Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология
Оценка 4.6

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
11.11.2018
Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология
предлагаю конспект урока для учащихся 5 класса «Обобщение по теме «Жизнь организмов на планете Земля».Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н. Этот материал будет полезен для учителей биологии и начальных классов. Это занятие поможет учащимся: обобщить знания по данной теме; покажет актуальность биологических знаний; выявит значение общей биологии, и ее место в системе биологических знаний. Урок проходит в игровой форме.
урок по теме Жизнь организмов на планете Земля.docx
Урок по теме «Жизнь организмов на планете Земля» УМК:   Биология:   5   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М: Вентана – Граф, 2014. Тип урока: обобщающий Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивация  к учебной деятельности. 3. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.  4.Рефлексия.  5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.  Цели: Содержательная: ­ систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты, их приспособленности к обитанию в различных средах, на разных материках, значении живых организмов в природе и жизни челове Деятельностная: ­ формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия  ( познавательные, регулятивные, коммуникативные) ­повысить интерес учащихся к изучению биологии ­ учить работать в малых группах; ­ воспитывать толерантность и бережное отношение к природе. Личностные результаты. Личностные УУД 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. 2.   Формировать   экологическое   мышление:   умение   оценивать   свою деятельность   и   поступки   других   людей   с   точки   зрения   сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Познавательные УУД 1.   Формирование   умения   ориентироваться   в   учебнике,   находить   и использовать нужную информацию. 2.   Формирование   умения   анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формирование   умения   самостоятельно   организовать   учебное Коммуникативные. 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей. 2. взаимодействие при работе в группе. Регулятивные. 1.Формирование   умения   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) 2.Формирование   умения   в   диалоге   с   учителем   совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Задачи. ­ повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Жизнь организмов на планете Земля»; ­создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, бережного отношения к природе; ­   продолжить   формирование   умений   выделять   главное,   существенное   в изучаемом   материале,   сравнивать,   классифицировать,   обобщать   изучаемые факты   и   понятия,   делать   выводы   и   продолжить   формирование   ключевых компетенций Материалы   и   оборудование   :   технологические   карты   урока   на   каждого учащегося,   средства   для   рефлексии,   раздаточный   материал,   рисунки учащихся по теме,  мультимедийный проектор, компьютер. Ход урока 1.Организационный этап Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке) Напоминает правила и законы  поведения на уроке: 1.Закон точности. 2.Закон един, говорит один(уважай говорящего) 3.Закон инициативы: ­не согласен­возражай ­возражаешь­предлагай ­предлагаешь­делай. 4.Закон чистоты(содержи рабочее место в порядке) Настраивает на работу и сотрудничество мы с вами распределились на группы А   сейчас   закройте   глаза   и  кончиком   носа  напишите   отметку,  которую   вы хотите получить за этот урок 2.Мотивация  к учебной деятельности Напомните   мне,   какую   большую   тему   мы   с   вами   изучаем?(используйте оглавление учебника) ­Внимательно просмотрите темы, которые мы изучили? ­Какая тема осталась?   На   свободной   строке   предположите   название   темы   нашего   сегодняшнего урока. 1.Среды жизни планеты Земля.  2. Экологические факторы среды.  3. Приспособления организмов к жизни в природе.  4. Природные сообщества.  5. Природные зоны России.  6. Жизнь организмов на разных материках.  7. Жизнь организмов в морях и океанах.  В   какой   раздел   они   входят?   ( Жизнь   организмов   на   планете Земля)                                                                ­ Какова цель нашего урока(повторить, обобщить и проверить знания) систематизировать и обобщить знания о живых организмах нашей планеты, их приспособленности   к   обитанию   в   различных   средах,   на   разных   материках, значении живых организмов в природе и жизни человека Посмотрите,   у   вас   на   столах   лежат   карты   урока,   которые   вы   должны заполнить, каждое задание оценивается баллами. От 1 до 5 ­   в конце урока поставить себе баллы и сдать листы мне на проверку. 3. Актуализация, систематизация и обобщение знаний 3.1. Ребята, у вас на столах лежит листок со стихотворением. Прочитайте его и скажите, о чем идет речь? Стихотворение «Среда обитания» У лисы и соловья, У сома  и журавля, У крота и муравья Жизнь у каждого своя. Каждый соблюдает точно Свой режим и дня, и ночи, И у каждого своё Облюбовано жильё. Выбирает привереда Лишь своё меню обеда, А в дороге изберут Каждый собственный Маршрут – У букашки и у птички Тем­ то каждый и хорош, Что на прочих не похож. (  Учащиеся  говорят   о   том,  что  каждый  организм   обитает   в  определенных условиях.  Выводится понятие «среда обитания»)  Определение записывается в карту.  Посмотрите,   что   можно   еще   увидеть   в   данном   стихотворении?   (   Ответ: разные виды среды обитания) Учитель: Правильно, ребята, мы можем увидеть здесь животных, обитающих в разной среде. ( Ответ учащихся) 3.2Предлагаю вам заполнить таблицу в вашей карте.  Водная среда сом Наземно ­ воздушная  Лиса,  соловей, журавль, муравей, букашка птичка.   Почвенная среда крот 3.3.Экологические факторы среды .Но на обитателей всех сред жизни влияют разные условия среды, как благоприятные, так  и неблагоприятные .Как они называются ?(экологические факторы ) 1.факторы неживой природы(абиотические) 2.факторы живой природы(биотические) 3.Человек как экологический фактор(антропогенный) Предлагаю вам  заполнить в ваших картах следующую таблицу Абиотические факторы выпавший снег, знойная жара, разлив реки   весной,   летний   дождь,   метель, наводнение. 3,6,10,11,14,15 Биотические факторы погоня   лисы   за   зайцем,   поедание малины   медведем,   опыление растений   насекомыми,   поедание цаплей лягушки, поселение гриба – паразита на дереве. 2,5,8,12,13 Антропогенные факторы Лесной   пожар,   выбросы   в   атмосферу, сброс мусора в реку, вырубка березовой рощи. 1, 4,7,9 Я   диктую   вам   ситуации,   вы   вносите   их   в   свою   таблицу,   распределив   по столбикам. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Лесной пожар, погоня лисы за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми, вырубка березовой рощи, разлив реки весной, летний дождь, поедание цаплей лягушки, поселение гриба – паразита на дереве, метель, наводнение. ( Самопроверка, выставление баллов) 3.4.Следующее   задание   я   бы   хотела   начать   с   такого   маленького стихотворения  Что же ты. Ёж такой колючий?  Это я на всякий случай:  Знаешь кто мои соседи ?  Лисы ,волки и медведи О   чем   идет   речь?   ответы   учащихся   –правильно   о   приспособлении   живых организмов к жизни в природе  Сейчас мы с вами выясним и вспомним это с помощью игры «Волшебный мел» На  доске  написаны слова  с пропущенными   буквами. Необходимо  вставить буквы и дать определение словам. Оп­л­н­е (опыление ) –обязательное условие для образования плодов. Сп­ч­а (спячка)­приспособление к холоду Б­л­й м­х (белый мех)­ заяц беляк, ласка, горностай, песец, не видимость на фоне белого снега. Зеленый к­зн­ч­к  (зеленый кузнечик)–невидимость на фоне зеленой травы. 3.5. Следующее задание мы опять начнем со стихотворения  На нем растут ромашки, Лютик едкий, клевер, кашка. Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как елка. Еще много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых. ( Луг) А луг, болото, лес, что это?  Ответы учащихся­ Природное сообщество. Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории.   Эта   территория   может   быть   очень   маленькой   по   площади. Например, наш аквариум. Чуть больше ­  луг, река. И громадной ­  вся наша  планета Земля.  Как бы вы назвали   живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории? (природные сообщества)   , а еще с какими понятиями   мы   с  вами   познакомились(пищевая   цепь,  круговорот   веществ   в природе )  А теперь выполним задание  Прочтите задание и определите, о каком сообществе идет речь? Составьте цепь   питания.   Определите,   кто   является   производителем,   потребителем, разрушителем. Задание для 1 группы В   данном   природном   сообществе   много   мхов,   почвы   торфяные.   Люди   с давних времен опасались это сообщество. Там произрастают растения­ мхи, багульник, сабельник, черника, голубика. Обитают жуки, лягушки, комары, цапли,   Задание для 2 группы змеи.   В данном природном сообществе всегда много белых грибов. Растут там, в основном дубы, много мхов и лишайников. Встречается земляника, малина. Животные­ белки, лисы, бурундуки, лоси, кабаны, муравья.  Задание для 3 группы В   данном   природном   сообществе   очень   жарко,   много   песка,   температура выше   40   градусов.   Растений   практически   нет,   можно   встретить   кактусы, молочаи.   Обитают   скорпионы,   пауки,   верблюды,   муравьи,   змеи,   ящерицы. Жить там практически невозможно. 3.6.Физкультминутка 3.7.Обратите внимание, на доске висят ваши рисунки. Вспомните, к какой теме   вы  их  рисовали? Что  вы  можете  сказать  о  данной  теме?   (учащиеся называют тему, вспоминают ее особенности.)  Метод эмпатии  Пожалуйста,   выберите   себе   рисунок   и   от   первого   лица   расскажите,   где обитает это животное и какие у него особенности. Какую природную зону или материк он занимает? Игра «Третий лишний» 1. Песец, лемминг, жираф ( животные тундры) 2. Сайгак, суслик, олень ( степь) 3. Рысь, заяц, полярная сова (тайга) 4. Кактус, верблюжья колючка, лилия (пустыня) 3.8. Спасибо, ребята, вы молодцы! Немного отдохнули – продолжим дальше.   Вы справились с заданиями, пришло время путешествовать.  Какой самый быстрый   вид   транспорта?   (самолёт).   Путь   будет   нелёгок,   но   в   опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. Времени мало ­ летим. Мы с вами пролетаем над морями, океанами и чем еще ребята вспомните(материками­крупные участки суши).А сколько материков вы   знаете   (Африка,   Евразия,   Австралия,   Северная   и   Южная   Америка, Антарктида) А кто обитает на них. Для  каждого материка свойственны свои особые   природные   сообщества   и   особые   что   ребята   (местные  виды   –это виды которые не встречаются  на других материках) Каждая   группа  с  помощью   интернет   источников   найти   эти   виды   и разместить их на карте Выберите   один   правильный   ответ   из   четырех   предложенных.   И приклеить правильный ответ на карте  3. 9. Пришла телефонограмма. Затонул корабль с золотом в точке 110с.ш  1420в.д Определите координаты. На каком аппарате мы будем спускаться?  ( батискаф). Почему? Это самое глубокое место в океане Марианская впадина. Если мы правильно  распределим организмы по этажам то слитки золота наши. Необходимо  выполнить следующее задание , вписать предложенный список организмов в  таблицу. глубины моря удильщик           Обитатели мелководий открытой воды   Акула Тунец Камбала Радиолярии Инфузория Диатомовые водоросли Пескожил Рак­отшельник Мидия Скат устрицы     4.  Рефлексия. Продолжите фразу: Сегодня на уроке я…… Мне больше всего понравилось….. Я обещаю, что на следующий урок я… Я считаю, что лучше всего мне удалось сегодня… На сегодняшнем уроке больше всего мне было трудно… Мне сегодня помогла … дружба 5.Подведение итогов Итак, ребята, чему сегодня был посвящен наш урок? ( ответ учащихся) Как вы можете, помочь поддержать разнообразие живых организмов на  нашей планете? Почему нам нужно большое количество разных видов животных?(ответы  учащихся) 6. Домашнее задание на выбор 1. Написать мини – сочинение: «Моя поездка на материк» 2. Нарисовать рисунок: «Жизнь на материке» Урок окончен. До свидание . Для составления разработки использовались материалы интернет сайтов.

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология

Урок по теме "Жизнь организмов на планете Земля" 5 класс биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018