Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Оценка 4.6

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
06.03.2018
Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом; развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом; развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.
Однородные члены.docx
Интегрированный урок по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» 8 класс Подготовила Гальцева В.А., учитель русского языка и литературы Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах  предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при  однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с  однородными членами; различать простые предложения с однородными  членами, связанными союзом и,  и сложные предложения с этим же союзом;      развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание,  память,   логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;     способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства  товарищества, добросовестного отношения к труду.  Задачи: Обучающие: Обобщение и  систематизация знаний по теме "Однородные члены предложения.  Знаки препинания при однородных членах". Развивающие:  Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей:  умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;   Развитие монологической речи учеников,  умения анализировать свою  деятельность. Воспитательные: Способствовать воспитанию любви  к русскому языку, нравственных черт  характера, коммуникативных умений и навыков. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  Вид урока: интегрированный урок  решения проблемно ­ познавательных задач.  Технология: личностно ­ ориентированное обучение.  Методы: интерактивный, проблемно ­ поисковый.  Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.  Оборудование:  интерактивная доска, таблицы ­ схемы, дидактический  материал. Ход урока. Краткость – сестра таланта. А.П. Чехов. I.   Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сами поймёте, если подберёте   к   слову   «необычный»  синонимы.   (Особенный,   замечательный, чудесный, удивительный.) ­ В чём необычность нашего урока?  II. Слово учителя. У нас в гостях А.П. Чехов – талантливый писатель и удивительный человек.  Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия, писатель предсказывал  себе, как автору рассказов, повестей и пьес, недолговечную жизнь.  Но и сегодня А.П. Чехов является  одним из самых любимых, читаемых  писателей нашего времени. Его называют Шекспиром современности. Нет ни   одного континента, где не шли бы его пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три  сестры», «Вишневый сад». Писатель говорил: «Тогда человек станет лучше,  когда вы покажете ему, каков он есть». Чеховская вера в человека не  отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, каков  он есть. ­ Вспомните рассказы  А.П. Чехова: «Смерть чиновника», «Хамелеон»,  «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Каштанка».  Среди его  персонажей, «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «господ  обывателей» никто  не вызывает сочувствия, все выступают объектом весёлой и беспощадной  насмешки. Как много сумел сказать А.П. Чехов в небольших по объёму рассказах. Не  зря его крылатым изречением стали слова: «Краткость   – сестра таланта». 1 Запись эпиграфа. 2 Постановка цели и задач урока. ­ Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя краткую  запись на доске. Обобщить знания об       O,  O,  O … ;          повторить правило о ... при  O,  O,  O … ;           учиться находить       O,  O,  O  в  [ ] и  [ ], и  [ ] ; составлять схемы предложений с     O,  O,  O.  III. Закрепление и обобщение изученного материала. 1 Синтаксический разбор предложения: А.П. Чехов написал рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Каштанка». 2   Устный связный рассказ об однородных членах и знаках препинания                   при        них.  (Учащиеся записывают предложения, приведённые  учеником в         качестве примера, и объясняют знаки препинания.) 3.   Проверка домашнего задания. (Упр.  № 265.) ­ Зачитайте предложения из произведений А.П. Чехова, соответствующие  схемам. 1 [и    O, и   O, и O, и O]. 2 [O, и O, и O, и O]. 3 [или  O,  или  O,  или  O, или  O ]. 4 [O,  или  O, или  O, или  O].        ­ В чём особенность 1,3; 2,4 предложений? Сделайте вывод. 4. Расставьте знаки препинания в схемах: 1 вариант 1. O O O 2. O  зато O 3. O и  O и  O 4. O и  O O и  O 5. и  O и  O и  O 6. не только   O но и O 2 вариант 1. O и O 2. O или O 3. O а O 4. ни O ни O ни O 5.   ни свет ни заря       6.   как O так  и O ­ Перечислите условия, при которых всегда ставится  запятая.  (Устно.)    ­ Перечислите условия, при  которых запятая не ставится.  (Устно.) 5. Из какого произведения эти строки? (Работа в группах.)  ­Определите тему и идею текста. Выпишите 3­4 предложения с  однородными членами, расставляя недостающие знаки препинания и  вставляя пропущенные буквы. 1 группа: Ванька  Жуков в ночь под Рождество не ложился спать. Когда  хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал  из  хозяйского шкапа  пузырёк с чернилами ручку с заржавленным п..ром и стал писать. «Милый дедушка, Константин Макарыч! ­ писал он. – Поздр..вляю  вас  с  Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца  ни  маменьки, только ты у меня один остался». 2 группа: Каштанкой овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому­ то подъезду и стала горько плакать. Путешествие с Лукой Александрычем  ут..мило её уши и лапы озябли  и  к тому же она была ужасно голодна. За весь  день она покушала только у переплётчика немножко клейстеру да около  прилавка нашла колбасную кожицу  – вот и всё. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно». 3 группа:  Толстый  хотел было возразить что­то, но на лице у тонкого было написано столько бл..гоговения сладости и почтительной кислоты, что тайного  советника ст..шнило. Он отвернулся от  тонкого и подал ему на прощание руку. Тонкий  пожал  три  пальца  поклонился всем туловищем и захихикал, как  китаец: «Хи­хи­хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил  фуражку. Все трое были приятно ошеломлены. 4 группа: Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и гл..  дел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и  чу..ствовал себя на  верху блаженства. Но вдруг лицо его поморщилось глаза подк..тились, дыхание   ост.. новилось он отвёл  от глаз бинокль нагнулся и ... апчхи!!! Чихнул, как  видите. Червяков нисколько не сконфузился утёрся платочком и, как вежливый  человек, погл.. дел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого­нибудь своим  чиханием? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок,  сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно выт..рал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что­то. В старичке Червяков узнал статского  генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.  ­ Какой союз считается самым «опасным» и почему? (Союз и.) [ O и O].           [  ], и  [ ] 6. «Кто быстрее?». Вспомните сюжет рассказа «Каштанка» и допишите  сложные предложения, используя однородные члены. Объясните  постановку знаков препинания. Из дома  вышел незнакомец,  и ... (прозвучал его тёплый голос: «Псина,  пойдем со мной»). Через полчаса он накормил её, и … (она съела кусочек мяса и корочку  сыра). Когда Каштанка сидела перед столом и глядела на него, … (он ни разу не  ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул). 7. Графический диктант. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла  глаза. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко  под верстаком. Когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка играл с  нею. Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, а потом со смехом вытаскивал её из желудка.      [   O  и  O]. [   = O , O , O].      (Когда     O  или   O),  [                   =]. [    O и  O , а  O]. 8. Проверочная диагностическая работа. (Взаимопроверка.) Тест. 1 вариант 2 вариант 1.Укажите предложение, в котором  есть обобщающее слово при  однородных членах. (Знаки  препинания не расставлены.) А) Ванька свернул вчетверо  исписанный лист и вложил его в  конверт. В) В человеке должно быть всё  прекрасно и лицо и одежда и душа и  мысли. С) Волчата ничего не поняли, но  замахали хвостами. Д) Чистый звучный басистый звук  колокольчика звенел вокруг. Е) В лесу в поле у реки слышались  птичьи голоса. 1.Укажите предложение, в котором  есть обобщающее слово при  однородных членах. (Знаки  препинания не расставлены.) А) Он надел шапку и, не набрасывая  на себя шубейки, выбежал на улицу. В) Изба Игната его сарай хлев и  колодец были окружены высокими  сугробами. С) Слышалось там и пение и смех и  ворчание. Д) Запах человеческих и лошадиных  следов пни сложенные дрова и тёмная дорога пугали её. Е) Рассуждали обо всём о погоде  музыке машинах. 2. Найдите предложения с  однородными определениями.  (Знаки препинания не расставлены) А) Ласковый ветер трепал  непослушные чёрные волосы. В) Девочка постелила на стол чистую  суровую скатерть. С) Я буду тогда обладать истиной  вечной несомненной. Д) Солнечный сосновый бор манил  своей красотой. Е) Последние два дня дул крепкий  2. Найдите предложения с  однородными определениями.  (Знаки препинания не расставлены) А) Тёплая летняя ночь трепетала  бесчисленными звёздами. В) Профессор жил в большом  одиноком доме на краю парка. С) Наступила дождливая грязная  тёмная осень. Д) Волчиха упала передними лапами  и грудью на что­то мягкое и тёплое. Е) Снег скрипел под его маленькими  чёрными ботинками. штормовой ветер. 3. Найдите предложение, в котором  однородные члены связаны  соединительным союзом. А) Был уже весенний месяц март, но  по ночам деревья трещали от холода. В) Игнат всё кашлял и разговаривал  сам с собой. С) Налево от дороги высились какие­ то бугры, не то прошлогодние стога,  не то деревья. Д) Было тихо, но холодно, морозно. Е) Попадись этакая собака в  Петербурге или Москве, то знаете,  что было бы? 4. Найдите предложения, в которых перед союзом и ставится запятая.  (Знаки препинания не  расставлены). А) Через базарную площадь идёт  полицейский надзиратель Очумелов в  новой шинели и с узелком в руке. В) Из лавок высовываются сонные  физиономии  и скоро около  дровяного склада собирается толпа. С) Прохор зовёт собаку и идёт с ней  от дровяного склада. Д) В этом возгласе было и  восхищение и благодарность и  любовь. Е) Вороны сидели на высокой сосне и  смотрели сверху на их борьбу. 3. Найдите предложение, в котором  однородные члены связаны  соединительным союзом. А) Волчиха остановилась и положила  свою ношу на снег. В) Волчата ничего не поняли, но  замахали хвостами. С) Это был не ягнёнок, а щенок,  чёрный, с большой головой. Д) Её мучил голод, и от этих мыслей  зубы ее щелкали. Е) Дождь шёл порывами, переходя то  в ливень, то в изморось. 4. Найдите предложения, в которых перед союзом и запятая не  ставится. (Знаки препинания не  расставлены). А) Пашка взбежал на ступени,  взглянул в окно и острая,  захватывающая радость вдруг  овладела им. В) В старом саду дорожки и грядки  заросли лопухами и укропом. С) Он хладнокровно встречал и удачу  и неудачу. Д) По сугробу волчиха взобралась на  хлев и стала разгребать лапами  и  мордой соломенную крышу. Е) Вчерашняя дыра была уже заделана соломой и по крыше протянулись две  новые слеги. 5. Укажите, в каких предложениях  не нужна запятая перед союзом да. А) Отсталый да ленивый всегда  позади. В) Снайпер бьёт редко да метко. С) Много прочёл да мало учёл. 5. Укажите, в каких предложениях  нужна запятая перед союзом да. А) Учился писать да читать, а  выучился петь да плясать. В) Мал золотник да дорог. С) Ученье да труд к славе ведут. Д) Щи да каша – пища наша. Е) Не  ладно скроен да крепко сшит. Д) Ум имей хоть маленький да свой. Е) У зазнайки Егорки похвалы да  отговорки. Ключ: 2 С, Е С, Д 3 В Е 4 В, Д В, Д 5 А, Д В, Д 1 В Е 1 вариант 2 вариант 9. «Фразы растерялись». Восстановите эпизод текста. (Устно.) 1 и 2 группа 1 Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. 2 Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с  радостным визгом бросилась к этим лицам. 3 Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое ­ пухлое  краснощёкое и испуганное ­ ударили ей по глазам, как раньше ударил яркий  свет... 4 Раздался оглушительный рёв, пронизанный насквозь свистками и  пронзительным детским криком: «Каштанка! Каштанка!» Ответ: 4, 3, 2, 1 3 и 4 группа 1 Каштанка откликалась на слова Тётка или талант. 2 Училась Тётка охотно. 3 Раньше   всех   просыпался   Иван   Иваныч   и   подходил   к   Тётке   или   к   коту, выгибал шею и начинал говорить о чём­то горячо и убедительно. 4 Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем. 5 Беганье на корде, прыганье в обруч, и езда верхом на старом Федоре  Тимофеевиче доставляли ей величайшее наслаждение. Ответ: 1,3,2,5,4. IV. Итог урока. Каштанка очень быстро овладела цирковым искусством. ­ Овладели ли вы постановкой запятой при однородных членах  предложения? (Лидеры групп анализируют работу учащихся, аргументируют  выставленные ученикам оценки.) Слово учителя. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объёму, но глубокие по  содержанию. В этих коротеньких произведениях автор высмеивает всё дурное,  мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость,  чинопочитание, пошлость. А.П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были  высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал свою культуру. Он говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». V. Рефлексия.  ­ Понравился ли урок?   Чем интересен?  Чему научились? VI. Домашнее задание: §29­33.  1 гр. Упражнение 372 (с 1 ­ 5предлож.).  2 гр. Выписать из произведений русских поэтов и писателей 5­6 предложений с однородными членами.  3гр.   Сочинение   ­   отзыв   на   прочитанную   книгу   А.П.   Чехова.   Использовать   в сочинении однородные члены.                                          Самоанализ                              урока русского языка  Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах  предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при  однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с  однородными членами; различать простые предложения с однородными  членами, связанными союзом и,  и сложные предложения с этим же союзом;  развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память,  логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;  способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства  товарищества, добросовестного отношения к труду.  Задачи: Обучающие: Обобщение и  систематизация знаний по теме: "Однородные члены  предложения.  Знаки препинания при однородных членах". Развивающие:  Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей:  умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;   Развитие монологической речи учеников,  умения анализировать свою  деятельность. Воспитательные: Способствовать воспитанию любви  к русскому языку, нравственных черт  характера, коммуникативных умений и навыков. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: интегрированный урок  решения проблемно ­ познавательных задач.  Технология: личностно ­ ориентированное обучение.  Методы: интерактивный, проблемно ­ поисковый.  Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.  Оборудование:  интерактивная доска, презентация, таблицы ­ схемы,  дидактический материал. Познавательный   аспект   цели  связан   с   формированием   опорной   системы знаний   по   теме,   осознанием   учебного   материала   и   осмыслением   связей   и отношений между однородными членами.  Развивающий   аспект  цели  связан   с   развитием   речи   через   обогащение словарного запаса учащихся при введении новых слов; развитием логического мышления при анализе и формированием умения делать выводы из наблюдений.  Воспитывающий аспект цели связан  с  воспитанием дисциплинированности, собранности, требовательности к себе,  созданием    дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:  Привлечение яркого фактического материала.  Опора на знакомые произведения («Рассказы А.П. Чехова»).  Побуждение учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым произведениям. Содержание этапов урока: Под   цели   и   содержание   учебного   материала   была   отобрана   совокупность методов обучения: 1 Организационный   этап.  Самый   сложный   и   важный   этап,   на   котором главной   целью   было   удивить   учащихся   нестандартным   началом   урока, предложить их вниманию некую задачу, решение которой откроет для них новое, необычное, важное, а поиск ответа будет поддерживать интерес на всех этапах урока. Так появилось решение  использовать тексты рассказов А.П. Чехова.  Богатый языковой материал рассказов позволил выдержать урок в едином стиле. Иллюстрации к произведениям, использованные в презентации к уроку, сделали урок ярким, образным.  2 Этап   подготовки   к   активному   сознательному   обобщению   знаний.  На данном этапе была создана проблемная ситуация: учащиеся должны были сформулировать тему и цель  урока, выписать предложения из рассказов А.П. Чехова, соответствующие схемам. Также был проведён графический диктант,   который   позволил   повторить   теоретический   материал, актуализировал   знания   по   теме   и   позволил,   на   мой   взгляд,   быстро проверить умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.   3 Этап закрепления знаний. На уроке учащиеся должны были обобщить и систематизировать знания, участвуя в поисковой деятельности. Опираясь на уже имеющиеся знания, обучающиеся включились в процесс решения проблем, сумели найти     предложения  с однородными членами в текстах и   расставить   знаки   препинания   при   них,   а   также   выполнили   тест.   Все учащиеся получили хорошие оценки. Следовательно, тема ими усвоена.  4 Этап   подведения   итогов   урока.   На   данном   этапе   учащиеся   обобщили полученные сведения, сказали, что нового узнали на уроке, чем интересен был урок.  5 Этап   информации   учащихся   о   домашнем   задании   и   инструктаж   к   его   выполнению.           В   качестве   домашнего   задания   предложено   задание   творческого характера, связанного с рассказами А.П. Чехова, что позволило связать начало и конец урока.            На уроке сочетались коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа.  Познавательная   и   творческая   активность   учащихся   была   на   высоком уровне. Использование на уроке презентации, диалог с учащимися, атмосфера доброжелательности   и   требовательности   позволили   поддерживать   внимание учащихся в течение всего урока.             Цели   урока   достигнуты,   урок   был   познавательным   и   эффективным. Использование презентации, единый языковой материал, связанный с рассказами А.П. Чехова, позволил нестандартно  и интересно провести урок.                                                                                    В.А. Гальцева –  учитель  русского  языка   и  литературы

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018