. Заключительное слово.  Учитель: Нет ничего священнее и бескорыстнее любви матери. Всё остальное меркнет и  теряется по сравнению с ней. Берегите маму, жалейте её, доставляйте ей радость, и тогда  её ласка, забота и любовь будут сопровождать вас по жизни долго­долго. И где бы вы ни  были, куда судьба вас не забросила, звоните своей маме, а если что­то не можете сказать  вслух, то берите бумагу и ручку и пишите письмо ей, родной и любимой. Она его  обязательно получит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.   5. Рефлексия.  Ребята, скажите, зачем мы пишем письма? А какое письмо было бы приятно получить  вашей маме? Какие слова должны присутствовать в письме? (отвечают)     6. Домашнее задание. Каждый  напишет письмо маме, 1­я группа выберет лучшие письма для  I  главы  нашей книги, группа оформителей подберёт иллюстрации к нашей книге, которую мы выпустим к Дню Матери и подарим каждой маме. 7 8

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"

Урок по русскому языку в 6 классе "Милая мама"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017