Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.
Оценка 4.9

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
технология
3 кл
08.05.2017
Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.
Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект. Задачи 1. Дать общее представление об украшении старинных культовых сооружений, объяснить устройство витражей. 2. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты. 3. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях. 4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности. 5. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей.Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.
Создаём витраж.doc
Технология Урок 29, 30. Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) (учебник, с. 50–51) Групповой проект. Задачи 1. Дать общее представление об украшении старинных культовых сооружений, объяснить устройство витражей. 2. Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и инструкционные карты. 3. Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях. 4. Развивать художественные и конструкторско­технологические способности. 5. Учить проектной деятельности, работе в группе, сотрудничеству, распределению и выполнению ролей. Оборудование Рабочее место для работы с бумагой, канцелярский нож, металлическая линейка. Этапы I. Актуализация  знаний.  Постановка  проблемы. Ход урока УУД Вступительная беседа. 3 2  Рассказ об особенностях украшения старинных культовых сооружений. Украшение церквей, соборов, синагог, мечетей, костёлов в России   (роспись,   узоры,   витражи   и   другие   декоративные   элементы конструкций). Демонстрация иллюстративного материала.  Особенности   применения   витражей   как   декоративного   элемента храмов России. Весь   XIX   и   начало   XX   века   известны   как   эпоха   широкого распространения   витражей,   как   в   русской,   так   и   в   европейской Познавательные УУД 1. Формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций.  делать выводы. 2. Формируем умение  выявлять сущность и  особенности объектов. 3. Формируем умение на   © ООО «Баласс», 2014 основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Формируем умение  слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое   высказывание   в соответствии с   поставленными задачами. 3. Формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре и в группе.   архитектуре. Окна интерьеров в самых различных исторических стилях: русском, средиземноморском, готическом, восточном, а позже и в стиле модерн   были   украшены   различными   узорами   и   фигурами.   При постройке   бытовых   зданий  не   было  никаких  ограничений  и  жёстких правил для использования витражей. Всё зависело только от пожеланий заказчика,   и   в   любом   помещении   могло   появиться   причудливое   и оригинальное произведение искусства из разноцветного стекла. Панно   из   цветных   стёкол   устанавливались   и   в   храмах.   Причём неожиданностью   стало   то,   что   витражи   устанавливали   не   только   в католических,   но   и   в   православных   храмах,   и   таких   храмов   было достаточно   большое   количество.   Как,   когда   и   главное,   по   какой причине   витражи,   являющиеся   неизменным   атрибутом   католических церквей, «проникли» в православные, учёные не могут выяснить до сих пор. Известным   фактом   является   то,   что   в   древнерусском   зодчестве витражи   практически   не   использовались.  История   витража   в   России берёт своё начало только в XIX столетии. Основным направлением при строительстве  зданий  в  то время  была  эклектика,  также называемая историзмом.   При   отделке   здания   или   создании   интерьера использовались традиции определённой исторической эпохи, например барокко, Ренессанса или средневековой готики. Конечно, выбор стиля и предметов, создававших его, зависели от разных причин, и на первом месте   были   пожелание   заказчика   и   степень   развития   историко­ архитектурной   науки.   Именно   она   определяла   выбор   предметов,   по мнению   архитекторов   и   художников,  свойственных   данной исторической эпохе.  © ООО «Баласс», 2014 Выбор архитектурного стиля для церкви, храма или иного церковного сооружения в XIX веке основывался, прежде всего, на принадлежности здания   конкретному   религиозному   течению.   Храмы   иных, неправославных конфессий с 1830 года и вплоть до начала XX века строились в России чаще всего в стиле романского зодчества или, что бывало   чаще,   в   стиле   готики.   Витражи   в   храме   европейской средневековой   архитектуры   были   обязательной   принадлежностью интерьера. И в XIX веке они также нашли своё место в неправославных храмах. Во многих лютеранских и католических церквях были окна с живописью. Ассоциации между готикой и витражом в первой половине XIX века были неразрывны, и в православных храмах, построенных в готическом   стиле,   неизбежно   появлялись   витражи   с   цветными стёклами. Однако   витражи   появлялись   и   в   храмах   других   архитектурных стилей, например византийских. Такое появление было основано на представлениях архитекторов того времени о византийской культуре. Древние рукописи, сохранившиеся до того времени, позволили еще в XIX   веке   узнать   о витражах   в   храме   Святой   Софии в Константинополе,   считавшемся   главным   храмом   восточно­ христианского мира. Прокопий Кессарийский ещё в VI веке описал необычную красоту солнечных бликов, проходивших через цветные стёкла окон этого храма. Скорее всего, в то время уже знали и о сохранившемся до наших дней полихромном декоративном способе остекления   части   византийских   церквей.   В   XIX   веке   на   основе имевшихся   фактов  и   сохранившихся   свидетельств   сформировалось мнение, что в Византии было доведено до совершенства искусство  © ООО «Баласс», 2014 рисования   красками   по   стеклу,   и   чаще   всего   оно   применялось   к церковным работам. В частности, в Константинопольском храме Св. Софии большинство икон были писаны по стеклу. Именно поэтому многие   храмы   в   России,   построенные   в   византийском   стиле, предполагалось   украшать   витражными   иконами.   Например, неосуществлённый   проект   собора   Св.   Александра   Невского архитекторов В.А. Шретера и А.Л. Гуна в Тифлисе с разноцветными стёклами   окон,   датированный   1866   годом.   А   в   1880­х   годах архитектором   А.А.   Парландом   в   Троице­Сергиевой   пустыни Петербурга   была   возведена   церковь   Воскресения   в   византийском стиле с витражными фигурными окнами. Имеются и другие примеры. Таким образом, витражи «византийских» храмов XIX века появились благодаря   историко­научному   подходу   к   формированию   стиля архитектурных   сооружений.   Наука   XX   века   опротестовала   это утверждение, установив, что так называемые византийские витражи в действительности   не  украшали  храмы  Византии, а  их  характерным элементом были едва мерцавшие в полутёмных помещениях мозаики. Древнерусское   архитектурное   наследие,   которое   активно   изучали   в XIX   веке,   почти   не   давало   поводов   считать   витражи   активным элементом декора в православных храмах. Остекление окон цветными вставками в Древней Руси было чрезвычайно редким событием, и даже сегодня, несмотря на многочисленные археологические исследования, церковные витражи древности считаются единичным явлением. В  православных  храмах   витражи   стали  широко  использоваться   лишь после   установки   большого   полотна   в   Исаакиевском   соборе,   чей  © ООО «Баласс», 2014 архитектурный облик сформировался под влиянием Нового времени и классицистических архитектурных сооружений в Европе. Витражи в храмах Древней Руси и Российской империи      Таким образом, витражи в архитектуре Древней Руси были нечастым явлением, а витражи в храмах – вообще величайшей редкостью.  Немногочисленные факты, имеющиеся у современных исследователей, говорят о том, что витражи в церквях были скорее исключением из правил, чем обычной вещью в общепринятых строительных нормах той эпохи. Препятствиями для этого вида искусства в то время были не только   природно­климатические   условия,   но   и   абсолютно   другая планировка   храмов,   обстановка   православного   богослужения,  сильно отличающаяся   от   католического,   и   слабое   по   сравнению   с западноевропейским развитие стеклоделия. Помимо этого, в христианстве любое изображение Богоматери, Иисуса Христа или святых считается иконой вне зависимости от того, написано оно на стене, является оформлением книги или собрано из кусочков стекла. Любой витраж со святыми ликами в церкви с этой точки зрения представляет собой икону на стекле, и запрет в восточно­христианской традиции   на   подобные   изображения   помешал   широкому распространению храмового витража. В XVIII веке отношение к витражной иконе постепенно изменяется. К ней начинают относиться не только как в древности, но как к предмету  © ООО «Баласс», 2014 почитания   и   поклонения,   она   становится   уже   предметом   искусства, который   ценится   в   той   степени,   в   какой   искусна   техника   его изготовления. Как это ни парадоксально, но свой вклад в распространение витражных полотен в православных храмах внесли и постройки эпохи классицизма. Характерные   для   них   окна­люминарии   стали   в   некотором   смысле «проводниками»   витражей   в   храмы   православной   церкви.   Эти   окна имеют   древнюю   историю,   которая   связана   с   символикой   света   в православной религии. Первые храмы христиан были подземными, и в средней   части   крипты   в   куполе   вырезалось   отверстие,   благодаря которому помещение освещалось лучами солнца. Центром массивного купола Пантеона в Риме также является открытый люминарий. В   это   же   время   в   Европе   церковные   витражи   не   пользовались популярностью   и   противоречили   эстетике   XVIII   века.   Благодаря жёлтым стёклам в храмах эпохи русского классицизма лучи не меняли внутреннюю   атмосферу   покоя   и   умиротворения,   не   влияли   на восприятие  строгих, выдержанных   цветом  интерьеров  и  религиозных картин. Такие круглые жёлтые окна с гравировками даже отдалённо не напоминали   готические   витражи   с   их   чистыми   сочными   красками   и воспринимались   только   как   декоративный   элемент   интерьера.   Но прецедент   был   создан,   и   цветные   витражи   с   изображениями   заняли определённое место в православных храмах. Алтарные   окна   в   церквях   имеют   не   меньшее   значение,   чем   окно­ люминарий в куполе. Освещение пространства в алтарях всегда имело особое значение. Даже в XVII веке, когда красивейшие ренессансные и средневековые витражи в Европе безжалостно уничтожались, в соборе  © ООО «Баласс», 2014 Св.  Петра, находящемся в Риме,  в  алтарном  овальном окне сверкал золотисто­жёлтый витраж с изображением голубя, символизирующим Святой   Дух.   В   русском   православном   храме   за   престолом   обычно располагают   икону,   посвящённую   Спасителю,   так   называемую заалтарную, алтарную или запрестольную. В XIX веке икона в храме являлась   религиозной   картиной,   для   лучшего   восприятия   её требовалось достаточное освещение. Это обстоятельство и обусловило то, что в 1837 году К.П. Брюллов предложил пробить стену алтаря Казанского собора Петербурга и установить в получившемся проёме витраж. Аргументом для этого было недостаточное освещение собора, при котором обыкновенная картина теряла своё величие. В 1841 году Л. фон Кленце и О. Монферран оспаривали друг у друга первенство идеи о витражном полотне в алтаре Исаакиевского собора. Этот спор был неуместен, ведь идея имела актуальность в рамках существующих тенденций и рано или поздно была бы реализована. Не последнюю роль в   её   популярности   в   1830–1840   годах   имело   желание   императора Николая I видеть в русских церквях окна с живописью и стеклянные образа. Таким   образом,   различные виды   витражных   техник получили   новое применение   в   храмовой   архитектуре.   Слияние   различных   элементов обстановки   западно­   и   восточноевропейских   храмов,   а   именно православных заалтарных икон и витражей из костелов и католических соборов, стало предпосылкой для появления религиозных стеклянных полотен­икон. Первым примером стал витраж в Исаакиевском соборе, который изображал воскресшего Иисуса Христа. Витражи появились в  © ООО «Баласс», 2014 обстановках   как   новопостроенных,   так   и   давно   существовавших православных   храмов.   Их   можно   было   увидеть   в   монастырских, соборных, приходских и домовых церквях, в храмах учебных заведений, фабричных   и   заводских   предприятий,   государственных   учреждений. Часто   они   носили   орнаментальный   характер,   реже   встречались изображения святых, ещё реже – целые сюжеты. Витражи стали применять не только в столичных храмах, но и в разных городах   страны,   хоть   это   и   было   значительно   реже   из­за патриархального   образа   быта.   Существовавший   дефицит   материалов для витражей и их дороговизна в древности стали причиной того, что многие   старинные   храмы   имели   самое   тривиальное   бесцветное остекление.   Но   во   второй   половине   XIX   в.   в   большинстве   церквей обычное стекло XIX века заменили на цветное. Ко   второй   половине   XIX   века   витражи   уже   прочно   стали   частью обстановки   православных   храмов   России,   и   не   только.   К   великому сожалению, до нашего времени остались всего лишь десятки из сотен разноцветных  окон храмов, наполнявших необыкновенным  светом их пространство. Но традиция витражного декора религиозных заведений благополучно   миновала   эпоху   атеизма,   и   в   наше   время   они   по­ прежнему украшают многие православные храмы. 1  3  1  1  3  Анализ образца (учебник, с. 50). Демонстрируется   один   или   несколько   витражей   (в   том   числе   на фотографиях исторических строений), изучается рисунок в учебнике. – Как называется изделие? Каково его назначение? II.  Формулирова­ ние темы.  Планирование  деятельности.  © ООО «Баласс», 2014 Регулятивные УУД 1. Формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом –  Каковы конструктивные особенности изделия? (Мозаичный узор из прозрачного разноцветного стекла, вставленного в перегородки.) –  Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие материалы?  – Какими известными способами можно изготовить детали витража? – Нужно ли придать деталям форму? Как это сделать? – Как можно соединить детали? – Нужна ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить? – Что вы умеете? Чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться? Конструкторско­технологические задачи (проблемные ситуации). –  Какие   другие   пропускающие   свет   материалы   можно   использовать вместо разноцветных стёкол? – Как изготовить и закрепить цветные вставки в основе витража? – Сколько слоёв основы витража надо изготовить, чтобы витраж аккуратно смотрелся с двух сторон? Планирование (учебник, с. 51).  Проговаривается по инструкционной карте.  2  4 1. Самостоятельная работа. Ученики   делятся   на   группы   по   2–3   человека,   распределяют   роли, продумывает   свой   проект   с   опорой   на   памятку   «Как   работать   над проектом» и изготавливает витраж с опорой на инструкционную карту. Вопросы к ученику по алгоритму самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? учебника. 2. Формируем умение  оценивать учебные действия  в соответствии с  поставленной задачей. 3. Формируем умение  прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Формируем умение  осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД 1. Формируем мотивации к  обучению и целенаправ­ ленной познавательной  деятельности. III. Применение  знаний.  © ООО «Баласс», 2014 – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей­то помощью? – Какие умения формировали при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Уборка рабочих мест. 3. Оценка работы. Устраивается   выставка   готовых   изделий,   совместно   обсуждается   их качество (точность, аккуратность, прочность, элементы творчества). –  Что  нового   вы   узнали   на  уроке,  чему  научились?  Какие  знания   и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу? IV. Итог урока. Второй урок по этой теме строится по аналогии с представленным  сценарием. Можно предложить реализовать другие замыслы. Часть второго урока целесообразно оставить под проверочную работу. Проверь себя (Учебник, с. 52) Цель – проверить усвоение ключевых технико­технологических знаний по курсу технологии. Правильные ответы: Задание 1. А­4, Б­3, В­2, Г­1. Задание 2. Вышивальщица – ткань, нитки; сапожник – кожа, нитки; мебельщик – древесина, стекло, металл. Задание 3. Развёртка 1.  © ООО «Баласс», 2014 © ООО «Баласс», 2014 © ООО «Баласс», 2014

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.

Урок по технологии.Тема: Создаём витраж (проектирование, конструирование, технологии обработки) Групповой проект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017
Посмотрите также: