Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"
Оценка 4.6

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
18.04.2019
Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"
Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, выдающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.
Конспект урока по литературе в 7 классе 1.10.docx
Конспект урока по литературе в 7 классе. Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней  Руси. Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки  выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили  фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать  словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях  «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство»,  «справедливость», «гордость», «милосердие». Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал. Ход урока: 1. Организационный этап. 2. Реализация домашнего задания. ­ Чтение близких по смыслу пословиц разных народов.  ­ Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у  доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц). 3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1). Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины,  пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из  которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.  Вопросы: ­ Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?  ­ Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему? 4. Усвоение новых знаний.  Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд  2, 3) Вопрос:  ­ Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или  английская? (конечно же, русская) Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и  восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали;  потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и  светские. Вопрос:  ­ Чем же светские произведения отличаются от церковных? Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.  Вопрос: ­ Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал  знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет») ­ Перечислите особенности жанра «летопись». Просмотр презентации: слайды 4­5. Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском  языке (раздаточный материал). Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.  «Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо  рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная  глубина». Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги  наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных  слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах  заключена неизмеримая глубина. Вопросы: ­ В чем ценность книг? ­ В чем заключается «неизмеримая глубина» книг? Учитель: ­ Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение.  Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать).  (слайд 6) Запись в тетрадь определения термина. Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7). Задание: ­ Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт  характера. Слайд 8.  Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72­73 учебник). Вопросы: ­ Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка? ­ Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»? ­ Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?  Учитель: ­ В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности,  которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет.  Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные  нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь­ правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны  опираться будущие поколения. Вопрос: ­ Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на  которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ. Задание: Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте  нравственные правила соответствующие им (слайд 9): Трудолюбие ­ лень; Правда – ложь; Благородство – бесчестие; Гордость – гордыня; 1. Нравственные понятия: лень­трудолюбие. Слайд 10.  Выдержки из текста: «…не ленитесь, но усердно трудитесь…» «В дому своё не ленитесь….» «На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод» Учитель:  ­ Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с  трудолюбием? ­ Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?  Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом  вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью». ­ Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют  ли взаимосвязь? Учитель:  ­ В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как  черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу  трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности,  добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Вопрос:  ­ Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст?  (ответственность за результат) Вывод: Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы  человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и  самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не  ленитесь!».  2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11. Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»; Вопросы:  ­ Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь ­ душу. Как вы думаете, почему? ­ Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь». Пословицы: ­ В ком добра нет, в том и правды мало. ­ Разум золота краше, правда солнца светлей. ­ Горькая правда приятней сладкой лжи. ­ И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. Вопросы: ­ Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду? ­ А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда? Вывод: Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о  наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а  лжи, так как она разрушает человека изнутри. 3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12. Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня  живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время». Вопрос: ­ Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему? ­ Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство  собственного достоинства, самоуважения) Вывод: Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о  смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце  человека. 4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13. Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…» «…напойте и накормите просящего…» «…не забывайте и подавайте сироте…» Вопросы:  ­ В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы  думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна  эта связь?  ­ Может ли благородный человек быть немилосердным? Выдержки из текста:  «…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…» «Больного навестите, покойника проводите…» «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…» Учитель: ­ В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.  Вопрос:  ­ Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к  «виновному»? ­ Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского  человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему? Вывод: Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый,  трудолюбивый, справедливый, милосердный. Вопрос: ­ Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного  человека?  ­ Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий? Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию  ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.  Чтение получившихся вариантов поучения. 5. Рефлексия: ­ Можете ли вы назвать себя благородным человеком? ­ Получили ли вы какие­либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из  наставлений вы бы сделали своим девизом? 6. Домашнее задание (слайд 14): Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте  над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным  идеалом?». Презентация на тему: Поучение Владимира Мономаха

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"

Урок по теме: "Поучение Владимира Мономаха" (7 класс, литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019