Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)
Оценка 4.8

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
16.03.2019
Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)
Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (урок обобщения с использованием логико- смыслового моделирования) Цели деятельности педагога: • дидактические: создать условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе знаний прочитанного романа М. Достоевского «Преступление и наказание», освоение техники логико- смыслового моделирования; • развивающая: способствовать развитию потребности в самообразовании, в определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в разных источниках; • воспитательная: содействовать воспитанию интереса к произведениям русской классической литературы, используя нестандартные решения поставленных задач; содействовать воспитанию нравственных понятий –доброты, милосердия.
урок.docx
Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость­ человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (урок обобщения с использованием логико­ смыслового моделирования) Рекомендации: задача педагога – создать условия для обобщения и систематизации  знаний на уроке литературы в 10 классе по роману М Достоевского «Преступление и  наказание». На уроке использованы несколько видов деятельности учащихся:  составление логико­смысловой модели, индивидуальные выступления. Цели деятельности педагога:  дидактические: создать условия для активной учебно­познавательной  деятельности учащихся на основе знаний прочитанного романа М.  Достоевского «Преступление и наказание», освоение техники логико­  смыслового моделирования;  развивающая: способствовать развитию потребности в самообразовании, в  определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск  информации в разных источниках;  воспитательная: содействовать воспитанию интереса к произведениям русской  классической литературы, используя нестандартные решения поставленных  задач; содействовать воспитанию нравственных понятий –доброты,  милосердия. Планируемые результаты:  предметные: учащиеся научатся определять жанровое и тематическое  своеобразие произведений.  метапредметные:  познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию;  определять понятия, обобщать, систематизировать, устанавливать аналогии.  регулятивные: выбирать действия с поставленной задачей.  коммуникативные: учащийся научится формулировать ответы на  поставленные вопросы; использовать навыки монологической речи.  личностные: формировать навыки самостоятельной работы при  консультативной помощи учителя; формировать устойчивую мотивацию к  обучению; формировать навыки анализа, самоанализа и самоконтроля. Сценарий урока Эпиграф к уроку: «Хороша та книга, которую открываешь­ предвкушая, а  закрываешь – обогатившись» (А. Олкотт) 1.Постановка учебной задачи. ­Здравствуйте, ребята. Вот мы и прочитали с вами роман М. Достоевского  «Преступление и наказание», остался последний урок, давайте сформулируем, что  мы сегодня будем делать. ­Сегодня мы должны подвести итоги нашей работы по изучению романа М.  Достоевского «Преступление и наказание». Обобщить все, что узнали, читая роман.  ­Правильно. И еще, результатом работы на уроке станет заполненная ЛСМ.  Внимательно следите за всеми выступлениями на уроке, активно участвуйте в  разговоре и внимательно заполняйте схему. Результатом вашей работы дома станут  ваши рассуждения по вопросам: «Чем обогатил меня роман М. Достоевского  «Преступление и наказание» или «Уроки Достоевского» Мотивирование к учебной деятельности. В своем дневнике Достоевский писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и  ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь  этой тайной, ибо хочу быть человеком» Это очень трудно понять человека. Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечку, чем клясть темноту». Произведение Достоевского, которое мы с вами  прочитали показывает нам «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость­  человек!» В этом нам сегодня придется разобраться. Работая, будем заполнять  логико­смысловую модель.  ­Давайте вспомним с вами историю создания романа и оформим первый луч схемы.  Поможет нам в этом …(ФИ ученика) Луч 1 Пояснение.  Федор Достоевский в 1850­м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание»,  история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого  писателя пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни. В 1854 г. писатель получил  свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа­исповеди пришел к нему, когда он еще в 50­х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в  своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том,  что выживет. И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах,  подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г.  новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке  сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не  выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких  условиях Достоевский начал «Преступление и наказание». История создания романа близилась к  завершению: сроки поджимали ­ автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в  Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.  Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими  зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог. ­Обратимся к жанру произведения. В чем его своеобразие? Что вы можете сказать о  жанре произведения? Заполним 2 луч. Пояснения. Жанровое своеобразие этого романа Ф.М.Достоевского заключается в том, что это произведение  нельзя совершенно определенно отнести к уже известным и опробованным русской литературой  жанрам, поскольку в нем присутствуют разностилевые черты. Детективные черты Прежде всего формально роман можно отнести к жанру детектива:      в основе сюжета лежит преступление и его раскрытие, есть преступник (Раскольников), есть умный следователь, который понимает преступника, ведет его к разоблачению  (Порфирий Петрович), есть мотив преступления, есть отвлекающие ходы (признание Миколки), улики. Но никто из читателей и не подумает назвать «Преступление и наказание» простым детективом,  потому что каждый понимает, что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных  задач. Новый тип романа — психологический Не укладывается это произведение и в рамки традиционного европейского романа. Достоевский создал новый жанр — психологический роман. В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Что  руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с  человеком, преступившим черту? Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти  только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя  погубить. По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии), в романе рассказывается о семье Раскольниковых, поэтому его можно отнести к семейной хронике. В центре романа – идея Раскольникова о двух разрядах людей, которая подтолкнула его к преступлению, значит можно назвать его –идеологическим. Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым. Некоторые литературоведы определяют жанр произведения роман-предсказание. Луч 2 и 3 ­Еще одна особенность романа в том, что роман построен на двойничестве и  антитезе. Давайте проследим это заполняя третий, четвёртый и пятый лучи.  Вспомним значение имени и фамилии главного героя. Достоевский открыл  двойственность души, то есть показал, что в душе человека идет постоянная борьба  между злом и добром, любовью и ненавистью, красотой и безобразием. Все это мы можем наблюдать на примере главного героя. Сам герой очень противоречивая  личность в нем совмещаются как положительные, так и отрицательные черты.  Положительные – заставляют Раскольникова совершать добрые дела, а  отрицательные – толкают на преступление. ­В чем проявляется двойничество? ­В подборе героев двойников или антиподов.  ­Кто же эти герои? Заполняем 4 и 5 лучи. Вспоминаем теории героев, которые они  проповедуют. Проследим еще на каком уровне они действуют. Ребята называют двойников (демонов) и пояснят теорию, которой каждый  придерживается. Пятый луч – это антиподы (ангелы),  которые противопоставлены  двойникам (демонам) на разном  уровне.   ­А зачем нужны эти герои? ­Эти образы позволяют автору глубже  раскрыть проблематику произведения. Так Порфирий Петрович говорит  Раскольникову: «Станьте солнцем –и  вас увидят». Другими словами,  Достоевский говорит, что лишь через  человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Подводя итог вечным  вопросам и нравственным исканиям, автор приводит героя, а с ним и всех нас, к  осознанию необходимости жить жизнью настоящей, а не придуманной, как личность  утверждаться лишь через доброту и любовь, через служение другим людям и идеалам человечности и справедливости. Таков смысл романа «Преступление и наказание». Этот же путь показывает нам Соня ­  нравственный идеал по Достоевскому, тк. Соня  смогла возродиться после падения благодаря любви к людям и вере в Бога. Мы  посвящали этому целый урок. Кроме того, этот персонаж поможет нам заполнить 6  луч. В романе много говорится о религии, вере, о каких Евангельских мотивах  говорит автор в своем произведении. 7 луч.  Художественное  своеобразие романа. Давайте вспомним о  приемах, которые использует автор в своем  произведении. Самых ярких, о которых сегодня  еще не говорили. Ребята перечисляют приемы, кратко поясняя их, приводя примеры из романа. ­Переходим к последнему лучу нашей схемы. Давайте перечислим основные темы  романа, которые вы поняли, усвоили. Вывод. Несмотря на то что роман Преступление и наказание написан в 19 веке, и сегодня  нам близки и понятны проблемы, затронутые автором. Никогда не потеряют  актуальности идеалы духовной гармонии и истинной гуманности. Кроме того, в романе «Преступление и наказание» есть очень важные мысли, которые могут  предостеречь читателя от ошибок в жизни и направить его на верный путь. Домашнее задание. Дома вы пишете сочинение ­ рассуждение по одному из вопросов: «Чем обогатил  меня роман М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Уроки  Достоевского» и читаете рассказ Т. Толстой «Сонечка»

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)

Урок по теме «Какое это чудо –Человек! Какая это мерзость- человек!» по роману М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2019