Урок по русскому языку в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 9 классе.docx
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Цели урока: образовательные:  ­дать понятие о бессоюзных сложных предложениях; ­формирование умений: 1) устанавливать смысловые отношения между простыми  предложениями  в союзных и бессоюзных предложениях; 2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того  же смысла. Развивающие: ­развитие умения: 1)логически излагать свои мысли; 2) аргументированно высказывать свои суждения; 3) выделять главное и применять знания на практике. Воспитательные: ­воспитывать интерес к изучению русского языка; ­активизация познавательной деятельности учащихся; ­формирование положительной мотивации к обучению; ­обеспечение благоприятной психологической обстановки в классе. Методы: диалогический, самостоятельной работы учащихся. Технологии: технологии встречных усилий учителя и учащихся, информационно­ коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология. Тип: комбинированный  Оборудование: учебник, компьютер, проектор, карточки. I. Оргмомент. Взаимное приветствие учителя и учащихся.­ Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно  поработаем на уроке. А теперь запишите в тетради число, а для темы оставьте  строчку, чтобы потом сформулировать её вместе.  ­ Сегодня мы продолжим изучать сложные предложения. А сначала повторим  изученный материал. II. Повторение пройденного материала.  Слайд № 1 ­ Давайте вспомним, что вы знаете о сложных предложениях?  (В зависимости от средства связи между частями сложные предложения  делятся на союзные и бессоюзные. Союзные сложные предложения делятся  на сложносочинённые и сложноподчинённые).    ­ Какие сложные предложения мы изучили? (ССП и СПП) ­ Дайте определения этим предложениям. Стр. 36, 52 Слайд  № 2, 3  Анализ предложений. ­  Следующее задание выполняем  в  карточке № 1.  Распределите предложения на группы  ССП и СПП, а остальные в 3­ю колонку.  Занесите ответ в таблицу, записывайте только номера предложений.  (Учитель  читает предложения для учащихся со слайда) 1.Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо.  (Г.) 2.Заросли травой давно не чищенные дорожки, и медленно падает на них жёлтый,  убитый осенью кленовый лист. (Н.О.) 3.Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.) 4. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Т.) 5.В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и  надолго определяют его поведение.  6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.  7. Но сад одичал, одряхлел, опустел, Тем самым сказав, что шабаш, мол, предел. (А.Объед.) 8. Вечерние зори купались в тепле, И май пролетал по родимой земле. (А.Объед.) 9. Свежий дух берёзовый Кружит над землёйТам, где омут розовый Дышит сизой мглой. (А.Объед.) 10. Я знаю: сердце позабыть не сможет Дубовый лес, и речку, и луга. (с. 140, А.Объед.) ­ Обменяйтесь карточками для взаимопроверки. А пока давайте поработаем с  некоторыми из этих предложений.   Слайд 4   Запишите предложение № 7.    Дайте его пунктуационную характеристику.  Ответ. Предложение СПП с придаточным изъяснительным. В главной части   запятыми разделяются однородные сказуемые.  ­А как можно назвать средство выразительности, используемое здесь.  (Использование однородных членов предложения без союзов как средство  выразительности речи, помогающее описать быстро сменяющиеся события,   асиндетон   действия, движения  называется бессоюзие, или     ).   ­Вставьте (устно) между однородными членами предложения союз и.  ­Что изменится в передаче стремительности движения?   (Ответ. Наличие союзов замедляет движение, так как перед каждым союзом  необходима, хоть и короткая, но пауза).  ­ А что главное для поэта? (Для поэта же главное  здесь – передать  стремительность действия,  в данном случае стремительность жизни,  скоротечность жизни).  ­Как называется эта стилистическая фигура? (Многосоюзие или Полисиндетон).  ­Какой ещё член предложения здесь выделен запятыми?  Повторение: ОГЭ. Задание № 9. (Обособленное обстоятельство, выраженное  деепричастным оборотом). ­ Назовите виды орфограмм, которые встретились вам в этом предложении.  ­ Как называется фонетический процесс, происходящий на конце слова сад.Слайд 4 ­В 3­м предложении объясните постановку знаков препинания. Назовите основы  предложений. (Запятая перед словами  читатель дорогой. (Повторение: ОГЭ. З.  №10).  ­ Объясните знаки препинания в предложении № 5.    Слайд № 5. А теперь минута краеведения. ­ Ребята, вы обратили внимание на то, что для работы я сегодня взяла некоторые  предложения из стихотворений Анатолия Объедкова? Вам известно это имя? Учащиеся. Да, это наш поэт­земляк. Хоть  сейчас он и проживает в другом городе,  но он поддерживает связь со своим родным селом, где провёл своё детство. Много  стихотворений у него написано о нашем крае, о нашей деревне.  ­Какой темой объединены все отрывки стихотворений А.Объедкова?  Его стихотворения, и данные отрывки проникнуты любовью к родине, памятью о  своих предках. Повторение: задание ОГЭ № 3  ­Какое средство выразительности использует автор в предложении № 8.  Слайд 6  8. Вечерние зори купались в тепле, (Олицетворение) И май пролетал по родимой земле. (Метафора)   Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков  живого существа на явления природы, предметы и понятия. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком­ либо отношении двух предметов или явлений.III. Усвоение новых понятий.  Слайд № 7.       1. Давайте проведём взаимопроверку данного задания. Сверьте с ответами на  слайде  ССП – 2, 3, 8; СПП – 1, 4, 5, 7, 9; БСП – 6, 10. Если допущены ошибки, отразите  это в оценочном листе. Он находится ниже карточек с заданиями. 2. Какие предложения вы не выписали, вернее, выписали в 3­ю колонку? (6, 10)  Почему? (Это бессоюзные сложные предложения). 3. ­ Итак, о каких предложениях сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему  урока. «Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в  бессоюзных сложных предложениях».   Слайд № 8.    Слайд № 9 ­  Опираясь на материал слайда, скажите, что называется   бессоюзным  сложным предложением?     4. Слайд 10 Предложения, которые вы выписали в 3­ю колонку перед вами на   слайде. ­ Давайте перестроим предложения 6 и 10 в союзные предложения и запишем их.   ­ Что же хочет сказать говорящий в предложении №6? В предложении 6 говорящий сообщает об изменении погоды, то есть он  перечисляет эти изменения. Значит, мы читаем это предложение с перечислительной  интонацией.  ­ А какой знак препинания здесь стоит?  ­ Какой союз можно поставить между частями сложного предложения, чтобы смысл  не изменился? Союз и.­ Запишите предложение. Какое получилось предложение? (Сложносочинённое) 6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.  Получившееся – Наступил вечер, и пошел дождь, и с севера прерывисто подул  ветер.  ­А  какие отношения содержатся в 10­м предложении (изъяснительные) и какой  союз можно вставить между частями, чтобы проверить правильность нашего  суждения? (Союз что).  ­ Запишите получившееся предложение. Какое получилось предложение?  (Сложноподчинённое) 10. Я знаю: сердце позабыть не сможет Дубовый лес, и речку, и луга.  Получившееся – Я знаю, что сердце позабыть не сможет Дубовый лес, и речку, и луга.  ­Вот вы перестроили предложения бессоюзные в союзные. Как называются такие  предложения, которые передают одно и то же содержание, но с помощью разных  синтаксических конструкций? (Ответ: Синтаксические синонимы) ­ Несмотря на смысловую близость, есть и отличия в смысловых отношениях  этих предложений. Назовите эти отличия?       Ученики.       Отношения между предложениями, входящими в состав ССП,  равноправные; союз и подчёркивает последовательность происходящих действий; в СПП отношения неравноправные, союзы придают различные смысловые  оттенки. В данном случае союз что вносит значение  изъяснения.  В бессоюзных сложных предложениях эти оттенки выражены менее  чётко. Они зависят от содержания входящих в них простых. В бессоюзныхсложных предложениях велика роль интонации, которая  диктует  необходимость постановки определённых знаков препинания. (В союзных предложениях смысловая связь определяется союзами.) 6.  Формулировка цели урока.  ­ Ребята, скажите, что же мы должны узнать и понять на уроке…, то есть какова цель нашего урока Ученики. Должны понять, что такое сложные бессоюзные предложения? Учиться  определять смысловые отношения между частями БСП, читать, соблюдая нужную  интонацию, и  правильно ставить знаки препинания в БСП. Учитель.      Цель нашего урока состоит в формировании навыков и умений правильной  постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между  частями бессоюзного сложного предложения. 2) развивать навык использования различных синонимических конструкций для  передачи одного и того же смысла предложения. ­Ребята, перед уроком я вам раздала таблицу­памятку, которой вы можете пользоваться при определении значения БСП. 6. Слайд № 11. Предложения с различной интонационной связью. ­ Давайте попробуем разобраться, с какой интонацией надо читать предложения:  Стало холодно, подул ветер.  Стало холодно: подул ветер.    ­ В чём разница?  (Разница в смысловых отношениях между простыми предложениями в  бессоюзных сложных предложениях, (то естьв том, что хотел сказать  говорящий) и значит, произносить мы их будем с разной интонацией. И от  этого зависит постановка знаков препинания в БСП).Учитель. В 1­м предложении говорящий сообщает об изменении погоды, он  перечисляет эти изменения и предложение произносится с перечислительной  интонацией. На письме между предложениями ставится запятая: Стало  холодно, подул ветер. Во 2­м предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно. В  сложном предложении выражаются причинные отношения и произносится оно  с интонацией предупреждения, с неспокойным (предупредительным)  понижением голоса перед второй частью сложного предложения, а на письме  между предложениями ставится двоеточие. 7. Слайд № 11: Разбираем далее примеры предложений с различной интонационной связью.  ­ Опираясь на материал  таблицы, определите, с какой интонацией вы будете читать  предложения.  Подставьте союз для проверки. Бабушка сердилась, внучка не слушалась. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.  (Учащиеся. В первом  предложении интонация перечислительная, она требует  постановки запятой. Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с  некоторым понижением голоса в первом предложении. При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом  предложении и понижается во втором). Таким образом, мы ещё раз доказали, что интонация в устной речи и знаки  препинания в письменной выражают смысловые отношения между  частями бессоюзного сложного предложения.Физкультминутка.  Гимнастика для глаз. (Под музыку Ю. Антонова «В родных местах») Бабочка Закройте   глаза   и   представьте   себе,   что   среди   этого   поля   где­то   на   цветке притаилась бабочка. Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо­влево). 8. Отдохнули немного? Хорошо. Продолжим нашу работу. Слайд № 13 Следующий этап урока – нахождение  БСП. ­ Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические  основы. Называя знаки препинания, разделяющие БСП, определите смысловые  отношения в БСП. Записываем и комментируем.  1.Пожалеешь лычка – отдашь ремешок. 2.Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого  молодого снега. 3.В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. 4.Дубовые кусты разрослись по скатам оврагов; около родника зеленеет  короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его  холодной, серебристой влаги. (Точка с запятой ставится, если смысловые  отношения между частями БСП со значением последовательности и  одновременности более свободные или  эти части распространены и имеют  внутри себя запятые). 5. Ещё молчаливы леса, и в небе звенеть ещё некому, а солнце творит чудеса, и  речки становятся реками. 6.Богатому не спится: богатый вора боится.  (БСП – 1, 3, 4, 6)9.    Слайд № 14    ­ Итак, какие знаки препинания ставятся в БСП?  (Ответ. В БСП возможна постановка следующих знаков препинания: запятой,  точки с запятой, двоеточия и тире). ­Ребята, вы обратили внимание на то, что бессоюзные конструкции часто  используются в пословицах, поговорках, афоризмах. Почему?  Ответ. Они помогают сжато, лаконично выразить различные смысловые  отношения между предложениями. 10. Следующий этап нашего урока выполнение теста «Готовимся к ОГЭ».  Задание 14 (озвучить задание). Карточки с тестом разложены на столах 1. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное(­ые) предложение(­я) с бессоюзной и  союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(­а) этого(­их)  предложения(­ий). (Текст. В 7) (1)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (2)  Вдруг где­то недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки. (3) Я с  удивлением оглянулся: за кустами акаций белел зад небольшого флигеля, и звуки  неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (4) Значит, молодой Ярцев  дома…(5)Музыкант стал играть.  Ответ:______________________ 2. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное(­ые) предложение(­я) с бессоюзной и  союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(­а) этого(­их)  предложения(­ий). (Текст. В 7) (1)Не самою мелодией они приковывали к себе внимание – её, в строгом смысле,  даже и не было, ­ а именно этим исканием, томлением по чему­то другому, что  невольно ждалось впереди. (2) – Сейчас уж будет настоящее, ­ думалось мне. (3) А  звуки лились всё так же неуверенно и сдержанно. (4) Изредка мелькнёт в них что­то – не мелодия, лишь обрывок, намёк на мелодию, ­ но до того чудную, что сердце  замирало.(5)Вот­вот, казалось, схвачена будет тема, и робкие ищущие звуки  разольются божественно спокойною, торжественною, неземною песнью. (6) Нопроходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк  остался непонятным, великая мысль, мелькнувшая на мгновенье, исчезла  безвозвратно.  Ответ____________________ 3. Среди предложений 1 – 7 найдите сложное(­ые) предложение(­я) с бессоюзной и  союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер(­а) этого(­их)  предложения(­ий). (Текст В 21) (1)Это я к тому, что детские потрясения влияют на нашу жизнь посильнее иных  мудрых воспитателей.  (2) Так вот, детский дом…. (3) Он стал для сестёр самым родным местом в мире.  (4) Однажды младшая группа возвращалась домой, мама с подружкой Галкой  замыкали шеренгу, и вдруг она увидела: у забора в рваном платке, в каком­то  допотопном зипуне стоит старушка и сверлит каждого из детей неотрывным  взглядом ввалившихся глаз.(5)Мама говорит: (6) – Не понимаю как, не потому, что  узнала, нет, а просто её толкнуло навстречу! (7) А старушка только головой замотала и палец к губам.  Ответ _______________ Ответы к заданиям теста «Готовимся к ОГЭ» (3, 6, 4) 11. Индивидуальная работа по карточкам. Преобразуйте сложные союзные  предложения в бессоюзные; определите смысловые отношения. Кристина – 1­ 2  предложения, Илия – 3 – 4 предложения, Валя – 5, Лена – 6, Андрей – 7.      Обращайтесь к таблице­памятке, которая поможет вам при выборе знаков  препинания в БСП. Прочитайте, соблюдая  правильную интонацию. 1. Пробираться сквозь чащу было трудно, потому что колючие кусты разрослись  очень густо. (Причины) 2. Я хотел крикнуть, но голос не слушался. (Противопоставления) 3. Лето припасает, а зима поедает. (Противопоставления) 4.  Если хочешь достичь цели, не отступай перед трудностями. (Условия) 5. Подул ветер, и деревья закачались. (Перечисления)6. Я взглянул на небо и увидел, как стали загораться звёзды. (Дополнения) 7. Если увидел грача, весну встречай. (Условия) Знак  препинания Значение Пример предложения , ; ; : ̅̅__ ____ ____ ____ ____ ____ _ - _         перечисления причины ( потому что ) пояснения ( а именно ) дополнения ( что )   противопоставления ( а, но ) времени ( когда ) условия ( если ) следствия Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая   пассажиров,   над   палубой   летали чайки. Здесь   тучи   смиренно   идут   подо   мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. Печален я: со мною друга нет. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные­умные. Я   понимал:   выручить   нас   может   только случайность. Скажешь слово – добавят десять. Лес рубят – щепки летят. Раз солгал – на век лгуном стал. Куст   заденешь   плечом   –   на   лицо   тебе ( значит, так  вдруг с листьев брызнет роса серебристая. что) IV. Итоги урока.  1. Приём «Ступеньки интеллекта». Чтобы проверить, что вы узнали на  сегодняшнем уроке, чему научились, я предлагаю вам составить вопросы друг для  друга и задать их по очереди, но так, чтобы вопросы не повторялись.   ­Например, на какие виды делятся все сложные предложения? (Союзные и  бессоюзные)­Какое предложение называется сложным бессоюзным?  (Такое сложное  предложение, части которого связаны по смыслу и интонационно; на письме связь  отражается при помощи знаков препинания).    ­Какие знаки препинания ставятся в БСП?   ­От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? От смысловых отношений  между   простыми предложениями  в БСП. ­ Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? (Интонацией в устной речи и знаками препинания на письме) 2. Составление алгоритма действий при постановке знаков препинания в БСП.  1) Разбить сложные предложения на простые. 2) Определить смысловые отношения между ними   последовательность                                                     другие смысловые отношения одновременность  ,    ;                                                                                                      ( ­         :   ) Приём «Мне это пригодится». ­ Ребята, где вам может пригодиться изученный на уроке материал? (На уроках  русского языка, при подготовке и сдаче экзамена по русскому языку, и вообще,  в жизни). V. Рефлексия. ­ Мы сегодня выполняли различные виды работ. Поднимите руки, кому всё было  понятно. А кто испытывал затруднения? Можете поставить себе оценки, в  зависимости от того, как вы работали на уроке?   VI. Выставление оценок за урок. ­ Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам успехов. VII. Домашнее задание. §31, 32, упражнение187, 189(устно).

Посмотрите также