Урок
повторения и обобщения изученного материала по теме «МЕСТОИМЕНИЕ»
Цели и задачи: см. метод. пособие
по русскому языку для 6 класса
Ход урока:
I. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа в тетрадь.
II. Интрига урока – чтение ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОЙ ОСОБЫ,
адресованное ребятам 6 Д класса.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Прощайте, милые создания!
Наш срок общения истёк.
Я знаю, коекто из вас извлёк
Навеки тот свой значимый урок
Особенного моего правописания.
III. Мотивация.
Вы, догадались, кто эта особа, оставившая послание?
Почему вы решили, что это именно местоимение? (местоимение способно
указывать на именные части речи, но не называть их; заменяет сущ, прилаг,
числит.)
А вы обратили внимание, на обращение во второй части послания?
Назовите его. Кого местоимение называет милыми созданиями? Значит, оно
какимто образом сумело вас запомнить и полюбить. А вы его?
Что значит «прощайте»? (мы закончили изучать местоимение)
IV. Постановка учебной задачи.
Тогда что же делать дальше? Можно сейчас писать диктант или
контрольную работу? (нужно сначала повторить и обобщить изученный
материал)
Что будем повторять и обобщать?
(На доске появляются те понятия, которые нужно повторить)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
РАЗРЯД ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРАВОПИСАНИЕ
УПОТРЕБЛЕНИЕ
Интересно, вот вы уже сами всё знаете, а можете вы себя сами сегодня
проверять? Тогда разобьёмся на группы.
V. Повторение и обобщение изученного материала – РАБОТА ПО
ГРУППАМ.
Общий инструктаж: каждая четвёрка (группа) выполняет своё задание в
течение 1015 минут, а затем предлагает выполнить его одноклассникам; во
время подготовки вы можете использовать конспекты, учебники и рабочие
тетради.
Старайтесь самостоятельно выбирать отвечающих, в конце
проведения работы примите решение о правильности выполнения задания и
оцените данные вам ответы.
1 группа.
Задание: Запишите цепочки слов. Подчеркните в каждой «лишнее» слово. Свой ответ обоснуйте.
Устно расскажите о «лишнем» слове всё, что знаете.
1) Четверо, мой, легко.
2) Каждый, себя, любой.
3) Коекто, какойнибудь, ничей.
4) Ни (с) кем, (ни) кого, не (о) чем.
Выберите того или тех, кто проведёт с классом ту же самую работу. (Задание есть на слайде
презентации). Оцените ответы учащихся.
2 группа.
Задание: Прочитайте данные вам пары предложений. Запишите их себе в тетрадь. Определите, в каких
случаях местоимения «его», «её», «их» будут личными, а в каких притяжательными. Как вы это
поняли.
Я видел их в саду. – Их идея мне понравилась.
Её улыбка очаровала всех. – Её сразу заметили.
Его рукой написано письмо. – Его никто не спросил.
Выберите того или тех, кто проведёт с классом ту же самую работу. (Пары предложений есть на
слайде презентации). Оцените ответы учащихся.
3 группа.
Задание: Составьте и оформите кроссворд, в котором будут зашифрованы все названия разрядов
местоимений (ответы на ватман в клеточки не вписывайте – оставьте их на черновике). Ответы можно
располагать по горизонтали и вертикали так, чтобы ключевым словом было слово
«МЕСТОИМЕНИЕ».
Проведите работу с классом: Разгадайте вместе составленный вами кроссворд, задавая наводящие
вопросы о зашифрованных разрядах местоимений. В конце работы за ответы можете вручить оценки
«5», «4», «3».
4 группа. Задание: Используя дополнительные материалы, подготовьте виртуальную экскурсию
по
стихотворению известного русского поэта А. С. Пушкина на тему «МЕСТОИМЕНИЯ и ИХ РОЛЬ в
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ».
1. Сначала сами ответьте на вопросы и выполните задания.
2. Затем среди представленных материалов найдите те, которые помогут вам проанализировать
роль местоимений, использующихся в данном стихотворении.
3. Подготовьте его выразительное чтение.
4. Далее выберите экскурсоводов: один прочтёт стихотворение выразительно, а другой расскажет
о роли местоимений в тексте с помощью подготовленного материала и задаст сопутствующие вопросы
классу.
5. По окончанию работы за ответы можете вручить оценки отвечавшим «5», «4», «3».
Местоимения обладают особой изобразительной силой – экспрессивностью. Вы спросите: что такое
«экспрессивность»? В словаре Ожегова Экспрессия – это выражение чувств, переживаний,
выразительность.
Чаще других мы употребляем в речи личные местоимения. Давайте понаблюдаем, как они ведут себя
в стихотворном тексте А. С. Пушкина.
А.С. Пушкин «Я вас любил».
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим. О чем это стихотворение? (О любви к женщине.)
Проведите количественный анализ: подсчитайте количество слов в стихотворении. Сколько из них
местоимений? (Из 50 слов текста 14 – местоимения.)
Местоимений какого разряда здесь больше всего? Назовите их. (Личные: я, вас, она, вам.)
Можем ли мы, читая стихотворение, ответить на вопросы: как зовут лирического героя, кто он
такой, стар или молод, кто его возлюбленная? (Нет.)
А вы заметили, что местоимение вы здесь пишется с маленькой буквы? Как вы это объясните?
Каково же, повашему, назначение личных местоимений в стихотворении?
(Оказывается, в стихах важную роль играют местоимения как средство сохранения
безымянности лирического героя. Местоимения при этом являются «заместителями» не
только автора, но и читателя, которому близки выраженные в стихотворении чувства и
переживания, каждый может быть влюблён и любим кемто.)
Экскурсия подошла к концу. Надеемся, она была познавательной и интересной. Спасибо за
внимание.
5 группа.
Задание: Используя материалы учебника, составьте словарный диктант из 10 местоимений, которые,
по вашему мнению, нуждаются в особом внимании при написании. Что это за местоимения? К каким
разрядам они относятся?
Проведите работу с классом:
1. Выберите того, кто будет читать диктант для класса чётко и не торопясь.
2. В это время другой из вас должен записывать слова на боковой доске с обратной её стороны,
чтобы после прочтения ребята смогли, обменявшись друг с другом тетрадями, проверить
работу.
3. Озвучьте шкалу оценки проверенных работ. Выясните количество получившихся оценок.
Шкала оценки:
«5» 0 ошибок
«4» 12 ошибки
«3» 34 ошибки
«2» 5 и более ошибок 6 группа.
Задание: Ещё раз прочитайте послание. Решите шараду и тогда сможете узнать, что лежит в этой
коробке. Её содержимое вам понравится. КОРОБКУ ВСКРЫТЬ ТОЛЬКО В КОНЦЕ УРОКА!!!
1) Первые две буквы этого слова спрятаны во втором
слоге указательного местоимения
среднего рода.
2) Третья буква скрывается в самом начале притяжательного местоимения, состоящего из одного
слога.
3) А вот четвёртой букве не повезло вовсе, её попросту нет среди всех букв этого текста. Но зато
есть её пара (звонкий согласный звук). Притаилась буква в притяжательном местоимении
второй по счёту.
4) Пятая буква повисла на самом краю приставки неопределённого местоимения.
5) Шестая скромно стоит последней в указательном местоимении, состоящем из одного слога.
6) Седьмая, самая последняя буква, стоит в середине слова, но замаскировалась под формой
родительного падежа личного местоимения.
Проведите работу с классом: Разгадайте вместе шарады, задавая наводящие вопросы. В конце работы
за ответы можете вручить оценки «5», «4», «3».
VI. Итоги работы:
Вы верите, что в коробке находится та самая конфета?
А как вы думаете, кто её сегодня заслуживает больше всего?
Получается, что вы все сегодня работали отлично, а значит, что теперь вы
можете сами учить других и смело писать контрольную?
VII. Д/З:
Каким будет ваше домашнее задание?
Урок по теме местоимение в 6 классе
Урок по теме местоимение в 6 классе
Урок по теме местоимение в 6 классе
Урок по теме местоимение в 6 классе
Урок по теме местоимение в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.