Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Рабочий урок по усвоению нового материала по изучению условного наклонения глагола. Учащиеся 6 класса закрепляют знания о наклонении глагола, учатся отличать наклонения друг от друга, опознавать глаголы в условном наклонении, создавать и анализировать тексты с использованием глаголов в условном наклонении.
            
        
        
        
                    
                
                    Условное наклонение глагола. 6 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому 
способу действия.
Образовательные цели:
закрепить знания о наклонении глагола,
распознавать глаголы в условном наклонении,
образовывать формы условного наклонения,
 отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Формирование УУД:
Личностные действия:
Воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к 
языку как основному средству общения и получения знаний в различных 
сферах человеческой деятельности.
Регулятивные действия:
 высказывать предположения на основе наблюдений,
 формулировать вопрос (проблему) урока,
 искать пути решения проблемы,
 осуществлять познавательную и личностную рефлексию,
 соотносить цели и результаты своей деятельности,
 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные действия:
анализировать, классифицировать, обобщать,
 задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
 преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, 
таблицу).
 анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
 классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. владеть приемами отбора и систематизации материала.
 анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, 
группировать.
 представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные действия:
овладение всеми видами речевой деятельности,
 слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку 
зрения,
 оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование:
ИКТ(презентация), сигнальные карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент, позитивный эмоциональный настрой на
урок
 Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, хочу начать работу с вами. Для 
того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие 
установки:
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
(Дети повторяют хором)
 А я желаю вам сегодня удачи!
 Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа», оставьте одну
строку для записи темы нашего урока.
2.Блицопрос
 Изучением какой части речи мы занимаемся? (Глагол)
 С каким новым глагольным признаком вы познакомились на предыдущем 
уроке? (С наклонением)
– Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–»,
если не знаете  ?(вопросительный знак)
1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.
2) Глаголы имеют три наклонения.3) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые 
происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
5) Глаголы с суффиксом ся (сь) являются возвратными.
6) Глаголы с суффиксом ся (сь) обычно непереходные
7) Глаголы обозначают действия, желаемые или возможные при определенных 
условиях
8) Рабочий строит дом, строит в изъявительном наклонении
9) Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи. Строил бы  
глагол условного наклонения
Ответы: 1; 2+; 3+; 4+; 5+; 6+; 7?; 8+; 9?
Ребята, почему в 7 и 9 предложениях у вас ?
3. Открытие нового знания. 
Да, вы их не знаете. О каком наклонении я говорила в 9 предложении?
 Да, ребята, условное наклонение. Как называется тема нашего урока? 
(Условное наклонение глагола)
 Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с 
тем, как образуется условное наклонение, его грамматическими 
особенностями, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и 
употреблять в речи).
Запись темы урока.
4. Работа с учебником, беседа. Материал для наблюдений стр. 117
Какое действие выражают глаголы в условном наклонении? (Нереальное)
Как вы думаете, почему наклонение названо условным? (Действие может 
произойти только при какомто условии)
 Верно. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, возможные 
при определенных условиях или желаемые. 
Для того, чтобы узнать, как образуются формы условного наклонения, 
откроем учебник на стр. 118, сделаем вывод (запись на доске и в тетрадях): 
Форма условного наклонения образуется от основы инфинитива путем 
прибавления суффикса –л и частицы бы (б).
 Вернемся к нашему предложению: Рабочий строил бы дом, если бы у него 
были кирпичи. Где может находиться частица бы? (Перед глаголом и после 
глагола)
 Правильно, частица бы подвижная. С какой формой совпадает форма 
глагола в условном наклонении? (С формой прошедшего времени 
изъявительного наклонения) Значит, как будет изменяться глагол в условном наклонении? (Так же, как и 
глагол в прошедшем времени: по числам и родам)
 А может ли глагол в условном наклонении изменяться по временам? 
Попробуйте, измените. (Нет, не может)
 Итак, запомните: глагол в условном наклонении не меняется по временам. 
Употребляется глагол в условном наклонении чаще всего в сложном 
предложении, в придаточном условия с союзом «если». Придаточные 
предложения всегда отделяются от главного запятой. Найдите в нашем 
предложении придаточное условия. (Если бы у него были кирпичи)
5. Индивидуальное творческое задание
 Напишите сочинениеминиатюру из 23 предложений на тему: «Что бы 
я сделал, если бы у меня была волшебная палочка». 
Проверяется устно, несколько учеников зачитывают свои ответы, слушатели 
анализируют получившийся продукт.
6. Диктант с взаимопроверкой
Текст
Мед, прополис, яд, воск. Вот, оказывается, сколько пользы приносит пчела. И 
все же главная пчелиная польза в другом…
Если б даже пчелы не давали ни капли меда и ни кусочка воска, если б их яд 
не был целебен, а прополис не лечил бы ран и ожогов, все равно мы ухаживали
бы за ними и строили бы им домикиульи, и зимой берегли бы от холода. 
Потому что пчелы дают нам урожай.
7. Работа с текстом
 Все ли слова в тексте вам были понятны? Возможно, лексическое значение 
какогото слова вызвало у вас затруднение? (Прополис)
 Прополис – это клейкое вещество, вырабатываемое пчелами из целебных 
смолистых выделений древесных почек (березы, осины)
 Озаглавьте текст.
 Основная мысль?
 Стиль, тип речи с признаками, доказательствами.
 Найдите и подчеркните глаголы в условном наклонении. Как вы их 
определили?8. Репродуктивное упражнение 544 (один ученик у доски, остальные в 
тетрадях)
9. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание
 Итак, с каким наклонением глагола мы сегодня познакомились? 
 Что оно обозначает? Как образуется?
Как изменяется глагол в условном наклонении? (По родам и числам)
 А по временам? (Не изменяется)
 В каких предложениях чаще всего употребляется глагол в условном 
наклонении? (В придаточном условия, обязательно ставится запятая)
Домашнее задание: параграф 92, упражнение 547.