Урок по теме "Переходные и непереходные глаголы". (6 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
08.11.2018
Данный конспект урока предполагает изучение новый темы "Переходные и непереходные глаголы". В нем содержится вся информация касательно глаголов, его морфологические, грамматические функции, синтаксическая роль в предложении. НА протяжении урока дети повторяют изученный материал и закрепляют его на практике.Тип урока- открытие новых знаний.
урок.doc
Урок учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №61
Рахмановой Н.Г. в 6 «А» классе
Тема: Переходные и непереходные глаголы
Цели урока:
учащиеся должны знать критерий переходностинепереходности
учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы,
•
глаголов;
•
правильно употреблять их в речи;
•развивать речь учащихся.
Х о д у р о к а :
Д а в а й т е , д р у з ь я , у л ы б н ё м с я д р у г д р у г у ,
У л ы б к и п о д а р и м г о с т я м .
К у р о к у г о т о в ы ! Т о г д а з а р а б о т у !
У д а ч и ж е л а ю я В а м !
I . М о т и в а ц и я к у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и . ( 2 м и н . )
Д е в и з у р о к а З н а е ш ь г о в о р и , н е з н а е ш ь с л у ш а й .
( с л а й д 1 )
Д е т и ч и т а ю т д е в и з у р о к а и о п р е д е л я ю т т и п у р о к а
у р о к о т к р ы т и я н о в ы х з н а н и й .
I I . А к т у а л и з а ц и я
з н а н и й и ф и к с и р о в а н и е
и н д и в и д у а л ь н о г о з а т р у д н е н и я ( 8 м и н . )
1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные
в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.
Тропинка продолжа..т..ся
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк. (слайд 2)
Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. ( теряется окончание
ет, так как 1 спряжение, ь не пишется, тропинка что делает?).
2.Что общего в этих глаголах? (ед.ч., наст.вр., 3 лицо, несов. вид, 1 спр., есть
ся возвратный глагол) 3.Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все
признаки. (слайд 3)
4.Все ли грамматические признаки мы назвали? ( нет)
У нас возникли затруднения (проговаривают ученики)
III.Выявление места и причин затруднения. (1мин.)
Какое затруднение возникло? (не можем назвать ещё один грамматический
признак глагола)
Почему возникло затруднение? (не изучали другие признаки)
IV.Построение проекта выхода из затруднения. (2мин.)
Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.
Какую цель мы ставим? (открыть новый признак глагола)
Тема урока будет сформулирована в конце урока.
Наметим план наших действий:
1.Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.
2.Устраним затруднения.
3.Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.
4.Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.
Что нам поможет? (учебник и учитель).
V. Реализация построенного проекта. (15 мин)
1. Фронтальная работа по учебнику. Стр. 198199
2.Какой новый признак открыли? Вставляем в таблицу «переходность».
3.Какие признаки переходности глаголов узнали?
Вывод:
Переходными называются глаголы, выражающие действие,
которое переходит или может переходить на другой предмет, название
которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ
почувствовать переходность просто показать пальцем на тот предмет, на
который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и
родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и
кого? / что?).
Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.
Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в
родительном падеже (см. стрелку на с. 192) слайд
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при
переходном глаголе в родительном падеже:
1)при отрицании
2)при указании на часть предмета
У ч и т е л ь : Вспомните, как называются глаголы с суффиксомся?
(Возвратными В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на
предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет,
потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет
У ч и т е л ь : К непереходным относятся все глаголы с суффиксом ся (ср.:
убедить убедиться)
Обратите внимание, что суффикс ся прибавляется после согласных, а сь
после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.
А теперь попробуем составить алгоритм определения переходности или
непереходности глаголов. (работа в парах)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Тренировочные упражнения. (8мин)
Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и
непереходных глаголов проговариванием алгоритмов. ( устно)
1.Орфографическая работа. (2мин)
МАЛЯР
ШТУКАТУР
Ребята, а что означают эти слова? И чем занимаются люди этой
профессии?
Теперь послушайте, как трактует автор толкового словаря значение
этих слов.
Составьте, пожалуйста, с этими словами предложения.
2.Дифференцированная работа.
Сильные ученики работают по карточкам на местах.
Карточка
Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически
объяснить.
Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ку, добиват..ся успехов,
не пр..сутствовал на с..брании, сочу..ствовать пр..ятелю, созд..вал
произв..дение, извинит..ся перед товарищем, готовит..ся к экзамену, ребенку
(не)здоровилось, отличит..ся в учёбе..
Слабые работают у доски под руководством учителя .(Определить
падеж, указать переходность)
Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем,
выполнить долг, гордиться победой, заботиться о ветеранах, возлагать
надежды, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.
3. Синтаксический разбор предложения.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию. (Повеств., невоскл., сложное,ССП, сост. из двух частей:1) прост,
двусост., распр., 2) прост., двусост, распр.)
1. Игра «Семафор»
Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями,
остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести
дрова, стоять на носочках, строить дом.(слайд)
VII. Домашнее задание
У ч и т е л ь : С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать.
Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие
строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какуюто профессию и описать действия,
которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в
получившемся тексте (слайд ).
Сегодня на уроке все прекрасно поработали, можно поставить
следующие оценки:…
Итоги урока
VIII.
(слайд )
У ч и т е л ь : Какие глаголы называются переходными?
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какая тема урока была?
Какую цель ставили?
Достигли ли цели урока?
Рефлексия учащихся
IX.
(слайд)
Я вспомнил, что...
Вызвало затруднение...
Я узнал...
Было сложно...
Я понял...
Было интересно...
Особенно понравилось...
На этом наш урок окончен, до свидания, всем спасибо.
Урок по теме "Переходные и непереходные глаголы". (6 класс)
Урок по теме "Переходные и непереходные глаголы". (6 класс)
Урок по теме "Переходные и непереходные глаголы". (6 класс)
Урок по теме "Переходные и непереходные глаголы". (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.