Урок по теме
«Типы химических реакций»
(8 класс)
Цели урока:
Обучающие
1. Сформировать у учащихся понятия типов химических реакций.
2. научить распознавать среди химических реакций реакции
определенного типа.
3. Продолжить формирование практических навыков обращения с
химическими реактивами.
Воспитывающие:
1. Применяемая на уроке «Педагогика встречных усилий» поможет
воспитать у учащихся умение прислушиваться к мнению других,
взаимную
готовность принимать точку зрения товарищей,
доброжелательность, готовность к совместной деятельности. Одним
словом поможет воспитать в них чувство товарищества и
взаимопомощи.
Развивающая
2. Развивать и совершенствовать практические умения и навыки в ходе
выполнения химического эксперимента.
3. Развивать различные мыслительные операции:
сравнивать,
анализировать, делать обобщающие выводы.
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.
Структура урока:
1. Введение в урок. Установка на восприятие. Актуализация знаний
изучаемой темы.
2. Повторение основных понятий, необходимых для изучения нового
материала.
3. Самостоятельное изучение нового материала в группах:
4. Обобщение изученного материала (заполнение таблицы «Типы
химических реакций»)5. Первичное закрепление изученного материала (выполнение задания по
вариантам и самооценка)
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
Средства обучения
доска.
: видеопроектор, компьютер, видеопрезентация, интерактивная
Оборудование и реактивы:
Свежеприготовленный раствор Cu(OH)2,
спиртовка, спички, держатель для
пробирок.
CaO, стакан с водой, пробирка, фенолфталеин.
Раствор CuSO4, стальная скрепка, пробирка.
Растворы FeCl3 и KOH, пробирка.
Место проведения
: кабинет химии.
Введение. Организация класса. Установка на восприятие.
Ход урока:
Наш соотечественник М. В. Ломоносов ещё в XVII веке, обращаясь к
молодому поколению, говорил «… что может собственных Платонов и быстрых
разумом Невтонов Российская земля рождать…». Эти слова актуальны и сегодня.
Потому, обращаясь сегодня к вам, к ныне живущему поколению молодых, я
надеюсь, что вы покажите все свои знания и умения и быть может, сделает для себя
и для всех в классе пусть небольшое открытие.
На последних уроках вы начали изучение изменений, происходящих с
веществами. К числу таких изменений относятся и химические реакции.
Ежесекундно в окружающем нас мире и внутри нас протекают миллионы
реакций. Получить представления о них, соорентироваться в их многообразии и
научиться управлять ими помогают различные классификации химических реакций.
В зависимости от того, что положено в её основу, классификации бывают разными.
Сегодня вы познакомитесь с одной из них. Таким образом, тема урока «Типы
химических реакций»В ходе работы вы
• Узнаете характеристику основных типов химических реакций;
•
Должны будете научиться определять тип
химической реакции;
• Практически осуществлять химические реакции, относящиеся к
тому или иному типу.
Но для начала давайте повторим уже изученные вами понятия, которые
пригодятся вам при изучении нового материала:
• Простые вещества
• Сложные вещества
• Химические реакции
• Признаки химических реакций
• Уравнения химических реакций
Изучение нового материала.
По составу и числу веществ химические реакции делятся на:
• Реакции разложения;
• Реакции соединения;
• Реакции замещения;
• Реакции обмена.
Работа в группах
По предложенным химическим реакциям определить состав и число исходных
веществ и продуктов реакции, провести химический эксперимент, определив
признак химической реакции. На основании полученных данных заполнить таблицу
и дать определение понятия данного типа химических реакций.
1ая группа:
2H2O = 2H2 + O2
2KNO3 = 2KNO2 + O2
Cu(OH)2 = CuO + H2O
2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2Опыт № 1 Разложение гидроксида меди при нагревании
(Закрепите пробирку со свежеприготовленным гидроксидом меди в держатель
или лабораторный штатив и нагрейте его над пламенем спиртовки. Какие
признаки реакции вы наблюдаете?)
Типы химических
реакций
1. Реакции разложения
2. Реакции соединения
3. Реакции замещения
4. Реакции обмена
Признаки классификации: состав, число веществ
Продукты реакции
Исходные вещества
Одно сложное вещество
Два или более простых
или сложных веществ
Реакции разложения – это реакции, в результате которых из … вещества
образуются … веществ.
2ая группа:
4P + 5O2 = 2P2O5
CaO + H2O = Ca(OH)2
C + O2 = CO2
4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
Опыт № 2 Взаимодействие оксида кальция с водой
(Соедините небольшое количество оксида кальция с водой. Добавьте к
полученному раствору немного фенолфталеина. Почему изменилась окраска
индикатора?)
Типы химических
реакций
1. Реакции разложения
2. Реакции соединения
3. Реакции замещения
4. Реакции обмена
Признаки классификации: состав, число веществ
Продукты реакции
Исходные вещества
Два или более простых
Одно сложное вещество
или сложных веществРеакции соединения – это реакции, в результате которых из … веществ
образуется …вещество.
3тья группа:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
CuO + H2 = Cu + H2O
Опыт № 3 Взаимодействие раствора сульфата меди со стальной
проволокой.
(Налейте в пробирку 2 мл раствора сульфата меди и опустите в неё стальную
проволоку. Какие изменения вы наблюдаете?)
Типы химических
реакций
1. Реакции разложения
2. Реакции соединения
3. Реакции замещения
4. Реакции обмена
Признаки классификации: состав, число веществ
Продукты реакции
Исходные вещества
Два вещества: простое и
Два новых вещества:
сложное
простое и сложное
Реакции замещения – это реакции, протекающие между …, в результате
которых образуются … вещества.
4ая группа:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
↓
FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3
+ 3KCl
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaNO3
Опыт № 4 Взаимодействие растворов хлорида железа (III)
гидроксидом калия.
(Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа и добавьте небольшое
количество раствора гидроксида калия. Какие признаки реакции вы увидели?)
cТипы химических
реакций
1. Реакции разложения
2. Реакции соединения
3. Реакции замещения
4. Реакции обмена
Признаки классификации: состав, число веществ
Исходные вещества
Продукты реакции
Два сложных вещества
Два новых сложных
вещества
Реакции обмена – это реакции, протекающие между … веществами, в
результате которых вещества …
Обсуждение полученных результатов и заполнение таблицы.
Типы химических
реакций
1. Реакции разложения
2. Реакции соединения
3. Реакции замещения
4. Реакции обмена
Признаки классификации: состав, число веществ
Исходные вещества
Продукты реакции
Два или более простых
Одно сложное вещество
или сложных веществ
Одно сложное вещество
Два или более простых
или сложных веществ
Два вещества: простое и
сложное
Два сложных вещества
Два новых вещества:
простое и сложное
Два сложных вещества
Вывод: 1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
химические реакции можно разделить на
• Реакции разложения
• Реакции соединения
• Реакции замещения
• Реакции обмена
2. Знания о классификации позволяет ориентироваться в огромном
многообразии химических реакций.
Закрепление нового материала:1. А теперь давайте попробуем определить типы химических реакций и расставить
коэффициенты в соответствующих схемах: (коллективная работа)
N2 + H2
→ NH3
→ ZnCl2 + H2
Zn + HCl
2. Расставьте коэффициенты, и определите, к какому типу относится каждая из
представленных реакций? ( I вариант – реакции разложения, II вариант – реакции
соединения, III вариант – реакции разложения, IV вариант – реакции обмена)
1. MgCO3
2. CuO + Al
→ MgO + CO2
→ Al2O3 + Cu
NO→
3. N2 + O2
4. Ba(OH)2 + K2SO4
→
BaSO
4 + KOH
5. Al + H2SO4
6. CuO + HCl
Al→ 2(SO4)3 + H2
→
2 + H2O
CuCl
7. Fe + O2
→
8. Ag2O
Fe→ 3O4
Ag + O
2
3. Проверь себя сам:
Реакции разложения – 1,8
Реакции соединения – 3,7
Реакции замещения – 2,5
Реакции обмена – 4,6
Домашнее задание:
1. Выучить определения основных типов химических реакций.
2. Уметь определять основные типы химических реакций.
3. Вопрос на размышление:
По каким признакам ещё можно
классифицировать химические реакции?
Итог урока.
Мир химических реакций огромен, разнообразен и интересен. Одни из них
проходят быстро, эффектно, как вспышка звезды. Другие медленно, почти
незаметно. (Демонстрационный опыт «Фараоновы змеи»). Вы только вступаете в
этот огромный удивительный мир, только начинаете его познавать. И эти знанияпомогут объяснить вам многие химические реакции, протекающие в природе.
Умейте только видеть и удивляться.
учитель химии высшей категории
МБОУ СОШ№ 5
г. Искитима Новосибирской области
Свитова Ирина Гентиховна