Тема : «Имя прилагательное.Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цели и задачи урока:
К концу урока учащиеся должны уметь :
-Находить имена существительные мужского и среднего рода, выделять окончания имён прилагательных мужского и среднего рода и правильно их писать, склонять имена существительные мужского и среднего рода;
-Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития коммуникативной компетентности, памяти, воображения;
-Способствовать воспитанию любознательности, доброжелательному отношению к животным.
Форма: урок.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Оборудование: мультимедийная система, индивидуальные карточки с заданиями.
1.Организациооный этап. Мотивация
-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались,
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех
-Садитесь, пожалуйста.
-Посмотрите, ребята на доску. Давайте прочитаем слова, которые станут девизом нашего урока. Снежинка покажет нам на какие слова падает логическое ударение.
У нас сегодня всё получится!
-Я верю, что у нас всё получится! И я хочу. чтобы вы конечно мне очень помогли.
2. Этап актуализации учащихся.
-А знаете ли вы ,ребята, что 18 января отмечаетсяся Международный день Снеговика?
-А хотите узнать о самом высоком снеговике?
Он был сделан в 2008 году в Америке. Его высота 37 метров 20 сантиметров, а вес-6000 тонн. (Слайд 2)
И чтобы нам немножко порадоваться этому празднику, я предлагаю вам спеть песню-караоке «Кабы не было зимы…» Но не просто спеть, а посчитать, сколько раз в песне встретится имя прилагательное и запомнить эти слова. Поём все вместе, не стесняемся друг друга, но и не забываем выполнять задание.
_Ребята, сколько имён прилагательных вы встретили в песне?
Правильно, 3 слова, которые являются именем прилагательным. А кто из вас запомнил эти слова? Давайте назовём.( Весёлых, снежной, новогодней).
-Молодцы, ребята! И поёте вы хорошо!
На парте ребята у вас лежат листы самооценки, оценивайте пожалуйста себя на каждом этапе урока.
Лист самооценки_______________________
Задание
|
Самооценка |
1. Найти прилагательные в песне |
|
2. Стихотворение С.Есенина (найти прилагательные в тексте, ответы на вопросы) |
|
3. Чистописание |
|
4. Работа с таблицей(по вариантам и в паре) |
|
6. Работа в группах |
|
7. Проверочный тест |
Балл- |
|
|
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
-Ребята, а сейчас прослушайте стихи Сергея Есенина и скажите мне, о какой поре года пишет поэт.
Поет зима - аукает Сергей Есенин Поет зима - аукает, А по двору метелица
|
Озябли пташки малые И дремлют пташки нежные
|
-О какой поре года пишет поэт? Ребята, а что говорится о птицах, найдите и зачитайте. А как мы можем помочь птицам зимой?
-Ребята, снеговики приготовили для вас задание. Найдите в тексте словосочетания имени существительного с именем прилагательным мужского и среднего рода в единственном числе.
Самооценка.
Проблемный вопрос.
-А как вы думаете, почему нас интересуют имена прилагательные мужского и среднего рода?
-Потому что, эта тема нашего урока : «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
-Давайте вместе с вами поставим задачи урока:
уметь находить……(имена прилагательные мужского и среднего рода)
выделять……….(окончания имён прилагательных)
изменять…….(прилагательные по падежам)
правильно писать…..(окончания имён прилагательных)
Чистописание
-Посмотрите в окно. Какой порядок зима навела!
Кругом чисто и красиво! Я надеюсь, что в ваших тетрадях будет так же красиво и аккуратно!
Сегодня мы с вами пропишем заглавную и строчную букву Зз. (Заглавная буква состоит из двух полуовалов, верхний полуовал меньше нижнего полуовала, строчная буква з, состоит из полуовала и петли, которая пересекает рабочую линейку.)
Ребята, посмотрите, а на что похож сегодняшний образец чистописания? (На зимние узоры.)
-Какие слова спрятаны в этих узорах? (мороз, зима). Пропишите эти слова.
А исходя из темы урока теперь образуйте от слов зима и мороз имена прилагательные и согласуйте их со словами утро и день.
Запишите словосочетания, выделите окончания имён прилагательных.
Самооценка.
4.Этап первичной проверки понимания изученного.
Ребята, а вот по одной из христианских легенд, снеговики - это ангелы. Ведь снег – это дар неба, значит, снеговик –это ангел, который передаёт Богу просьбы людей.
И наши ангелы, подготовили для вас следующее задание.
Работать будем по вариантам 1 вариант –будет работать со словосочетанием -морозное зимнее утро, 2 вариант- со словосочетанием –морозный зимний день. (Просклоняйте данные словосочетания).
-А теперь в паре с соседом сравните окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
-Какой вывод мы можем сделать? (Имена прилагательные мужского и среднего рода в основном склоняются одинаково, то есть отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые падежные окончания.)
-А как вы думаете, а почему в данную тему не включили имена прилагательные женского рода? (Окончания отличаются. Поэтому их мы будем изучать на следующих уроках.)
_Молодцы, ребята! Самооценка.
Физкультминутка под музыку .
Под музыку мы будем выполнять определенные движения, темп выполнения упражнений будет увеличиваться.
-А, сейчас, когда мы знаем, какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода, мы будем учиться их правильно писать.
5.Этап применения изученного.
Работа в группах
--Я прошу вас разделиться на 3 группы. Каждая группа получит от снеговичка задание.
А так как мы будем работать в группах, для этого нам нужны роли. Возьмите команды снежинки, с обратной стороны написано название роли, распределите роли в группе.
Хранитель времени - следит за отведённым временем.
Оратор- тот, кто будет защищать работу группы, выступать.
Оформитель – тот, кто быстро и красиво оформит ваш ответ.
Советчик-это тот, кто предлагает идеи.
Вспомните правила работы в группе. (На доске.)
Время на выполнение заданий,3 минуты. Начинаем работать.
Проверка работы групп.
(Первая группа называет окончания имён прилагательных, которые вы вставили, а вторая группа сразу называет падеж этих имён прилагательных.) Третья группа читает полученный текст.
1 группа
(Вставить и выделить окончания имён прилагательных.)
Пришла зима и преобразила мир морозн… дыханием. У ребят было весёл… настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх комов. На голову забавн… снеговика перевернули стар…. ведро. Из морковки сделали длин….. нос, воткнули глазки и рот.
Дополнительное задание 1
Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?
Дополнительное задание 2
К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?
2 группа
(Вставить окончания имён прилагательных, определить падеж имён прилагательных.)
Пришла зима и преобразила мир морозн… дыханием. У ребят было весёл… настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх комов. На голову забавн… снеговика перевернули стар…. ведро. Из морковки сделали длин….. нос, воткнули глазки и рот.
Дополнительное задание 1
Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?
Дополнительное задание 2
К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?
3 группа
(Замените имена прилагательные, другими именами прилагательными в той же форме. Зачитать полученный текст.)
Пришла зима и преобразила мир морозным дыханием. У ребят было весёлое настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх комов. На голову забавного снеговика перевернули старое ведро. Из морковки сделали длинный нос, воткнули глазки и рот.
Дополнительное задание 1
Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?
Дополнительное задание 2
К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?
Оцените ребята свою работу в группах.
6.Этап контроля и самоконтроля.
Закрепление изученного.
К концу подходит наш урок-
Пора нам подвести итог.
-А для этого нам нужно выполнить последнее задание снеговика проверочный тест.
Проверочный тест
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по
смыслу:
а) с прилагательным; б) с
глаголом; в) с существительным.;
3. Имя прилагательное отвечает на
вопросы:
а) что делает? что
сделает?;
б)какой?, какая?, какое?, какие?
в)кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а) волнистой линией;
б) одной чертой;
в) двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а) не изменяются по
числам;
б) изменяются по числам ;
в) никак не изменяются.
6.Род имён прилагательных во множественном числе :
а) определяется;
б) не определяется;
7. Какие окончания у имен прилагательных среднего рода?
а) –ой, -ый, -ий; б) –ая, -яя; в) –ое, ее.
8. Укажи род прилагательных в тексте.
Небо голубое,
Весело глядит.
И село большое
Беззаботно спит.
а) М. р.; б) Ж. р.; в) Ср. р.
9. В каком из вариантов прилагательные только мужского рода?
а) светлый, осенний, яркий, большой, смешной;
б) длинный, ловкий, синее, новый, утренний;
в) родной, свежая, верный, солнечное, смелый.
10. Определите падеж имени прилагательного в словосочетании-
снежным комом;
а) Т.п.
б) П.п.
Проводится совместная проверка правильности выполнения.(Слайд 3)
Ребята, за каждый правильный ответ, поставьте себе 1 балл, если ответ неверный, ничего не ставьте, сосчитайте количество полученных балов и результат запишите .
Кто получил 10-9? 8-7? 6-5?
-Умницы!
7.Этап подведения итогов учебного занятия.
Рефлексия, информирование о домашнем задании.
Ребята, а теперь посмотрите в свои листы самооценки, как вы справлялись с заданиями. Скажите, может какие-то задания для вас были особо трудными ?
А сейчас я попрошу вас, прикрепить белую снежинку те, кому было интересно и легко работать на уроке, а если не очень интересно или испытывали трудности в работе - голубую.
Ребята, если вы крепите голубую снежинку,то берете у первого снеговичка в конверте домашнее задание, если белую-то домашнее задание –во втором конверте. Выходим по рядам.
Наш урок мы начинали словами : «У нас сегодня всё получится!» И, глядя на снеговика, я могу сказать, что у нас действительно всё получилось!
Вы хорошо потрудились. Спасибо Вам! Вы молодцы!!!(Слайд4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.