Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
5 кл
30.03.2018
Данный урок предназначен для учителей литературы по учебнику В. Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Тема урока "В. Астафьев. "Васюткино озеро". Учащиеся познакомятся с биографией писателя, с его произведением. Познакомятся с новым понятием "Автобиография". Ответят на вопросы. Поработают с памяткой. В итоге ответят на проблемный вопрос "Чему можно научиться у главного героя?
урок-конкурс.docx
Учитель: Фетисова Е.Н.
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Урок: литература
Тема урока: В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Технологическая карта урока
Класс: 6
УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 12е изд., перераб. М:
Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика
Обучающие:
формирование умений анализа произведения
формирование практических умений и навыков правильного понимания
произведения
умение аргументировать свои мысли
Развивающие:
развитие логического мышления,
познавательного интереса.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры
поведения при фронтальной и индивидуальной работе
коммуникативных умений,
Цели для учителя
1. Познакомить учащихся с биографией писателя, пробудить интерес к его
личности.
2. Познакомить учащихся с рассказом; развитие навыков самостоятельной работы
с текстом.
3. Усвоить содержание рассказа путем выборочного чтения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в
творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в
изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково
символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого
поведения.
Тип урока
Знакомство с писателем, его произведением,
Форма урока
Традиционная (урокпрактикум) анализ рассказа
Опорные понятия, термины
Литературный персонаж
Образ
Формы контроля:
Фронтальный опрос
Индивидуальная работа
Новые понятия
Домашнее задание
Написать сочинение миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ход урока
I. Мотивация
1 минута.
Включение в деловой ритм.
Проверка готовности
учащихся к уроку.
(ТРУД – тетрадь, ручка,
учебник, дневник)
Подготовка к работе.
Самоопределение.
Используемые
методы, приемы,
формы
Словесная форма.
II. Анализ
контрольной
работы.
4 минуты
Анализ контрольной
работы.
Работа над ошибками.
Словесная форма.
Формируемые УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Психологически
настрой
й
учителя
и
учащихся.
Познавательные
: обосновывать
свое мнение
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем III. Актуализация
знаний
Подведение детей к
формулированиютемы и
постановке целей урока.
Определение цели учебной
деятельности.
Формулировка темы урока
Беседа
Иллюстративно
словесный метод.
Учащиеся слушают учителя,
отвечают на вопросы учителя,
делают записи в тетради.
Дети слушают, отвечают на
вопрос.
Приём
познавательной
активности через
творческое задание.
3 минуты
IV. Работа по теме
урока
12 минут
Активизирует знания
учащихся.
Создает проблемную
ситуацию.
Автобиографичность
свойство художественного
произведения отражать
реальные события жизни
автора.
Рассказ учителя о
биографии В. Астафьева.
(Слайд2, 3)
Что, по словам Астафьева,
заставило его писать?
Я надеюсь, что вы
заинтересовались
произведениями
Астафьева, его личностью,
стремящейся к правде. А
сейчас мы переходим к
изучению интересного
рассказа для детей
«Васюткино озеро».
(Слайд4, 5)
Объясняет задание.
и сверстниками.
Личностные:
самопроверка, оценивание
своего ответа;
познавательные:
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
Отработка
умений отвечать
на поставленные
вопросы
Вырабатывать
уважительное
отношение друг
к другу,
Личностные:
ориентация в социальных
ролях и межличностных
отношений;
регулятивные:
поиск и выделение
необходимой информации;
коммуникативные:
уметь делать анализ текста,
используя изученную
терминологию и
полученные знания. Здоровьесбере
гающая технология.
Выполняют упражнения.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Ответ на вопрос.
Составление монологического
высказывания
Выразительное чтение
фрагментов
Беседа,
выразительное
чтение отрывков из
рассказа
Дети составляют .(см.
Приложение)
V Лингво
физкультминутка.
(Слайд 6)
2 минуты.
VI.Актуализация
знаний.
Работа по тексту
19 минут.
Кто герои рассказа?
(Слайд 7)
Что беспокоило
рыбаков?
Какое место занимал
Васютка в бригаде? Чем
занимался?
Как относился мальчик
ко взрослым? Почему не
стал спорить с матерью
перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает,
что Васютка перенимал
привычки взрослых?
Как Васютка
заблудился?
Что помогло ему
выжить, выйти из тайги?
Памятка (Слайд 8)
Какое время странствий
в лесу оказалось для
героя самым трудным и
Развитие умения
выразительно
читать,
Воспроизводить
литературоведче
скую
информацию,
выслушивать и
принимать
во
внимание чужое
мнение
Личностные:
самопроверка и
взаимопроверка;
регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение
структурировать знания,
выборнаиболее
эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание,
рефлексия способов и
условий действия;
коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра. почему?
Что вспоминал
Васютка?
Какой детский поступок
совершил Васютка? Как
его можно объяснить?
Почему взрослые
решили назвать озеро
Васюткиным именем?
VIII.Подведение
итогов
1 минута.
Устанавливает
осознанность
восприятия.
Организует деятельность
поприменению полученных
знаний.
Чему можно научиться у
Васютки?
Дети читают статью в учебнике,
составляют таблицу
Приём
познавательной
активности через
творческое задание.
Дети отвечают на поставленный
вопрос.
Обсуждение
результата работы с
произведением
Познавательные: уметь
синтезировать полученную
информацию для
составления ответа.
Коммуникативные: уметь
читать вслух и понимать
прочитанное.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации.
Уметь
воспроизводить
литературоведче
скую
информацию,
Проявление
толерантности.
Рефлексивно
оценочный этап.
2 минуты.
Организует рефлексию.
(Слайд 9)
Вы заблудились в лесу
(ваши действия)
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты,
степень их соответствия.
Беседа.
Умение
оценивать себя.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия; Домашнее
задание.
1 минута.
Объясняет домашнее
задание Сочинение
миниатюра «Чему научил
меня этот рассказ?»(Слайд
10,11)
Слушают и записывают в
дневник.
личностные:
смыслообразование.
Познавательные:
умение делать выбор и
обосновывать его.
Литература:
1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе. 2010. №5, с.3840
2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.М.:Современный писатель,1993.
3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2015.
4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
«Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В г.Игарка преподавал когдато русский язык и литературу Игнатий
Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои
предметы хорошо, заставлял на «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на
вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом
заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в
рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить
его в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».
Приложение 1 Приложение 2
Если ты заблудился в лесу
1.Прекрати бесполезное движение.
2.Осмотри место.
3.Подготовь место для ночлега.
4.Разожги костёр.
5.Спокойно ожидай спасателей.
6.Не паникуй! Приложение 3
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Урок по теме "Васюткино озеро" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.