Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Оценка 5

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
29.08.2019
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок разработан в рамках изучения региональной истории Ставропольского края. Учащиеся знакомятся с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства. На уроке используется исследовательский метод работы с документами, групповая форма работы. особое внимание уделяется оценке личности в истории, отрабатываются навыки сравнительного анализа, умение делать свои собственные выводы, что необходимо при подготовке к ЕГЭ.
ни.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»                           с. Грушевского Александровского района  Ставропольского края Урок по теме: «Кавказская война 1817­1864г.г.».10класс Иванова Наталья Ивановна­ учитель истории и обществознания 2019г Урок по теме: «Кавказская война 1817­1864г.г.».10класс (урок регионального компонента в рамках темы «Внешняя политика Николая 1»). 1. Учебник История России, 10 класс, автор  В.И.Буганов, П.Н.Зырянов,  А.Н.Сахаров.  . Москва, «Просвещение», 2011 г. 2. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г. Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока   Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны  для народов Кавказа и судеб Российского государства. Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов),  выявление причинно­следственных связей, аргументированного изложения своего  мнения.  Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы  сегодня План урока 1. Погружение в тему. 2. Причины Кавказской войны. 3. Ход военных действий. Периодизация войны. 4. Итоги войны. 5. Заключение. Основные понятия  Мюридизм, имам, имамат, газават, теократическое государство, наиб. Материалы и оборудование    Презентация Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817­1864 ), Исторические  документы).  Проверочный тест   История России, 10 класс, автор  В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров.  .  Москва, «Просвещение», 2011 г.  Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.  Погружение в тему.  Начало урока проходит в Зале Боевой Славы, где размещен  стенд бывших  учащихся школы, участников современных войн в Чечне и тех, кто проходил  службу в горячих точках, а также мемориальная доска, открытая в честь  выпускника школы Пикалова Андрея, погибшего в Чеченской войне. А там, вдали, грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек, Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?» Какие мысли навевает вам этот отрывок из стихотворения М.Лермонтова? Какая извечная философская проблема озвучена?(слайд1) Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между  цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы,  прекрасные песни и танцы, теплое море. А какие еще   ассоциации возникают у вас , ребята, со словом “Кавказ”? Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях,  которые  велись  на Кавказе, о конфликтах, которые  продолжаются и сегодня. Проблемы,  породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не вот. Но сегодня мы  вспомним о тех, кто охранял рубежи нашей страны в 20 веке, кто отдал свои жизни за  спокойствие и мир на Кавказе.(Экскурсия с использованием стенда «А парню было 19  лет…»).  Продолжение урока в кабинете истории Вводное слово учителя:   В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с войной, получившей в исторической  литературе название “Кавказской”, попытаемся выявить связи между сегодняшними  событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности. – Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ? Работа с картой. Учитель: Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных  и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины,  абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками,  изображающими кавказских горцев.Слайд 2)). В начале XIX веке эти народы переживали  период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская  империя. Попробуем рассмотреть причины этого столкновения. Причины Кавказской войны Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно  сформулировать причины войны. Учащиеся с низкой мотивацией знакомятся с причинами в учебнике. Текст Ознакомьтесь с некоторыми фактами и мнениями  и на основе их анализа самостоятельно  сформулируйте причины войны.       1.Россия, Турция и Персия   претендовали на владычество над Кавказом, который  издавна считался воротами из  Азии в Европу. 2.Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г. 3.В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи. 4.В 1804­1813 гг. Россия вела войну с Персией, в 1806­1812 гг. – с Турцией. Обе войны  закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России. Народы Кавказа  как бы автоматически отошли к России. Ее намерения, казалось бы самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение,  прекратить междоусобные  войны ,набеги. 5.Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России  “счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа. 6.А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу  беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы,  смеют противиться власти государя”. 7.Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы,  переправившись через Терек, ждали по два­три дня у дороги, хватали офицера или  купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали  большие деньги. 8.По свидетельству историка Н.А.Смирнова, начиная с 16 века турки ежегодно  вывозили с Кавказского побережья более 12тыс. рабов. На невольничьих рынках за девушку платили  от 800 до 1500 рублей серебром, за мальчика­до 500 рублей. Этот  бесчеловечный промысел­торговля людьми ­ стал для горцев традиционным  источником доходов. Формулируются    основные причины войны и записываются в тетрадь (слайд 3)  Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального  объединения с Закавказьем.  Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и  русские поселения на Северном Кавказе.  Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей  горских народов. Ход военных действий. Периодизация войны Учитель: Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов  начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными  экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую  администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды  Кавказской войны. Учащимся предлагается, прочитать  текст учебника (А.И.Кругов. Ставропольский  край в истории России . Параграф 2­3) и работая с картой “Кавказская война (1817– 1864)”, заполнить таблицу в тетради по  периодам войны. Учитель  : Сколько периодов вы выделили? Какие это периоды? 1. Прочитав стр. 16 , первый абзац, охарактеризуйте первый период? Кто был  главным начальником Кавказского края? Сделайте запись в таблицу.    Что  является кульминацией первого периода?  ЕрмоловА.П.­проконсул Кавказа. (Сообщение учащегося о роли Ермолова   в освоении Кавказского края, опережающее  задание). 2.  Чем объясняется успех горцев на втором этапе войны? Что такое  “мюридизм”, “газават”? Что такое “теократическое государство”? (Работа  над понятиями  с использованием слайда 4) Далее следует выступление учащегося, посвященное некоторым интересным фактам  из биографии Шамиля (опережающее задание) Основные события 2 периода войны: В ходе ответов на вопросы содержание таблицы корректируется на доске, принимая  следующий вид(слайд 6) Периоды Основные события 1817­ 1834 1834­ 1859 1859­ 1864 Борьба России с разрозненными племенами горцев под руководством генерала  Ермолова; карательные экспедиции русских войск и уничтожение их селений;  основание крепостей; запрет работорговли. Но покорить не смог, назревала  национально­освободительная война. Борьба с имаматом Шамиля:­1837г.подчинение Шамилем Чечни и Аварии; ­1840г.­ захвачен Дагестан; ­совершение карательных экспедиций русскими войсками,   1853г.вытеснение  Шамиля из Чечни, переход к новой тактике. Распад имамата, отход части горцев от движения; сочетание князем  Барятинским А.И. наступательной тактики   с хорошим знанием традиций и  обычаев, умение договариваться со знатью ; 1859 г. Занятие Нагорного  Дагестана и Чечни, битва у Ведено; Пленение Шамиля у аула Гуниб; 1864 г.  Вхождение Сухумского округа ­ завершение присоединения Северного Кавказа к России, конец войны. Допматериал:1859г. Шамиля вместе с сыном, в карете царского наместника ,  доставили в Ставрополь, для нег устроили праздничный фейерверк, а затем бал на вокзале  железнодорожном. К полному удивлению имама никто не видел в нем врага, его удивили  чудеса цивилизации, его сын Кази Магомед даже спросил: «Неужели Ставрополь лучше  Петербурга?». Александр 2 назначил Шамилю 20тысяч рублей ежегодно, его поселили в  Калуге. В 1870 г. Император отпустил Шамиля в Мекку. Глубоким стариком он совершил  свой последний хадж ­ подвиг благочестия. Там он и умер в 1871г., похоронен в Медине,  городе пророка. Итоги войны Учитель: Итоги войны противоречивые:  в течение почти полувековой войны на Кавказе  Россия потеряла 77 тысяч человек, такого количества боевых потерь Россия не знала со  времен войны 1812 года. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. До  семисот тысяч горцев, не желая смириться с потерей независимости , переселились в  Турцию, многие из них погибли в пути или попали в рабство. Стоила ли война этих жертв? В ходе беседы формулируются основные результаты войны. Формулировки записываются в тетрадь:  1. Массовая эмиграция горцев с Кавказа. 2. Ликвидация самоуправления у горских народов. 3. Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства. 4. Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного  Кавказа. 5. Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение  территории России с   Арменией, Азербайджаном и Грузией.(слайд 7) Вывод учителя: С точки зрения развития Российской государственности присоединение  Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее  дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская  администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении  горских народов к России. Заключение Учитель: Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти  новой России. В результате мы имеем затянувшийся конфликт в Чечне и нестабильность на Северном Кавказе вообще. Как вы думаете, есть ли что­то общее между войной  современной и Кавказской войной?  Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что правильнее было бы не  восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость.  Как вы думаете, правильно ли это? Мнения разделяются, но большинство учащихся не могут аргументировано доказать свою  точку зрения. Учитель может предложить свои положения. Учитель: Ясно, что военные методы применительно к Северному Кавказу не дают  ожидаемого результата. Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и  Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование  невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, “выигранная” в 1864 году  и не приведшая к   победе, реально может служить уроком для современников.   Домашнее задание стр.179­182, п.2­3 записи в тетради Используемая литература 3. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г. 4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России.  XIX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г. 5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.:  Наука, 1988г.    Аспектный анализ урока «», проведенного  в 10 классе  Тема урока «Кавказская война 1817­1864г.г. Региональный компонент  ».   Аспект: целесообразность и  эффективность применения средств ИКТ на уроке Цель анализа:  проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока   Ф.И.О. Иванова Н.И. Класс: 10 Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока. Форма проведения: урок изучения нового материала. Межпредметные связи: Литература География Искусство 1. 2. 3. Оборудование урока:  Презентация  Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817­1864.  Исторические  документы).  Проверочный тест   История России, 10 класс, автор  В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. Москва,  «Просвещение», 2011 г.  Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.  Урок дан в соответствии с тематическим планированием  Тема «Кавказская война» мировоззренческая, позволяющая формировать у  Введение в анализ урока учащихся нравственные и гражданские качества личности  Использование компьютерной презентации оправданно   Выяснить вместе с учащимися причины, ход и последствия Кавказской войны  Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и  Цели урока взаимозависимость(сравнительный анализ)  Развивать наглядно­образное и логическое мышление, способствовать  активизации творческого потенциала учащихся  Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Внешняя политика России в  Задачи урока 19 веке»  Продолжение формирования чувства уважения к народам РФ  Отработка навыков работы с литературно­историческими источниками, картами и схемами,  понимания исторических процессов   Формирование умения слушать одноклассников  Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать  выводы, обобщать, строить высказывание Этапы урока  Введение в тему через ассоциации (Экспозиции Зала Боевой Славы)   Проблемное задание: «Что объединяет войны на Кавказе 19 и 20 веков  1 Этап  Актуализация знаний по теме «Внешняя политика России на Кавказе» 2 этап             ­ из истории России             ­ из русского языка   Проблема – Почему в 19 веке началась такая продолжительная ожесточенная  война на Кавказе? Формы работы: мозговой штурм, работа с историческим текстом и картой  Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего  Проблема – Какие периоды можно выделить в войне? Формы работы: мозговой штурм, творческое задание, работа с картой и схемой и текстом  из учебного пособия. Компьютер помогает учителю объяснить  задание, делает доступной схему   Проблема – Что общего можно выделить в характеристиках   двух великих  личностей: Ермолова и Шамиля? Формы работы: Сообщения учащихся из дополнительной литературы, работа с  иллюстративным материалом.  Проблема –  Какой ценой была одержана победа? Последствия войны. Формы работы: работа с картой, текстом из учебного пособия и дополнительной  информацией. Компьютер помогает учителю объяснить  задание, делает доступной карту,  дополнительную информацию.  Форма работы: тестовое задание с использованием компьютера (цель –  3 этап (заключительный) активизация мыслительной деятельности, проверка и закрепление изученного  материала) Стержень урока:  Есть ли что­то общее между современными военными  событиями на  Северном Кавказе и  Кавказской войной 19 века?  . Роль компьютера на уроке  Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока  Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя  компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить,  проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.  Учителю компьютер ­ подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел  урока и соблюсти логику изложения материала, богато  иллюстрировать  материал, все это способствует повышению уровня усвоения материала  учащимися.  Компьютер позволяет сделать урок динамичным .

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019