Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)
Оценка 4.8

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
правоведение
4 кл
11.02.2017
Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)
Преезентация "Как к нам азбука пришла"
Публикация является частью публикации:
Урок Кукевич С.Ф. ГБОУ Гимназия № 1576 г. Москва.docx
Кукевич  Светлана Федоровна, учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия № 1576 Г. Москвы» Тема урока:  Откуда к нам азбука пришла   (Учебно­методический комплект «Основы православной культуры» для 4 классов) Урок:   Открытие новых знаний Цель: познакомить с историей славянской азбуки,  праздником «День славянской культуры и письменности»  Задачи для достижения цели:  расширить кругозор учащихся: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке v и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры;  развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие,  v мышление и  познавательные процессы; v воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа; Методы: частично­поисковые, объяснительно­иллюстративные, словесные.  Форма организации: индивидуально­фронтальная, групповая. Предварительная подготовка:  Оформление альбома  «Такие разные азбуки» Оформление выставки «Книги, по которым учились читать мои родители» Виртуальное путешествие  «Братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки» Подбор литературных источников, словарей Оборудование:   компьютер;   проектор;   презентация к уроку;   литературные источники, словари  картины План урока.  1.Организационный момент­1 минута.  2. Актуализация знаний – 3 минуты. 3. Постановка учебной задачи ­5  минут.  5. «Открытие нового знания»  ­15 минут.  6. Физкультминутка – 2 минуты 6. Включение нового  знания в систему знаний ­10 минут.  7. Рефлексия      деятельности – 6  минут 7. Домашнее задание  ­  3 минуты.  Ход урока Этап урока Действия учителя Организационный момент урока ­ Здравствуйте, мои ученики!  Мои открыватели новых знаний! Вот сейчас мы сказали друг другу "здравствуйте". Что вы этим  говорите, желаете своим товарищам? ­  Нужно так поздороваться, чтобы это слово шло от сердца,  проникновенно, чувственно. Поздоровайтесь друг с другом и  Деятельность обучающихся ­ Приветствуют учителя ­ Здоровья, благополучия,  хорошего настроения,  успехов. пожелайте этот бесценный дар – здоровье.  ­ Дети здороваются ­ Сегодня вас ждёт новый урок. Каким он будет, зависит от нашей  совместной деятельности.  Хорошим пусть будет у вас настроение,  и радостным будет ваше учение. Мы работаем дружно,  прислушиваемся к мнению друг друга.  Актуализация знаний –  Напишите на индивидуальных картах свою фамилию. Записывают ­ Скажите, с помощью чего вы смогли записать? ­ А как вы узнавали буквы, учились читать и писать? ­ Правильно, наш первый учебник, первая книга в школе называлась «Азбука». Я вижу, что вы бережно сохранили свою первую книгу.  Спасибо за память о первом классе и первых  уроках грамоты.  ­ С помощью букв ­ В первом классе по  «Азбуке» На столах у каждого  лежит «Азбука» – Отгадайте загадку. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. (Слайд № 2) ­ А знаете ли вы как появилась азбука? ­ Вот  азбуку мы и будем сегодня исследовать. А почему именно  сегодня?  Приближается   24 мая, когда   отмечается День  Отгадка: Азбука славянской письменности и культуры. И нам надо знать истоки наших праздников.  Высказывают  предположения  ­ Согласны вы отправиться в историческое прошлое? ­ Подумайте, какие  качества нам сегодня нужны, чтобы  исследовать. ­  Тогда отправляемся за новыми знаниями. Я всем  желаю новых и  интересных открытий.  Согласны Знания, усидчивость,  внимание, настойчивость, , умением сравнивать и  анализировать Постановка учебной задачи – Мы будем разгадывать тайну славянской азбуки, будем  исследовать азбуку.  ­ Чему учит эта книга? ­  Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда  вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы  думаете, умели ли наши предки читать и писать? Эта книга знакомит с  буквами, учит читать Ответы детей ­ Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный  грамотей в старину учил детей». Ученик читает, учащиеся  слушают и отвечают на ­ Как обучались грамоте старину? ­Всегда ли существовали буквы? ­    Трудно поверить в то, что когда­то наши предки ­  славяне  вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно  было записывать славянскую речь. Откуда же появились буквы? вопросы  В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как АЗ да БУКИ,  В – как ВЕДИ, Г –  ГЛАГОЛЬ. И учитель для науки  По субботам их порол. Вот таким пером писали  Из гусиного крыла. Этот нож не без причины  Назывался перочинным, Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь  мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им  книжки На церковном языке. «Открытие нового знания»   1.  ­ Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня  мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала  у вас есть  набор букв (А,Л,Ф, А, В,И,Т)   и  (А,З,Б,У,К,А). Попробуйте  составить слова.   ­ Сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними  разница? Если есть, то какая? Составляют АЛФАВИТ и  АЗБУКА. Организована работа в  группах со словарями.  Работают с понятиями  «Азбука», «Алфавит». Ответ: Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и  тоже: группа слов,  расположенных в  определенном  установленном порядке ­ Значение одинаковое, но  происхождение их разное. Почему, я  поведаю. В старославянской азбуке каждая буква имеет свое  название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая  обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь  говорит: «Азъ есмь Богъ» ­ «Я есть Бог». Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева  бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их  для письма. Сложите первую и вторую букву. Что получилось? АЗЪ + БУКИ=АЗБУКИ  (А). ­ Правильно, АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия  двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ.   ­ Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит  от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+  ВИТА=АЛФАВИТ. (Слайд № 3) 2.  ­ Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют  кириллицей? ­ В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники  в Греции) (демонстрация на карте) жили два брата Константин и  Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо  знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил  послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя  Ростислава. И вот братья Константин и Мефодий приехали к  славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. В честь Константина, который,  приняв монашество, получил имя Кирилл. Выбор не был  случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по­ Слушают рассказ гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее  образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе  византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий,  славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал  философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был  на военной службе, затем несколько лет управлял одной из  областей, населённых славянами; впоследствии удалился в  монастырь. У. А в мире уже существовала письменность: в Греции,  Египте, Византии. Только у славян не было своего алфавита, своей  письменности.  Кирилл и Мефодий создали первый славянский  алфавит. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в  звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого  из них буквенные обозначения. Они постарались, чтобы каждая  буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они  помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы  человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Кирилл и Мефодий часть букв взяли из греческого алфавита, а  часть букв специально создали для передачи тех звуков  славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы  Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я. Кирилл и Мефодий создали алфавит не для  одного народа, а для всех славянских народностей (русских,  украинцев, болгар и др.). 24 мая 863 года (IX в.) в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о  создании алфавита. "Тот, кто создал азбуку (письменность), дал  нам в руки нить наших мыслей и ключ к тайнам природы". (Слайды 4 – 6) В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских  странах празднуют День славянской культуры и  письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.  Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире  День славянской культуры и письменности – это праздник  просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и  литературы. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года.  Центрами празднования в разные годы были города Вологда и  Новгород, Смоленск и Псков и, конечно же, Москва ­ Сейчас мы с вами познакомимся с славянской азбукой Включение нового 1. знания в систему знаний и повторение ­ Посмотрите на первый славянский алфавит – кириллицу. (Слайды 7 – 11) ­ Каждой группе выдается карточка с буквами  славянского алфавита.  Рассматривают,  обсуждают. ­ Работают в группе,  пытаются открыть  тайну, составляют текст. Высказывают, что  получились. « Я, книга, знающая слово  добра, есть жизнь земли, и как люди мыслю...» «Я – буквы, знающие и  говорящие добро, есть  жизнь земли, и как люди  мыслю». ­ Как вы думаете, почему буквы стоят именно в таком порядке?  Может быть таким расположением, нам о чем – то хотели сказать    Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки.  Составьте текст, объясните его. ­ Молодцы! Все верно. Понятно одно, что  азбука учит добру, она  рассказывает о жизни земли.  «АЗ» (Слайд 12) Работа в группах. Поиск  пословиц, оформление  пословиц на ватмане,  придумывание заголовка  и  представление – защита  наработанного материала  у доски. 2. ­   Так какая первая буква? ­  У каждой группы на столах книги с пословицами. Я вам  предлагаю отыскать пословицы об  азбуке.    (Слайд 13) 3. ­ Из букв славянского старого алфавита составь слова (у  групп карточки с буквами  и алфавит). веди, есть, слово, наш, аз (весна) слово, он, люди, иже, цы, есть (солнце) рцы, аз, добро, он, слово, твердо,  ерь (радость) он, добро, буки, рцы,он (добро)           ­ Были ли сложности при выполнении задания? Варианты: Сперва АЗ, да БУКИ, а  потом и другие науки. Азбуке учиться, всегда  пригодится. Азбука – к мудрости  ступенька. Грамоте учиться, всегда  пригодится. и др.  Работают в группах.  Получились слова весна,  солнце, радость, добро С буквами нашей азбуки –  русским алфавитом. ­ С какими буквами вам удобнее работать?     ­ Мы с вами должны знать и помнить, что русский алфавит –  наследник кириллицы.  (Слайд 14) Рефлексия       деятельности.  ­  Снова приходит на русскую землю праздник весны — юный и  древний.  Какой это праздник? _ Откуда пришел праздник? ­ Как называется по – другому? ­ Кого прославляют и вспоминают в этот день и почему?  ­   Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и  Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В  Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.  Память  славян – просветителей праздновалась уже в 11 веке, а в середине  14 века их официально причислили к святым. Весной 1991 года  праздник был объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни  по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и  культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли  через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.И  каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить  в своей памяти святые имена первых славянских просветителей ­  братьев Кирилла и Мефодия. (Слайд 15 – 16) ­ Как вспоминают братьев? ­ 24 мая — День  славянской письменности и культуры ­ Праздник славянской  письменности пришел к  нам из Болгарии ­ Кирилла и Мефодия,  создателей славянской  азбуки. ­ В храмах память великих братьев чтят словами праздничного  песнопения. Поют  гимн «Кирилл и Мефодий», написанный  Стояном Михайловским в Болгарии,  проводят праздники, чтения,  конференции. Высказывают ­ У вас на столах пакет с разрезными карточками. Я прошу вас  составить пословицу. (МИР, СОЛНЦЕМ, А, ЗНАНИЕМ,  ЧЕЛОВЕК, ОСВЕЩАЕТСЯ)  ­ Как вы ее понимаете? Составляют и зачитываю  пословицу «Мир  освещается солнцем, а  человек – знанием». ­ Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?  ­ А можете ли вы написать свое имя на славянском языке? Высказывают Высказывают Домашнее задание ­ Я вам раздам славянский алфавит и карточку для написания  имени. Дома вы красиво оформите свое имя,  и мы разместим  имена  на нашем стенде.  ­ Посмотрите передачи, новости, узнайте как будут отмечать этот  день в нашем крае, городе. А как его можем отметить мы? ­ Можем, только надо  видеть весь алфавит Получают алфавит и  карточки ­ Подготовить презентацию  и рассказать, провести викторину, урок красивого  письма и др.  Завершение урока ­ Я раздаю вам текст гимна «Кирилл и Мефодий». Прочитайте,  задумайтесь и порассуждайте.  ­  В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской.  В небольшом сквере посреди этой площади установлен  величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и  Мефодию. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте  отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у  них – священные книги на славянском языке. Над ними  возвышается крест – символ христианства. Оба великих  просветителя словно во что­то всматриваются. Куда же  устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. А впереди у славянской азбуки ещё долгая­предолгая  жизнь.      (Слайд 18 – 19)            Я желаю вам по жизни совершить еще много интересных  открытий. Спасибо за урок!  Литература 1. Учебно­методический комплект «Основы православной культуры» для 4 классов 2.  Воскобойников В. Кирилл и Мефодий. – М.: «РОСМЭН», 2004. – (Серия «Душа России»). 3. Перехвальская Е. Откуда азбука пошла. ­ М.: «Малыш», 1989. 4. Чирва А. Книга в твоих руках.­ М.: «Просвещение», 1985. 5. Зубков В. Б. Книжка про книжку. – М.: Малыш, 1984. 6. Ремнева М.А. Аз, Буки, Веди. М., 1996.

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)

Урок по теме "Откуда азбука пришла" (ОРКСЭ, 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017
Посмотрите также: