Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл
29.08.2019
Урок разработан в рамках изучения региональной истории Ставропольского края. Учащиеся знакомятся с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства. На уроке используется исследовательский метод работы с документами, групповая форма работы. особое внимание уделяется оценке личности в истории, отрабатываются навыки сравнительного анализа, умение делать свои собственные выводы, что необходимо при подготовке к ЕГЭ.
ни.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Урок по теме: «Кавказская война 18171864г.г.».10класс
Иванова Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания
2019г Урок по теме: «Кавказская война 18171864г.г.».10класс
(урок регионального компонента в рамках темы «Внешняя политика Николая 1»).
1. Учебник История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов,
А.Н.Сахаров. . Москва, «Просвещение», 2011 г.
2. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока
Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны
для народов Кавказа и судеб Российского государства.
Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов),
выявление причинноследственных связей, аргументированного изложения своего
мнения.
Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы
сегодня
План урока
1. Погружение в тему.
2. Причины Кавказской войны.
3. Ход военных действий. Периодизация войны.
4. Итоги войны.
5. Заключение.
Основные понятия
Мюридизм, имам, имамат, газават, теократическое государство, наиб.
Материалы и оборудование
Презентация
Раздаточный материал (карта Кавказской войны (18171864 ), Исторические
документы). Проверочный тест
История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. .
Москва, «Просвещение», 2011 г.
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Погружение в тему.
Начало урока проходит в Зале Боевой Славы, где размещен стенд бывших
учащихся школы, участников современных войн в Чечне и тех, кто проходил
службу в горячих точках, а также мемориальная доска, открытая в честь
выпускника школы Пикалова Андрея, погибшего в Чеченской войне.
А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
Какие мысли навевает вам этот отрывок из стихотворения М.Лермонтова?
Какая извечная философская проблема озвучена?(слайд1)
Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между
цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы,
прекрасные песни и танцы, теплое море. А какие еще ассоциации возникают у вас , ребята,
со словом “Кавказ”?
Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях,
которые велись на Кавказе, о конфликтах, которые продолжаются и сегодня. Проблемы,
породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не вот. Но сегодня мы
вспомним о тех, кто охранял рубежи нашей страны в 20 веке, кто отдал свои жизни за
спокойствие и мир на Кавказе.(Экскурсия с использованием стенда «А парню было 19
лет…»).
Продолжение урока в кабинете истории
Вводное слово учителя:
В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими
горцами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с войной, получившей в исторической
литературе название “Кавказской”, попытаемся выявить связи между сегодняшними
событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности. – Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ?
Работа с картой.
Учитель: Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных
и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины,
абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками,
изображающими кавказских горцев.Слайд 2)). В начале XIX веке эти народы переживали
период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская
империя. Попробуем рассмотреть причины этого столкновения.
Причины Кавказской войны
Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается
перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно
сформулировать причины войны. Учащиеся с низкой мотивацией знакомятся с причинами в
учебнике.
Текст
Ознакомьтесь с некоторыми фактами и мнениями и на основе их анализа самостоятельно
сформулируйте причины войны.
1.Россия, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, который
издавна считался воротами из Азии в Европу.
2.Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г.
3.В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи.
4.В 18041813 гг. Россия вела войну с Персией, в 18061812 гг. – с Турцией. Обе войны
закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России. Народы Кавказа
как бы автоматически отошли к России. Ее намерения, казалось бы самые благородные:
распространить среди горцев законность и просвещение, прекратить междоусобные
войны ,набеги.
5.Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России
“счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа.
6.А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу
беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы,
смеют противиться власти государя”.
7.Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы,
переправившись через Терек, ждали по дватри дня у дороги, хватали офицера или
купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали
большие деньги.
8.По свидетельству историка Н.А.Смирнова, начиная с 16 века турки ежегодно
вывозили с Кавказского побережья более 12тыс. рабов. На невольничьих рынках за девушку платили от 800 до 1500 рублей серебром, за мальчикадо 500 рублей. Этот
бесчеловечный промыселторговля людьми стал для горцев традиционным
источником доходов.
Формулируются основные причины войны и записываются в тетрадь (слайд 3)
Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального
объединения с Закавказьем.
Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и
русские поселения на Северном Кавказе.
Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей
горских народов.
Ход военных действий. Периодизация войны
Учитель: Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов
начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными
экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую
администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды
Кавказской войны.
Учащимся предлагается, прочитать текст учебника (А.И.Кругов. Ставропольский
край в истории России . Параграф 23) и работая с картой “Кавказская война (1817–
1864)”, заполнить таблицу в тетради по периодам войны.
Учитель : Сколько периодов вы выделили? Какие это периоды?
1. Прочитав стр. 16 , первый абзац, охарактеризуйте первый период? Кто был
главным начальником Кавказского края? Сделайте запись в таблицу. Что
является кульминацией первого периода?
ЕрмоловА.П.проконсул Кавказа. (Сообщение учащегося о роли Ермолова
в освоении Кавказского края, опережающее задание).
2.
Чем объясняется успех горцев на втором этапе войны? Что такое
“мюридизм”, “газават”? Что такое “теократическое государство”? (Работа
над понятиями с использованием слайда 4)
Далее следует выступление учащегося, посвященное некоторым интересным фактам
из биографии Шамиля (опережающее задание)
Основные события 2 периода войны: В ходе ответов на вопросы содержание таблицы корректируется на доске, принимая
следующий вид(слайд 6)
Периоды
Основные события
1817
1834
1834
1859
1859
1864
Борьба России с разрозненными племенами горцев под руководством генерала
Ермолова; карательные экспедиции русских войск и уничтожение их селений;
основание крепостей; запрет работорговли. Но покорить не смог, назревала
национальноосвободительная война.
Борьба с имаматом Шамиля:1837г.подчинение Шамилем Чечни и Аварии;
1840г. захвачен Дагестан;
совершение карательных экспедиций русскими войсками, 1853г.вытеснение
Шамиля из Чечни, переход к новой тактике.
Распад имамата, отход части горцев от движения; сочетание князем
Барятинским А.И. наступательной тактики с хорошим знанием традиций и
обычаев, умение договариваться со знатью ; 1859 г. Занятие Нагорного
Дагестана и Чечни, битва у Ведено; Пленение Шамиля у аула Гуниб; 1864 г.
Вхождение Сухумского округа завершение присоединения Северного Кавказа
к России, конец войны.
Допматериал:1859г. Шамиля вместе с сыном, в карете царского наместника ,
доставили в Ставрополь, для нег устроили праздничный фейерверк, а затем бал на вокзале
железнодорожном. К полному удивлению имама никто не видел в нем врага, его удивили
чудеса цивилизации, его сын Кази Магомед даже спросил: «Неужели Ставрополь лучше
Петербурга?». Александр 2 назначил Шамилю 20тысяч рублей ежегодно, его поселили в
Калуге. В 1870 г. Император отпустил Шамиля в Мекку. Глубоким стариком он совершил
свой последний хадж подвиг благочестия. Там он и умер в 1871г., похоронен в Медине,
городе пророка.
Итоги войны
Учитель: Итоги войны противоречивые: в течение почти полувековой войны на Кавказе
Россия потеряла 77 тысяч человек, такого количества боевых потерь Россия не знала со
времен войны 1812 года. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. До
семисот тысяч горцев, не желая смириться с потерей независимости , переселились в
Турцию, многие из них погибли в пути или попали в рабство. Стоила ли война этих жертв?
В ходе беседы формулируются основные результаты войны. Формулировки записываются в
тетрадь:
1. Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
2. Ликвидация самоуправления у горских народов.
3. Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства. 4. Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного
Кавказа.
5. Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение
территории России с Арменией, Азербайджаном и Грузией.(слайд 7)
Вывод учителя: С точки зрения развития Российской государственности присоединение
Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее
дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская
администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении
горских народов к России.
Заключение
Учитель: Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти
новой России. В результате мы имеем затянувшийся конфликт в Чечне и нестабильность на
Северном Кавказе вообще. Как вы думаете, есть ли чтото общее между войной
современной и Кавказской войной?
Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что правильнее было бы не
восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость.
Как вы думаете, правильно ли это?
Мнения разделяются, но большинство учащихся не могут аргументировано доказать свою
точку зрения. Учитель может предложить свои положения.
Учитель: Ясно, что военные методы применительно к Северному Кавказу не дают
ожидаемого результата. Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и
Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование
невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, “выигранная” в 1864
году и не приведшая к победе, реально может служить уроком для современников.
Домашнее задание стр.179182, п.23 записи в тетради
Используемая литература
3. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России.
XIX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.
5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.:
Наука, 1988г.
Аспектный анализ урока «», проведенного в 10 классе
Тема урока «Кавказская война 18171864г.г. Региональный компонент ».
Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока
Ф.И.О. Иванова Н.И.
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Форма проведения: урок изучения нового материала.
Межпредметные связи:
Литература
География
Искусство
1.
2.
3.
Оборудование урока:
Презентация
Раздаточный материал (карта Кавказской войны (18171864. Исторические
документы).
Проверочный тест
История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. Москва,
«Просвещение», 2011 г.
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема «Кавказская война» мировоззренческая, позволяющая формировать у
Введение в анализ урока
учащихся нравственные и гражданские качества личности
Использование компьютерной презентации оправданно
Выяснить вместе с учащимися причины, ход и последствия Кавказской войны
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и
Цели урока
взаимозависимость(сравнительный анализ)
Развивать нагляднообразное и логическое мышление, способствовать
активизации творческого потенциала учащихся
Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Внешняя политика России в
Задачи урока
19 веке»
Продолжение формирования чувства уважения к народам РФ
Отработка навыков работы с литературноисторическими источниками, картами
и схемами, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать
выводы, обобщать, строить высказывание Этапы урока
Введение в тему через ассоциации (Экспозиции Зала Боевой Славы)
Проблемное задание: «Что объединяет войны на Кавказе 19 и 20 веков
1 Этап
Актуализация знаний по теме «Внешняя политика России на Кавказе»
2 этап
из истории России
из русского языка
Проблема – Почему в 19 веке началась такая продолжительная ожесточенная
война на Кавказе?
Формы работы: мозговой штурм, работа с историческим текстом и картой
Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего
Проблема – Какие периоды можно выделить в войне?
Формы работы: мозговой штурм, творческое задание, работа с картой и схемой и текстом
из учебного пособия.
Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной схему
Проблема – Что общего можно выделить в характеристиках двух великих
личностей: Ермолова и Шамиля?
Формы работы: Сообщения учащихся из дополнительной литературы, работа с
иллюстративным материалом.
Проблема – Какой ценой была одержана победа? Последствия войны.
Формы работы: работа с картой, текстом из учебного пособия и дополнительной
информацией.
Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной карту,
дополнительную информацию.
Форма работы: тестовое задание с использованием компьютера (цель –
3 этап (заключительный)
активизация мыслительной деятельности, проверка и закрепление изученного
материала)
Стержень урока: Есть ли чтото общее между современными военными событиями на
Северном Кавказе и Кавказской войной 19 века?
.
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя
компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить,
проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.
Учителю компьютер подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел
урока и соблюсти логику изложения материала, богато иллюстрировать
материал, все это способствует повышению уровня усвоения материала
учащимися. Компьютер позволяет сделать урок динамичным .
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Урок по теме: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.