Урок по теме "Типы химических реакций" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Открытый урок.doc
Урок по теме  «Типы химических реакций»  (8 класс) Цели урока: Обучающие 1. Сформировать у учащихся понятия типов химических реакций. 2. научить   распознавать   среди   химических   реакций   реакции определенного типа. 3. Продолжить   формирование   практических   навыков   обращения   с химическими реактивами. Воспитывающие: 1. Применяемая   на   уроке   «Педагогика   встречных   усилий»   поможет воспитать     у   учащихся   умение   прислушиваться   к   мнению   других,   взаимную готовность   принимать   точку   зрения   товарищей, доброжелательность,   готовность   к   совместной   деятельности.   Одним словом   поможет   воспитать   в   них   чувство   товарищества   и взаимопомощи. Развивающая 2. Развивать и совершенствовать практические умения и навыки в ходе выполнения химического эксперимента. 3. Развивать   различные   мыслительные   операции:   сравнивать, анализировать, делать обобщающие выводы. Тип  урока: изучение нового материала и его первичное закрепление. Структура урока: 1. Введение   в   урок.   Установка   на   восприятие.   Актуализация   знаний изучаемой темы. 2. Повторение   основных   понятий,   необходимых   для   изучения   нового материала. 3. Самостоятельное изучение нового материала в группах: 4. Обобщение   изученного   материала   (заполнение   таблицы   «Типы химических реакций»)5. Первичное закрепление изученного материала (выполнение задания по вариантам и самооценка) 6. Домашнее задание. 7. Итог урока. Средства обучения   доска.  : видеопроектор, компьютер, видеопрезентация, интерактивная Оборудование и реактивы: Свежеприготовленный   раствор  Cu(OH)2,  спиртовка,   спички,   держатель   для пробирок. CaO, стакан с водой, пробирка, фенолфталеин.   Раствор CuSO4, стальная скрепка, пробирка. Растворы  FeCl3 и KOH, пробирка. Место проведения    : кабинет химии. Введение. Организация класса. Установка на восприятие. Ход урока: Наш   соотечественник   М.   В.   Ломоносов   ещё   в  XVII  веке,   обращаясь   к молодому поколению, говорил  «… что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать…». Эти слова актуальны и сегодня. Потому,   обращаясь   сегодня   к   вам,   к   ныне   живущему   поколению   молодых,   я надеюсь, что вы покажите все свои знания и умения и быть может, сделает для себя и для всех в классе пусть небольшое открытие. На   последних   уроках   вы   начали   изучение   изменений,   происходящих   с веществами. К числу таких изменений относятся и химические реакции. Ежесекундно   в   окружающем   нас   мире   и   внутри   нас   протекают   миллионы реакций.  Получить представления  о них, соорентироваться  в их  многообразии  и научиться управлять ими помогают различные классификации химических реакций. В зависимости от того, что положено в её основу, классификации бывают разными. Сегодня   вы   познакомитесь   с   одной   из   них.   Таким   образом,   тема   урока   «Типы химических реакций»В ходе работы вы • Узнаете характеристику основных типов химических реакций; • Должны будете научиться определять тип химической реакции; • Практически   осуществлять   химические   реакции,   относящиеся   к тому или иному типу.  Но   для   начала   давайте   повторим   уже   изученные   вами   понятия,   которые пригодятся вам при изучении нового материала: • Простые вещества • Сложные вещества • Химические реакции • Признаки химических реакций • Уравнения химических реакций Изучение нового материала. По составу и числу веществ химические реакции делятся на: • Реакции разложения; • Реакции соединения; • Реакции замещения; • Реакции обмена. Работа в группах По предложенным химическим реакциям определить состав и число исходных  веществ и продуктов реакции, провести химический эксперимент, определив  признак химической реакции. На основании полученных данных заполнить таблицу  и  дать определение понятия данного типа химических реакций. 1­ая группа: 2H2O = 2H2 + O2 2KNO3 = 2KNO2 + O2 Cu(OH)2 = CuO + H2O 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2Опыт № 1 Разложение гидроксида меди при нагревании (Закрепите пробирку со свежеприготовленным гидроксидом меди в держатель или   лабораторный   штатив   и   нагрейте   его   над   пламенем   спиртовки.   Какие признаки реакции вы наблюдаете?) Типы химических реакций 1. Реакции разложения 2. Реакции соединения 3. Реакции замещения 4. Реакции обмена Признаки классификации: состав, число веществ Продукты реакции Исходные вещества Одно сложное вещество Два или более простых  или сложных веществ Реакции разложения – это реакции, в результате которых из … вещества образуются … веществ. 2­ая группа: 4P + 5O2 = 2P2O5 CaO + H2O = Ca(OH)2 C + O2 = CO2 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 Опыт № 2 Взаимодействие оксида кальция с водой (Соедините   небольшое   количество   оксида   кальция   с   водой.   Добавьте   к полученному раствору немного фенолфталеина. Почему изменилась окраска индикатора?) Типы химических реакций 1. Реакции разложения 2. Реакции соединения 3. Реакции замещения 4. Реакции обмена Признаки классификации: состав, число веществ Продукты реакции Исходные вещества Два или более простых  Одно сложное вещество или сложных веществРеакции соединения  –  это реакции, в результате которых из … веществ образуется …вещество. 3­тья группа: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 CuO + H2 = Cu + H2O Опыт   №   3   Взаимодействие   раствора   сульфата   меди   со   стальной проволокой. (Налейте в пробирку 2 мл раствора сульфата меди и опустите в неё стальную проволоку. Какие изменения вы наблюдаете?) Типы химических реакций 1. Реакции разложения 2. Реакции соединения 3. Реакции замещения 4. Реакции обмена Признаки классификации: состав, число веществ Продукты реакции Исходные вещества Два вещества: простое и  Два новых вещества:  сложное простое и сложное Реакции замещения – это реакции, протекающие между …, в результате которых образуются … вещества. 4­ая группа: NaOH + HCl = NaCl + H2O ↓ FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3  + 3KCl CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaNO3 Опыт   №   4   Взаимодействие   растворов   хлорида   железа   (III) гидроксидом калия. (Налейте   в  пробирку  1 мл  раствора  хлорида   железа  и  добавьте   небольшое количество раствора гидроксида калия. Какие признаки реакции вы увидели?)  cТипы химических реакций 1. Реакции разложения 2. Реакции соединения 3. Реакции замещения 4. Реакции обмена Признаки классификации: состав, число веществ Исходные вещества Продукты реакции Два сложных вещества Два новых сложных  вещества   Реакции обмена  – это реакции, протекающие между … веществами, в результате которых вещества … Обсуждение полученных результатов и заполнение таблицы. Типы химических реакций 1. Реакции разложения 2. Реакции соединения 3. Реакции замещения 4. Реакции обмена Признаки классификации: состав, число веществ Исходные вещества Продукты реакции Два или более простых  Одно сложное вещество или сложных веществ Одно сложное вещество Два или более простых  или сложных веществ Два вещества: простое и  сложное Два сложных вещества Два новых вещества:  простое и сложное Два сложных вещества Вывод:   1.  По   числу   и   составу   исходных   веществ   и   продуктов   реакции химические реакции можно разделить на • Реакции разложения • Реакции соединения • Реакции замещения  • Реакции обмена 2.   Знания   о   классификации   позволяет   ориентироваться   в   огромном многообразии химических реакций. Закрепление нового материала:1. А теперь давайте попробуем определить типы химических реакций и расставить коэффициенты в соответствующих схемах: (коллективная работа) N2 + H2   → NH3  → ZnCl2 + H2 Zn + HCl  2.  Расставьте коэффициенты, и определите, к какому типу относится каждая из представленных реакций? (  I  вариант – реакции разложения,  II  вариант – реакции соединения, III вариант – реакции разложения, IV вариант – реакции обмена) 1. MgCO3  2. CuO + Al   → MgO + CO2  → Al2O3 + Cu  NO→ 3. N2 + O2  4. Ba(OH)2 + K2SO4  →  BaSO 4 + KOH 5. Al + H2SO4  6. CuO + HCl   Al→ 2(SO4)3 + H2 → 2 + H2O  CuCl 7. Fe + O2  → 8. Ag2O   Fe→ 3O4  Ag + O 2 3. Проверь себя сам:   Реакции разложения – 1,8  Реакции соединения – 3,7  Реакции замещения – 2,5  Реакции обмена – 4,6  Домашнее задание: 1. Выучить определения основных типов химических реакций. 2. Уметь определять основные типы химических реакций. 3.   Вопрос   на   размышление:  По   каким  признакам  ещё   можно классифицировать химические реакции?    Итог урока.  Мир   химических   реакций   огромен,   разнообразен   и   интересен.   Одни   из   них проходят   быстро,   эффектно,   как   вспышка   звезды.   Другие   медленно,   почти незаметно. (Демонстрационный опыт  «Фараоновы  змеи»).  Вы только вступаете  в этот огромный удивительный мир, только начинаете его познавать. И эти знанияпомогут   объяснить   вам   многие   химические   реакции,   протекающие   в   природе. Умейте только видеть и удивляться. учитель химии высшей категории  МБОУ СОШ№ 5 г. Искитима Новосибирской области Свитова Ирина Гентиховна