Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных
сложных предложениях.
Цели урока:
образовательные:
дать понятие о бессоюзных сложных предложениях;
формирование умений: 1) устанавливать смысловые отношения между простыми
предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того
же смысла.
Развивающие:
развитие умения: 1)логически излагать свои мысли;
2) аргументированно высказывать свои суждения;
3) выделять главное и применять знания на практике.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка;
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование положительной мотивации к обучению;
обеспечение благоприятной психологической обстановки в классе.
Методы: диалогический, самостоятельной работы учащихся.
Технологии: технологии встречных усилий учителя и учащихся, информационно
коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Тип: комбинированный
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки.
I.
Оргмомент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно
поработаем на уроке. А теперь запишите в тетради число, а для темы оставьте
строчку, чтобы потом сформулировать её вместе.
Сегодня мы продолжим изучать сложные предложения. А сначала повторим
изученный материал.
II.
Повторение пройденного материала.
Слайд № 1
Давайте вспомним, что вы знаете о сложных предложениях?
(В зависимости от средства связи между частями сложные предложения
делятся на союзные и бессоюзные. Союзные сложные предложения делятся
на сложносочинённые и сложноподчинённые).
Какие сложные предложения мы изучили? (ССП и СПП)
Дайте определения этим предложениям. Стр. 36, 52
Слайд № 2, 3 Анализ предложений.
Следующее задание выполняем в карточке № 1.
Распределите предложения на группы ССП и СПП, а остальные в 3ю колонку.
Занесите ответ в таблицу, записывайте только номера предложений. (Учитель
читает предложения для учащихся со слайда)
1.Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо.
(Г.)
2.Заросли травой давно не чищенные дорожки, и медленно падает на них жёлтый,
убитый осенью кленовый лист. (Н.О.)
3.Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.)
4. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Т.)
5.В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и
надолго определяют его поведение.
6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.
7. Но сад одичал, одряхлел, опустел,
Тем самым сказав, что шабаш, мол, предел. (А.Объед.)
8. Вечерние зори купались в тепле,
И май пролетал по родимой земле. (А.Объед.)
9. Свежий дух берёзовый
Кружит над землёйТам, где омут розовый
Дышит сизой мглой. (А.Объед.)
10. Я знаю: сердце позабыть не сможет
Дубовый лес, и речку, и луга. (с. 140, А.Объед.)
Обменяйтесь карточками для взаимопроверки. А пока давайте поработаем с
некоторыми из этих предложений.
Слайд 4 Запишите предложение № 7.
Дайте его пунктуационную характеристику.
Ответ. Предложение СПП с придаточным изъяснительным. В главной части
запятыми разделяются однородные сказуемые.
А как можно назвать средство выразительности, используемое здесь.
(Использование однородных членов предложения без союзов как средство
выразительности речи, помогающее описать быстро сменяющиеся события,
асиндетон
действия, движения называется бессоюзие, или
).
Вставьте (устно) между однородными членами предложения союз и.
Что изменится в передаче стремительности движения?
(Ответ. Наличие союзов замедляет движение, так как перед каждым союзом
необходима, хоть и короткая, но пауза).
А что главное для поэта? (Для поэта же главное здесь – передать
стремительность действия, в данном случае стремительность жизни,
скоротечность жизни).
Как называется эта стилистическая фигура? (Многосоюзие или Полисиндетон).
Какой ещё член предложения здесь выделен запятыми?
Повторение: ОГЭ. Задание № 9. (Обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом).
Назовите виды орфограмм, которые встретились вам в этом предложении.
Как называется фонетический процесс, происходящий на конце слова сад.Слайд 4
В 3м предложении объясните постановку знаков препинания. Назовите основы
предложений. (Запятая перед словами читатель дорогой. (Повторение: ОГЭ. З.
№10).
Объясните знаки препинания в предложении № 5.
Слайд № 5. А теперь минута краеведения.
Ребята, вы обратили внимание на то, что для работы я сегодня взяла некоторые
предложения из стихотворений Анатолия Объедкова? Вам известно это имя?
Учащиеся. Да, это наш поэтземляк. Хоть сейчас он и проживает в другом городе,
но он поддерживает связь со своим родным селом, где провёл своё детство. Много
стихотворений у него написано о нашем крае, о нашей деревне.
Какой темой объединены все отрывки стихотворений А.Объедкова?
Его стихотворения, и данные отрывки проникнуты любовью к родине, памятью о
своих предках.
Повторение: задание ОГЭ № 3
Какое средство выразительности использует автор в предложении № 8.
Слайд 6
8. Вечерние зори купались в тепле, (Олицетворение)
И май пролетал по родимой земле. (Метафора)
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков
живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком
либо отношении двух предметов или явлений.III. Усвоение новых понятий.
Слайд № 7.
1. Давайте проведём взаимопроверку данного задания. Сверьте с ответами на
слайде
ССП – 2, 3, 8; СПП – 1, 4, 5, 7, 9; БСП – 6, 10. Если допущены ошибки, отразите
это в оценочном листе. Он находится ниже карточек с заданиями.
2. Какие предложения вы не выписали, вернее, выписали в 3ю колонку? (6, 10)
Почему? (Это бессоюзные сложные предложения).
3. Итак, о каких предложениях сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему
урока. «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в
бессоюзных сложных предложениях».
Слайд № 8.
Слайд № 9
Опираясь на материал слайда, скажите, что называется бессоюзным
сложным предложением?
4. Слайд 10 Предложения, которые вы выписали в 3ю колонку перед вами на
слайде.
Давайте перестроим предложения 6 и 10 в союзные предложения и запишем их.
Что же хочет сказать говорящий в предложении №6?
В предложении 6 говорящий сообщает об изменении погоды, то есть он
перечисляет эти изменения. Значит, мы читаем это предложение с перечислительной
интонацией.
А какой знак препинания здесь стоит?
Какой союз можно поставить между частями сложного предложения, чтобы смысл
не изменился? Союз и. Запишите предложение. Какое получилось предложение? (Сложносочинённое)
6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.
Получившееся – Наступил вечер, и пошел дождь, и с севера прерывисто подул
ветер.
А какие отношения содержатся в 10м предложении (изъяснительные) и какой
союз можно вставить между частями, чтобы проверить правильность нашего
суждения? (Союз что).
Запишите получившееся предложение. Какое получилось предложение?
(Сложноподчинённое)
10. Я знаю: сердце позабыть не сможет
Дубовый лес, и речку, и луга.
Получившееся – Я знаю, что сердце позабыть не сможет
Дубовый лес, и речку, и луга.
Вот вы перестроили предложения бессоюзные в союзные. Как называются такие
предложения, которые передают одно и то же содержание, но с помощью разных
синтаксических конструкций? (Ответ: Синтаксические синонимы)
Несмотря на смысловую близость, есть и отличия в смысловых отношениях
этих предложений. Назовите эти отличия?
Ученики.
Отношения между предложениями, входящими в состав ССП,
равноправные; союз и подчёркивает последовательность происходящих действий;
в СПП отношения неравноправные, союзы придают различные смысловые
оттенки. В данном случае союз что вносит значение изъяснения.
В бессоюзных сложных предложениях эти оттенки выражены менее
чётко. Они зависят от содержания входящих в них простых. В бессоюзныхсложных предложениях велика роль интонации, которая диктует
необходимость постановки определённых знаков препинания.
(В союзных предложениях смысловая связь определяется союзами.)
6. Формулировка цели урока.
Ребята, скажите, что же мы должны узнать и понять на уроке…, то есть какова цель
нашего урока
Ученики. Должны понять, что такое сложные бессоюзные предложения? Учиться
определять смысловые отношения между частями БСП, читать, соблюдая нужную
интонацию, и правильно ставить знаки препинания в БСП.
Учитель.
Цель нашего урока состоит в формировании навыков и умений правильной
постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между
частями бессоюзного сложного предложения.
2) развивать навык использования различных синонимических конструкций для
передачи одного и того же смысла предложения.
Ребята, перед уроком я вам раздала таблицупамятку, которой вы можете
пользоваться при определении значения БСП.
6. Слайд № 11. Предложения с различной интонационной связью.
Давайте попробуем разобраться, с какой интонацией надо читать предложения:
Стало холодно, подул ветер.
Стало холодно: подул ветер.
В чём разница?
(Разница в смысловых отношениях между простыми предложениями в
бессоюзных сложных предложениях, (то естьв том, что хотел сказать
говорящий) и значит, произносить мы их будем с разной интонацией. И от
этого зависит постановка знаков препинания в БСП).Учитель. В 1м предложении говорящий сообщает об изменении погоды, он
перечисляет эти изменения и предложение произносится с перечислительной
интонацией. На письме между предложениями ставится запятая: Стало
холодно, подул ветер.
Во 2м предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно. В
сложном предложении выражаются причинные отношения и произносится оно
с интонацией предупреждения, с неспокойным (предупредительным)
понижением голоса перед второй частью сложного предложения, а на письме
между предложениями ставится двоеточие.
7. Слайд № 11:
Разбираем далее примеры предложений с различной интонационной связью.
Опираясь на материал таблицы, определите, с какой интонацией вы будете читать
предложения. Подставьте союз для проверки.
Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
(Учащиеся. В первом предложении интонация перечислительная, она требует
постановки запятой.
Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с
некоторым понижением голоса в первом предложении.
При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом
предложении и понижается во втором).
Таким образом, мы ещё раз доказали, что интонация в устной речи и знаки
препинания в письменной выражают смысловые отношения между
частями бессоюзного сложного предложения.Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. (Под музыку Ю. Антонова «В родных местах»)
Бабочка
Закройте глаза и представьте себе, что среди этого поля гдето на цветке
притаилась бабочка.
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправовлево).
8. Отдохнули немного? Хорошо. Продолжим нашу работу.
Слайд № 13 Следующий этап урока – нахождение БСП.
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические
основы. Называя знаки препинания, разделяющие БСП, определите смысловые
отношения в БСП. Записываем и комментируем.
1.Пожалеешь лычка – отдашь ремешок.
2.Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого
молодого снега.
3.В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
4.Дубовые кусты разрослись по скатам оврагов; около родника зеленеет
короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его
холодной, серебристой влаги. (Точка с запятой ставится, если смысловые
отношения между частями БСП со значением последовательности и
одновременности более свободные или эти части распространены и имеют
внутри себя запятые).
5. Ещё молчаливы леса, и в небе звенеть ещё некому, а солнце творит чудеса, и
речки становятся реками.
6.Богатому не спится: богатый вора боится. (БСП – 1, 3, 4, 6)9. Слайд № 14
Итак, какие знаки препинания ставятся в БСП?
(Ответ. В БСП возможна постановка следующих знаков препинания: запятой,
точки с запятой, двоеточия и тире).
Ребята, вы обратили внимание на то, что бессоюзные конструкции часто
используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Почему?
Ответ. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые
отношения между предложениями.
10. Следующий этап нашего урока выполнение теста «Готовимся к ОГЭ».
Задание 14 (озвучить задание). Карточки с тестом разложены на столах
1. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное(ые) предложение(я) с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(а) этого(их)
предложения(ий). (Текст. В 7)
(1)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (2)
Вдруг гдето недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки. (3) Я с
удивлением оглянулся: за кустами акаций белел зад небольшого флигеля, и звуки
неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (4) Значит, молодой Ярцев
дома…(5)Музыкант стал играть.
Ответ:______________________
2. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное(ые) предложение(я) с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(а) этого(их)
предложения(ий). (Текст. В 7)
(1)Не самою мелодией они приковывали к себе внимание – её, в строгом смысле,
даже и не было, а именно этим исканием, томлением по чемуто другому, что
невольно ждалось впереди. (2) – Сейчас уж будет настоящее, думалось мне. (3) А
звуки лились всё так же неуверенно и сдержанно. (4) Изредка мелькнёт в них чтото –
не мелодия, лишь обрывок, намёк на мелодию, но до того чудную, что сердце
замирало.(5)Вотвот, казалось, схвачена будет тема, и робкие ищущие звуки
разольются божественно спокойною, торжественною, неземною песнью. (6) Нопроходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк
остался непонятным, великая мысль, мелькнувшая на мгновенье, исчезла
безвозвратно.
Ответ____________________
3. Среди предложений 1 – 7 найдите сложное(ые) предложение(я) с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(а) этого(их)
предложения(ий). (Текст В 21)
(1)Это я к тому, что детские потрясения влияют на нашу жизнь посильнее иных
мудрых воспитателей.
(2) Так вот, детский дом…. (3) Он стал для сестёр самым родным местом в мире.
(4) Однажды младшая группа возвращалась домой, мама с подружкой Галкой
замыкали шеренгу, и вдруг она увидела: у забора в рваном платке, в какомто
допотопном зипуне стоит старушка и сверлит каждого из детей неотрывным
взглядом ввалившихся глаз.(5)Мама говорит: (6) – Не понимаю как, не потому, что
узнала, нет, а просто её толкнуло навстречу! (7) А старушка только головой замотала
и палец к губам.
Ответ _______________
Ответы к заданиям теста «Готовимся к ОГЭ» (3, 6, 4)
11. Индивидуальная работа по карточкам. Преобразуйте сложные союзные
предложения в бессоюзные; определите смысловые отношения. Кристина – 1 2
предложения, Илия – 3 – 4 предложения, Валя – 5, Лена – 6, Андрей – 7.
Обращайтесь к таблицепамятке, которая поможет вам при выборе знаков
препинания в БСП. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
1. Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись
очень густо. (Причины)
2. Я хотел крикнуть, но голос не слушался. (Противопоставления)
3. Лето припасает, а зима поедает. (Противопоставления)
4.
Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями. (Условия)
5. Подул ветер, и деревья закачались. (Перечисления)6. Я взглянул на небо и увидел, как стали загораться звёзды. (Дополнения)
7. Если увидел грача, весну встречай. (Условия)
Знак
препинания
Значение
Пример предложения
, ;
;
:
̅̅__
____
____
____
____
____
_
- _
перечисления
причины
( потому что )
пояснения
( а именно )
дополнения
( что )
противопоставления
( а, но )
времени
( когда )
условия
( если )
следствия
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны;
развлекая пассажиров, над палубой летали
чайки.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.
Печален я: со мною друга нет.
Собака была славная: уши торчком, хвост
колечком, глаза умныеумные.
Я понимал: выручить нас может только
случайность.
Скажешь слово – добавят десять.
Лес рубят – щепки летят.
Раз солгал – на век лгуном стал.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе
( значит, так
вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
что)
IV. Итоги урока.
1. Приём «Ступеньки интеллекта». Чтобы проверить, что вы узнали на
сегодняшнем уроке, чему научились, я предлагаю вам составить вопросы друг для
друга и задать их по очереди, но так, чтобы вопросы не повторялись.
Например, на какие виды делятся все сложные предложения? (Союзные и
бессоюзные)Какое предложение называется сложным бессоюзным? (Такое сложное
предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно; на письме связь
отражается при помощи знаков препинания).
Какие знаки препинания ставятся в БСП?
От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? От смысловых отношений
между простыми предложениями в БСП.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
(Интонацией в устной речи и знаками препинания на письме)
2. Составление алгоритма действий при постановке знаков препинания в БСП.
1) Разбить сложные предложения на простые.
2) Определить смысловые отношения между ними
последовательность другие смысловые отношения
одновременность
, ; ( : )
Приём «Мне это пригодится».
Ребята, где вам может пригодиться изученный на уроке материал? (На уроках
русского языка, при подготовке и сдаче экзамена по русскому языку, и вообще,
в жизни).
V. Рефлексия.
Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому всё было
понятно. А кто испытывал затруднения? Можете поставить себе оценки, в
зависимости от того, как вы работали на уроке?
VI. Выставление оценок за урок.
Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам успехов.
VII. Домашнее задание. §31, 32, упражнение187, 189(устно).