Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной творческой работе представлены ответы на вопросы заочного этапа филологической олимпиады ОмГУ им. Ф.М. Достоевского "Традиции гостеприимства в русском языке, литературе и культуре" (2018-2019 уч. год). Десятиклассница стала призером данной олимпиады, показав высокий уровень знаний. Работа может быть рекомендована ученикам, готовящимся к олимпиаде по литературе.
Иконка файла материала Работа Гончаровой Анастасии.docx
Ответы на вопросы заочного этапа (2018­2019 уч. год) Филологической олимпиады ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «Традиции гостеприимства в русском языке, литературе и культуре» Призера олимпиады, ученицы  10 класса МБОУСОШ №8 р.п. Шолоховский  Белокалитвинского района  Ростовской области Гончаровой Анастасии. Учитель­наставник –  Кондрашова Л.Л. Часть I. Литературоведение Задание 1. Почему соседи прекратили дружить с Онегиным и перестали бывать у него? Попав   из   города   в   деревню, Евгений  Онегин,   ставший   богатым помещиком,   должен   был,   следуя   правилам   этикета,   завязать   знакомства   с соседними   провинциальными   дворянами.   Но   ни   сам   он   этого   не   сделал,   ни соседи­помещики,   пытавшиеся   поначалу   наладить   контакт   с   героем   романа, прекратили дружить с Онегиным и перестали бывать у него в гостях. Почему так случилось? Этому в  тексте романа Пушкина есть разные причины. Одна из них кроется в тех преобразованиях, которые провел Евгений Онегин в своем имении. Не желая повторить путь своего дяди, который «лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил», Евгений, как умный,   образованный,   прогрессивно   мыслящий   молодой   человек,   решил облегчить положение своих крепостных крестьян: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил… Реакция   на   такие   изменения   последовала   незамедлительно.   С   одной стороны, «раб судьбу благословил», но, с другой стороны, соседи­крепостники обозлились   на   нового   помещика,   увидев   в   его   действиях   угрозу   своему благополучию: Зато в углу своем надулся,  Увидя в этом страшный вред,  Его расчетливый сосед;  Другой лукаво улыбнулся,  И в голос все решили так,  Что он опаснейший чудак.Безусловно, Онегину, который и умнее, и честнее тех людей, которые его окружают,   трудно   наладить   контакт   с   соседями.   В   этом   кроется   еще   одна причина разрыва отношений Евгения с провинциальными помещиками. Чувствуя их духовную ограниченность, герой романа сам ведет себя так, чтобы свести общение с постылыми ему соседями к минимуму: Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали  Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, ­  Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним… Враждебно   настроившись   по   отношению   к   Онегину,   соседи   стали злословить о нем: «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да­с Иль нет­с». Таков был общий глас. Такая   взаимная   неприязнь   и   привела   к   окончательному   разрыву отношений между Евгением Онегиным и его соседями­помещиками. Задание 2.  Какова роль соседей в жизни русского помещика и что значит для него   понятие   «соседство»?   (покажите   на   примере   романа   А.С.   Пушкина «Евгений Онегин») Что   такое   «соседство»?   Какова   роль   соседей   в   жизни   русского поместного   дворянства?   Эти   вопросы,   наряду   с   множеством   других, рассматриваются в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин». Стоит   отметить,   что   понятие   «соседство»   в   художественном   мире пушкинского романа многозначное. Прежде всего, это бытовой собирательный образ,   который   нашел   воплощение   в   эпизодах,   связанных   с   описанием помещичьего   уклада   первой   половины   19   века.   Без   сомнения,   для   Пушкина слово «соседство» является синонимом словам «дом», «семья», «род». С ним в роман   входит   мир   скромной   сельской   природы,   званых   ужинов,   именин, народных   гуляний   и   гаданий.   «Привычки   милой   старины»,   которыми   живут, например, родители Татьяны и Ольги Лариных, очень дороги сердцу писателя: У них на масленице жирной  Водились русские блины;  Два раза в год они говели;  Любили круглые качели,Подблюдны песни, хоровод... Соседи   также   могли   скрасить   одиночество   человека,   ведущего уединенный   образ   жизни   (таким   человеком,   например,   был   дядя   Евгения Онегина). Дружеские беседы за чаем и стаканом наливки, обсуждение сплетен, подыскивание выгодных партий для женитьбы – вот круг интересов соседей­ провинциалов.   Гостеприимство,   хлебосольство,   сердечность   –   тоже   важные атрибуты   «соседства»,   уходящие   корнями   в   патриархальный   уклад   русского быта. Так, например, после приезда Онегина в деревню соседи стали наносить ему   дружественные   визиты   («сначала   все   к   нему   езжали»),   чтобы   поближе познакомиться   и   наладить   общение.   Появление   Евгения   в   доме   Лариных наделало много шума среди соседей: в нем стали рассматривать потенциального жениха.   Владимир   Ленский,  «полурусский   сосед»   Онегина,  тоже   «везде   был принят как жених». «Своими» Ленский называет гостей (среди которых, кстати, были и «толстый Пустяков», и «владелец нищих мужиков» Гвоздин, и «уездный франтик   Петушков»,   и   многие   другие),   собравшихся   на   именины   к   Татьяне Лариной. Это автор романа видит истинную суть данных помещиков – жестоких, невежественных   и   духовно   ограниченных   крепостников,   но   наивный   и восторженный Ленский воспринимает своих соседей именно как близких ему по духу людей.  Ярким   примером   соседства   выступают   в   романе   отношения   Евгения Онегина и Владимира Ленского. Хотя Ленский наивен и не знает жизни, но с ним Онегину интересней, чем с остальными соседями, которые говорят только «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Подружились герои потому, что каждый из них скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий. «От делать нечего» ­ называет такую дружбу Пушкин. Думается, что именно такой род   дружбы   сродни   соседско­приятельским   отношениями,   без   серьезных обязательств и высоких требований.  Мнение   соседей   зачастую   было   решающим   при   выборе   дальнейшего жизненного   пути.   Например,   мать   Татьяны   Лариной,   чтобы   устроить   судьбу дочери, прислушалась к советам родни и соседей и повезла дочь в Москву на «ярмарку невест». Для Евгения Онегина «общественное мнение» («Но шепот, хохотня глупцов…»!) также стало определяющим:   не в силах противостоять общепринятой   морали,   он   убивает   на   дуэли   Ленского.   Здесь   происходит наполнение понятия «соседство» новым содержанием: с одной стороны, это – родственные души, дружба, сердечность, но с другой стороны – это сплетни, подстрекательство,   опасная   молва,   вражда   (примечателен   в   этом   отношении образ сплетника, игрока и дуэлянта Зарецкого). С   гибелью   Владимира   Ленского   происходит   крушение   идиллического мира. Крестьянка Анисья говорит Татьяне, оказавшейся в доме Онегина: Здесь с ним обедывал зимою  Покойный Ленский, наш сосед… Так из романа Пушкина уходит мотив соседства (соседей), связанный с миром старины, установленными веками порядками и поведенческими стереотипами.Таким   образом,   понятия   «соседи»   и   «соседство»   в   структуре пушкинского   произведения   многозначные.   Они   связаны   как   с   бытовым собирательным   образом  (дворянская   усадебная   культура  – «привычки   милой старины»), так и с созданием нового типа литературного героя – героя­соседа (например, образы Онегина, Ленского, Зарецкого).  Задание 3. Какое вино называет Онегин другом, какое сравнивает с ветреной барышней, а какое становится источником вдохновения? Приведите цитаты из текста. Исконно на Руси вино всегда скрашивало романтическую встречу, было атрибутом как дружеской вечеринки, так и званого вечера. Не случайно поэтому в   романе   Пушкина   «Евгений   Онегин»   ­   «энциклопедии   русской   жизни»   ­ «винная»   тема   тоже   присутствует.   Пушкин   не   раз   упоминает   тот   напиток. Приведем цитаты:   завсегда,     любовнице Но   изменяет   пеной   шумной желудку Оно моему,  Бордо благоразумный И   я Уж   нынче   предпочел   ему. К  Аи я   больше   не   способен; Aи   подобен Блестящей,   ветреной,   живой, И   своенравной,   и   пустой... Но   ты,  Бордо,   подобен  другу, Который,   в   горе   и   в   беде, Товарищ   везде, Готов   нам   оказать   услугу Иль   тихий   разделить   досуг. Да здравствует Бордо, наш друг! Аи (сравнение с ветреной барышней) – сорт шампанского.  Бордо (сравнение с другом) – легкое красное французское вино.  Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мерзлой для поэта На стол тотчас принесено. Оно сверкает Ипокреной; Оно своей игрой и пеной (Подобием того­сего) Меня пленяло: за него Последний бедный лепт, бывало, Давал я. Помните ль, друзья?Его волшебная струя Рождала глупостей не мало, А сколько шуток и стихов, И споров, и веселых снов! Клико и Моэт ­ марки шампанских вин. «Оно сверкает Ипокреной» ­ Ипокрена ­ источник вдохновения на горе Геликон, жилище муз и Аполлона. Задание 4. Что, по мнению Ноздрева, подмешивал в вино мошенник Пономарев (приведите цитату). Ноздрев, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», сам мошенник и вор, привык   не   доверять   людям   и   тоже   подозревать   их   (и   небезосновательно!)   в мошенничестве.   В   своем   знаменитом   монологе   этот   помещик   рассказывает Чичикову о своих кутежах. В том числе он упоминает и о некоем Пономареве, который разбавляет вино. Вот эта цитата: «Какого   вина   отпустил   нам   Пономарев!   Нужно   тебе   знать,   что   он мошенник  и в его лавке ничего нельзя брать:  в вино мешает всякую дрянь: сандал, жженую пробку, и даже бузиной, подлец, затирает, но зато уж если вытащит из дальней комнатки, которая называется у него особенной, какую­ нибудь бутылочку, ну просто, брат, находишься в эмпиреях. Шампанское у нас было такое, ­что пред ним губернаторское? просто квас. Вообрази, не клико, а какое­то   клико   матрадура;   это   значит   двойное   клико.   И   еще   достал   одну бутылочку французского под названием: бонбон. Запах? ­ розетка и всё, что хочешь. Уж так покутили!...» Задание   5.  Как   автор   доказывает,   что   обед   не   составлял   главного   в   жизни Ноздрева? 2­6   главы   поэмы   Н.В.   Гоголя   «Мертвые   души»   построены   по определенному плану: краткая характеристика помещика, описание его усадьбы, реакция на предложение Чичикова и т.д.. Одним из непременных пунктов плана является     описание совместной   трапезы   (застолья):   чем   и   как   угощают помещики Чичикова? По тому, что стоит у хозяина на столе, как он принимает своего гостя, мы можем судить о характере помещика, его образе жизни. Так что же   составляет   главное   в   жизни   Ноздрева?   По   сцене,   посвященной   описанию «застолья», мы можем с уверенностью сказать, что обед не составлял главного в жизни Ноздрева. Как Гоголь дает нам это понять? Во­первых,   писатель   прямо   об   этом   говорит:   «Обед,   как   видно,   не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли…» И дальше   Гоголь   поясняет   эту   фразу   и   через   характеристику   качества приготовленных блюд («кое­что и пригорело, кое­что и вовсе не сварилось»), и через   отношение   господского   повара   (а   значит,   помещик   поощрял   такоеотношение!) к своим обязанностям: «Видно, что повар руководствовался более каким­то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него   перец  –  он   сыпал   перец,  капуста   ли   попалась   –  совал  капусту,   пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай­валяй, было бы горячо, а вкус какой­ нибудь, верно, выйдет». Во­вторых,   Гоголь   говорит   о   том,   что   среди   вкусовых   предпочтений Ноздрева   на   первом   месте   оказываются   вина   (вспомним,   что   Ноздрев   – известный кутила). Так, угощая Чичикова, хозяин, даже когда «еще не подавали супа»,   «уже   налил   гостям   по   большому   стакану   портвейна   и   по   другому госотерна».     Вслед   за   этими   спиртными   напитками   последовали   и   бутылка мадеры, «лучше которой не пивал сам фельдмаршал», и «какая­то особенная бутылка»,   которая,   по   словам   Ноздрева,   была   «и   бургоньон   и   шампаньон вместе».   Далее   «в   непродолжительном   времени   была   принесена   на   стол рябиновка», потом «пили какой­то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно   было   припомнить».   Завершая   описание   сцены   обеда,   Гоголь   пишет: «Обед давно уже кончился, и вина были перепробованы, но гости всё еще сидели за столом».  В­третьих,   чтобы   подчеркнуть   равнодушное   отношение   Ноздрева   к обеду, писатель использует прием антитезы: он противопоставляет трапезу у Ноздрева   угощению   Чичикова   Коробочкой   и   Собакевичем,   столы   которых ломились от обилия блюд.  Таким образом, Гоголь, показывая отношение Ноздрева к обеду (а обед в поэме   символизирует   живую   жизнь),   хочет   сказать,   что   этот   герой   лишён духовного начала.  Часть II. Языкознание  Задание 6. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», в гл. 3, Коробочка угощает Чичикова многими традиционными славянскими блюдами, в том числе пресным пирогом: «Пресный пирог с яйцом! – сказала хозяйка».   6.1.   Дайте   историко­этимологическую   характеристику   слова   пирог.   Каков исходный корень этого слова? Приведите слово сходной словообразовательной модели.  6.2. Укажите значения слова пресный и его значение в данном контексте. 6.1. Думаю, что, прежде чем дать историко­этимологическую характеристику слова пирог, надо определить современное значение этого слова.  «Пир гоо  —   горячая   выпечка,   в отличие   от   жареных   в масле   пирожков — немалых   размеров,   из   дрожжевого   и изредка   из   песочного   теста, с различной начинкой из овощей и мяса со специями, а также — сладких плодов и ягод, —   для торжественных   пиров   и семейных   сборов   по   выходным и праздникам»   (по   материалам   из   свободной   русской   энциклопедии «Традиция»).Говоря об истории происхождения этого слова, этимологический словарь русского языка М. Фасмера отмечает, что «пирог» имеет в языке праславянские корни, «от   которого   в  числе   прочего   произошли:   русское  пирог,  украинское пирíг   (род.   п.   ­ог ),   белорусское   пiр г,   чешское,   словацкое   piroh,   польское pirog».  Таким   образом,  рассматриваемое   слово   образовалось   суффиксальным способом от слова pirъ (пир) с помощью суффика –оgъ (­ог­). Первоначально то слово означало «праздничный хлеб». оо ао Сходной   словообразовательной   модели   можно   назвать   слово  творог (суффиксальное   (­ог­)   производное   от   слова   «творъ»   (творить).   «Творог» буквально означает «сделанное твердым молоко». Этимологический   словарь  М.   Фасмера  называет   и   другую   гипотезу происхождения слова «пирог»: «праслав. *руrоgъ, связанное с др.­русск. пыро «полба»,   откуда   получено   *pirogъ   в   результате   преобразования   по   народн. этимологии в связи с пир». 6.2.   Слово   «пресный»   многозначное.   «Большой   толковый   словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова дает следующие значения этого слова: «ПРЕСНЫЙ, ­ая, ­ое; ­сен, ­сна, ­о.  1. Лишённый характерного вкуса вследствие отсутствия или небольшого количества соли. П­ая вода. // Содержащий, имеющий такую воду. Солёные и пресные озёра.  2. Приготовленный   без   соли,   сахара,   острых   приправ;   не   имеющий остроты. П­ая   пища. // Свойственный   такой   пище. П.   вкус. // Приготовленный без закваски (о тесте, изделиях из теста). П. пирог.  3. Разг. Лишённый остроты, занимательности, интереса, живости. Все его шутки   довольно   пресны. Рассказ   получился   пресным. Жизнь   в   деревне показалась пресной. <Пресность, ­и; ж. П. воды. П. анекдота». Легко   заметить,   что   слово   «пресный»   в   контексте   поэмы   Гоголя «Мертвые души» употребляется во 2 значении – «Приготовленный без закваски (о тесте, изделиях из теста). Пресный пирог».  Задание 7. Внимательно прочитайте фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно   за   движениями   жестких   рук   ее,   подымающих   молот,   а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные   хозяева,   и,   пользуясь   подслеповатостию   старухи   и   солнцем, беспокоящим   глаза   ее,   обсыпают   лакомые   куски   где   вразбитную,   гдегустыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы   только   показать   себя,   пройтись   взад   и   вперед   по   сахарной   куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными   эскадронами.   Не   успел   Чичиков   осмотреться,   как   уже   был схвачен   под   руку   губернатором,   который   представил   его   тут   же губернаторше».  Выполните задания по данному фрагменту:  7.1. Определите, какой троп представлен в этом фрагменте.  7.2. Достройте 2 смысловые пропорции на основе этого тропа, используя слова из текста:  «Черные фраки» : «мухи» = _________ : _________ = _________ : _________ .  7.3. Не более чем в 3 предложениях поясните значение использования  этого тропа   для   создания   образов,   важных   для   данного   фрагмента   и   для   всего произведения. При этом соблюдайте нормы русского литературного языка. 7.1.   В   представленном   фрагменте   основной   троп   (наряду,   например,   с метонимией – «черные фраки мелькали и носились»), используемый Гоголем, ­ это сравнение. Писатель сопоставляет поведение городских чиновников на балу с поведением мух при виде рафинада: «как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета». 7.2.   «Черные   фраки»   :   «мухи»   =   «эскадроны   мух»   :   «полные   хозяева»   = «докучные эскадроны» : «черные фраки». 7.3. Использование сравнения очень важно как в контексте данного фрагмента, так   и   в   контексте   всего   произведения.   С   его   помощью     Гоголь   показывает пустоту   и   никчемность   жизни   светских   повес   –   городских     чиновников, пришедших на бал к губернатору прежде всего только для того, чтобы «показать себя», «порисоваться» перед другими, подобно докучливым мухам, «пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки,   или   почесать   ими   у   себя   под   крылышками,   или,   протянувши   обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь…» Также с помощью этого сравнения («черные фраки» ­ «мухи») Гоголь выражает свое негативное отношение к героям поэмы, которые лишены  всего  человеческого, которые  духовно  мертвы  («Мертвые  души»!)  и поведение которых сродни поведению насекомых. Задание 8. Каким синтаксическим способом А. С. Пушкин подчеркнул причину, по которой Владимира Ленского в гостях принимали как жениха? Ответ ищите воформлении   грамматической   структуры   предложения   в   данном   фрагменте. Какой частью речи является выделенное слово и какое значение оно передаёт? Богат, хорош собою, Ленский  Везде был принят как жених;  Таков обычай деревенский;  Все дочек прочили своих  За полурусского соседа;  Взойдет ли он, тотчас беседа  Заводит слово стороной  О скуке жизни холостой;  Зовут соседа к самовару,  А Дуня разливает чай;  Ей шепчут: «Дуня, примечай!»  Потом приносят и гитару:  И запищит она (бог мой!):  Приди в чертог ко мне златой!.. Причину,   по   которой  Владимира   Ленского   в   гостях   принимали   как жениха,   А.С.   Пушкин   подчеркнул   с   помощью   обособленного   определения, стоящего перед определяемым словом и имеющего значение причины:  Богат, хорош собою, Ленский  Везде был принят как жених… (Принят как жених почему? Потому что Богат, хорош собою). Стоит отметить, что в тексте обособленное определение выражено кратким прилагательным с зависимым   словом:   во   времена   Пушкина   краткие   прилагательные   и   краткие причастия   могли   выступать   в   роли   определений   и   образовывать   вместе   с зависимыми словами обособленные конструкции (в современном языке краткое прилагательное и краткое причастие выступают в роли сказуемого). Выделенное слово как является союзом и обозначает «в качестве»: ср. «принят в качестве жениха». В этом случае запятая перед как не ставится. Задание 9.  Второй день после Рождества в доме хозяев – обед «для разных», как их называет рассказчик автобиографической повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» («Радости»). Прочитайте фрагмент: «Отец отдает распоряжения, что   к   обеду   и   кого   допускать.   Василь­Василич   загибает   пальцы.   Пискун, Полугариха,   солдат   Махоров,   Выхухоль,   певчий­обжора   Ломшаков   <…>; знаменитый Солодовкин, который ставит нам скворцов и соловьев, — таких насвистывает!   Звонарь   от   Казанской,   Пашенька­блаженненькая, знаменитый   гармонист   Петька,   моя   кормилка   Настя   <…>,   хромой старичок­цирюльник Костя, вылечивший когда­то дедушку от водянки, — тараканьими порошками поднял, а доктора не могли! — Трифоныч­Юрцов, сорок лет у нас лавку держит, — разные, «потерявшие себя» люди, а были когда­то настоящие».9.1. Выпишите из данного фрагмента названия людей по роду занятий.  9.2. Определите, каким способом и при помощи какого средства  образовано каждое из таких названий. Какое из этих слов является непроизводным? Какое из этих слов образовано иначе, чем в современном русском литературном языке? Ответ поясните. 9.1. Солдат, певчий, звонарь, гармонист, кормилка, цирюльник, доктора. 9.2. Солдат ­ непроизводное слово, певчий – суффиксальный способ (от глагола петь с помощью суффиксов ­в, ­ч); звонарь – суффиксальный способ (от глагола  звонить  с   помощью   суффикса  –арь);  гармонист   –   суффиксальный способ (от существительно  гармонь  с помощью суффикса –ист); кормилка – суффиксальный   способ   (от   глагола  кормить  с   помощью   суффикса   –лк); цирюльник – суффиксальный способ (суффикс –ник прибавляется к связанному корню цирюль); доктор ­ непроизводное слово. Непроизводные слова – солдат и доктор,   слово  певчий  образовано   иначе,   чем   в   современном   русском литературном языке (то арахаизм): ср. певец. Задание 10.  В автобиографической повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» («Радости»)   найдите   эпизоды,   связанные   с   подготовкой   подарка   к   именинам отца   героя­рассказчика.   Какой   подарок   решили   поднести   хозяину   его домашние? Каким эпитетом описывается внешний вид подарка? Чем это слово (эпитет)   отличается   от   аналогичного   слова   в   русском   литературном   языке? Разницу   поясните.   Какую   надпись   придумали   сделать   на   своём   подарке домашние? Напишите эту фразу, поясните, опираясь на контекст, с какой целью в этой фразе используется прилагательное (прилагательное укажите). Почему в этой фразе используется прилагательное определённой семантической группы? И.С. Шмелёв, автор повести «Лето Господне», считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает   мир   одухотворённым,  «обожествлённым»,  а  значит,  осмысленным.  По мнению   писателя,   соблюдение   древнего   порядка   помогает   человеку   быть нравственным. При таком понимании ежедневные дела превращаются в обряд, исполненный смысла. Одним из таких дел стала подготовка к именинам отца мальчика Вани ­ героя­рассказчика, от имени которого идет повествование. На семейном совете прошло обсуждение будущего подарка. Предлагали  подарить хозяину и икону, и Четьи­Минеи, и «флягу­бутылочку из серебра», и «просфору Серебряную».   Всеобщим   решением   домашние   постановили   подарить   хозяину «огромадный крендель заказать, чтобы невидано никогда такого».  Внешний вид подарка описывается эпитетом  «огромадный». Это слово (эпитет)   отличается   от   аналогичного   слова   («огромный»)   в   русском литературном языке сферой употребления. «Огромадный» – это слово является просторечием и употребляется в разговорном стиле речи.Домна   Панферовна,   «женщина   почтенная,   богомольная»,   придумала надпись на кренделе: «на День Ангела — хозяину благому», и еще имя­отчество и фамилию прописать». А скорняк придумал «священным словом» «благому» украсить крендель.  Прилагательное «благой» относится к семантической группе, связанной с христианской религией и богослужением. Слово «благой» означает «хороший, добрый» (ср. «Благая весть» ­ Евангелие). Именно таким человеком – добрым, открытым, набожным – и был отец рассказчика.   В   контексте   всей   повести   Шмелева,   где   тема   религиозная,   тема устремлённости   души   русского   человека   к   Царствию   Небесному   связана   с семейным укладом замоскворецкого двора «средней руки» купцов Шмелёвых, бытом Москвы восьмидесятых годов XIX века, употребление слова «благой» вполне оправданно.