Ешидоржиева М.О. учитель биологии и химии
Тема урока в 10 классе «Белки, их строение, свойства, биологические функции»
Аннотация к уроку.
Урок построен по парацентрической технологии.
Особенностью развития современной школы является личностно – ориентированное обучение (ЛОО), которое рассматривается сегодня как педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их способностей, формирования самостоятельности, стремления к саморазвитию, саморегуляции. Учитель – информатор уступает место учителю – консультанту, меняется ориентация от усреднѐнного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам.
Целевая установка учителя ―с предметом к ученику‖ меняется на установку ―с учеником к предмету‖.
В условиях реализации личностно-ориентированного обучения парацентрическая технология обучения (ПЦТО) позволяет создать условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Термин ―Парацентрическая технология‖ означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций.
Автором парацентрической технологии обучения является Надежда Николаевна Суртаева – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик Академии педагогических и социальных наук.
ПЦТО позволяет организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы учащиеся общались друг с другом, со средствами обучения, используя методические инструкции, памятки, алгоритмы, схемы.
В каждом диалоговом обучении ученик затрачивает нужное ему время на учение, выбирает наиболее подходящие для стиля мышления и деятельности средства обучения (СО), а также выбирает методическое указание, инструкцию наиболее доступные для него. Организация учебного процесса по такой технологии предлагает прохождение учащимся четырѐх – шести диалоговых видов обучения. Это может быть диалог ученик – ученик, ученик – ученик, но по другим методическим инструкциям, диалог ученик – СО, их предлагается на выбор учащимся (8-9). Из предложенных видов диалогов для ученика является обязательным выбор 5–6, а так же диалог с учителем.
Для организации учебного процесса по ПЦТО учителю необходимо подготовить следующий материал:
1. Информационный лист.
2. Лист учѐта за деятельностью учащихся.
3. Методические инструкции к работе со средствами обучения.
4.Лист контроля, в котором указывается объѐм умений, знаний, которые должны получить учащиеся при изучении темы.
5.Средства обучения (СО). Это могут быть учебники, таблицы, учебные тексты с заданиями, модели, учебные пособия, электронные носители информации, видеоматериалы, дополнительная литература.
6. Алгоритм работы по ПЦТО.
7. Материалы для промежуточного и итогового контроля.
Изучение новой темы начинается со знакомства учащихся с тематическим планированием изучения данной темы. Кроме линейки изучения темы на первом уроке происходит знакомство с алгоритмом работы по парацентрической технологии обучения. Во время информационного ввода учителя происходит ознакомление с информационным листом, в котором обучающимся предлагаются различные средства обучения, начинается работа с листом учета деятельности учащихся.
Учащиеся, обучаясь по ПЦТО, не только экономят время учения, устраняя неадекватные способы работы, но и сознательно относятся к собственной деятельности, управляя ею, целенаправленно осуществляя самоконтроль своих действий. Такая организация учебной деятельности нравится учащимся, так как во время занятий можно выбирать самостоятельно объект (средство) изучения, по своему желанию выходить на контроль к педагогу и самим регулировать свой темп работы (можно не ждать - изучить материал быстрее).
Урок рассчитан на 2 часа.
Цель: развитие и систематизация на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных веществах – белках, их строении, свойствах и значении в жизни человека.
Задачи урока:
1) Воспитательные:
приобретение обучающимися разнообразных видов деятельности (поиск, анализ, обработка
информации, коммуникативных навыков), безопасного обращения с веществами в повседневной жизни; 2) Обучающие:
используя метапредметные связи, вспомнить об уровнях организации белковых молекул,
механизме образования первичной структуры белка, причинах образования вторичной, третичной, четвертичной структур; показать многообразие химических свойств белков; раскрывая причинноследственные связи (функции - строение- конфигурация – свойства); 3) Развивающие:
умение выделять главное, развитие умений выделять существенные признаки и свойства веществ,
развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм, тест в интерактивном режиме.
Реактивы для демонстрационного эксперимента: растворы куриного белка, NaCl (насыщ. раствор),
CuSO , NaOH, HNO (конц.), сок картофеля, вареный картофель, перекись водорода, вода,
4 3
нагревательный прибор, зажим, спички. Планируемые результаты обучения.
Планируемые результаты: учащиеся обобщают свои знания, понимают роль и место изученных органических веществ – белков в живом организме.
Предметные результаты:
знать – понятия «белок», «ферменты»; структуру белков, их основные функции. уметь – соотносить виды белков и их функции в организме, работать с лабораторным оборудованием. понимать – выявлять взаимосвязи между строением белка и их свойствами, взаимосвязь строения и функции, влияние условий на строение.
Метапредметные результаты обучения Познавательные УУД:
• первичное ознакомление, отработка и осознание базовых биологических понятий: белок, протеин, структура и функции белка, ферменты, энзимы, денатурация, ренатурация. выделение существенных признаков данных понятий; Коммуникативные УУД:
• овладение навыками сотрудничества, требующего совместной работы в группах (парах); овладение умениями:
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных пособиях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами; Регулятивные УУД:
планирование этапов выполнения работы: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность и распределять рабочее время на выполнение различных заданий, анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. Личностные результаты обучения.
• формирование у учащихся научного мировоззрения, включающего знания о химическом составе клетки, формирование убежденности в познаваемости мира; в важности биологических знаниях;
•ответственное отношение к учебе;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
Личностная значимость изучаемого для ученика: Формирование чувства успеха, удовлетворения собой от того. Что многое узнал об окружающей среде.
Приемы деятельности учителя: Беседа, организация опроса по теме, оценивание ответов учащихся, организация работы у доски с рисунками, фотографиями и схемами и с раздаточным материалом, лабораторным оборудованием.
Методы и приемы деятельности ученика: устные ответы учащихся , решение занимательных задач, сравнение признаков объекта, обсуждение ответа товарища, определение соответствий между названием объекта и его признаком.
Концепция урока: Получить новую систему знаний по теме: Белки. Систематизировать знания учащихся о сложности строения каждого живого организма на Земле, о его уникальности и неповторимости.
Литература и методические пособия:
Основная:
1. Общая биология 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений \ А.А. Каменский, Е. А. Криксунов – 2-е изд. Стереотип.- М. : Дрофа, 2006. – 367, [1] с.ил.
2.Биология. 10кл. Технологические карты уроков. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2001.-224 с.
3. Биология. Общая биология 10-11класс: поурочное планирование по учебнику А.А. Каменский \ авт- сост. А.А.Калинина.- М.: «Вако» , 2007.- 256 с.
Дополнительная:
4. Биология. 10-11кл. : Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, В. Б.Захарова, А.А. Плешакова/ Сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.- 132с. 5.Биология. Общая биология 10-11класс: Рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
Оборудование:
ТСО: мультимедийное оборудование, моноблоки для парной рабоы.
Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии; Таблица - "Белки", модели структуры белка, проволока.
Раздаточный материал: карточки с заданием. Базовые понятия и термины:
Белки, протеины, биополимер, пептид, денатурация, ренатурация, мономер, полимер, аминокислота, специфичность белков, глобула, ферменты, катализаторы.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.
Проведем простой опыт, доказывающий наличие в растительных клетках органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемене с группой консультантов, на уроке озвучиваем только результат)
Ребята внимание! Мы взяли немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Завернули муку в марлю и тщательно промыли в стакане с водой.
• Какой стала вода в стакане?
Развернем теперь марлю.
• Что осталось в ней?
А в марле осталось клейкое вещество - оно так и называется "клейковина".
Это и есть растительный белок.
Вывод: В клетках растений обнаружили белки.
(Слайд) посмотрите на слайд (рога, шерсть, перо) Рог, перо, шерсть, яйцо – это всѐ это соединения.
• Что общего между ними ( волосами, рогами, чешуѐй, копытами, перьями)?
• Вспомните, из какого вещества они состоят?
Наличие кератина,( который входит в состав рогового слоя кожи, волос, шерсти, перьев, чешуи, ногтей, рогов, клюва, копыт). Чем является по своей природе кератин?
Кератины (греч. kéras, род. падеж kératos — рог) — фибриллярные белки.
• Какой вывод можем сделать из этого, опираясь на одно из положений клеточной теории.
Во всех клетках живых организмов присутствуют белки (положение клеточной теории о сходстве химического состава).
• Думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем изучать ? Сформулируйте тему нашего урока? Откройте тетради, запишите тему урока. Вы уже с белками встречались? В каком классе?
Я предлагаю вам вспомнить функции белков, а для этого нужно выполнить задание:
- Распределите название белков в соответствии их функциями (устно, пытаются): Установите соответствие между белками и их функциями
Белки: Функции:
А. Кератин 1. Строительная
Б. Гемоглобин 2. Запасающая
В. Актин 3. Защитная
Г. Антитела 4. Двигательная
Д. Миозин 5. Транспортная
Е. Фибриноген 6. Ферментативная
Ж. Коллаген 7. Регуляторная
З. Альбумин
И. Каталаза
К. Пепсин
Л. Инсулин
- Итак, возникает необходимость в новых знаниях. Предлагаю выстроить логическую цепочку: Какие задачи будете решать исходя из темы. Что бы Вы хотели узнать о белках.
Знать что такое белок, его строение и функции.
Уметь показывать объяснять особенности строения и взаимосвязь с функциями. Понимать значение белков и причины их многообразия.
Информационный лист СО №1.
«История изучения белковых молекул» (хронология открытий)
Цель: установить этапы исследований, которые привели к созданию модели белковых молекул. Составьте краткий перечень открытий, связанных с изучением белковых молекул различными учѐными. Для решения данной задачи используйте текст:
Вещества белковой природы известны с давних времен. Начало их изучению положено в середине XVIII в. итальянцем Я.Б.Беккари, который предложил углеродную теорию.
После того, как в 1728 году Якоб Беккари (1682 —1766) впервые выделил белковое вещество из пшеничной муки, ученые разных стран стали активно заниматься изучением строения белковых молекул. Результаты исследований показали чрезвычайно важную роль белков в жизнедеятельности животных и растений.
В 1806 году Л. Воклен и П. Робике выделили из спаржи первую аминокислоту – аспаргин.
В 1820 году А. Браконно получил аминокислоту глицин.
Первую теорию строения белков выдвинул в 1844 году Геррит Ян Мульдер. Белки были выделены в отдельный класс биологических молекул в XVIII веке в результате работ французского химика Антуана Фуркруа и других учѐных, в которых было отмечено свойство белков коагулировать (денатурировать) под воздействием нагревания или кислот. В то время были исследованы такие белки, как альбумин («яичный белок»), фибрин (белок из крови) и глютен из зерна пшеницы.
В 80-х годах XIX столетия русский биохимик Данилевский А.Я.,профессор Харьковского университета, пишет о существовании пептидной связи белка, чуть позднее – (в 1903 г.) немецкий ученый Фишер Э. – выдвинули полипептидную теорию строения белков: белки соединены в цепочку из остатков α – аминокислот посредством пептидных связей ―СО ― NH ―. Немецкий ученый Э. Фишер (Нобелевская премия, 1902), пришѐл к выводу, что белки – это линейные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
В 1951 году Л. Полинг и Р. Кори впервые заговорили о вторичной структуре белка. В 1955 году Ф. Сенгер определил аминокислотную последовательность инсулина.
1. Внимательно прочитайте изложенный текст «История изучения белковых молекул». 2. Составьте краткий перечень открытий, связанных с изучением белка различными учѐными.
__________________________________________________________
Информационный лист СО № 2.
«Состав и строение белков».
Познават ельная задача: что позволяет белкам выполнять их биологические функции?
Текст 1. «Состав белков». (см. учебник, рис. 12, с. 41).
Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения - полимеры. Кроме С, Н, О, N в состав белков могут входить Р, S, Fe. Белки построены из мономеров, которыми являются аминокислоты. В природе известно свыше 170 различных аминокислот. Но лишь 20 аминокислот способно создать белковую молекулу.
Молекула аминокислоты состоит из двух одинаковых для всех аминокислот, которые связываются пептидной связью. Пептидная связь образуется в процессе реакции полимеризации между функциональными группами соседних аминокислот: карбоксильной группой (-СООН) одной аминокислоты и аминогруппой (-NH2) другой. Образующийся «отрезок» называется пептидом. Вся же аминокислотная цепь, состоящая из множества таких пептидов, именуется полипептидом.
Вопросы к тексту:
1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?
2. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
3. Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?
4. Чем пептид отличается от полипептида?
1. Используя, параграф 11, рисунок 12 учебника, изучи строение аминокислот. Сравни строение аминокислот, найди черты сходства и различия.
2. С помощью рисунка 13 на странице 41 параграфа 11 разберись, как образуется пептидная связь. Почему белки по - другому называют пептидами?
Информационный лист СО № 3.
"Классификация белков" Цель: классифицировать белковые молекулы по группам.
Впишите в схему вместо знаков вопроса (?) названия классификационных групп белков, используя текст параграфа 11 на странице 42 « Классификация белков»
Схема. Способы классификации белков
• К простым белкам (протеинам) относят альбумины, глобулины, гистоны, склеропротеины.
• К сложным белкам (протеидам) относят: фосфопротеиды (казеин), глюкопротеиды (муцин), нуклеопротеиды, хромопротеиды, липопротеиды, флавопротеиды, металлопротеиды.
• Фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин.
• Глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны.
• Промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.
Вопросы к тексту:
1. По каким признакам осуществляется классификация белков?
2. В чем принципиальное отличие фибриллярных белков от глобулярных?
3. Объясните биологическое значение вакцинации.
Информационный лист СО № 4.
"Уровни организации белковой молекулы".
Цель: изучить особенности структурной организации белка.
1. Назовите не менее четырех особенностей структуры молекулы белка. Чем отличаются структуры молекула белка друг от друга?
2. Запишите в таблицу информацию о структуре белка, используя текст параграфа 11 на стр. 42 и рисунок учебника 14. Уровни организации белковой молекулы. Табл. № 1 Структура белка
Структуры белка |
Связи, образующие структуру |
Конфигурация белка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к тексту:
1. Изменятся ли свойства белка при нарушении последовательности аминокислотных звеньев в линейной полимерной цепи?
2. Чем отличается вторичная структура белка от первичной?
3. За счет чего удерживается форма молекулы белка во вторичной структуре?
4. В чем отличие третичной структуры белка от первичной и вторичной?
5. Какая структура является самой прочной? Почему?
Информационный лист СО № 5.
"Функции белка"
Познавательная задача. Известно, что белки - важнейшая часть пищи животных и человека. С чем это связано?
1. Запишите в таблицу информацию о функции белка, используя текст параграфа 11 на стр. 43 2. Прочитайте текст, выберете примеры белков по функциям.
Белки в организме человека составляют основную массу мышц (актин и миозин), опорных тканей (коллаген в сухожилиях), защитных образований (ногтей, волос - кератин и т. д.). К белкам относятся так называемые антитела, или иммунные тела, которые вырабатываются в организме и защищают нас от различных инфекционных заболеваний, в плазме крови находится белок фибриноген, благодаря которому при ранении сосуда образуется тромб, препятствующих кровопотери. Эритроциты только благодаря белку – гемоглобину, заполняющему их, способны присоединять к себе кислород и транспортировать его по всему организму. Белок инсулин — гормон поджелудочной железы, недостаток которого вызывает у людей заболевание сахарным диабетом. Яд кобры имеет белковую природу. В нашем желудочном соке есть особое вещество, которое ускоряет процесс расщепления белков во много раз - это пепсин – вещества ускоряющие и направляющие химические реакции называются катализаторами – биологические катализаторы называются ферментами (энзимами). Используя текст учебника и вышеприведенную информацию заполните таблицу.
Функция |
Значение |
Примеры |
Структурная |
Образование различных структур |
|
Регуляторная |
Регулирование обмена веществ в организме |
|
Защитная |
1. При попадании в организм чужеродных белков и микроорганизмов в лейкоцитах образуются защитные белки. 2. Защита от потери крови при ранении в результате свертывания |
|
Транспортная |
Присоединение и перенос химических элементов по организму |
|
Сократительная |
Осуществление всех типов движения |
|
Запасающая |
Резерв для организма, плода |
|
Токсическая |
|
|
Энергетичес-кая |
Не основной, но источник энергии в клетке |
|
Сигнальная |
Узнавание молекул мембраной клетки |
|
Ферментативная или каталитич. |
Каталитическое ускорение биохимических реакций в клетке |
|
(Ответы к таблице. Классификация белков по их функциям • Структурные белки – коллаген, склеротин, эластин.
• Каталитические белки – энзимы: полимеразы, рибонуклеазы.
• Регуляторные белки – инсулин, глюкагон.
• Транспортные белки – гемоглобин, гемоцианин.
• Защитные белки – антитела, фибриноген.
• Двигательные, или мышечные, белки – миозин, актин.
• Запасательные белки – казеин, альбумин.
• Токсичные белки – змеиный яд, токсины.
• Сигнальные белки – рецепторы.)
Информационный лист СО № 6.
«Виды денатурации белка».
Лабораторная работа «Денатурация белка».
Цель работы: Изучить условия, при которых происходит денатурация белка.
Оборудование: белок куриного яйца, вода, спирт, соляная кислота, щелочь, растительное масло, спиртовка, держатель, пипетка, пробирки.
Ход работы:
Опыт 1. В пробирку добавить р-р куриного белка и закрепив в держателе нагреть на спиртовке, соблюдая правила ТБ. Что наблюдаете?
Опыт 2. В 5 пробирок добавить р-р куриного белка и подействовать веществами. Что наблюдаете?
Сделайте вывод: Что такое денатурация? При каких условиях она происходит?
Денатурация
? ?
Текст – сделайте вывод о влиянии структуры на фукнции белков и
о влиянии окружающей среды на структуру белков.
Важное свойство растворов белков – денатурация. Пространственная структура белков способна нарушаться под влиянием ряда факторов – повышенной температуры, изменения рН среды, алкоголя, облучения УФ- или рентгеновскими лучами, механическом воздействии (например сильном перемешивании растворов). Разрушение природной (нативной) структуры белка называется денатурацией. Первичная структура белка при денатурации сохраняется.
Денатурация может быть обратимой (ренатурация). Ренатурация приводит к легко восстанавливаемому изменению в структуре. Обратимая денатурация происходит в результате высаливания (выделение белка из раствора выделением соли) или коагуляции (нарушение структуры гидратных оболочек макромолекул белка, приводящее к выпадению гелеобразного осадка).
Необратимая денатурация часто происходит при тепловом воздействии (например, свѐртывание яичного белка альбумина при варке яиц). У денатурированных белков снижается растворимость, а главное – исчезает биологическая активность.
При денатурации водородные связи легко разрушаются под действием некоторых реагентов, например мочевины; гидрофобные связи – при внесении в раствор поверхностно-активных веществ; дисульфидные связи – в присутствии органических восстановителей.
Информационный лист СО № 7.
«Белки-ферменты».
1. Используя, параграф 11 стр 44-45, ответьте на вопросы (расположены ниже)
В каждой живой клетке непрерывно происходят сотни биохимических реакций. Быстрое протекание таких реакций обеспечивают биокатализаторы - ферменты. Известно более 2 тысяч ферментов. Многие ферменты имеют сложное строение. Они включают в себя белок и небелковое соединение (кофермент), в качестве которого выступают, как правило, витамины или ионы металлов. Активность фермента определяется так называемым активным центром, имеющим специфический состав и строение. В результате с активным центром могут связываться только определѐнные молекулы, подходя к нему «как ключ к замку».
Вопросы к тексту:
1. Какова роль ферментов в организме?
2. Что может входить в состав кофермента?
3. Почему ферменты обладают избирательным действием?
Лабораторная работа
«Ферментативное расщепление пероксида водорода в зависимости от температуры и pH среды»
1. Используя, параграф 11, стр 46, проведи опыты. Опишите, что происходит с пероксидом
водорода под действием различного влияния среды.
Ответьте на вопросы (устно):
Ø В каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему?
Ø Как проявляется активность фермента в живых и мѐртвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
Ø Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?
Ø Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающую разложение пероксида водорода?
Ответьте на вопрос: Почему же Ф.Энгельс определил белки как основу жизни на Земле? Так как они являются основными веществами, поддерживающими жизнь на Земле. Вывод к уроку.
• белки – это высокомолекулярные органические соединения, биополимеры, состоящие из мономеров - альфа-аминокислот;
• аминокислоты соединяются в полипептидную цепочку за счѐт пептидной связи;
• аминокислоты заменимые и незаменимые;
• белки могут быть простыми и сложными;
• четыре структуры белка (первичная, вторичная, третичная и четвертичная);
• денатурация – это утрата белковой молекулой своей структурной организации;
• ренатурация - процесс восстановления структуры белка;
• из органических соединений, входящих в живую клетку, важнейшую роль играют белки, на их долю приходится около 50% массы клетки;
• белки выполняют разнообразные функции в живой материи.
IV Первичное закрепление материала Цель: проверить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Вернуться к заданию: (УСТНО)
- Распределите название белков в соответствии их функциями (устно, пытаются):
Установите соответствие между белками и их функциями
Белки: Функции: А. Кератин 1. Строительная
Б. Гемоглобин 2. Запасающая
В. Актин 3. Защитная
Г. Антитела 4. Двигательная
Д. Миозин 5. Транспортная Е. Фибриноген 6. Ферментативная Ж. Коллаген 7. Регуляторная
З. Альбумин
И. Каталаза
К. Пепсин
Л. Инсулин
Проверь себя
1. Главными носителями жизни являются … .
2. … - это сложные высокомолекулярные соединения, построенные из … .
3. Элементный состав белков: … .
4. Молекулярная масса белков изменяется от … до … .
5. Многие белки растворимы в …, почти все растворяются в … .
6. Нерастворимы белки, из которых построены … .
7. В структуре белка различают … структуры.
8. Функции белков в организме … . Ответы:
1. Белки.
2. Белки; остатков α – аминокислот.
3. С, Н, О, N, S.
4. Десяти тысяч, миллионов.
5. Воде, растворах солей, кислот; щелочах.
6. Ткани живых организмов: кожа, сухожилия, мышцы, ногти, волосы.
7. Первичную, вторичную, третичную, четвертичную.
8. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая. Критерии оценки:
«5» - все ответы правильные; «3» - 3 неверных ответа;
«4» - 1-2 неверных ответа; «2» - 4 и более неверных ответов. V.Рефлексия Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить результативность собственной деятельности;
3) найти неразрешенные вопросы и затруднения по изученному материалу как направление будущей деятельности.
Рефлексия «Классическая»:
1. Каковы были Ваши цели перед занятием, и насколько их удалось реализовать?
2. Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы (раздела); б) при ответе на открытые задания.
3.Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
4.Каков главный результат для Вас лично при изучении темы? 5. Чему Вы научились лучше всего?
VI. Задание на дом.
Изучить учебник биологии 10 кл. под.ред Каменского §11, учебник химии 10 кл. под. ред. Габриеляна § 27
Домашнее задание на выбор. Выбирается любое задание.
Составьте суждения по изученному тексту.
Придумайте и оформите кроссворд по теме.
Составьте синквейн.
Напиши «Трактат».
Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?
Решить задачу: Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5г белка на 1кг массы тела в
день. Зная свою массу, определите суточную норму потребления белка для своего организма.
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Ваш багаж знаний пополнился еще одной темой. Всем спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Маршрутный лист ученика
СО №1. «История изучения белковых молекул» (хронология открытий) Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитайте изложенный текст «История изучения белковых молекул».
2. Составьте краткий перечень открытий, связанных с изучением белка различными учѐными, запишите в тетрадь.
СО №2. «Состав и строение белков».
Белки - _________________. В состав молекулы белка входят атомы______________________________
Общая формула аминокислот:______________________________________________________________
Функциональные группы аминокислот ________________________________________________________________
В результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот образуется связь __________ Отличие пептида от полипептида_________________________________________________________
СО № 3. "Классификация белков"
Белки
? ?
(протеины) (протеиды)
1.Альбумины 1.Нуклеопротеиды.
2.Глобулины. 2.Липопротеиды.
3.Проламины. 3.Фосфоропротеиды.
4.Глютелиды.
СО № 4. "Уровни организации белковой молекулы".
Заполнить таблицу "Структура белка"
Структуры белка |
Связи, образующие структуру |
Конфигурация белка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО № 5."Функции белка"
Познавательная задача. Известно, что белки - важнейшая часть пищи животных и человека. С чем это связано?
1. Запишите в таблицу информацию о функции белка, используя текст параграфа 11 на стр. 43
2. Прочитайте текст, выберете примеры белков по функциям.
Используя текст учебника и текст заполните таблицу.
Функция |
Значение |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
СО № 6. «Виды денатурации белка».
Проведите лабораторнуюработу «Денатурация белка». Оформите в тетрадях для лабораторных работ ответьте на вопрос: Что такое денатурация? При каких условиях она происходит?
Денатурация
? ?
Укажите причины денатурации: __________________________________________________
1. Используя, параграф 11 стр 44-45, ответьте на вопросы (расположены ниже)
4. Какова роль ферментов в организме?
5. Что может входить в состав кофермента?
6. Почему ферменты обладают избирательным действием?
Проведите лабораторную работу «Ферментативное расщепление пероксида водорода в зависимости от температуры и pH среды» Алгоритм выполнения задания
1. Используя, параграф 11, стр 46, проведи опыты. Опишите, что происходит с пероксидом водорода под действием различного влияния среды и температуры.
СО № 8. Проверочная работа.
Вставьте в текст пропущенные термины и слова. 1). В состав белка входят следующие элементы___,___,____,___,____. 2).Белки –____________ полимеры, мономерами которых являются ______________. 3).В состав природных белков входят ______ аминокислот, _____ из них незаменимые, т.е. не синтезируются в организме и их поступление в организм обязательно вместе с пищей.
4).Мономеры белка состоят из ___________,_________________.________________. 5). Денатурация – процесс изменения структуры белка под влиянием окружающей среды, при этом белок
____________свои функции. Денатурация может быть обратимой, если сохраняется ____________ структура белка (обратный процесс называется ______________ ) и необратимой, если ______________ структура _______________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Контрольный лист к уроку:
После выполнения какого–либо задания, работы со средствами обучения, сделайте отметку «+» или «-».
|
ФИ ученика |
СО1 |
СО2 |
СО3 |
СО4 |
СО5 |
СО6 |
СО7 |
Итог |
хронология открытий |
Состав и строени е белка |
класси фикаци я |
Структ ура белка |
Функц ии белка |
Лаб опыт Денатур ация |
Лаборато рный опыт |
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.