Организационная информация |
||
Авторы урока/занятия/мероприятия (ФИО) |
Травникова Елена Владимировна |
|
Предмет/номинация |
география |
|
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек |
Учащийся 7 класса. |
|
Продолжительность урока/мероприятия |
45 минут |
|
Методическая информация |
||
Тема урока занятия мероприятия/название мероприятия
|
«Органический мир океана» |
|
Цели урока занятия мероприятия
|
Сформировать у учащихся представление о водной среде обитания, понятия «этажи» водоема, планктон, нектон, бентос, развивать УУД, воспитывать бережное отношение к природе.
|
|
Задачи урока занятия мероприятия
|
Задачи: 1. вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана, распределения температур, солености по поверхности океана. Предметные результаты: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам Личностные результаты: Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение, справляться агрессивностью, эгоизмом
|
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
|
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
|
|
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока |
Проектор, цветные подводная лодка и батискаф – бейдж (контур подводной лодки и батискафа), иллюстрации представителей бентоса, планктона, нектона, морская музыка, напечатанные цели мероприятия на водорослях, буквы (с,в,е,т,п,л,о,и,щ,а,к,р,д), маршрутный лист, презентация, контур акулы и дельфина, фломастеры, магниты, учебник, карта «Мировой океан».
|
|
Этап урока
|
Название метода |
Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода |
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
||||||||||||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация |
Метод «Обитатель океана» |
Цель: «проснуться» перед началом занятия, поприветствовать друг друга, сконцентрировать внимание, разделиться на 2 команды. Необходимые материалы: напечатанные подводные лодки и батискафы, фломастеры. Технология проведения: При входе в класс дети выбирают себе обитателя океана. Детям предлагается по выбору обитателя, разделиться на группы. Затем им предлагается написать свое имя на подводной лодке или батискафе и прикрепить ее себе на одежду. |
Учитель: Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня отправляемся в путешествие в глубь океана. На чём можно отправиться в подводное плавание? (отв.детей) (слайд 1) - Предлагаю вам отправиться в путешествие на подводной лодке и батискафе. Для этого выберите подводную лодку или батискаф. Те, кто выбрал подводную лодку, образуют группу активноплавающих, а кто батискаф, образуют группу обитателей дна. Ваш выбор – это ваш бейджик. Возьмите фломастер и напишите своё имя. На партах, вы найдете подводную лодку и батискаф, которые надо прикрепить к доске. На ваших столах маршрутные листы, на которых в течении урока надо восполнить пробелы. Займите посадочное место (музыка шум океана)
|
||||||||||||
Вхождение в тему |
Метод сообщения цели занятия «Обитатели океана» |
Цель: стимулировать учащихся на получение новых знаний, пробудить у детей интерес к уроку. Необходимые материалы: иллюстрации обитателей океана, шаблоны водорослей. Технология проведения: 1.Учащимся предлагается отгадать загадки о обитателях океана. 2.На столах лежат шаблоны водорослей, листы с напечатанными целями урока. Детям предлагается подобрать цель к уроку. Затем водоросли (с целями) прикрепляются на доску, озвучиваются цели. |
Учитель: -Ребята, угадайте о ком пойдёт речь сегодня на уроке, отгадав загадки. (отв. детей) Над водой взметнулась глыба - Это очень злая рыба. Показала свой плавник И опять исчезла вмиг. (Акула)
Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит — Так живет на свете... (Кит)
Над волной дугою взвился, Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне: Я всегда пятиконечна И живу на самом дне. (Морская звезда)
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца? Пронеслась о нем молва: Восемь ног да голова. Чтобы всем страшнее было, Выпускает он чернила. (Осьминог) Дети отгадывают загадки Учитель: -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Органический мир океана) (слайд2) - Как вы думаете какая цель нашего мероприятия? (Предположение детей). Учитель обобщает ответы детей. -Ребята на ваших столах вы найдете водоросли, на которых написаны цели нашего путешествия, из которых вам надо выбрать более значимые и прикрепить их на доску. (слайд 3) |
||||||||||||
Формирование ожиданий обучающихся |
Метод выяснения ожиданий и опасений «Водоем» |
Цель: выяснить ожидания и опасения участников на мероприятии. Необходимые материалы: 2 - акулы. 2 - дельфина (напечатанные на бумаге), фломастеры, Технология проведения: На столе у каждой команды лежат картинки акулы и дельфина, вырезанные из цветной бумаги. Детям задается вопрос: Ребята чего вы ожидаете от нашего путешествия, чего опасаетесь. Свои ожидания запишите на дельфине, а опасения на акуле. |
Учитель: - Как вы думаете, сумеем ли мы на нашем занятии покорить жизнь океана. На ваших столах дельфин и акула, теперь возьмите фломастеры и на дельфине напишите свои ожидания, а на акуле свои опасения. |
||||||||||||
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция |
Лекция с использованием компьютерной презентации |
Цель: дать представление о водной среде обитания, понятия «этажи» водоема, планктон, нектон, бентос. Познакомить как распределяется жизнь в океане. Воспитывать бережное отношение к океану. Побудить к активной мыслительной деятельности. Необходимые материалы: мультимедийный проектор, экран, фломастеры. Технология проведения: Учитель предлагает детям посмотреть слайды о водной среде обитания, «этажности», планктон, нектон, бентос. Заполнить таблицу морских организмов, пользуясь учебником и презентацией. Затем по окончанию лекции каждой группе детей (команде) предлагается выполнить тест (на прослушанную тематику). Потом учащиеся прикрепляют на доску обитателей океана по этажам.
|
I. Опрос Д/з. ¾ Какие существуют виды движения воды в океане? ¾ Какие бывают волны по способу образования? ¾ В чем причина образования течений? ¾ На какие группы делятся течения?
¾ Показать на карте основные теплые и холодные течения.
II. Изучение нового материала. -Ребята, давайте ознакомимся с планом путешествия (слайд 4) 1.Условия океана. 2.Этажность в океане 3.Распределение жизни в океане. 1. Условия океана. ¾ Давайте охарактеризуем свойства воды как среды обитания. Возможно ли существование в ней живых организмов? ¾ Что можно сказать о плотности воды? Вода более плотная и имеет значительную выталкивающую силу, что облегчает передвижение в воде. ¾ Это как влияет на живые организмы? Многие животные даже не двигаются сами, а передвигаются с движением воды. ¾ Что вы можете сказать о давлении? Давление с глубиной быстро усиливается. Это сдерживает проникновение живых организмов на большие глубины. Там живут только те, что смогли приспособиться к высокому давлению. ¾ Что касается температурного режима (изменение температуры в течении суток и года)? Температурный режим очень мягок. Так как в водной среде колебания температуры незначительны. Им нет необходимости приспосабливаться как к высоким, так и к низким температурам. Это важное условие. И именно поэтому живые организмы появились именно в мировом океане. С глубиной температура воды падает. ¾ Что вы можете сказать об обеспеченности кислородом? Эта обеспеченность не достаточная. ¾ Откуда поступает кислород в воду? (с поверхности) ¾ В результате чего (волнение океана, штормы). Водная среда характеризуется дефицитом кислорода. Особенно с глубиной. ¾ Оцените обеспеченность кислородом вод разных широт: полярных и тропических. В тропических широтах наиболее обеспечены кислородом самые верхние слои, т. к. вода не опускается на дно. В полярных широтах поверхностная вода охлаждается и опускается на дно, неся туда кислород. ¾ Что вы можете сказать о проникновении солнечных лучей? Солнечные лучи практически не проникают на глубины более 200 м.
(слайд 5) Итак, запишем основные характеристики водной среды: 1. Мягкий температурный режим. 2. Резкое повышение давления с глубиной. 3. Большая выталкивающая сила, что улучшает передвижение животных. 4. Низкая проницаемость солнечных лучей с глубиной. 5. Недостаточное содержание кислорода. ¾ Так как характеристика водной среды меняется с продвижением на глубину. Все живые организмы делятся на три группы: · Планктон · Нектон · Бентос (слайд 6) В Мировом океане обитает около 160 тыс. видов животных и более 10 тыс. видов водорослей. По образу жизни и способу передвижения морские организмы делятся на три большие группы.
- Этажность в океане (слайд 10, 11, 12, 13) 2. Распределение жизни в океане. - Чтобы познакомиться с главными факторами распределения жизни в океане, исследуем учебник на стр. 96-97 (ответы детей) (слайд 14) - Живые организмы есть в океане везде. Но распределены они неравномерно. Живые организмы сосредоточены в определенных зонах.
- После чего дети выполняют тест. (слайды 15, 16, 17, 18, 19,) Проверка (слайд 20), в ходе которой на доску помещаются обитатели океана по этажам. -Ребята, в начале нашего путешествия, вы отгадывали загадки (обитателей океана), распределите их по этажам океана (на доске) |
||||||||||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия Проработка содержания темы Разминка |
Метод групповой работы над темой «Электронное табло» |
Цель: развитие умения работать в команде, взаимодействовать с другими участниками; формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать. Необходимые материалы: 2 набора букв (с,в.е,т,п,л,о,и,щ,а,к,р,д) заготовленные вопросы. Технология проведения: Каждой команде выдаётся набор букв (с,в.е,т,п,л,о,и,щ,а,к,р,д). Детям предлагаются вопросы. В ходе которых они выстраиваются на слова- отгадки (слова: свет, тепло, пища, кислород). |
Учитель: Ребята, на своих столах возьмите буквы. Сейчас я задам вопрос, а вы должны перестроиться собрав слово - отгадку (каждая команда по 2 слова). - Ребята, богатство жизни в океане зависит от: (перестроения детей) |
||||||||||||
Подведение итогов |
Метод рефлексии «Камушки» |
Цель: организовать обратную связь с обучающимися. Необходимые материалы: набор морских камней красного, жёлтого и голубого цвета Технология проведения: Каждый участник оценивает занятие, прикрепляя камушки на доску. Красный цвет – доволен занятием . Жёлтый – узнал много нового Голубой – было интересно Дети выбирают камушки прикрепляют его на доску. Результат мероприятия: Преобладание ярких камушков – дети довольны своим участием в путешествии.
|
Учитель: -Ребята, а сейчас, по окончании нашего путешествия, я предлагаю вам самостоятельно оценить его. Перед вами камушки красного, жёлтого и голубого цвета. Если вы остались довольны занятием – возьмите красный камень, если узнали много нового – возьмите жёлтый камень, а если вам было интересно – голубой камень (обоснуйте свой ответ, используя фразы (слайд 21) Прикрепите каждый камушек нужного цвета на доску. Учитель подводит итоги занятия. - Ребята, обратите внимание на акул, которые вы прикрепляли в начале путешествия, если вы преодолели свои опасения подойдите и снимите их с доски. - На этом путешествие наше заканчивается, мы возвращаемся на сушу. (музыка шум океана)
|
||||||||||||
Домашнее задание |
|
|
Ребята, мы вернулись из путешествия, но нужно записать домашнее задание. Параграф №12; стр. 99 вопрос № 3 «А теперь более сложные вопросы» (слайд 22) - Спасибо за урок! (слайд 23) |
Тема занятия: _________________________________________
Свойства воды:
1.___________________________________________
2. ___________________________________________
3. ___________________________________________
4. ___________________________________________
5. __________________________________________
6. __________________________________________
«Этажи» водоёма.
1.Планктон – это группа животных, которая_______________________
______________________________________________________________
Приспособления животных: ______________________________________
______________________________________________________________
Примеры животных: ____________________________________________
2. Нектон - это группа животных, которая_________________________
_____________________________________________________________
Приспособления животных:______________________________________
____________________________________________________________
Примеры животных:_____________________________________________
3. Бентос - это группа животных, которая__________________________
______________________________________________________________
Приспособления животных:______________________________________
______________________________________________________________
Примеры животных:_____________________________________________
4. Литораль – это группа животных, которая_______________________
______________________________________________________________
Примеры животных _____________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.