Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии
Оценка 4.9

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
10 кл
22.03.2019
Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии
В данной творческой работе представлены ответы на вопросы заочного этапа филологической олимпиады ОмГУ им. Ф.М. Достоевского "Традиции гостеприимства в русском языке, литературе и культуре" (2018-2019 уч. год). Десятиклассница стала призером данной олимпиады, показав высокий уровень знаний. Работа может быть рекомендована ученикам, готовящимся к олимпиаде по литературе.
Работа Гончаровой Анастасии.docx
Ответы на вопросы заочного этапа (2018­2019 уч. год) Филологической олимпиады ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «Традиции гостеприимства в русском языке, литературе и культуре» Призера олимпиады, ученицы  10 класса МБОУСОШ №8 р.п. Шолоховский  Белокалитвинского района  Ростовской области Гончаровой Анастасии. Учитель­наставник –  Кондрашова Л.Л. Часть I. Литературоведение Задание 1. Почему соседи прекратили дружить с Онегиным и перестали бывать у него? Попав   из   города   в   деревню, Евгений  Онегин,   ставший   богатым помещиком,   должен   был,   следуя   правилам   этикета,   завязать   знакомства   с соседними   провинциальными   дворянами.   Но   ни   сам   он   этого   не   сделал,   ни соседи­помещики,   пытавшиеся   поначалу   наладить   контакт   с   героем   романа, прекратили дружить с Онегиным и перестали бывать у него в гостях. Почему так случилось? Этому в  тексте романа Пушкина есть разные причины. Одна из них кроется в тех преобразованиях, которые провел Евгений Онегин в своем имении. Не желая повторить путь своего дяди, который «лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил», Евгений, как умный,   образованный,   прогрессивно   мыслящий   молодой   человек,   решил облегчить положение своих крепостных крестьян: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил… Реакция   на   такие   изменения   последовала   незамедлительно.   С   одной стороны, «раб судьбу благословил», но, с другой стороны, соседи­крепостники обозлились   на   нового   помещика,   увидев   в   его   действиях   угрозу   своему благополучию: Зато в углу своем надулся,  Увидя в этом страшный вред,  Его расчетливый сосед;  Другой лукаво улыбнулся,  И в голос все решили так,  Что он опаснейший чудак. Безусловно, Онегину, который и умнее, и честнее тех людей, которые его окружают,   трудно   наладить   контакт   с   соседями.   В   этом   кроется   еще   одна причина разрыва отношений Евгения с провинциальными помещиками. Чувствуя их духовную ограниченность, герой романа сам ведет себя так, чтобы свести общение с постылыми ему соседями к минимуму: Сначала все к нему езжали; Но так как с заднего крыльца Обыкновенно подавали  Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги, ­  Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним… Враждебно   настроившись   по   отношению   к   Онегину,   соседи   стали злословить о нем: «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да­с Иль нет­с». Таков был общий глас. Такая   взаимная   неприязнь   и   привела   к   окончательному   разрыву отношений между Евгением Онегиным и его соседями­помещиками. Задание 2.  Какова роль соседей в жизни русского помещика и что значит для него   понятие   «соседство»?   (покажите   на   примере   романа   А.С.   Пушкина «Евгений Онегин») Что   такое   «соседство»?   Какова   роль   соседей   в   жизни   русского поместного   дворянства?   Эти   вопросы,   наряду   с   множеством   других, рассматриваются в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин». Стоит   отметить,   что   понятие   «соседство»   в   художественном   мире пушкинского романа многозначное. Прежде всего, это бытовой собирательный образ,   который   нашел   воплощение   в   эпизодах,   связанных   с   описанием помещичьего   уклада   первой   половины   19   века.   Без   сомнения,   для   Пушкина слово «соседство» является синонимом словам «дом», «семья», «род». С ним в роман   входит   мир   скромной   сельской   природы,   званых   ужинов,   именин, народных   гуляний   и   гаданий.   «Привычки   милой   старины»,   которыми   живут, например, родители Татьяны и Ольги Лариных, очень дороги сердцу писателя: У них на масленице жирной  Водились русские блины;  Два раза в год они говели;  Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод... Соседи   также   могли   скрасить   одиночество   человека,   ведущего уединенный   образ   жизни   (таким   человеком,   например,   был   дядя   Евгения Онегина). Дружеские беседы за чаем и стаканом наливки, обсуждение сплетен, подыскивание выгодных партий для женитьбы – вот круг интересов соседей­ провинциалов.   Гостеприимство,   хлебосольство,   сердечность   –   тоже   важные атрибуты   «соседства»,   уходящие   корнями   в   патриархальный   уклад   русского быта. Так, например, после приезда Онегина в деревню соседи стали наносить ему   дружественные   визиты   («сначала   все   к   нему   езжали»),   чтобы   поближе познакомиться   и   наладить   общение.   Появление   Евгения   в   доме   Лариных наделало много шума среди соседей: в нем стали рассматривать потенциального жениха.   Владимир   Ленский,  «полурусский   сосед»   Онегина,  тоже   «везде   был принят как жених». «Своими» Ленский называет гостей (среди которых, кстати, были и «толстый Пустяков», и «владелец нищих мужиков» Гвоздин, и «уездный франтик   Петушков»,   и   многие   другие),   собравшихся   на   именины   к   Татьяне Лариной. Это автор романа видит истинную суть данных помещиков – жестоких, невежественных   и   духовно   ограниченных   крепостников,   но   наивный   и восторженный Ленский воспринимает своих соседей именно как близких ему по духу людей.  Ярким   примером   соседства   выступают   в   романе   отношения   Евгения Онегина и Владимира Ленского. Хотя Ленский наивен и не знает жизни, но с ним Онегину интересней, чем с остальными соседями, которые говорят только «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Подружились герои потому, что каждый из них скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий. «От делать нечего» ­ называет такую дружбу Пушкин. Думается, что именно такой род   дружбы   сродни   соседско­приятельским   отношениями,   без   серьезных обязательств и высоких требований.  Мнение   соседей   зачастую   было   решающим   при   выборе   дальнейшего жизненного   пути.   Например,   мать   Татьяны   Лариной,   чтобы   устроить   судьбу дочери, прислушалась к советам родни и соседей и повезла дочь в Москву на «ярмарку невест». Для Евгения Онегина «общественное мнение» («Но шепот, хохотня глупцов…»!) также стало определяющим:   не в силах противостоять общепринятой   морали,   он   убивает   на   дуэли   Ленского.   Здесь   происходит наполнение понятия «соседство» новым содержанием: с одной стороны, это – родственные души, дружба, сердечность, но с другой стороны – это сплетни, подстрекательство,   опасная   молва,   вражда   (примечателен   в   этом   отношении образ сплетника, игрока и дуэлянта Зарецкого). С   гибелью   Владимира   Ленского   происходит   крушение   идиллического мира. Крестьянка Анисья говорит Татьяне, оказавшейся в доме Онегина: Здесь с ним обедывал зимою  Покойный Ленский, наш сосед… Так из романа Пушкина уходит мотив соседства (соседей), связанный с миром старины, установленными веками порядками и поведенческими стереотипами. Таким   образом,   понятия   «соседи»   и   «соседство»   в   структуре пушкинского   произведения   многозначные.   Они   связаны   как   с   бытовым собирательным   образом  (дворянская   усадебная   культура  – «привычки   милой старины»), так и с созданием нового типа литературного героя – героя­соседа (например, образы Онегина, Ленского, Зарецкого).  Задание 3. Какое вино называет Онегин другом, какое сравнивает с ветреной барышней, а какое становится источником вдохновения? Приведите цитаты из текста. Исконно на Руси вино всегда скрашивало романтическую встречу, было атрибутом как дружеской вечеринки, так и званого вечера. Не случайно поэтому в   романе   Пушкина   «Евгений   Онегин»   ­   «энциклопедии   русской   жизни»   ­ «винная»   тема   тоже   присутствует.   Пушкин   не   раз   упоминает   тот   напиток. Приведем цитаты:   завсегда,     любовнице Но   изменяет   пеной   шумной желудку Оно моему,  Бордо благоразумный И   я Уж   нынче   предпочел   ему. К  Аи я   больше   не   способен; Aи   подобен Блестящей,   ветреной,   живой, И   своенравной,   и   пустой... Но   ты,  Бордо,   подобен  другу, Который,   в   горе   и   в   беде, Товарищ   везде, Готов   нам   оказать   услугу Иль   тихий   разделить   досуг. Да здравствует Бордо, наш друг! Аи (сравнение с ветреной барышней) – сорт шампанского.  Бордо (сравнение с другом) – легкое красное французское вино.  Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мерзлой для поэта На стол тотчас принесено. Оно сверкает Ипокреной; Оно своей игрой и пеной (Подобием того­сего) Меня пленяло: за него Последний бедный лепт, бывало, Давал я. Помните ль, друзья? Его волшебная струя Рождала глупостей не мало, А сколько шуток и стихов, И споров, и веселых снов! Клико и Моэт ­ марки шампанских вин. «Оно сверкает Ипокреной» ­ Ипокрена ­ источник вдохновения на горе Геликон, жилище муз и Аполлона. Задание 4. Что, по мнению Ноздрева, подмешивал в вино мошенник Пономарев (приведите цитату). Ноздрев, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», сам мошенник и вор, привык   не   доверять   людям   и   тоже   подозревать   их   (и   небезосновательно!)   в мошенничестве.   В   своем   знаменитом   монологе   этот   помещик   рассказывает Чичикову о своих кутежах. В том числе он упоминает и о некоем Пономареве, который разбавляет вино. Вот эта цитата: «Какого   вина   отпустил   нам   Пономарев!   Нужно   тебе   знать,   что   он мошенник  и в его лавке ничего нельзя брать:  в вино мешает всякую дрянь: сандал, жженую пробку, и даже бузиной, подлец, затирает, но зато уж если вытащит из дальней комнатки, которая называется у него особенной, какую­ нибудь бутылочку, ну просто, брат, находишься в эмпиреях. Шампанское у нас было такое, ­что пред ним губернаторское? просто квас. Вообрази, не клико, а какое­то   клико   матрадура;   это   значит   двойное   клико.   И   еще   достал   одну бутылочку французского под названием: бонбон. Запах? ­ розетка и всё, что хочешь. Уж так покутили!...» Задание   5.  Как   автор   доказывает,   что   обед   не   составлял   главного   в   жизни Ноздрева? 2­6   главы   поэмы   Н.В.   Гоголя   «Мертвые   души»   построены   по определенному плану: краткая характеристика помещика, описание его усадьбы, реакция на предложение Чичикова и т.д.. Одним из непременных пунктов плана является     описание совместной   трапезы   (застолья):   чем   и   как   угощают помещики Чичикова? По тому, что стоит у хозяина на столе, как он принимает своего гостя, мы можем судить о характере помещика, его образе жизни. Так что же   составляет   главное   в   жизни   Ноздрева?   По   сцене,   посвященной   описанию «застолья», мы можем с уверенностью сказать, что обед не составлял главного в жизни Ноздрева. Как Гоголь дает нам это понять? Во­первых,   писатель   прямо   об   этом   говорит:   «Обед,   как   видно,   не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли…» И дальше   Гоголь   поясняет   эту   фразу   и   через   характеристику   качества приготовленных блюд («кое­что и пригорело, кое­что и вовсе не сварилось»), и через   отношение   господского   повара   (а   значит,   помещик   поощрял   такое отношение!) к своим обязанностям: «Видно, что повар руководствовался более каким­то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него   перец  –  он   сыпал   перец,  капуста   ли   попалась   –  совал  капусту,   пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай­валяй, было бы горячо, а вкус какой­ нибудь, верно, выйдет». Во­вторых,   Гоголь   говорит   о   том,   что   среди   вкусовых   предпочтений Ноздрева   на   первом   месте   оказываются   вина   (вспомним,   что   Ноздрев   – известный кутила). Так, угощая Чичикова, хозяин, даже когда «еще не подавали супа»,   «уже   налил   гостям   по   большому   стакану   портвейна   и   по   другому госотерна».     Вслед   за   этими   спиртными   напитками   последовали   и   бутылка мадеры, «лучше которой не пивал сам фельдмаршал», и «какая­то особенная бутылка»,   которая,   по   словам   Ноздрева,   была   «и   бургоньон   и   шампаньон вместе».   Далее   «в   непродолжительном   времени   была   принесена   на   стол рябиновка», потом «пили какой­то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно   было   припомнить».   Завершая   описание   сцены   обеда,   Гоголь   пишет: «Обед давно уже кончился, и вина были перепробованы, но гости всё еще сидели за столом».  В­третьих,   чтобы   подчеркнуть   равнодушное   отношение   Ноздрева   к обеду, писатель использует прием антитезы: он противопоставляет трапезу у Ноздрева   угощению   Чичикова   Коробочкой   и   Собакевичем,   столы   которых ломились от обилия блюд.  Таким образом, Гоголь, показывая отношение Ноздрева к обеду (а обед в поэме   символизирует   живую   жизнь),   хочет   сказать,   что   этот   герой   лишён духовного начала.  Часть II. Языкознание  Задание 6. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», в гл. 3, Коробочка угощает Чичикова многими традиционными славянскими блюдами, в том числе пресным пирогом: «Пресный пирог с яйцом! – сказала хозяйка».   6.1.   Дайте   историко­этимологическую   характеристику   слова   пирог.   Каков исходный корень этого слова? Приведите слово сходной словообразовательной модели.  6.2. Укажите значения слова пресный и его значение в данном контексте. 6.1. Думаю, что, прежде чем дать историко­этимологическую характеристику слова пирог, надо определить современное значение этого слова.  «Пир гоо  —   горячая   выпечка,   в отличие   от   жареных   в масле   пирожков — немалых   размеров,   из   дрожжевого   и изредка   из   песочного   теста, с различной начинкой из овощей и мяса со специями, а также — сладких плодов и ягод, —   для торжественных   пиров   и семейных   сборов   по   выходным и праздникам»   (по   материалам   из   свободной   русской   энциклопедии «Традиция»). Говоря об истории происхождения этого слова, этимологический словарь русского языка М. Фасмера отмечает, что «пирог» имеет в языке праславянские корни, «от   которого   в  числе   прочего   произошли:   русское  пирог,  украинское пирíг   (род.   п.   ­ог ),   белорусское   пiр г,   чешское,   словацкое   piroh,   польское pirog».  Таким   образом,  рассматриваемое   слово   образовалось   суффиксальным способом от слова pirъ (пир) с помощью суффика –оgъ (­ог­). Первоначально то слово означало «праздничный хлеб». оо ао Сходной   словообразовательной   модели   можно   назвать   слово  творог (суффиксальное   (­ог­)   производное   от   слова   «творъ»   (творить).   «Творог» буквально означает «сделанное твердым молоко». Этимологический   словарь  М.   Фасмера  называет   и   другую   гипотезу происхождения слова «пирог»: «праслав. *руrоgъ, связанное с др.­русск. пыро «полба»,   откуда   получено   *pirogъ   в   результате   преобразования   по   народн. этимологии в связи с пир». 6.2.   Слово   «пресный»   многозначное.   «Большой   толковый   словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова дает следующие значения этого слова: «ПРЕСНЫЙ, ­ая, ­ое; ­сен, ­сна, ­о.  1. Лишённый характерного вкуса вследствие отсутствия или небольшого количества соли. П­ая вода. // Содержащий, имеющий такую воду. Солёные и пресные озёра.  2. Приготовленный   без   соли,   сахара,   острых   приправ;   не   имеющий остроты. П­ая   пища. // Свойственный   такой   пище. П.   вкус. // Приготовленный без закваски (о тесте, изделиях из теста). П. пирог.  3. Разг. Лишённый остроты, занимательности, интереса, живости. Все его шутки   довольно   пресны. Рассказ   получился   пресным. Жизнь   в   деревне показалась пресной. <Пресность, ­и; ж. П. воды. П. анекдота». Легко   заметить,   что   слово   «пресный»   в   контексте   поэмы   Гоголя «Мертвые души» употребляется во 2 значении – «Приготовленный без закваски (о тесте, изделиях из теста). Пресный пирог».  Задание 7. Внимательно прочитайте фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно   за   движениями   жестких   рук   ее,   подымающих   молот,   а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные   хозяева,   и,   пользуясь   подслеповатостию   старухи   и   солнцем, беспокоящим   глаза   ее,   обсыпают   лакомые   куски   где   вразбитную,   где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы   только   показать   себя,   пройтись   взад   и   вперед   по   сахарной   куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными   эскадронами.   Не   успел   Чичиков   осмотреться,   как   уже   был схвачен   под   руку   губернатором,   который   представил   его   тут   же губернаторше».  Выполните задания по данному фрагменту:  7.1. Определите, какой троп представлен в этом фрагменте.  7.2. Достройте 2 смысловые пропорции на основе этого тропа, используя слова из текста:  «Черные фраки» : «мухи» = _________ : _________ = _________ : _________ .  7.3. Не более чем в 3 предложениях поясните значение использования  этого тропа   для   создания   образов,   важных   для   данного   фрагмента   и   для   всего произведения. При этом соблюдайте нормы русского литературного языка. 7.1.   В   представленном   фрагменте   основной   троп   (наряду,   например,   с метонимией – «черные фраки мелькали и носились»), используемый Гоголем, ­ это сравнение. Писатель сопоставляет поведение городских чиновников на балу с поведением мух при виде рафинада: «как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета». 7.2.   «Черные   фраки»   :   «мухи»   =   «эскадроны   мух»   :   «полные   хозяева»   = «докучные эскадроны» : «черные фраки». 7.3. Использование сравнения очень важно как в контексте данного фрагмента, так   и   в   контексте   всего   произведения.   С   его   помощью     Гоголь   показывает пустоту   и   никчемность   жизни   светских   повес   –   городских     чиновников, пришедших на бал к губернатору прежде всего только для того, чтобы «показать себя», «порисоваться» перед другими, подобно докучливым мухам, «пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки,   или   почесать   ими   у   себя   под   крылышками,   или,   протянувши   обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь…» Также с помощью этого сравнения («черные фраки» ­ «мухи») Гоголь выражает свое негативное отношение к героям поэмы, которые лишены  всего  человеческого, которые  духовно  мертвы  («Мертвые  души»!)  и поведение которых сродни поведению насекомых. Задание 8. Каким синтаксическим способом А. С. Пушкин подчеркнул причину, по которой Владимира Ленского в гостях принимали как жениха? Ответ ищите в оформлении   грамматической   структуры   предложения   в   данном   фрагменте. Какой частью речи является выделенное слово и какое значение оно передаёт? Богат, хорош собою, Ленский  Везде был принят как жених;  Таков обычай деревенский;  Все дочек прочили своих  За полурусского соседа;  Взойдет ли он, тотчас беседа  Заводит слово стороной  О скуке жизни холостой;  Зовут соседа к самовару,  А Дуня разливает чай;  Ей шепчут: «Дуня, примечай!»  Потом приносят и гитару:  И запищит она (бог мой!):  Приди в чертог ко мне златой!.. Причину,   по   которой  Владимира   Ленского   в   гостях   принимали   как жениха,   А.С.   Пушкин   подчеркнул   с   помощью   обособленного   определения, стоящего перед определяемым словом и имеющего значение причины:  Богат, хорош собою, Ленский  Везде был принят как жених… (Принят как жених почему? Потому что Богат, хорош собою). Стоит отметить, что в тексте обособленное определение выражено кратким прилагательным с зависимым   словом:   во   времена   Пушкина   краткие   прилагательные   и   краткие причастия   могли   выступать   в   роли   определений   и   образовывать   вместе   с зависимыми словами обособленные конструкции (в современном языке краткое прилагательное и краткое причастие выступают в роли сказуемого). Выделенное слово как является союзом и обозначает «в качестве»: ср. «принят в качестве жениха». В этом случае запятая перед как не ставится. Задание 9.  Второй день после Рождества в доме хозяев – обед «для разных», как их называет рассказчик автобиографической повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» («Радости»). Прочитайте фрагмент: «Отец отдает распоряжения, что   к   обеду   и   кого   допускать.   Василь­Василич   загибает   пальцы.   Пискун, Полугариха,   солдат   Махоров,   Выхухоль,   певчий­обжора   Ломшаков   <…>; знаменитый Солодовкин, который ставит нам скворцов и соловьев, — таких насвистывает!   Звонарь   от   Казанской,   Пашенька­блаженненькая, знаменитый   гармонист   Петька,   моя   кормилка   Настя   <…>,   хромой старичок­цирюльник Костя, вылечивший когда­то дедушку от водянки, — тараканьими порошками поднял, а доктора не могли! — Трифоныч­Юрцов, сорок лет у нас лавку держит, — разные, «потерявшие себя» люди, а были когда­то настоящие». 9.1. Выпишите из данного фрагмента названия людей по роду занятий.  9.2. Определите, каким способом и при помощи какого средства  образовано каждое из таких названий. Какое из этих слов является непроизводным? Какое из этих слов образовано иначе, чем в современном русском литературном языке? Ответ поясните. 9.1. Солдат, певчий, звонарь, гармонист, кормилка, цирюльник, доктора. 9.2. Солдат ­ непроизводное слово, певчий – суффиксальный способ (от глагола петь с помощью суффиксов ­в, ­ч); звонарь – суффиксальный способ (от глагола  звонить  с   помощью   суффикса  –арь);  гармонист   –   суффиксальный способ (от существительно  гармонь  с помощью суффикса –ист); кормилка – суффиксальный   способ   (от   глагола  кормить  с   помощью   суффикса   –лк); цирюльник – суффиксальный способ (суффикс –ник прибавляется к связанному корню цирюль); доктор ­ непроизводное слово. Непроизводные слова – солдат и доктор,   слово  певчий  образовано   иначе,   чем   в   современном   русском литературном языке (то арахаизм): ср. певец. Задание 10.  В автобиографической повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» («Радости»)   найдите   эпизоды,   связанные   с   подготовкой   подарка   к   именинам отца   героя­рассказчика.   Какой   подарок   решили   поднести   хозяину   его домашние? Каким эпитетом описывается внешний вид подарка? Чем это слово (эпитет)   отличается   от   аналогичного   слова   в   русском   литературном   языке? Разницу   поясните.   Какую   надпись   придумали   сделать   на   своём   подарке домашние? Напишите эту фразу, поясните, опираясь на контекст, с какой целью в этой фразе используется прилагательное (прилагательное укажите). Почему в этой фразе используется прилагательное определённой семантической группы? И.С. Шмелёв, автор повести «Лето Господне», считал, что мир будет незыблем до тех пор, пока люди помнят прошлое и строят настоящее по его законам. Это делает   мир   одухотворённым,  «обожествлённым»,  а  значит,  осмысленным.  По мнению   писателя,   соблюдение   древнего   порядка   помогает   человеку   быть нравственным. При таком понимании ежедневные дела превращаются в обряд, исполненный смысла. Одним из таких дел стала подготовка к именинам отца мальчика Вани ­ героя­рассказчика, от имени которого идет повествование. На семейном совете прошло обсуждение будущего подарка. Предлагали  подарить хозяину и икону, и Четьи­Минеи, и «флягу­бутылочку из серебра», и «просфору Серебряную».   Всеобщим   решением   домашние   постановили   подарить   хозяину «огромадный крендель заказать, чтобы невидано никогда такого».  Внешний вид подарка описывается эпитетом  «огромадный». Это слово (эпитет)   отличается   от   аналогичного   слова   («огромный»)   в   русском литературном языке сферой употребления. «Огромадный» – это слово является просторечием и употребляется в разговорном стиле речи. Домна   Панферовна,   «женщина   почтенная,   богомольная»,   придумала надпись на кренделе: «на День Ангела — хозяину благому», и еще имя­отчество и фамилию прописать». А скорняк придумал «священным словом» «благому» украсить крендель.  Прилагательное «благой» относится к семантической группе, связанной с христианской религией и богослужением. Слово «благой» означает «хороший, добрый» (ср. «Благая весть» ­ Евангелие). Именно таким человеком – добрым, открытым, набожным – и был отец рассказчика.   В   контексте   всей   повести   Шмелева,   где   тема   религиозная,   тема устремлённости   души   русского   человека   к   Царствию   Небесному   связана   с семейным укладом замоскворецкого двора «средней руки» купцов Шмелёвых, бытом Москвы восьмидесятых годов XIX века, употребление слова «благой» вполне оправданно.

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии

Работа ученицы 10 Гончаровой Анастасии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019