На уроках математики тему «Симметрия» отведено очень мало времени, а эта тема интересная и для исследования. Приступив к исследованию, можно заметить, что симметрия не только математическое понятие, она проявляется как нечто прекрасное в живой и неживой природе, а также в творениях человека.
СИММЕТРИЯ....doc
0
«Центральная симметрия.»
Красная Дубрава 2017 1
Введение.
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек
на протяжении веков пытался постичь и создать порядок,
красоту и совершенство».
Герман Вейль.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов, магазинов и улиц, гор и
полей, творениями природы и человека. Симметрия – это удивительное
математическое явление. В древности это слово употреблялось в значении
«гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово
означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей,
пропорциональность».
Цель работы: познакомиться с основными видами симметрии и рассмотреть
применение видов симметрии в практической жизни
Задачи:
Описать виды симметрии.
Рассмотреть применение принципов симметрии в архитектуре п.Кадуй.
Использовать результаты исследования для формирования научного
мировоззрения, основанного на принципах симметрии.
Объект исследования: архитектурные сооружения .
Предмет исследования: симметрия и архитектура.
Актуальность исследования: понятие симметрии проходит
через всю многовековую историю человеческого творчества.
Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его
широко используют все без исключения направления
в физике и математике, химии и биологии, технике и
современной науки. Принципы симметрии играют важную роль
архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы
природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии
картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам
симметрии. Поэтому проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных условиях.
2.Центральная симметрия как преобразование плоскости 2
По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский,
живший в г.Регул. Отклонение от симметрии он определил
термином «асимметрия».
Симметрия в геометрии — свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие
на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и
на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно
этой плоскости (или прямой).
Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Под
симметрией принято понимать свойство геометрической фигуры,
расположенной в пространстве или на плоскости, заключающееся в
закономерном повторении равных ее частей. Изучение видов симметрии имеет
большое практическое и теоретическое значение для различных областей
науки и техники и, особенно, при изучении строения кристаллических
веществ.
Существует множество различных видов симметрии. К простейшим из них
относятся:
а) симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия);
б) симметрия относительно точки (центральная симметрия);
в) симметрия относительно прямой (осевая симметрия);
г) симметрия вращения;
д) цилиндрическая симметрия;
е) сферическая симметрия.
Виды симметрии.
Осевая симметрия.
Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (или тела) преобразуется
в симметричную ей относительно некоторой оси l точку А', называется осевой
симметрией (l ось симметрии). 3
Если точка А лежит на оси l , то
самой себе, т. е. А совпадает с
В частности, если при
симметрии относительно
оси l фигура F переходит сама в себя, то она называется симметричной
относительно оси l , а ось l называется осью симметрии.
она симметрична
А'.
преобразовании
Центральная симметрия.
Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры (тела) в точку А',
симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием
центральной симметрии или просто центральной симметрией.
Точка О называется центром симметрии и является неподвижной. Других
неподвижных точек это преобразование не имеет.
Если при преобразовании центральной симметрии
относительно центра О фигура F преобразуется в себя, то она
называется симметричной относительно центра О. При этом
центр О называется центром симметрии фигуры F 4
относительно плоскости (зеркальная симметрия).
Симметрия
В геометрии существует еще один вид симметрии симметрия
относительно плоскости.
Если преобразование симметрии относительно плоскости
переводит фигуру (тело) в себя, то фигура называется
симметричной относительно плоскости, а данная плоскость –
плоскостью симметрии этой фигуры.
В некоторых источниках, такую симметрию называют зеркальной.
А зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами
передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. В
сравнении с самим объектом его зазеркальный двойник
оказывается, вывернутым вдоль направления, перпендикулярного
плоскости зеркала.
Примерами фигур – зеркальных отражений одна другой – могут
служить правая и левая рука человека, правый и левый винты,
части архитектурных форм, некоторые природные кристаллы и
орнаменты, некоторые насекомые 5
Переносная (трансляционная) симметрия.
Этот вид симметрии состоит в том, что части целой формы организованы таким
образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на
определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал называют
шагом симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, а
расстояние а – элементарным переносом или периодом.
Переносная симметрия обычно используется при построении бордюров. В
произведениях архитектурного искусства ее можно увидеть в орнаментах или
решетках, которые используются для их украшения. Переносная симметрия
используются и в интерьерах зданий
Вспомогательные образы (плоскости, точки, прямые и т.д.), с помощью
которых устанавливается симметрия, называются элементами симметрии.
3. Симметрия в архитектуре.
Архитектура это строительное искусство, умение проектировать и создавать
города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и
улицы, парки. Во многих городах мира можно встретить церкви, дворцы и
особняки, современные здания театров, библиотек перед которыми захочется
остановиться и повнимательнее их рассмотреть. Это потому, что здания и улицы, 6
площади и парки, комнаты и залы своей красотой могут волновать воображение
и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры
запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и
Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в
Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди
не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и
образует пространственную среду для жизни и деятельности людей.
Ещё в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами пользой,
прочностью, красотой. Известное стремление человека к красоте вдохновляет
творческую фантазию архитектора на поиск всё новых необычных
архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного
образа сооружения.
Каждое здание производит своё впечатление: одно имеет торжественный,
праздничный облик, другое – строгий, третье – лирический. Памятники
архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от
друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и
художественные вкусы людей тех времен.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого
распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или
отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.).
Преобладание элементов вертикального ритма колонн, арок, проемов, создает
впечатление облегченности, устремленности вверх.
Наоборот, горизонтальный ритм карнизы, фризы, пояса и придает зданию
впечатление приземистости, устойчивости.
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е.
исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.
Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены
постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры и
триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и
многочисленные сооружения современной архитектуры.
Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей
обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря
этому она может рассматриваться лишь как часть целого.
Центральноосевая симметрия реже использовалась в истории
архитектуры. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в
подражание им парковые павильоны Центральноосевая симметрия 7
определяет также форму некоторых архитектурных деталей — например колонн
и их капителей.
Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они
могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы.
К редко используемым видам симметрии относится и винтообразная.
Она издавна применялась для элементов здания — винтовых лестниц и пандусов,
витых стволов колонн.
Диссимметрия.
Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря,
невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные
отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной
схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы
называем диссимметрией.
Диссимметрия — явление, широко распространенное в живой природе. Она
характерна и для человека. Человек диссимметричен, несмотря на то, что
очертания его тела имеютплоскость симметрии. Диссимметрия сказывается в
лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и
многих других органов, в строении этих органов.
Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для
русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и
индивидуальность его произведениям.
Частично нарушенная симметрия, отвечающая сложности жизненных процессов
и в то же время служащая художественным средством выражения этой
сложности, часто встречается и в современной зарубежной архитектуре. 8
Асимметрия.
С точки зрения математических понятий асимметрия — лишь отсутствие
симметрии.Однако обширная категория приемов композиции совсем не
покрывается этим негативнымопределением. В архитектуре — симметрия и
асимметрия два противоположных методазакономерной организации
пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам,
асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство
является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной,
однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения
заменяется зрительным равновесием. Асимметричные композиции в
процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний
жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких
композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов.
Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе
симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие
симметрию данного типа.
Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной
композиции.Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров,
расстановке силуэтных ипластических акцентов, но в направленности системы
пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение
которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи
междукоторыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер
имеют и многие природные формы — симметрии подчинены части, целое
асимметрично (пример — листья и дерево в целом).
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно
переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. Только
соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком
сооружение памятником архитектуры. 9
Диссимметрия - это отсутствие симметрии при организации
пространственной композиции. Единство асимметричной
системы достигается не тождеством частей и их
расположения, а зрительным равновесием.
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Урок по теме:"Симметрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.