Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение
Оценка 4.6

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
25.09.2018
Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение
Урок русского языка в 4 классе на тему «местоимение» проводится с помощью инновационных технологий через активные формы. Данный урок построен при соблюдении норм ГОСО и позволяет учителю вовлечь в обучающий процесс 100% учеников, а большинству детей достигнуть максимального результата. К уроку прилагается презентация.Тема урока: «Местоимение». Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи. Планируемые результаты: Предметные: • формирование представлений о местоимении, как части речи; • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями; Личностные. • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; • развитие самостоятельности; Ход урока: • Мотивация к учебной деятельности Вот звонок нам дал сигнал: Русский наш язык настал. Время нам нельзя терять, Новую часть речи начнем мы изучать. Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. - Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным). -Кто сегодня присутствует на уроке? (Веселый человечек П К Ч А Г.) Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно 2. Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая - в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах. па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр Словарно-орфографическая работа ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , г рус.ный, уло., к.лометр , д. ликатный – Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой. – Какое слово получилось? (Это слово путешествие.) – Каким способом можно совершить путешествие? (Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта). – С какой целью совершаются путешествия? (Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.) Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь толковым словарём. (Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.) – Что можете сказать о написании этого слова? ( Пут е ш е с т вие- это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью. В русском языке есть немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик, путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.) – Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму. – Составьте предложение со словом путешествие. Путешествие по знаменитым местам Орла доставило нам огромное удовольствие. – Запишите предложение в тетрадь. – Назовите в этом предложении все известные вам части речи. ( Путешествие, местам , Орла , удовольствие – это имена существительные. Доставило – глагол Огромное, знаменитым – имя прилагательное) – Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам? (Мы не знаем, к какой части речи оно относится.) • Постановка проблемы. - Прочитайте строки из басен. Кто автор этих строк? 1. Ай, Моська! знать Моська сильна, Что лает на Слона! 2. Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай, кум милый, мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" - Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как исправить? - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. - Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки. Вместо какой части речи мы их употребили? Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить? Кто сформулирует тему урока? - Итак, тема урока «Местоимение как часть речи». - Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи. 5. Реализация построенного проекта. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; - зафиксировать построенный способ действия в речи; -организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания. Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название. - Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные (Моська, кум). А теперь разберите слово местоимение по составу. МЕСТ – О - ИМЕНИЕ - Почему же эта часть речи получила такое название? Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание – Какое открытие для себя сделали? Местоимение– часть речи, которая заменяет имена. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! - Выясним, какова же роль местоимения в речи? - Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения? (Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов). - Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы думаете? Выясним. Обучающимся предлагается текст. ''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. " Вопрос: Кто же это "он"? Ответ: Куст, мальчик, конь. Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Ответ: Слово "он" не называет предмета. Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!". - В чем же различие в значении местоимения и имени существительного? (Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его). Знакомство с личными местоимениями. - У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Если это группа лиц? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения. – Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 77. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи - Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке? Разбирают упр. 114 стр. 77 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец устранения повторения имён существительных, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля. Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. 1) Игра «Ты – редактор». Работа в группах. - Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс «Самый внимательный редактор». (Чья группа быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях). (слайд) 1. Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей мартышка слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. 2. Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила очки, Что только брызги засверкали. -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? - Кто допустил ошибки в работе? -Кто не смог справиться с заданием? -В чем была трудность? - Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку и записать слова-отгадки: «Хитрые вопросы.» • Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты) • Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? ( Ты-к-вы) • Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на) • Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он) • Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? ( За-я-ц) • Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. Проведение тестирования. 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. -Чему должны были научиться на уроке? - Как решали эту задачу? - Достигли ли цели урока? - В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать? Заполняют таблицу: Утверждения Поставь знак «+» или «?» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. 4) Мне необходимо поработать над… перечисли темы для доработки Рефлексия
Месттоимение.docx
Тема урока: «Местоимение». Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной  части речи. Планируемые результаты: Предметные: • формирование представлений о местоимении, как части речи; • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их  особенностями; Личностные. • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в  группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; • развитие самостоятельности;  Мотивация к учебной деятельности Ход урока: Вот звонок нам дал сигнал: Русский наш язык настал. Время нам нельзя терять, Новую часть речи начнем мы изучать. Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. ­ Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в  конце урока. ­ Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным). ­Кто сегодня присутствует на уроке? (Веселый человечек П К Ч А Г.) Пиши правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно 2. Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной  деятельности. Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими  внутренней потребности к построению нового способа действий.  Напишите цепочку из нескольких пар букв, где первая буква п, а вторая  ­ в алфавитном порядке буквы, находящиеся в группах. па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр Словарно­орфографическая работа ап . етит , ч. гун, чес. ный, ж . лезо, шала., ж. лать, ове. , г рус.ный, уло.,  к.лометр , д. ликатный – Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву,  являющуюся в нем орфограммой. – Какое слово получилось? (Это слово путешествие.) – Каким способом можно совершить путешествие? (Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта). – С какой целью совершаются путешествия? (Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой  местностью, городами, странами и т.д.) Определите лексическое значение слова путешествие, пользуясь  толковым словарём. (Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах  транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.) – Что можете сказать о написании этого слова? ( Пут е ш е с т вие­ это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е  соответствует по значению слову п у т ь. Путешествие —это поездка  или передвижение пешком с какой­либо целью. В русском языке есть  немало таких слов, например: путешественник, путеобходчик,  путепровод, путеводитель. В этих словах гласная буква е соединяет  части сложных слов.) – Запишите слово в тетрадь, выделив орфограмму. – Составьте предложение со словом путешествие. Путешествие по знаменитым местам Орла доставило нам огромное  удовольствие. – Запишите предложение в тетрадь. – Назовите в этом предложении все известные вам части речи. ( Путешествие, местам , Орла , удовольствие – это имена  существительные. Доставило – глагол Огромное, знаменитым – имя прилагательное) – Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам? (Мы не знаем, к какой части речи оно относится.) ­ Прочитайте строки из басен. Кто автор этих строк? 1. Ай, Моська! знать Моська сильна, Что лает на Слона! 2. Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай, кум милый, мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" ­ Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как  исправить? ­ Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку. 4. Построение проекта выхода из затруднения.  Постановка проблемы. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему  урока, способ и средства выхода из затруднения. ­ Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки. Вместо какой части речи мы их употребили? Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить? Кто сформулирует тему урока? ­ Итак, тема урока «Местоимение как часть речи». ­ Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? ­Кто может  предложить способ выхода из создавшегося затруднения? Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся  этой части речи. 5. Реализация построенного проекта. Цель: ­ организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации  построенного проекта, направленного на приобретение недостающих  знаний; ­ зафиксировать построенный способ действия в речи; ­организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; ­уточнить общий характер  нового знания. Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила  такое название. ­ Вместо какой части речи мы употребили в предложениях  местоимения? Назовите эти существительные (Моська, кум). А теперь  разберите слово местоимение по составу. МЕСТ – О ­ ИМЕНИЕ ­ Почему же эта часть речи получила такое название? Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из  старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого  слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя).  В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния  сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В  результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в  слове "местоимение" выделяется основа и окончание – Какое открытие для себя сделали? Местоимение– часть речи, которая заменяет имена. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! ­ Выясним, какова же роль местоимения в речи? ­ Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения? (Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают  избежать повторов). ­ Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у  местоимения такое же значение, как и у существительного? Как вы  думаете? Выясним. Обучающимся предлагается текст. ''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы,  душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он  вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься:  выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней  подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная  оценка обеспечена. " Вопрос: Кто же это "он"? Ответ: Куст, мальчик, конь. Вопрос: Почему вы по­разному отвечаете? Ответ: Слово "он" не называет предмета. Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и  льноводы сказали: "Какой замечательный лен!". ­ В чем же различие в значении местоимения и имени  существительного? (Местоимение ­ часть речи, которая указывает на предмет, но не  называет его). Знакомство с личными местоимениями. ­ У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам  необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом  на мой вопрос: ­ Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? ­ Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно  использовать? ­ Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие  местоимения нужно употребить? ­ Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? ­ Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие  местоимения употребим? ­ Если это группа лиц? ­ Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете,  почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные Это без сомнения Все местоимения. – Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в  учебнике на странице 77. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно­познавательные задачи ­ Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке? Разбирают упр. 114 стр. 77 разбираются фронтально с классом, с  целью дать образец устранения повторения имён существительных, а  затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для  обеспечения пооперационного контроля. Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..) Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической  усталости. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: ­проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять  новое учебное содержание в типовых ситуациях; ­организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам  выполнения самостоятельной работы. 1) Игра «Ты – редактор». Работа в группах. ­ Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс  «Самый внимательный редактор». (Чья группа быстрее найдет и  исправит ошибки в предложениях). (слайд) 1. Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей мартышка слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. 2. Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила очки, Что только брызги засверкали. ­Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? ­ Кто допустил ошибки в работе? ­Кто не смог справиться с заданием? ­В чем была трудность? ­ Местоимение– часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку  и записать слова­отгадки: «Хитрые вопросы.» • Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти  тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя  местоимениями. Какими? (Они вы­мы­ты) • Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы  получились самые крупные овощи? ( Ты­к­вы) • Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О­на) • Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа  налево? (Он) • Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось  название животного? ( За­я­ц) • Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа  налево? (Оно) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: ­провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения  выполнения требований, известных учащимся; ­ зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; ­ оценить собственную деятельность на уроке; ­ обсудить и записать домашнее задание. Проведение тестирования. 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения. 2. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос 3. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет 4. Укажите местоимение: а) ель б) ем в) ты 5.Найдите слова, которые не являются местоимениями: а) ты, мы б) она, он в) в, о 6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено  местоимением. а) Из леса доносилось пение птиц. б) Ранним утром мы отправились на рыбалку. в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка. ­Чему должны были научиться на уроке? ­ Как решали эту задачу? ­ Достигли ли цели урока? ­ В чем были затруднения? ­Над чем еще предстоит работать? Заполняют таблицу: Утверждения Поставь знак «+» или «?» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать  местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения  относятся к личным. 4) Мне необходимо поработать над… перечисли темы для доработки Рефлексия

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение

Урок по русскоому языку по ттеме: Местоимение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2018