Урок по теме "Общая характеристика класса Насекомые. Внешнее строение насекомого"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с основными особенностями класса Насекомые, обратить внимание на сегментацию тела, разделенного на голову, грудь и брюшко, а также на специализированные конечности, располагающиеся на различных сегментах тела. Показать связь выполняемых функций с особенностями строения различных сегментов тела. Развивать логическое мышление, творческие способности, интерес к предмету, умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.Урок в 7 классе "Общая характеристика класса Насекомые. Внешнее строение насекомого"
Иконка файла материала урок насекомые 7 класс.doc
Свищ Ольга Николаевна, Учитель биологии МБОУ  «Вечерняя школа № 28» г. Н. Новгород Разработка урока в 7 классе по биологии Тема: Общая характеристика  класса  Насекомые.  Внешнее строение насекомого Цель:  ­ познакомить учащихся с основными особенностями класса Насекомые; ­ обратить внимание на сегментацию тела, разделенного на голову, грудь и брюшко,   а  также   на   специализированные   конечности,   располагающиеся   на различных сегментах тела; ­ показать связь выполняемых функций с особенностями строения различных сегментов тела; ­ развивать   логическое   мышление,   творческие   способности,   интерес   к предмету; ­ умение делать выводы; ­ воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде. Оборудование   и   материалы:    презентация   «Тип   Членистоногие,   Класс насекомые»; коллекция насекомых,  тетрадь, учебник по биологии 7 класс. Базовые понятия и термины:    энтомология, голова, грудь, брюшко, тип ротового аппарата, крылья. Структура и содержание урока. І.   Организационный момент.  Учитель: Здравствуйте ребята!  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я надеюсь, что такое настроение у вас сохранится до конца урока. Вы мои помощники,  и я думаю, у нас все получится. II.   Мотивация учебной деятельности школьников.  Учитель: Итак, приступим. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать их.  Таким образом, вы сами попробуете определить тему нашего урока  (учитель зачитывает загадки, а ученики отгадывают). 1. Вот над цветами Склонилась детвора, Им интересно Как мед собирает ... (пчела). 2. Нос долог, голос тонок. Легат ­ пищит, сядет ­ молчит.Цари его боятся, короли страшатся. Кто убьет ­ свою кровь прольет (комар) 3. Кто над нами Вверх ногами (муха). 4. В воде родится. А воды боится. (стрекоза). (Подсказка к загадке 4, если не ответят. Вы все ее видели, если отдыхали на берегу реки или пруда. У нее большие глаза й не подвижные крылья).  5. Черен да не ворон; Рогат да не бык;   Шесть ног да без копыт. (жук) Учитель: Правильно! А может кто­нибудь из вас знает, как одним словом назвать всех этих животное?  Учащиеся: Насекомые. Учитель:    Верно!   Вот   мы   сегодня   с   вами   рассмотрим   общую характеристику насекомых и подробно познакомимся с их строением. III.   Изучение нового материала. Учитель:  Записать в тетрадь тему урока. Ребята,   а   кто   из   вас   знает,   как   называется   наука,   которая   занимается изучением насекомых? (энтомология). Отцом этой науки называли древнегреческого ученого Аристотеля. В переводе с греческого энтомология ­ это «энтос» ­ насекомое и «логос» ­ наука. (Выходит Энтомолог). Ребята, Учитель:  посмотрите,         Учитель: (обращается к энтомологу) Кто вы?     у   нас   гости. Энтомолог: Здравствуйте, я известный энтомолог. Учитель:  Здравствуйте, что вы хотите? Энтомолог:  Можно ли в паспортном отделе систематики животного мира получить прописку для моих друзей? Учитель: А кто ваши друзья? Энтомолог: Вот мои друзья. Бабочки, шмели, мухи, муравьи. Одним словом – Насекомые.  Учитель:    Вопрос о прописке быстро решит ученый совет после изучения ответов   на  вопросы   анкеты.   Вы   хорошо   осведомлены,   чтобы   отвечать   за   своих друзей? Учитель:  Ну что ж, спрашивайте. Энтомолог:  Я предлагаю вам следующую анкету. Учитель:  Ребята, вы мне поможете. Учащиеся: Да, конечно поможем! Учитель:    Помогите   энтомологу   получить   прописку   в   системе   животного мира. У вас на столах лежит анкета,  а чтобы легче было  отвечать  на нее выможете воспользоваться  учебником стр.     158­161,  изображениями насекомых , которые находятся у вас на столах.  (Учащиеся заполняет анкету 3 минуты, затем по желанию зачитывают несколько ответов). Учитель:  Достаточно! Вами даны четкие и грамотные ответы. Ребята!   Кроме   названных   признаков   есть   еще   ряд   признаков,   которые объединяют всех насекомых в один класс,  это: • мальпигиевы сосуды, которые являются органами выделения насекомых; • развитие прямое и непрямое; • оплодотворение внутреннее. Итак,  на  основании   совокупности   этих   признаков  мы   приписали   всех   этих животных в типе Членистоногие, класс Насекомые. Теперь вы знаете, что насекомых 1 млн. видов, что составляет 70­75% всех видов  животных,   населяющих   Землю.   Каждый   год   этот   список   пополняется   в основном за счет обитателей тропических стран. Насекомые встречаются повсеместно: от Заполярья до тропиков, в пещерах и горах, в  пресных водах, на растениях й животных, в почве и воздухе. Размеры их варьируют в очень широких пределах, например, наездники­яйцееды ­ 0,2 мм; жук­ геркулес (самый крупный) в Южной Америке ­ 16 см; сингапурский палочник ­ до 30 см; уссурийский дровосек (жук) ­до 11 см; самая красивая бабочка (ночная) ­ серая агрипина ­ до 9 см, размах крыльев до 30 см. Вот какие разные и удивительные эти насекомые! 3.       Ребята!   А   теперь   мы   с   вами   более   подробно   рассмотрим   внешнее строение  насекомых   на   примере   одного   из   представителей   данного   класса.   А какого, вы отгадайте сами  (учитель загадывает загадку). Два рога ­ не бык,  Шесть ног без копыт,  Летит ­ как воет,  Сядет ­ землю рост (жук).  Учитель:  Верно, ребята, это жук. Давайте с вами допишем   систематику насекомых, т.к. это майским жук,   он относится к отряду жесткокрылые.  Отряд жесткокрылые, т.к. две пари крыльев:  ­ одна пара ­ видоизменена, более плотные – надкрылья, они почти не участвуют в полете и в основном защищают спинную сторону тела;  ­ вторая ­ более тонкие и прозрачные. Давайте же рассмотрим внешнее строение насекомых, выполняя лабораторную работу.  Откройте тетради, запишите тему лабораторной работы. Выполняя   работу,   вы   можете   ссылаться   на   учебник     стр.   158­168,   слайд презентации, инструктивную карточку по выполнению работы.   Используйте весь арсенал,   который   у   вас   есть   на   данный   момент  (учащиеся   выполняют лабораторную работу).IV.   Закрепление учебного материала. 1. Ребята!   К   нам   перед   началом   урока   пришло   письмо   от   барона   Фон Мюнхгаузена. Давайте узнаем, что же он пишет. (учитель читает письмо). Письмо Барона Фон Мюнхгаузена  «Как я уже писал, однажды утром, взяв слою треуголку, я отправился на луг. Там   на   цветке   сидел   удивительный   жук.     Как   потом   оказалось,   это   был майский   жук.   Он   шевелил   двумя   парами   усиков,   смотрел   на   меня   своими маленькими глазками. Я увидел, что у него есть голова, грудь и хвостик.  На груди прекрасная пара крыльев. На нижней поверхности боков находится 4­е   пары   замечательных   членистых   ножек.   Потом   он   взмахнул   крылышками, повилял хвостиком и улетел».  (игра) Найди ошибку: 2. * 1 пара усиков; *     2 пары крыльев; *  голова, грудь, брюшко; 3. Давайте   с   вами   еще   раз   повторим   особенности   внешнего   строения насекомых: * Сегментированное тело; три отдела тела (голова, грудь, брюшко); 2 пары крыльев; 1 пара усиков;  Теперь вы можете смело сказать, что знаете внешнее строение насекомых? Скажем вместе: „Мы знаем внешнее строение насекомых!"  V.   (если имеется время) Рубрика в  „Мире интересного".  Рубрика  „ В мире интересного". Знаете ли вы, что насекомых по количеству в 250 млн. раз больше, чем людей на нашей планете, а общий вес шестиногого населения 30­40 раз больше веса всех людей на земле; А от вредителей леса гибнет лесов в 100 раз больше, чем от пожаров и других стихийных бедствий; Продуктами, которые съедают все насекомые, можно было прокормить около 200 млн. человек; И   еще   один   интересный   факт.   Насекомые   ­   очень   древняя   группа   мира животных. Из них первые бескрылые насекомые появились 350­400 млн лет назад. Некоторые крылатые насекомые, жившие в каменноугольном периоде, были крупнее современных (например,  стрекозоподобные насекомые с размахом крыльев до 1 м 15 см). VI.   Сообщение д/з: •Стр. 158­168 читать,  ответить на вопросы стр. 169, обратить вниманиена общую характеристику и внешнее строение насекомых. • Так же вы можете приготовить кроссворды, ребусы, загадки, шарады и проявить свои творческие способности; •еще хочу  предложить   вам начинать  сбор материала  для написания домашнего сочинения. Что произойдет, если исчезнут насекомые? Литература  1. Захаров   В.   Б.,   Сонин   Н.   И.  Биология.   Многообразие   живых организмов:   Учебник   7   класс   для     общеобразовательный   учреждений.   ­   М.: Дрофа, 2011. 2. Мультимедийное приложение к учебнику Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология.   Многообразие   живых   организмов:   Учебник   7   класс   для общеобразовательный учреждений. ­ М.: Дрофа, 2011.